Курсовая работа

«Обогащение словаря детей в процессе игровой деятельности»

  • 50 страниц(ы)
  • 575 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава1 Подходы к развитию лексической стороны речи средствами игровой деятельности в дошкольном возрасте 6

1.1 Этапы формирования словообразования в дошкольном возрасте 6

1.2 Требования ФГОС к уровню развития речи средних дошкольников 10

1.3 Игровая деятельность в ДОУ и ее роль в методике развития речи 12

1.4 Взаимосвязь логопеда и воспитателя по обогащению речевой деятельности 19

Выводы по 1 главе 23

Глава 2 Эмпирическое изучение развития словарного запаса средствами игры в дошкольном возрасте 25

2.1 Организация исследования методики для детей 25

2.2 Анализ результатов исследования 26

Выводы по 2 главе 41

Заключение 43

Список литературы 45

Приложение 47

Актуальность исследования. Дошкольный возраст считается периодом наиболее интенсивного развития личности ребенка. Это время формирования основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка.

Рассматривая научные труды лингвистов и психологов об этапах развития речи детей в онтогенезе, о психическом развитии детей дошкольного возраста, о методике развития речи дошкольников, мы пришли к выводу, что для успешного выбора слова в соответствии с его лексическим значением необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:

1) достаточный объем лексического запаса;

2) постоянное пополнение словарного запаса, преобладание активного словаря над пассивным;

3) отработанный механизм поиска слова и оценки выбора;

4) самоанализ в процессе речи.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Вместе с тем, «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными» [1, с. 3].

Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Исследователи пишут о важном значении уровня развития лексической стороны речи для формирования полноценной личности ребенка, установления социальных контактов, успешной социализации.

Не случайно процесс речевого развития, направленный на овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, выступает основой воспитания и обучения детей. Одной из основных задач образовательной области «Коммуникация» является развитие связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.

Объектом исследования выступает процесс развития лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель – изучить особенности развития лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить особенности развития лексического строя речи у детей младшего дошкольного возраста;

3) разработать цикл занятий по формированию лексики детей через игровую деятельность.

Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов.

База исследования: МДОУ Родничек, Карпогоры, Пинежскиого района архангельской области группа «Гвоздичка» (вторая младшая группа)

Структура работы: представленное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава1 Подходы к развитию лексической стороны речи средствами игровой деятельности в дошкольном возрасте

1.1 Этапы формирования словообразования в дошкольном возрасте

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [2, с.46].

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Данные о количестве слов одного возраста в литературе очень разнятся, так как словарный запас ребенка в дошкольном возрасте быстро обогащается и зависит от воспитания и условий жизни ребенка [2, с.48].

В современной методике нормой годовалого малыша считается 10-12 слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов [1, с.125].

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов [6, с.76].

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [10, с.174].

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» [16, с.34].

Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (мяч - только вот этот мяч). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого - начала второго года жизни;

вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (мяч относится к любому мячу, независимо от его размера, цвета, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; [26, с.45]

третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, мебель и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и машинки и мячи, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года;

четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни [26, с.46].

После 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная соотнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово. Он ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: паук - «ползук», вазелин - «мазелин». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова [6, с.24].

Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово, относящееся к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной значимости слов [10, с. 57].

На шестом году жизни дети называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно - следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребёнок уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, заяц, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, овца - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок шестого года жизни ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова ( антонимы)- существительные (вход - выход); прилагательные (добрый-злой); наречия (хорошо-плохо); глаголы (говорит - молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть снег? - мягкий, первый, холодный, липкий); наречия к глаголов (Как может говорить человек? - быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова - синонимы (красивый - симпатичный, веселый - жизнерадостный, страшный - ужасный).Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам определить понятия словарной работы.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Исследования показали, что у ребенка младшего дошкольного возраста есть все предпосылки к словарным работам.

По результаты констатирующего эксперимента мы выявили особенности формирование словаря детей. Овладение родным языком - одно из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Учитывая результаты эксперимента, нами были разработаны дидактические игры, связанные с применением в речи существительных, прилагательных, глаголов, антонимов и синонимов. Также для развития активного словаря детям необходимо организовать специальные ситуации индивидуального и коллективного общения, в которых ставится задача развития речи, а ребенок находится в свободном общении.

Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь.

Воспитателю необходимо оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Для этого можно использовать различные методики, такие как, дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, рассматривание игрушек, рассматривание картин знакомого содержания, Лексические (словарные) упражнения, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) .

Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что словарь детей младшего дошкольного возраста можно развить, если: для развития словаря применять специальное обучение и разработать систему специальных дидактических игр.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 272 с.

3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. - Кемерово: Альф, 2012.

5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 2007.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.

7. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 2011 г.

8. Руководство играми в дошкольном учреждении/ Под ред. Васильевой - М.: Просвещение, 2011.

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 2014.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 2011.

11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2005.

12. Жуковская, РИ. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2013.

13. Менджерицкая, Ю.В. Воспиталелю о детской игре/ Ю.В. Менджерицкая. - М., 2012 г.

14. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М., 2014; Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2011.

15. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 17 с.

16. Сохин, М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2006.

17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. - М.: Провещение, 2012.

18. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем речь).

19. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада./ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина; Под ред. О.С. Ушаковой - М.: Издательство «Совершенство», 2008. - 368 с.

20. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2011.

21. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2013.

22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, - Москва «Просвещение», 2010 г.

23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

24. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.

25. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.

26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Обогащение словаря детей в процессе игровой деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика