Курсовая работа
«Оценка внешней рыночной среды предприятия»
- 51 страниц
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы оценки внешней рыночной среды предприятия 5
1.1 Понятие и сущность внешней рыночной среды организации 5
1.2 Методы оценки внешней рыночной среды 12
2 Оценка внешней рыночной среды АО «Пуратос» 19
2.1 Характеристика деятельности АО «Пуратос» 19
2.2 Анализ факторов внешней среды АО «Пуратос» 26
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Для успешного функционирования предприятию необходимо постоянно учитывать влияние факторов внешней среды. Внешняя среда является источником, необходимым для поддержания внутреннего и внешнего потенциала предприятия на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, но ресурсы не безграничны. На них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы и конкуренты вытеснят её с занимаемой ниши на рынке.
Внешние факторы также имеют значительное влияние на человеческие ресурсы организации. При изменении спроса на продукцию, выходе конкурентами новой продукции или услуги на рынок отражаются на потенциале организации не всегда в лучшую сторону. Потому перед управляющим звеном предприятия стоит важная задача формирования эффективной и конкурентоспособной системы управления персоналом с учетом влияния всех возможных факторов внешней среды, которая поможет сохранить и повысить эффективность трудовых ресурсов организации.
Данная проблема рассматривается в исследованиях многих ученых: Долиной Н.Н., Мелихова Ю.А., Нойкина С.А., Поповича А.М., Сутиной А.А., Бакеевой Й.Р., Ультана С.И. и др. Труды и научные результаты, полученные ими имеют большое значение для решения обозначенной проблемы.
Актуальность исследования заключается в необходимости поиска направлений развития системы управления персоналом АО «Пуратос». В этой компании деятельность направлена на производство высокотехнологичной продукции, поэтому степень влияния факторов внешней микросреды на эффективность работы очень важна.
Цель курсовой работы - показать преимущества использования инструментов оценки маркетинговой и конкурентной среды предприятия в современных условиях рыночных отношений.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены понятие и сущность внешней микросреды организации;
-рассмотреть инструменты анализа внешней микросреды и ее факторы;
-дать общую характеристику АО «Пуратос»;
-проанализировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия, влияющие на АО «Пуратос»;
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие по поводу анализа внешней среды АО «Пуратос»
Объектом исследования выступает АО «Пуратос».
Данная работа состоит из двух разделов. В первом разделе представлены теоретические и методические аспекты изучения внешних факторов предприятия. Во втором проведен анализ внешней микросреды АО «Пуратос».
1 Теоретико-методологические основы оценки внешней рыночной среды предприятия
1.1 Понятие и сущность внешней рыночной среды организации
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает их осуществление.
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ в. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 1960-е гг. в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными [5].
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям [12].
Цель руководящего звена состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
Чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности [11].
В деятельности любой организации существуют условия и факторы, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать как состоящую из двух сфер: внутренней и внешней.
Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (или рабочая, или непосредственное окружение, или среда косвенного воздействия) и микросреду (или общая, или непосредственное деловое окружение, или среда прямого воздействия) [8].
В экономической литературе выделяются различные концепции внешней среды организации, наиболее широко распространён подход, согласно которому внешняя среда имеет двухуровневую «иерархическую» структуру. Согласно концепции «иерархической» структуры внешней среды, выдвинутой У. Диллом и получившей развитие в работах Дж. Томпсона, низшим уровнем данной структуры является «внешний слой» организации, или «среда её задачи». «Среда задачи» включает те предприятия, которые непосредственно влияют на установление и осуществление целей данной организации. Всё, что находится за пределами «среды задач», рассматривается как «общая среда» – источник экономических, технологических, политических, социальных воздействий.
Впервые понятие внешней среды было дано в «Тектологии (Всеобщей организационной науке)» А.А. Богданова. Она разделялась на консервативную и изменчивую. Л. Фон Берталанфи и В.Н. Садовский – основатели общей теории систем – рассматривают внешнюю среду как часть пространства, находящегося за пределами внутренней среды. А. Негоди выделяет социетальную среду и среду задачи [11].
О. Виханский разделяет внешнюю среду на общее внешнее окружение и непосредственное деловое окружение, В. Архипов – на дальнее и ближнее окружение, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури – на две составляющие: прямого и косвенного воздействия, Ф. Котлер – на макро- и микросреду. Дж. Ван Гиг представляет внешнюю среду уже как фактор управления. Э. Коротков называет управление внешними процессами инфраменеджментом [4].
Однако принято под внутренней средой понимать хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности [3].
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе.
Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.
Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде (см. рис. 1.1).
В настоящее время маркетинг является основой организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продуктов, и предоставлению дополнительных услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателя с целью получения маржинальной прибыли. Процесс управление маркетингом на предприятии позволяет оперативно регулировать работу и развитие организации и уменьшать риски потери вложений в производство и сбыт продукции компании.
