Дипломная работа

«Взаимосвязь направленности личности и жизненных целей у студентов в зависимости от типа ценностных ориентаций»

  • 73 страниц(ы)
  • 3457 просмотров
фото автора

Автор: grebnevo

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Ценностные ориентации и их влияние на целеполагание личности

6

1.1. Ценностные ориентации: социальная и индивидуальная составляющие

6

1.2. Ценности индивида как мотив социальной деятельности 12

1.3. Типы ценностных мотивационных структур 20

1.4. Особенности целеполагания в зависимости от ценностных мотивационных ориентаций

30

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи структуры целеполагания и типа ценностных ориентаций, мотивационной структуры личности

42

2.1. Описание методик 42

2.2. Исследование типов ценностных ориентаций по методике М. Рокича

46

2.3. Исследование мотивационной структуры личности в группах студентов с различными типами ценностной ориентации

48

2.4. Исследование типов целеполагания в зависимости от направленности мотивационной структуры личности

53

2.5. Исследование корреляции ценностных ориентаций, мотивационных направленности, и целеполагания

58

Заключение 66

Список литературы 70

Приложения 73

ВВЕДЕНИЕ

Современная ситуация характеризуется таянием «жесткой» структуры общества. В обществе с «жесткой» структурой индивид является участником общей деятельности и совместных действий, он не планирует своего будущего отдельно от жизни группы, в которую он включен. В обществе с «жидкой» структурой индивид сам планирует и строит свою деятельность. Стремительное изменение социальных ситуаций приводит к качественному реформированию схем организации деятельности и условий формирования личности. Выбор человеком профессиональной деятельности во многом определяют его личностные качества.

Актуальность проблемы, определяется запросами теоретической науки в системном исследовании ценностно-мотивационной сферы личности, а также требованиями практики. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо разрабатывать программы обучения, учитывающие своеобразие психологических характеристик личности. В исследовании мы выделяем ценностные ориентации сохранения и изменения, обеспечивающие включенность человека в социальные ситуации. Рассматриваемая проблема, также углубляет представление о мотивационной направленности (деловая, общежитейская) личности и системной организации цели, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие, поскольку от умения ставить социально значимые жизненные цели, зависит способность человека включаться в новую профессиональную деятельность.

Целью исследования является изучение взаимосвязи мотивационной направленности (деловая, общежитейская) личности и жизненных целей студентов в зависимости от типа их приоритетных (сохранения, изменения) ценностных ориентаций.

Объект исследования: ценностные ориентации (сохранения, изменения) личности.

Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной направленности личности и жизненных целей студентов в зависимости от типа их приоритетных ценностных ориентаций.

Общая гипотеза: существует специфическая взаимосвязь мотивационной направленности личности и жизненных целей студентов в зависимости от типа их приоритетных ценностных ориентаций:

В случае преобладания ценностных ориентаций сохранения, у испытуемых более выражена общежитейская направленность (жизнеобеспечение, комфорт, общение) и постановка конкретных целей.

В случае преобладания ценностных ориентаций изменения, у испытуемых более выражена деловая мотивационная направленность (общая активность, социальная полезность, творческая активность), постановка как общих, так и конкретных целей.

Теоретические и экспериментальные задачи:

• изучение и анализ теоретических концепций и подходов по проблеме исследования;

• подбор и обоснование методик для проведения исследования;

• выявление групп испытуемых с разными типами структуры приоритетных ценностных ориентаций;

• сравнение специфики взаимосвязей мотивационной направленности и жизненных целей в разных группах испытуемых;

• интерпретация полученных результатов и формулирование выводов.

Методологические положения, на основе которых проводится исследование: представления Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, раскрывающие понимание механизма формирования психических процессов по логике действий сложившихся в общественной практике, концепция П.Я. Гальперина о природе психики «как ориентировочной деятельности», представление В.К. Шабельникова о таянии социальных структур.

Методики, используемые в исследовании: методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; методика «10 целей» Харламенковой Н.Е. для определения особенностей системы жизненных целей; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» (Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности//Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова).

Для раскрытия корреляционных связей применялся коэффициент Пирсона, для измерения статистически значимых различий – критерий Стьюдента.

База исследования: 30 студентов факультета государственного и муниципального управления.

Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, впервые раскрыты психологические характеристики ценностно-мотивационной сферы личности данной категории будущих специалистов в современной социальной ситуации.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные о взаимосвязи мотивационной направленности личности и жизненных целей студентов в зависимости от типа их приоритетных ценностных ориентаций, могут служить базой для разработки развивающих, адаптационных программ необходимых для повышения эффективности становления студентов в профессиональной деятельности. Результаты исследования позволят прогнозировать успешность профессиональной карьеры специалистов данной профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личные ценности являются генетическими производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Личные ценности укоренены в структуре личности и выступают как внутренние носители социальной регуляции. Леонтьев выделял три формы ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение в деятельности, личностные мотивационные структуры. Личностные мотивационные структуры воспринимаются индивидом через социальную идентификацию себя с социальной группой.

Ценности связаны с мотивационными образованиями. Можно выделить два уровня мотивационных образований. К одному уровню относятся конкретно-ситуативные мотивационные образования, релевантные единичной деятельности. Мотивационные образования другого уровня являются внеситуативными, устойчивыми и обобщенными. Они побуждают деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении конкретно-ситуативных мотивов.

По функциональному месту и роли в структуре мотивации лично-стные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности.

Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно-изменчивое, то ценности - стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.

Другая группа различий между потребностями и личностными ценностями связана с характером их мотивообразующих воздействий. Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее к чему-то «снаружи»

Ценности мы воспринимаем как что-то, внешнее, относящееся к миру. Хотя существуют релевантные любой ценности деяния и произведения, ни одно из них или их совокупность не может насытить и дезактуализировать ценность даже на короткое время.

Надо отметить, что большинство ценностных мотиваций формировалось в традиционных культурах, прежде всего, через восприятие подрастающим поколением социальных эстафет семьи, духовно-практического знания, передаваемого от старших к младшим.

Социальная ситуация, сложившаяся в настоящее время, характеризуется кризисом традиционных форм организации семьи. Эволюционное развитие цивилизации приводит к росту личностной свободы человека. Поэтому изменения в характере организации семьи в большей мере связано со своеобразием личностных отношений между супругами, чем с традициями общества.

Это приводит к формированию мотивационных структур личности, прежде всего, у молодого поколения, «подготовленных» и направленных на постоянные изменения, как потребностей, так и общественных ценностных идеалов. Это свидетельствует о возрастании доли людей с ценностными мотивационными структурами, направленными на изменение, по сравнению с долей людей с ценностными мотивационными структурами, направленными на сохранение.

Можно выделить ценности, выражающие интересы индивида - ценности, выражающие интересы группы. В данном случае к ценностям, выражающим интересы индивида, относятся следующие мотивационные типы - Власть, Достижение, Пассионарность, Саморегуляция, что не противоречит структуре теоретических динамических отношений блоков. Соответственно, к ценностям, выражающим интересы группы, относятся Добротолюбие, Традиция, Конформотсть, и это также не противоречит теоретической структуре.

Под инициативной ориентировкой индивида в ситуации дестабилизации мы понимаем целеполагание. Целеполагание может выступать как в свёрнутой форме, так и в развёрнутой. Свернутая форма целеполагания выражается в преобладании локальных (конкретных целей), в направленности на результат, характеризуется преобладанием принятия целей, поставленных другими. Развёрнутая форма целеполагания характеризуется наличием локальных и нелокальных целей, направленностью на процесс их достижения, а также преобладанием самостоятельной постановке целей.

Очевидно, что мотивации, ориентированные на сохранение требуют от личности постановку конкретных и реальных целей, так ориентация в ситуации уже социально запрограммирована культурой. Ясна сама цель и целесредственная цепочка.

В случае же доминирования у индивида ценностно-мотивационных пассионарных ориентаций, ориентированных на изменение и достижение, необходима постановка идеальных, локальных целей. Они только «предвосхищаются», но не очевидны. Поэтом для их осуществления необходима постановка ряда конкретных локальных, промежуточных целей, которые могут привести к достижению локальной цели.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

По результатам исследования выявлено, что житейская мотивация преобладает над рабочей, но её изменения с изменением уровня ориентации по ценностям не полностью соответствуют гипотезе. С уменьшением уровня ценностей сохранения не повышается рабочая мотивация и не понижается житейская. Очевидно, что взаимосвязь между ориентировкой в ценностях и структурой мотивации имеет невысокую степень корреляции.

Это связано с тем, что в процессе развития личности меняются как ценностные ориентации, так и мотивационная структура личности.

Таким образом, взаимосвязь ценностной ориентации изменения и рабочей направленности наблюдается менее выражено, чем взаимосвязь мотивационной житейской направленности с ценностной ориентацией сохранения.

Корреляция по ценностной ориентации изменения и её взаимосвязь с рабочей мотивацией и степенью идеальности целеполагания является слабой.

Следовательно, у большинства студентов преобладает ценностная ориентация сохранения с взаимосвязью по житейской мотивации и конкретным целеполаганием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., Высшая школа. 1999.

3. З. Бауман «Мыслить социологически»М.: Аспект-Пресс, 1996.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

5. Блауберг И. Б., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании//Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972.

6. Бодалев А.А. Психология о личности. – Спб., Речь. 2000.

7. Божович Л.И. Возрастная и педагогическая психология// Подростковый возраст. – М., Академия, 2003.

8. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания//Вопросы психологии, 1997, № 2.

9. Братусь В.С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатиях//Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова . 1970 №12.

10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – Спб., Союз 1999.

11. Донцов А.И. К вопросу о механизмах формирования личности//Психологические исследования. Вып. 5. М., 1975.

12. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. с. 12.

13. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

14. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2006.

15. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. – М., Смысл. 2002.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., Питер. 2000.

17. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – Мн. – Харвест., 2003.

18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., Сфера 2004.

19. Кюрегян Э.А. О ценностно-ориентационном аспекте типологии личности//Образ жизни и ценностные ориентации личности/Отв. ред. Л. А. Арутюнян. Ереван, 1979.

20. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс- культурную психологию. М.: Изд-во Ключ-С, 1999.

21. Лебедева И. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла// Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3.

22. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. ж., 2001, т. 22, №3.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., Смысл. 2001.

24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., Смысл, 2001.

25. Леонтьев А.Н. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 1996,

26. Леонтьев А.Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии, 1996. № 4.

27. Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб., Летний сад, 2005.

28. Розов М.А. «Проблема способа бытия в естественных и гуманитарных науках» Философ. Факультет УРАО, Ежегодник, М.: УРАО, 2001.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб., Летний сад., 2005.

30. Патяева Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. № 4.

31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., Просвещение, 1969.

32. Психология/ под ред. Сосновского Б. А. – М., Юрайт-Издат, 2005.

33. Тихомиров О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии//Хрестоматия по педагогической психологии. – М., Международная педагогическая психология, 1995.

34. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., Высшая школа, 1997.

35. Хрестоматия по педагогической психологии/пол ред. Красило А., Новгородцевой И.А.// Тихомирова О.К. понятие цель и целеобразования в психологии. – М., 1995 С. 82

36. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М., Академический проект, 2004.

37. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., Гардарики, 2000.

38. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951.

39. Matsumoto D. Culture's and Psychology. N.Y., 1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь направленности личности и жизненных целей у студентов в зависимости от типа ценностных ориентаций»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 940 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика