Реферат
«Коррекция просодической стороны речи заикающихся дошкольников в игровых ситуациях»
- 17 страниц
Введение 3
1. Этиология заикания и особенности проявления у дошкольников 4
2. Особенности просодической стороны речи с заиканием 9
3. Коррекция просодической стороны речи дошкольников с заиканием через игровые ситуации 13
Заключение 17
Список используемых источников 18
Актуальность исследования. Речь человека существует, прежде всего, для процесса взаимодействия, для выражения чувств, эмоций, мыслей, суждений и мироощущения. Отсюда наиболее важной функцией речи является коммуникативная. С развитием речи и уровнем ее овладения тесно связано формирование и развитие личности, но различные нарушения, в том числе заикание, препятствуют этому.
В современном мире заикание является широко распространенным речевым нарушением, которое характерно для детей раннего возраста в период становления речи и личности в целом.
Оно препятствует формированию различных характеристик ребенка, а также затрудняет социальную адаптацию. Процесс заикания представляет собой нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, возникающее вследствие различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов.
Актуальность и значимость данного исследования очевидны. У детей дошкольного возраста с заиканием отсутствует способность к эмоциональной окраске, нарушено живое общение со сверстниками и взрослыми, их лица амимичны, жесты неточны, глаза избегают собеседника.
Все это может привести к глубокой невротизации в будущем, скажется на общем развитии уже взрослого человека.
Цель данного исследования – изучение особенностей просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием и возможностей игр в ее коррекции.
1. Этиология заикания и особенности проявления у дошкольников
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиции, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
Заиканием занимались разные специалисты. Физиологи: А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский, М. Зееман, К.-П. Беккер и др. логопеды: М. Е. Хватцев, Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, О. В. Правдина, З. С. Ходорова, Ф. А. Рау, Р. Е. Левина и др. Психиатры: В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, И. П. Тяпугин, Н. М. Асатиани и др. Психологи: Х. Лагузен, Р. Коэн, Г. Каменка, Г. Д. Неткачев, В. Хей, И. И. Татарковский и др. Также имеются случаи изучения заикания физиками, педагогами, фониатрами и клиницистами.
Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова определяли заикание как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожными состояниями органов артикуляции.
Заикание является расстройством речи, при котором нарушается преимущественно коммуникативная функция. По данным статистики, это одно из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Заикание характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период от 2 до 6 лет, когда развитие речи у детей еще не закончено, когда ребенок овладевает фразовой речью и более сложными способами устной коммуникации, оно ограничивает коммуникативные возможности, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию [1, 2].
А. В. Ястребова указывает на тот факт, что в большинстве случаев заикание имеет место при усложненных формах устного общения, и это подтверждается нашими наблюдениями. В зависимости от содержания высказывания заикание может усиливаться или уменьшаться, а порой и вообще не проявляться. Наибольшее количество запинок отмечается в высказываниях, содержанием которых являются мыслительные операции, а также в высказываниях, содержащих личностную оценку собственного поведения [1]. Многие авторы отмечают провоцирующее действие смысловой, грамматической, эмоциональной сложности предполагаемого текста устного сообщения [2, 3].
Эти сведения позволяют сделать вывод о том, что содержание высказываний является для заикающихся детей одним из ситуативных факторов, оказывающих определенное влияние на проявление дефекта.
Проводимые различными учеными исследования экспрессивной речи заикающихся детей свидетельствуют о наличии у них фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений. Г. А. Волкова отмечает среди речевых нарушений заикающихся дошкольников 66,7% случаев фонетико-фонематического недоразвития, 34% – отклонений в развитии речи, сроках появления слов, формирования фразовой речи [4].
По данным А. В. Ястребовой, примерно в 20–25% случаев заикание сочетается с недостаточной сформированностью средств языка [1].
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.
При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.
1. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 2014. - №7. - С. 82-85.
2. Лаптева К. О. Изучение причин и симптоматики заикания у дошкольников / К. О. Лаптева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. — Екатеринбург, 2013. — Ч. 1. — С. 217-220.
3. Жулина Е.В., Лебедева И.В., Смирнова Д.С. Особенности просодической стороны речи у детей с заиканием./ Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Д.С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования.- №70-1. – 2021.
4. Щепина Л.Н. Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Л.Н. Щепина// МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)", 10-11 ДЕКАБРЯ 2015Г. СЕКЦИЯ 1./ Конференциум АСОУ [Электронный ресурс] : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / сост. Е.А. Руднев- Электрон. дан. (9,45 Мб). - Москва: АСОУ, 2015 - 1 электрон. опт. диск. - ISBN 978-5-91543-311-2
Тема: | «Коррекция просодической стороны речи заикающихся дошкольников в игровых ситуациях» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ii - iii уровней
Контрольная работа:
Развитие навыков общения дошкольника в игровой деятельности
Дипломная работа:
Методические основы использования произведений устного народного творчества для развития просодики старших дошкольников с нарушениями речи.
Дипломная работа:
Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи
Дипломная работа:
Педагогическая технология развития исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх