Курсовая работа

«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров - ремесленников»

  • 43 страниц(ы)
  • 423 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение….….…3

Глава I. Теоретические аспекты вопроса приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников….….…5

1.1. Декоративно-прикладное искусство России и его значение в развитии личности детей дошкольного возраста ….….5

1.2. Дидактическое значение ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников по мотивам декоративно-прикладного искусства .….….…12

Глава II. Методические подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников на примере декоративной росписи….….….17

2.1. Методические особенности организации процесса обучения приемам декоративной росписи детей дошкольного возраста ….….17

2.2. Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников…29

Заключение….….….39

Список литературы….42

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления и росписи изделий в технике «Гжель». Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления детям дошкольного возраста, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Объект исследования - ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.

Предмет исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.

Цель исследования - рассмотреть методику ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.

Задачи:

1. Изучить особенности творчества мастеров-ремесленников региона.

2. Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

3. Разработать конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством региональных мастеров-ремесленников.

Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Глава I. Теоретические аспекты вопроса приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников

1.1. Декоративно-прикладное искусство России и его значение в развитии личности детей дошкольного возраста

В настоящее время народные ремесла в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.

Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню.

Термин «народная культура» используется нами не только в качестве самоидентификации с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия и т.п. Но и с позиции непрофессионального статуса в сфере современной многослойной культуры, неспециализированного характера культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Народная культура находит воплощение в художественной форме, в которой с помощью выразительных средств искусства воссоздается объективная и субъективная реальность.

Каждый народ в процессе своего исторического развития создает свои мифологические представления о мире, поскольку, живя в нем, человек наблюдает самые различные явления и процессы, которые происходят вокруг него, пытаясь их понять и объяснить. И на основе этого выстраивает свой алгоритм действий, который бы обеспечивал ему наиболее комфортный способ бытия в этом мире. Таким образом, в мифологии отражено все мировоззрение людей, их ценности и нормы морали, каноны бытия. Поэтому не остается сомнений, что художественные этнические формы берут свое начало в мифологической картине мира, а затем находят свое художественное воплощение в предметах быта, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, в различных видах ремесел.

В наши дни культура оторвана от исконных славянских корней. Славянская культура сохраняется лишь в реликтовой форме – в музеях, в собраниях старины, в библиотеках, в том числе и в сохраняющихся отдельных центрах, где поддерживаются таких виды народного искусства, как гжельская керамика, Богородская игрушка, палехская миниатюра и т.п., но не в сердцах русских людей. Проблема утраты корней приобретает все более устрашающие масштабы. [8, с. 5].

Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга

Виды народных промыслов

Городецкая роспись. Зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись [9].

Полховско-Майданская роспись. Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.

Палехская роспись. Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Палехские миниатюры на шкатулках знамениты на весь мир.

Роспись Жостово Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.

Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях [7].

Гжель. Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины [15].

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

После рассмотрения теоретических аспектов данной темы, создания программы по приобщению детей дошкольного возраста к искусству России и ее реализации можно сделать выводы:

1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;

2. дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;

3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

5. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

6. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

7. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

8. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Обучение детей дошкольного возраста технике декоративного рисования и приемам кистевого письма в стиле народных мастеров Гжели имеет огромное духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое содержание. Оно помогает выработке у детей опыта легких ритмичных движений, быстроты создания узора.

В форме бесед, занятий по изобразительному искусству, экскурсий, игр дети дошкольного возраста учатся выделять элементы росписи, характерные для образцов декоративно-прикладного искусства гжельских мастеров.

С опорой на наглядный материал, дети дошкольного возраста не просто могут познакомиться с наиболее известными приемами и мотивами гжельской росписи и их особенностями, но и при наличии высокого уровня эмоциональной вовлеченности в процесс декоративного рисования по мотивам художественного промысла гжели, способны творчески самовыразиться, создать собственную композицию, выразив таким образом собственное художественное мировосприятие. Занятия по ознакомлению с образцами народного декоративно-прикладного искусства и обучению навыкам декоративного рисования в технике кистевого письма, способны обогатить мир ребенка новым культурным, эстетическим и творческим содержанием.

По завершении самостоятельной работы, педагогу целесообразно уделить внимание анализу и показу наиболее удачных работ, а так же указание на допущенные ошибки. Это будет способствовать развитию рефлексивных умений детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дошкольники будут стремиться в своих произведениях рассказать о собственном художественном опыте.

Педагогический опыт обучения детей дошкольного возраста приемам декоративного письма по мотивам народного промысла гжельских мастеров свидетельствует о том, что все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании навыков декоративной росписи и должны применяться в комплексе. Дети старшего дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности (произведений народных мастеров кистевой росписи) и из сообщений воспитателя (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (занятия кистевой росписи), то при обучении детям дошкольного возраста навыкам кистевой росписи рекомендуется использовать наглядные, словесные и практические методы.

При этом немаловажное значение приобретает взаимодействие семьи и воспитательного учреждения, поскольку соприкосновение ребенка с уникальными образцами народного творчества не только на занятиях, но и в семье, сформирует его уникальный опыт художественного восприятия действительности.

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2013. - 528 с.

2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. - 592 с.

3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - В.: ТЦ «Учитель», 2005. - 666 с.

4. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2012. - 352 с.

5. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация детям дошкольного возраста. - М.: МИПКРО, 2003. - 213 с.

6. Грибовская А.А. Коллективное творчество детям дошкольного возраста. - М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 125 с.

7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Просвещение, 2000. - 178 с.

8. Дроздова М.В. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста выполнению кистевой росписи: презентация [Электронный ресурс] / М.В.Дроздова. – URL: http://stu*ydoc.ru/doc/4813322/metody-i-priemy-obucheniya-starshih-doshkol._nikov-vypolneniyu-.

9. Жалова С.М. Хохломская роспись. - М.: Детская литература, 1991. - 55 с.

10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: программа, учебно-методическое пособие. - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2010. - 304 с.

11. Клиенов А.П. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. - 134 с.

12. Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом. - М.: АСТ, 2000. - 35 с.

13. Корабельников В.А. Рисуем орнамент. - М.: ФМиЗХ, 2000. - 76 с.

14. Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. - 384 с.

15. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. - 144 с.

16. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: Русский язык, 1998. - 119 с. 24.

17. Мухина В.С. Психология дошкольника / В. С. Мухина; под ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2005. – 336 с.

18. Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Эксперимент, 2000. - С. - 24.

19. Сакулина Н.П. Роль изобразительного искусства в сенсорном воспитании детей / Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. – 206 с.

20. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.

21. Соломенникова О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 65 с.

22. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. - Яр.: Академия развития, 1997. - 96 с.

23. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. - М.: Гном и Д, 2001. - 46 с.

24. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 78 с.

25. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 248 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров - ремесленников»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика