Курсовая работа
«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров - ремесленников»
- 43 страниц
Введение….….…3
Глава I. Теоретические аспекты вопроса приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников….….…5
1.1. Декоративно-прикладное искусство России и его значение в развитии личности детей дошкольного возраста ….….5
1.2. Дидактическое значение ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников по мотивам декоративно-прикладного искусства .….….…12
Глава II. Методические подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников на примере декоративной росписи….….….17
2.1. Методические особенности организации процесса обучения приемам декоративной росписи детей дошкольного возраста ….….17
2.2. Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников…29
Заключение….….….39
Список литературы….42
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления и росписи изделий в технике «Гжель». Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления детям дошкольного возраста, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Объект исследования - ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.
Предмет исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.
Цель исследования - рассмотреть методику ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров-ремесленников.
Задачи:
1. Изучить особенности творчества мастеров-ремесленников региона.
2. Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.
3. Разработать конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством региональных мастеров-ремесленников.
Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Глава I. Теоретические аспекты вопроса приобщения детей дошкольного возраста к искусству России через ознакомление с творчеством региональных мастеров-ремесленников 1.1. Декоративно-прикладное искусство России и его значение в развитии личности детей дошкольного возраста
В настоящее время народные ремесла в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.
Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню.
Термин «народная культура» используется нами не только в качестве самоидентификации с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия и т.п. Но и с позиции непрофессионального статуса в сфере современной многослойной культуры, неспециализированного характера культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Народная культура находит воплощение в художественной форме, в которой с помощью выразительных средств искусства воссоздается объективная и субъективная реальность.
Каждый народ в процессе своего исторического развития создает свои мифологические представления о мире, поскольку, живя в нем, человек наблюдает самые различные явления и процессы, которые происходят вокруг него, пытаясь их понять и объяснить. И на основе этого выстраивает свой алгоритм действий, который бы обеспечивал ему наиболее комфортный способ бытия в этом мире. Таким образом, в мифологии отражено все мировоззрение людей, их ценности и нормы морали, каноны бытия. Поэтому не остается сомнений, что художественные этнические формы берут свое начало в мифологической картине мира, а затем находят свое художественное воплощение в предметах быта, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, в различных видах ремесел.
В наши дни культура оторвана от исконных славянских корней. Славянская культура сохраняется лишь в реликтовой форме – в музеях, в собраниях старины, в библиотеках, в том числе и в сохраняющихся отдельных центрах, где поддерживаются таких виды народного искусства, как гжельская керамика, Богородская игрушка, палехская миниатюра и т.п., но не в сердцах русских людей. Проблема утраты корней приобретает все более устрашающие масштабы. [8, с. 5].
Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга
Виды народных промыслов
Городецкая роспись. Зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись [9].
Полховско-Майданская роспись. Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Палехская роспись. Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Палехские миниатюры на шкатулках знамениты на весь мир.
Роспись Жостово Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.
Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях [7].
Гжель. Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины [15].
Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.
После рассмотрения теоретических аспектов данной темы, создания программы по приобщению детей дошкольного возраста к искусству России и ее реализации можно сделать выводы:
1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;
2. дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;
3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;
4. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.
5. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;
6. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;
7. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;
8. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.
Обучение детей дошкольного возраста технике декоративного рисования и приемам кистевого письма в стиле народных мастеров Гжели имеет огромное духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое содержание. Оно помогает выработке у детей опыта легких ритмичных движений, быстроты создания узора.
В форме бесед, занятий по изобразительному искусству, экскурсий, игр дети дошкольного возраста учатся выделять элементы росписи, характерные для образцов декоративно-прикладного искусства гжельских мастеров.
С опорой на наглядный материал, дети дошкольного возраста не просто могут познакомиться с наиболее известными приемами и мотивами гжельской росписи и их особенностями, но и при наличии высокого уровня эмоциональной вовлеченности в процесс декоративного рисования по мотивам художественного промысла гжели, способны творчески самовыразиться, создать собственную композицию, выразив таким образом собственное художественное мировосприятие. Занятия по ознакомлению с образцами народного декоративно-прикладного искусства и обучению навыкам декоративного рисования в технике кистевого письма, способны обогатить мир ребенка новым культурным, эстетическим и творческим содержанием.
По завершении самостоятельной работы, педагогу целесообразно уделить внимание анализу и показу наиболее удачных работ, а так же указание на допущенные ошибки. Это будет способствовать развитию рефлексивных умений детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дошкольники будут стремиться в своих произведениях рассказать о собственном художественном опыте.
Педагогический опыт обучения детей дошкольного возраста приемам декоративного письма по мотивам народного промысла гжельских мастеров свидетельствует о том, что все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании навыков декоративной росписи и должны применяться в комплексе. Дети старшего дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности (произведений народных мастеров кистевой росписи) и из сообщений воспитателя (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (занятия кистевой росписи), то при обучении детям дошкольного возраста навыкам кистевой росписи рекомендуется использовать наглядные, словесные и практические методы.
При этом немаловажное значение приобретает взаимодействие семьи и воспитательного учреждения, поскольку соприкосновение ребенка с уникальными образцами народного творчества не только на занятиях, но и в семье, сформирует его уникальный опыт художественного восприятия действительности.
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2013. - 528 с.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. - 592 с.
3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - В.: ТЦ «Учитель», 2005. - 666 с.
4. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2012. - 352 с.
5. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация детям дошкольного возраста. - М.: МИПКРО, 2003. - 213 с.
6. Грибовская А.А. Коллективное творчество детям дошкольного возраста. - М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 125 с.
7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Просвещение, 2000. - 178 с.
8. Дроздова М.В. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста выполнению кистевой росписи: презентация [Электронный ресурс] / М.В.Дроздова. – URL: http://stu*ydoc.ru/doc/4813322/metody-i-priemy-obucheniya-starshih-doshkol._nikov-vypolneniyu-.
9. Жалова С.М. Хохломская роспись. - М.: Детская литература, 1991. - 55 с.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: программа, учебно-методическое пособие. - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2010. - 304 с.
11. Клиенов А.П. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. - 134 с.
12. Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом. - М.: АСТ, 2000. - 35 с.
13. Корабельников В.А. Рисуем орнамент. - М.: ФМиЗХ, 2000. - 76 с.
14. Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. - 384 с.
15. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. - 144 с.
16. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: Русский язык, 1998. - 119 с. 24.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника / В. С. Мухина; под ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2005. – 336 с.
18. Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Эксперимент, 2000. - С. - 24.
19. Сакулина Н.П. Роль изобразительного искусства в сенсорном воспитании детей / Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. – 206 с.
20. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.
21. Соломенникова О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 65 с.
22. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. - Яр.: Академия развития, 1997. - 96 с.
23. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. - М.: Гном и Д, 2001. - 46 с.
24. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 78 с.
25. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 248 с.
Тема: | «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров - ремесленников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 43 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Арт-терапия в коррекции психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломная работа:
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом
Дипломная работа:
Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (iii уровень)