Реферат

«Коррекция просодической стороны речи заикающихся дошкольников в игровых ситуациях»

  • 17 страниц(ы)
  • 393 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1. Этиология заикания и особенности проявления у дошкольников 4

2. Особенности просодической стороны речи с заиканием 9

3. Коррекция просодической стороны речи дошкольников с заиканием через игровые ситуации 13

Заключение 17

Список используемых источников 18

Актуальность исследования. Речь человека существует, прежде всего, для процесса взаимодействия, для выражения чувств, эмоций, мыслей, суждений и мироощущения. Отсюда наиболее важной функцией речи является коммуникативная. С развитием речи и уровнем ее овладения тесно связано формирование и развитие личности, но различные нарушения, в том числе заикание, препятствуют этому.

В современном мире заикание является широко распространенным речевым нарушением, которое характерно для детей раннего возраста в период становления речи и личности в целом.

Оно препятствует формированию различных характеристик ребенка, а также затрудняет социальную адаптацию. Процесс заикания представляет собой нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, возникающее вследствие различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов.

Актуальность и значимость данного исследования очевидны. У детей дошкольного возраста с заиканием отсутствует способность к эмоциональной окраске, нарушено живое общение со сверстниками и взрослыми, их лица амимичны, жесты неточны, глаза избегают собеседника.

Все это может привести к глубокой невротизации в будущем, скажется на общем развитии уже взрослого человека.

Цель данного исследования – изучение особенностей просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием и возможностей игр в ее коррекции.

1. Этиология заикания и особенности проявления у дошкольников

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиции, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Заиканием занимались разные специалисты. Физиологи: А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский, М. Зееман, К.-П. Беккер и др. логопеды: М. Е. Хватцев, Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, О. В. Правдина, З. С. Ходорова, Ф. А. Рау, Р. Е. Левина и др. Психиатры: В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, И. П. Тяпугин, Н. М. Асатиани и др. Психологи: Х. Лагузен, Р. Коэн, Г. Каменка, Г. Д. Неткачев, В. Хей, И. И. Татарковский и др. Также имеются случаи изучения заикания физиками, педагогами, фониатрами и клиницистами.

Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова определяли заикание как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожными состояниями органов артикуляции.

Заикание является расстройством речи, при котором нарушается преимущественно коммуникативная функция. По данным статистики, это одно из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Заикание характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период от 2 до 6 лет, когда развитие речи у детей еще не закончено, когда ребенок овладевает фразовой речью и более сложными способами устной коммуникации, оно ограничивает коммуникативные возможности, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию [1, 2].

А. В. Ястребова указывает на тот факт, что в большинстве случаев заикание имеет место при усложненных формах устного общения, и это подтверждается нашими наблюдениями. В зависимости от содержания высказывания заикание может усиливаться или уменьшаться, а порой и вообще не проявляться. Наибольшее количество запинок отмечается в высказываниях, содержанием которых являются мыслительные операции, а также в высказываниях, содержащих личностную оценку собственного поведения [1]. Многие авторы отмечают провоцирующее действие смысловой, грамматической, эмоциональной сложности предполагаемого текста устного сообщения [2, 3].

Эти сведения позволяют сделать вывод о том, что содержание высказываний является для заикающихся детей одним из ситуативных факторов, оказывающих определенное влияние на проявление дефекта.

Проводимые различными учеными исследования экспрессивной речи заикающихся детей свидетельствуют о наличии у них фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений. Г. А. Волкова отмечает среди речевых нарушений заикающихся дошкольников 66,7% случаев фонетико-фонематического недоразвития, 34% – отклонений в развитии речи, сроках появления слов, формирования фразовой речи [4].

По данным А. В. Ястребовой, примерно в 20–25% случаев заикание сочетается с недостаточной сформированностью средств языка [1].

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.

1. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 2014. - №7. - С. 82-85.

2. Лаптева К. О. Изучение причин и симптоматики заикания у дошкольников / К. О. Лаптева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. — Екатеринбург, 2013. — Ч. 1. — С. 217-220.

3. Жулина Е.В., Лебедева И.В., Смирнова Д.С. Особенности просодической стороны речи у детей с заиканием./ Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Д.С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования.- №70-1. – 2021.

4. Щепина Л.Н. Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Л.Н. Щепина// МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)", 10-11 ДЕКАБРЯ 2015Г. СЕКЦИЯ 1./ Конференциум АСОУ [Электронный ресурс] : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / сост. Е.А. Руднев- Электрон. дан. (9,45 Мб). - Москва: АСОУ, 2015 - 1 электрон. опт. диск. - ISBN 978-5-91543-311-2

Покупка готовой работы
Тема: «Коррекция просодической стороны речи заикающихся дошкольников в игровых ситуациях»
Раздел: Логопедия
Тип: Реферат
Страниц: 17
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика