Дипломная работа

«Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы»

  • 81 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы выгорания и мотивации медицинских работников 10

1.1 Проблема профессионального выгорания: причины и факторы 10

1.2 Подходы к изучению мотивации личности в контексте трудовой деятельности 22

1.3 Особенности профессионального выгорания и мотивации медицинских работников 33

2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и мотивации у медицинских работников социальной сферы 40

2.1 Организация исследования 40

2.2 Обсуждение результатов 46

2.3 Программа преодоления и профилактики профессионального выгорания медицинских работников 56

Заключение 63

Список литературы 67

Приложения 72

Введение

Актуальность исследования. С развитием гуманистической психологии исследователи в области психологического здоровья личности, социологии, менеджмента и, непосредственно, сам человек все больше заинтересованы в изучении личных достижений, которые связаны с самоэффективностью и самоактуализацией. Однако, возникающее напряжение в процессе профессиональной деятельности приводит к появлению фрустрации, психоэмоциональных нарушений и соматическим заболеваниям, что в свою очередь, оказывает негативное влияние на всю жизнь человека, включая профессиональные достижения.

Возрастающий интерес к сохранению психологического здоровья, свободы воли, гармоничного существования в социуме отдельной личности способствует адаптации имеющихся теорий и появлению новых мотивационных концепций, с точки субъективного восприятия и отражения личностью объективных условий. Также большое внимание продолжает занимать вопрос профилактики выгорания и саморегуляции. Таким образом, многообразие методик мотивации и самомотивации способствуют работоспособности, заинтересованности и адаптивности личности в современных условиях, а также дают больше возможностей и свободы в принятии как рабочих решений, так и личностных. А профилактические методы повышения стрессоустойчивости помогут как молодым, так и опытным специалистам в адаптации к новым профессиональным условиям, совершенствованию в любой профессии, улучшению качества социальной адаптации и так далее.

Безусловно вопрос психологического здоровья и профессионального долголетия поднимается как на профессиональном уровне, так и бытовом. Тем не менее, проблему эмоционального выгорания профессионалов в сфере, связанной с тесным взаимодействием с большим количеством людей, и повышенной ответственностью, например, врачи, волонтеры, спасатели, медицинские работники и так далее. В совокупности с проблемой мотивации и самомотивации необходимо исследовать более глубоко ввиду психологического влияния и взаимовлияния профессионала и группы людей, часто подверженных еще большему стрессу.

Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Они сталкиваются с каждодневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения. Но по природе своей человек не может не реагировать и оставаться безразличным на проявления различных видов чувств, поэтому сопереживает все это вместе с окружающими. Весь этот «груз» эмоций отражается, как ухудшением здоровья самого человека, так и снижением результативности труда. Следовательно, развитие профессионального выгорания у медицинских работников может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, поскольку снижается качество не только профессиональных манипуляций, но и ухудшается психологический контакт с пациентом.

Таким образом, сохранение психологического здоровья и повышение стрессоустойчивости медицинских работников, в частности социальной сферы, может оказать непосредственное влияние на качество оказываемых услуг. А соответствие мотивационных характеристик целям профессиональной деятельности будет способствовать созданию психофизиологических условий для профилактики профессионального выгорания.

Анализ научных исследований позволил нам выявить следующие противоречия:

– между особенностями проявления профессионального выгорания и мотивами медицинских работников социальной сферы;

– между особенностями взаимосвязи профессионального выгорания и мотивационными характеристиками медицинских работников социальной сферы в зависимости от стажа работы;

– между потребностью профилактики и коррекции состояний психофизиологического и эмоционального истощения медицинских работников социальной сферы и недостаточностью содержательных и процессуальных аспектов их реализации.

Для разрешения данных противоречий в теории и практике мы сформулировали проблему исследования: как взаимосвязаны между собой показатели профессионального выгорания и мотивационные характеристики медицинских работников социальной сферы?

Цель исследования: изучение взаимосвязи профессионального выгорания и мотивационных характеристик личности (на примере медицинских работников социальной сферы).

Объект исследования: профессиональное выгорание личности.

Предмет исследования: взаимосвязь профессионального выгорания и мотивационных характеристик личности (на примере медицинских работников социальной сферы).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профессиональное выгорание имеет связь с мотивационными характеристиками медицинских работников, а именно:

– эмоциональное истощение, деперсонализация, пресыщение и утомление будет ниже у медицинских работников с выраженной потребностью во влиянии и развитым мотивом власти;

– медицинские работники с доминирующей мотивацией в саморазвитии и выраженной потребностью в креативности меньше испытывают монотонию и однообразие в профессиональной деятельности;

– пресыщение и утомление в профессиональной деятельности испытывают медицинские работники с выраженной мотивацией в социальной востребованности и потребностью в структурировании деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследовательской работы были определены задачи исследования:

– провести теоретический анализ литературы по вопросам мотивационных характеристик и особенности профессионального выгорания работника на примере медицинского работника социальной сферы;

– проанализировать связь профессионального выгорания и мотивации медицинских работников социальной сферы;

– определить с помощью эмпирических исследований особенности мотивационного профиля и выгорания медицинских работников;

– рассмотреть на основе полученных данных возможные программы профилактики профессионального выгорания и мотивации для медицинских работников социальной сферы с целью профилактики профессионального выгорания

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– исследования синдрома выгорания как психофизиологического и эмоционального истощения организма (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Э. Пайнс, Х. Фрейденберг, А. Широм);

– теория стресса (Ф.Е. Василюк, Л.В. Куликов, Ф.З. Меерсон, Г. Селье);

– теоретические аспекты развития профессионального стресса (К. Броннер, А.К. Маркова, Е. Перлман, З. Фрейд, Б. Хартман);

– теории мотивации и самомотивации (Ф. Герцберг, Э. Диси, Д. МакГрегор, Д. МакКлеланд, А. Маслоу, Э. Мэйо, Ж. Нюттен, Р. Райан, А. Реан, Ф. Тейлор, А.Н. Леонтьев);

– теоретические основы и практический анализ профессионального выгорания и мотивации медицинских работников (Н.А. Аминова, Л.Н. Бабинцева, М.М. Бафаев, М.А. Марценюк, С.В. Умняшкина, М.Н. Усманова, М. Фулан).

Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

– теоретические: теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;

–психодиагностический метод (Опросника на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексона, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» по методике А. Леоновой, С. Величковской; методика «Мотивационный профиль личности» Ш. Ричи и П. Мартин);

– методы математической статистики (коэффициент корреляции К. Пирсона, сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента).

Экспериментальная база исследования: учреждения социального обслуживания: Шилкинский ДИ, Первомайский ДИ.

В исследовании приняли участие медицинские работники двух учреждений социального обслуживания: Шилкинский ДИ, Первомайский ДИ. Выборка состоит из 54 человек из 2-учреждений в равной пропорции. Возраст респондентов – от 20 до 60 лет. Стаж работы – от 1 года до 30 лет.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом теоретико-поисковом этапе (март 2023 года – май 2023 года) осуществлялось изучение и анализ теоретического и эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составлялась программа исследования. Была сформулирована тема и рабочая гипотеза, определен объект, предмет и задачи исследования. Был подобран методологический аппарат для проведения эмпирических исследований по выявлению особенностей выгорания медицинских работников социальной сферы и иерархии мотивов их профессиональной деятельности.

На втором этапе (июнь 2023 года – сентябрь 2023 года) осуществлялся сбор, обработка и анализ данных по выбранным методикам. Проводился корреляционный анализ взаимосвязи профессионального выгорания и мотивационных характеристик медицинских работников.

На третьем заключительно–обобщающем этапе (октябрь 2023 года – январь 2024 года) были сформулированы основные выводы, полученные в результате эмпирического исследования и предложены рекомендации для профилактики выгорания медицинских работников с учетом иерархии их мотивов. Осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.

Научная новизна исследования заключается в:

– выявлении и интерпретации взаимосвязи показателей профессионального выгорания и мотивационных характеристик медицинских работников социальной сферы;

– уточнение особенностей психических состояний, отражающих профессиональное выгорание во взаимосвязи с различными мотивационными характеристиками медицинских работников социальной сферы.

Теоретическая значимость: углубленный анализ проблематики профессионального выгорания и возможности повышения уровня мотивации современных медицинских работников, а также обоснование вопроса взаимосвязи профессионального стресса и мотивации медицинских работников социальной сферы.

Практическая значимость: результаты данной выпускной квалификационной работы могут использоваться для просвещения медицинские работникического состава по проблеме выгорания и мотивации медицинских сотрудников организаций социальной сферы, а предложенная программа профилактики может быть использована психологами и сотрудниками для снижения эмоционального напряжения и повышения уровня мотивации и самомотивирования.

Достоверность результатов исследования: обеспечена тем, что выбранные методики соответствуют предмету, задачам и целям исследования и являются надежными и валидными; анализ полученных данных проводился с использованием методов математико-статистического анализа; сбор и анализ данных производился с личным участием автора.

Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе теоретического состояния проблемы, организации эмпирического исследования и проведения корреляционного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

– наличие у медицинских работников мотивов и потребностей, связанных с проявлением креативности, творчества и поиском инноваций в профессии, может препятствовать повышению уровня эмоционального истощения и снижать возможности развития профессионального выгорания;

– мотивация, связанная с востребованностью, усиливает эмоциональное истощение, что свидетельствует о связи мотивации во влиянии и власти, повышенной ответственности в профессиональной деятельности с высоким эмоциональным напряжением;

– мотивация, связанная с креативностью и творчеством, отрицательно связана с монотонией, что проявляется в стремлении медицинских работников к разнообразию в профессиональной деятельности;

–выгорание и пресыщение в медицинские работникической деятельности отрицательно связаны с потребностью медицинских работников в разнообразии и самосовершенствовании; то есть стремление к саморазвитию, разнообразию и повышению уровня своего профессионализма помогает медицинским сотрудникам избежать скуки и психического пресыщения в профессиональной деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 наименования).

Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 10 рисунков. Основной текст работы изложен на 75 страницах.

Фрагмент работы

1 Теоретический анализ проблемы выгорания и мотивации медицинских работников

1.1 Проблема профессионального выгорания: причины и факторы

Повышение интереса к проблеме профессионального выгорания в современном мире обусловлен нестабильной экономической ситуацией, непрерывным информационным шумом с явно выраженным негативным окрасом, возрастающим спросом на модернизацию во всех сферах деятельности.

Быстро развивающееся общество накладывает свои отпечатки на качество стресса. Так, например, культ успеха и вечного благополучия способствует развитию эмоциональной черствости как к себе, так и к окружающим, стиранию границ между «хочу и нужно, модно», появлению «ложных» эталонов и целей. Что в свою очередь усложняет систематизацию стратегий совладения со стрессом, и повышение адаптивности человека .

Рассматривая синдром выгорания, следует отметить разнообразие терминологии, связанной с проблематикой. Феномен выгорания в разных работах упоминается как синдром эмоционального выгорания, эмоционального сгорания, профессионального выгорания, психического выгорания; в иностранных источниках данная проблема определяется как «burnout» – просто выгорание.

Первым термин выгорание ввел американский психолог Х. Фрейденберг, проводя исследования психоэмоционального истощения представителей социальных профессий. В дальнейшем границы исследований расширились и стали охватывать и другие профессии, представители которых подвержены воздействию продолжительного или сильного кратковременного стресса .

По мнению Г.С. Никифорова, «наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, что позволяет исследовать это явление в аспекте личной деформации профессионала» .

Согласно однофакторной модели Э. Пайнс и Э. Арансона, разработанной в 1988 году, выгорание – «физическое, эмоциональное и когнитивное истощение», вызванное долговременными эмоциональными нагрузками, при этом негативные переживания и изменение в поведении являются следствием такого напряжения.

Д. Дирендок, Б. Шауфели, Х. Сиксма на основе своих исследований среди медицинских сестер предложили рассматривать синдром выгорания как сочетание проявлений эмоционального истощения и деперсонализации под воздействием продолжительных психоэмоциональных нагрузок. Авторы акцентировали внимание на физических проявлениях синдрома и изменении социальных отношений.

По мнению В.В. Бойко синдром эмоционального выгорания является своего рода механизмом психологической защитой, выработанной личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия . Предложенные автором факторы выгорание делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность, напряженность в коллективе, психологически трудный контингент. Внутренние факторы – склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация.

По данным Всемирной организации здоровья, выгорание проявляется не только как «физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, но и повышенная подверженность соматическим заболеваниям (в том числе сердечно-сосудистой системы) и риску развития физиологической зависимости от алкоголя и других психоактивных средств, используемых для временного облегчения, а также суицидальному поведению» . При этом, в современных трудах выгорание выводится за пределы общего понятия стресса, и определяется как длительный, продолжительный стресс. А по мнению А. Широма, выгорание – процесс истощения психоэмоциональных и физических ресурсов в следствие хронического напряжения .

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие стресса не всегда может привести к психоэмоциональным нарушениям, но профессиональное, эмоциональное выгорание свидетельствует о наличии постоянного стресса и недостаточности адаптационного ресурса.