Анализ маркетинговой среды показал, что компания «Пуратос» эффективно функционирует на рынке ингредиентов для хлебопекарных и кондитерских производств, используя взвешенный подход для эффективного взаимодействия с факторами внешней и внутренней среды.
В условиях активно развивающейся конкурентной среды необходимо регулярно проводить анализ конкурентоспособности компании на фоне других представителей рынка.
Результаты проведенного в рамках научной работы исследования позволили сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Определено понятие внешней среды организации как все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
2. Внешняя среда организации прямого воздействия – это поставщики, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе их прямое влияние.
Все факторы прямого воздействия оказывают влияние на организацию система персонала.
Достигнута цель работы - выявлены преимущества применения инструментов оценки маркетинговой и конкурентной среды компании «Пуратос».
В рамках проведения оценки конкурентоспособности и маркетингового окружения решены следующие задачи:
1. Определена важная роль маркетинга в управлении конкурентоспособностью организации. Связывая воедино все производственные процессы, маркетинг способствует ориентированию компании на запросы потребителей, соответствие продуктов компании всем текущим тенденциям и трендам и стимулирует постоянный спрос на продукцию компании. Маркетинг является одной из основ повышения эффективности управления и находится в непрерывном взаимодействии со стратегическим управлением.
2. Проведено исследование макро и микро маркетинговой среды компании «Пуратос» с использованием PEST и SWOT анализа. Исходя из результатов проведенных анализов, можно сделать вывод об устойчивости компании и определить перспективы развития. Отдел маркетинга компании верно сформировал представление о конкурентных преимуществах и сформировал реальную оценку хлебопекарного и кондитерского рынка, тем самым определена перспектива развития компании.
В заключении необходимо сказать, что рынок хлеба и кондитерских изделий, по прогнозам экспертов, будет расти в ближайшие пять лет, что дает возможность отличных перспектив развития компании «Пуратос».
1. Агафонов А. Сетевой маркетинг / А. Агафонов. – М.: Веллби, 2021. – 342 с.
2. Анфиногенова Е.Б. Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий /Е.Б. Афиногенова. – СПб.: Реноме, 2021. – 142с.
3. Барден Ф. Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. – М.: Вильямс, 2020. – 449 с.
4. Березин И.С. Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт / И.С. Березин. – М.: Альпина Бук, 2021. – 399 с.
5. Вельяминова Е.Н. Составляем бюджет маркетинга. – М.: Статус Кво 97, 2021. – 95 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2020. – 420 с.
7. Грунич О.Ю. Маркетинг / О.Ю. Грунич. – С.Пб.: Лань-Трейд, 2020. – 338 с.
8. Грушняк Е.Т. Оценка эффективности маркетинговых инструментов / О.Ю. Грушняк // Консультант. 2021. № 12. – С. 67–68.
9. Егоршин А.П. Маркетинг организации / А.П. Егоршин. – С.Пб.: Питер, 2020. – 390 с.
10. Инструменты маркетинга: как выбрать самый эффективный // Электронный ресурс. URL: https://www.gd.ru/article/article/print?id=9638 (дата обращения 16.10.2023)
11. Корнеев А.Н. Основные составляющие маркетинга / А.Н. Корнеев // Консультант директора. 2021. № 6. – С. 21–27.
12. Манич А.А. Проверьте свой маркетинг / А.А. Манич // Вопросы теории и практики управления. 2021. № 6. С. 81–83.
13. Суворовцева М.Ю. Комплекс маркетинговых мероприятий для малого бизнеса / М.Ю. Суворовцева // Маркетинг. 2021. № 10. – С. 94–97.
14. Тюрин Д.В. Маркетинговая деятельность компании / Д.В. Тюрин. – М.: Кнорус, 2021. – 497 с.
15. Устьянцев Н. Е. Современные составляющие внутренней среды фирмы при проведении маркетинговых исследований // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально- экономический аспекты Материалы XVI Всероссийской студенческой научно- практической конференции. – 2018. – С. 300-302.
16. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент. 5-е издание. 2016. – С. 552-560.
17. Ширшова, О. И. Концептуальная модель исследования маркетинговой ориентации российских компаний / О. И. Ширшова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2015. – Т. 9, № 3. – С. 141–160.
18. Штерн, К. Стратегии, которые работают: Подход BCG. / К. Штерн, Дж. Сток. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015. – С. 475-496.
19. Хазиахметова Г. А. Оценка эффективности реализации потенциала институтов развития инвестиционной деятельности региона (на примере Республики Татарстан) // Финансовая экономика. - 2018. - №6. - С.375-379.
20.Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер / пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 456 с.
Тема: | «Оценка внешней рыночной среды предприятия» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка рекомендаций по повышению рыночной стоимости предприятия
Отчет по практике:
Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Курсовая работа:
Анализ внешней социальной среды ПАО "Сбербанк России"
Отчет по практике:
Внешняя и внутренняя среда предприятия и взаимодействие с ней
Курсовая работа:
Характеристика внутренней и внешней среды предприятия (на примере сельхозпредприятия)