В своем труде Н.Е. Водопьянова рассматривает психодинамику стресса как активное взаимодействие субъекта с ситуацией, в том числе профессиональной, посредством эмоциональной реакции, когнитивной оценки преодолевающего поведения и адаптации. Следует отметить, что степень неопределённости ситуации, несоответствие мотивационных характеристик целей и концептуальных знаний влияют на уровень требований к адаптационным ресурсам человека и детерминирует психологическое состояние человека .

Г. Селье определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Разделив стресс на «эустресс» и «дисстрес», Селье отмечал, что стресс — это всегда потеря равновесия, даже если он положительный.

Селье также указал на реакцию надпочечников на различные стресс- факторы: путем выработки стероидных гормонов (глюкокортикоидов). Что в свою очередь, доказывает физиологическое влияние стресса (реального или воображаемого) на пробуждение внутреннего адаптационного ресурса .

Таким образом, стресс-синдром рассматривается как способы реагирования на трудные обстоятельства, проявляющиеся и начинающиеся как «острые стрессовые состояния, продолжающиеся через аккумуляцию эффектов в формировании устойчивых личностных деструкций и деформаций, далее детерминирующие различные патологические сдвиги» .

Некоторые ученые отмечали, что стресс – это непосредственно негативное воздействие на психическое или физическое состояние, нарушающее систему гомеостаза. При этом, Л.В. Куликов, основываясь на работах Г. Селье предлагает рассматривать стресс как интегральный ответ организма на экстремальную нагрузку .

Ф.З. Меерсон определял «стресс как стандартную реакцию организма на любой новый фактор среды, которая сопровождается активацией определенных систем организма и является необходимым звеном более сложного процесса адаптации» .

По мере развития теории стресса, исследователи пришли к выводу, что стресс необходимо рассматривать не только как кратковременные или хронические воздействия, но и с точки зрения поведенческих изменений, социальных деформации и профессиональных деструкций .

Рассматривая выгорание как динамический процесс, выделяют три фазы выгорания согласно фазам развития стресса:

– тревожное – возникает при длительном психоэмоциональном стрессе; «запускается механизм» недовольства собой, профессией; при невозможности устранения стрессового обстоятельства возрастает тревога, возникает чувство беспомощности; полное включение всего психоэмоционального потенциала для решения проблемы, в случае отсутствия положительного результата, впадает в ступор;

– резистенция (сопротивление) выражается в избирательном эмоциональном реагировании, эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей, с целью оградить себя от неприятных впечатлений;

– истощение – наблюдается эмоциональный дефицит и отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психофизиологические нарушения; человек осознает, что не может отдаваться работе как прежде .

При этом, особенность психологической и физической реакции человека является то, что стресс может быть «спровоцирован» как реальными, так и вероятными событиями и протекать физиологическом (психосоматические проявления), поведенческом (раздражительность, агрессия, уход в себя), когнитивном (нарушения памяти и концентрации) и эмоциональном уровнях (страх, гнев, тоска, чувство вины) .

Под влиянием стресса деятельность человека носит дезорганизующий характер, в результате такого поведения возникают психоэмоциональные нарушения. Гнев, бессонница, неврозы, депрессия, повышенная тревожность, нарушения памяти, неустойчивость эмоционального характера – вот неполный перечень психоэмоциональных нарушений, которые возникают в результате нахождения человека в стрессовом состоянии. Таким образом, данный вопрос особенно важен при изучении стресса в профессиональной деятельности .

Е. Перлман и Б. Хартман в своих исследования предложили выделить 4 стадии развития профессионального стресса :

– рабочая ситуация способствует стрессу: ввиду несоответствия навыков и профессиональных требований; несоответствия ожиданий или ценностям субъекта труда;

– восприятие, переживание стресса зависит от субъективной оценка стрессовости ситуации; ресурсов личности; ролевых и организационных переменных;

– реакция на стресс: физиологическая (физическое истощение); аффективно-когнитивная (эмоциональное истощение, деперсонализация); поведенческая (снижение рабочей продуктивности);

– многомерность переживания хронического стресса; физическое и эмоциональное истощение; нарушение работы адаптационных ресурсов.

У людей, оказавшихся в такой ситуации, наблюдаются различные реакции. Для некоторых людей стресс является мотиватором, они собраны, сосредоточены, действуют четко и логично в соответствии с тем, что необходимо сделать. Для других людей ситуация прямо противоположна.

Стресс деактивирует человека, и он не способен ни на какие действия и решения. Наблюдается процесс своеобразной деградации, люди боятся осознать появление этого сигнала, опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие .

Заключение

В рамках данного исследования ставилась цель, направленная на изучение взаимосвязи профессионального выгорания и мотивационных характеристик личности (на примере медицинских работников социальной сферы).

Поставленная цель исследования была обусловлена противоречием, связанная с необходимостью выявления системы факторов, детерминирующих успешность профессиональной деятельности медицинских работников, и отсутствием эмпирического изучения взаимосвязи профессионального выгорания с мотивационными характеристиками медицинских работников Взаимозависимость мотивации и профессионального выгорания исследуется уже не первое десятилетие. Данное исследование было предпринято, чтобы изучить возможности внедрения программы профилактики профессионального выгорания у медицинских работников: на уровне организации и на уровне личности.

В ходе анализа научной литературы был сделан вывод о том, что профессиональное выгорание есть негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.

Профессиональному выгоранию подвержены сотрудники, вынужденные по роду профессиональной деятельности много и интенсивно общаться с разными людьми. К данным профессиям относятся руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т.п.

Мы видим, что профессия медика – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Эта профессия характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов. Часто медицинские работники нуждаются в профилактике профессионального выгорания.

В настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. В исследованиях показано, что наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностного роста и самореализации. При этом обзор научной литературы показывает, что эвристическим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома.

Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.

В соответствии с целью было проведено теоретическое и эмпирическое исследование, в результате которого были достигнуты задачи исследования, а именно:

– был проведен теоретический анализ литературы по вопросам мотивационных характеристик и особенности профессионального выгорания работника на примере педагога общеобразовательной организации;

– определены в процессе эмпирического исследования особенности мотивационного профиля и выгорания медицинских работников;

– были выявлены и проанализированы связи между показателями профессионального выгорания и мотивационными характеристиками медицинских работников;

– рассмотрены на основе полученных данных возможные программы и разработаны рекомендации по профилактике профессионального выгорания и повышению трудовой мотивации для медицинских работников с целью профилактики профессионального выгорания.

Как показало проведенное исследование, все больше психологов уделяют внимание развитию навыков самомотивации профессионала в своей деятельности. Так, например, М. Фулан считает, что решающую роль в повышении качества образования играет внутренняя мотивация педагога, тогда, «когда потребность педагога «находит» себя в предмете своей деятельности» .

Полученные эмпирические данные подтвердили гипотезу исследования, а также положения, выносимые на защиту:

– наличие у медицинских работников мотивов и потребностей, связанных с проявлением креативности, творчества и поиском инноваций в профессии, может препятствовать повышению уровня эмоционального истощения и снижать возможности развития профессионального выгорания;

– мотивация, связанная с востребованностью, усиливает эмоциональное истощение, что свидетельствует о связи мотивации во влиянии и власти, повышенной ответственности в профессиональной деятельности с высоким эмоциональным напряжением;

– мотивация, связанная с креативностью и творчеством, отрицательно связана с монотонией, что проявляется в стремлении медицинских работников к разнообразию в профессиональной деятельности;

– выгорание и пресыщение в педагогической деятельности отрицательно связаны с потребностью медицинских работников в разнообразии и самосовершенствовании; то есть стремление к саморазвитию, разнообразию и повышению уровня своего профессионализма помогает сотрудникам медицинских организаций социальной сферы избежать скуки и психического пресыщения в профессиональной деятельности.

Полученные теоретические и эмпирические данные в ходе реализации научно-исследовательской работы могут использоваться для просвещения педагогического состава по проблеме выгорания и мотивации сотрудников общеобразовательных организаций, а предложенная программа профилактики профессионального выгорания может быть использована психологами и медицинскими работниками для снижения эмоционального напряжения и повышения уровня мотивации и самомотивирования медицинских работников.

Таким образом, в результате проведенного научного исследования, поставленная цель, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы

Абабков В. А. Адаптация к стрессу. М.: Перре, СПб.: Питер, 2004. 210 с.

2. Алимова Е. Р., Печенкина Т. И., Петров Е. В., Филимонова Е. А. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциалов личности: Монография / Отв. ред. к.т.н., доц. Петров Е. В. Минобрнауки России, ТГАСУ; Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2020. 88 с.

3. Аминов Н. А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Исследование педагогических способностей социальных работников // Социальная работа / Под ред. И.А. Зимней. М., 1992.

4. Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы. М.: из-во МГОУ, 2013. 164 с.

5. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие 2-е изд. М.: Инфра-М, 2009. 320 с.

6. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 271 с.

7. Беляева И. Ф. Трудовая мотивация: механизмы формирования и функционирования // Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.: НИИ Труда, 1992.

8. Березенцева Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (16). С. 22-28.

9. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала / Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2003.

10. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2005. 105 с.

11. Василюк, Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 2016. № 5. С. 71-79.

12. Ведяев Ф.П. Мозг, эмоции, здоровье. М., 1983.

13. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

14. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2006. 290 с.

15. Водопьянова, Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. С. 276–282.

16. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. 7-е изд., доп. М.: Норма, 2007. 448 с.

17. Герчиков В. И. Типологическая модель мотивации [электронный ресурс] URL: https://delfy.biz/methods/tmg (дата обращения 09.12.2023)

18. Григорьева М. В. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. вып.3. 110 с.

19. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2011. 656 с.

20. Дубовицкая Т. Д. Диагностика мотивации профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 128-132

21. Захарова Т. И., Гаврилова С. В. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 216 с.

22. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 990 с.

23. Коломиец, А.И. Профессиональное выгорание на рабочем месте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 23- 31.

24. Костина Л. А., Великанова Л. П., Гуреева Л. П. Клинико- психологические характеристики синдрома выгорания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. №11 С. 57-59.

25. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

26. Лабзова И. Ю. Теория самоопределения и ее применение в зарубежной образовательной практике // Человек и образование, 2017. № 3(52) С. 152-156.

27. Леонова А. Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995.

28. Лукина, В.С. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Педагогика. Психология. Философия, 2018. №4 (12). С. 33-38.

29. Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М., 2010.

30. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592с.

31. Марценюк М. А. Профилактика педагогического стресса посредством релаксационного консультирования // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования Сборник научных трудов, 2016. С. 292-295.

32. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия, 1999 [электронный ресурс] // https://pedlib.ru/Books (дата обращения 02.12.2023)

33. Меламед С., Кушнир Т., Широм А. Выгорание и факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний / Поведение мед. 1992. С. 53-60.

34. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002. 607 с.

35. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

36. Пичужкина Д. Ю., Смекалова Е. С., Шкунова А. А. Проблема профессионального выгорания в разных странах // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №7. С. 76-81.

37. Райан Р. М., Мимз В. и Кестнер Р. Связь непредвиденных обстоятельств вознаграждения и межличностного контекста с внутренней мотивацией: обзор и тест с использованием теории когнитивной оценки // Журнал личности и социальной психологии, 1983. № 45. С. 736-750.

38. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. Пособие для вузов / Пер. в англ., под ред. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 399 с.

39. Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. №4. - С. 81 – 87.

40. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) дис. канд. псих. наук С.В. Умняшкина. Томск, 2011. 78 с.

41. Усманова М. Н., Бафаев М. М. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. № 10. С. 23-32.

42. Филиппова А. А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности / А.А. Филипова, П.М. Карпенкова // Молодой ученый. 2020. №43 (333). С. 88- 92.

43. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow, 2011. №4. С. 79–105.

44. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа [электронный ресурс] URL: // https://bookap.info (дата обращения 03.12.2023)

45. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-ое расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

46. Brill P.L. The need for an operational defition of burnout / P.L. Brill // Family and Community Health. 2014. № 6. С. 12-24.

47 Deci E. L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington Books, 1980.

48. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior, 1985.

49. Deloitte / The social enterprise in a world disrupted. Leading the shift from survive to thrive / 2021 Deloitte Global Human Capital Trends [электронный ресурс] URL: https://2.deloitte.com/ru/rupages/human-capital/articles/human- capital-trends-2021.html (дата обращения 20.12.2023)

50. Ryan R. M. and Deci E. L. [электронный ресурс] URL: https://mmrg.pbworks.com/f/Ryan,+Deci+00.pdf (дата обращения 20.12.2023)

51. [электронный ресурс] URL: https://selfdeterminationtheory.org (дата обращения 20.12.2023)

52. [электронный ресурс] URL: https://hse.ru (дата обращения 20.12.2023)

53. [электронный ресурс] URL:https://russia.ecpp.org (дата обращения 20.12.2023)

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы»
Раздел: Медицина
Тип: Дипломная работа
Страниц: 81
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика