Реферат
«Государство и церковь: основы взаимодействия»
- 21 страниц
Введение 3
1 Исторический опыт взаимодействия Российского Государства и Церкви 5
2 Взаимодействие государства и церкви на современном этапе 11
3 Роль церкви в развитии государства, проблемы их взаимодействия 16
Заключение 19
Список литературы 21
Представленная работа посвящена вопросу основ взаимодействия государства и церкви.
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что на протяжении всей истории Российского государства, оно неотделимо от религии и, соответственно, церкви.
Объектом изучения является основа взаимодействия Государства и Церкви.
Предметом настоящего изучения является роль и значение отношений Православной Церкви и Государства на примере России.
Цель данной работы состоит в изучении взаимодействия Государства и Церкви.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
– проанализировать исторические аспекты взаимодействия государства и церкви;
– выявить роль Церкви в современной России.
Методологическая основа исследования строится на применении диалектического метода научного познания, отражающего взаимосвязь теории и практики. В ходе настоящего исследования применялись общенаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, описание, сравнительный, логический и статистический метод. Познавательные принципы историзма и системности.
Теоретической базой явились законодательные акты, учебная литература, электронные ресурсы, а также материалы из периодических изданий и научные труды. Нормативная база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, а также памятников права эпохи Петра I, Екатерины II и различных документов советского периода истории России.
Основные выводы, содержащиеся в исследовании, было бы невозможно сделать без изучения трудов таких известных ученых: Л. А. Тихомирова, А. А. Васильева, И. П. Медведева, А. М. Величко, Г. Г. Литаврина, Ф. И. Успенского, М. В. Баглая, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина и других исследователей.
В процессе исследования были изучены работы, посвященные вопросам принципа «симфонии властей» в истории Российского государства современных православных иерархов: митрополит Иоанн Снычев, протоиереи – Валентин Асмус, Георгий Флоровский и Владислав Цыпин.
Полученные результаты исследования могут использоваться при организации учебного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
1 Исторический опыт взаимодействия Российского Государства и Церкви
История нашего Отечества неотделима от огромного влияния Русской Православной церкви (РПЦ). Традиционно Россия была и остается полиэтническим и многоконфессиональным государством, но именно православие остается тем доминирующим фактором, который определяет уникальность нашей цивилизационной картины, а также русского менталитета и его лучших черт.
С принятием в 988 г. христианства, точнее православия, как государственной религии в Киевской Руси начинается взаимодействие Церкви и Государства. Православие являлось направлением христианства чуждым, как правило, борьбе за политическую власть и укрепляло положение монарха. Статус церкви в политической системе общества определялся не только тем, что православие являлось государственной идеологией, но и ее консолидирующей ролью в объединении населяющих Россию народов в единое государство. Церковь приобретает официальный статус в Государстве. В связи с этим князь Владимир установил порядок сбора десятины в доход церкви Богородицы в Киеве.
Церковь получила право на приобретение населенных деревень и земель.
В 1037 г. князь Ярослав заключил с византийскими властями соглашение о статуте Русской Церкви. Она организовывалась как церковная епархия константинопольского Патриарха с митрополитом в Киеве.
Епископы назначались по рекомендации киевского князя. Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион.
Церковь выступила в качестве нового социального института в структуре древнерусского Государства. Это статус требовал законодательного закрепления.
Тогда появился первый древнерусский церковный Устав, принятие которого приписывается князю Владимиру. Уставом регулировались преимущественно взаимоотношения между Церковью и Государством, предоставлялись различные льготы Церкви. На основании церковного устава был введен церковный суд, подсудными которому становятся дела, возникающие из любых нарушений церковно-зависимого населения, брачно-семейные дела и дела о преступлениях против нравственности. Кроме того, был составлен Церковный Устав князя Ярослава о подсудности церковного суда, порядке определения наказаний за конкретные нарушения. Однако эти Уставы не входили в состав законодательства, они не являлись нормативно- правовыми актами. Наивысшее закрепление данных норм находит выражение в древнерусском государстве в Кормчих книгах и Мериле Праведном.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов:
На разных исторических этапах вопрос взаимодействия Церкви и государства в регулировании общественных отношений складывался по-разному. Особенности этого взаимодействия зависели от силы влияния Церкви на политику государства, от степени воцерковленности населения, от авторитета руководителя страны и многого другого. Тем не менее законотворческая инициатива государства всегда опиралась на религиозно-нравственные традиции и особенности национальной культуры.
Также необходимо признать, что в разные времена религия использовалась государственными лидерами для достижения политических целей. Правящие элиты в зависимости от степени влияния Церкви на политический электорат старались опираться на религиозные институты для усиления своей власти. Во многих странах законодательство пронизано религиозными нормами, которые имеют серьезное регулятивное значение.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет светскую систему властвования, и государство не вмешивается в дела Церкви, а Церковь не вмешивается в дела государства. Но мы понимаем, что механизмы государственного регулирования могут прямо и косвенно влиять на религиозные организации. Вопросы государственной регистрации религиозной организации, налогообложение ее как юридического лица, использование святынь, имеющих статус памятников архитектуры, и многое другое — это все рычаги влияния на религиозную организацию. Такое влияние необходимо использовать очень осторожно и ответственно.
Многие страны определяют место своей религии ни много ни мало как национальной и господствующей. Все привыкли к сильной роли духовенства в мусульманских странах. А.Л. Панищев, описывая культуру исламских стран, отмечает: «Юридический закон имеет действительную силу лишь при условии его соответствия религиозной догматике». В ряде стран Востока и Северной Африки исламские нормы закреплены в Конституции, а Уголовный кодекс составлен на основе шариата. К таким государствам уместно отнести Саудовскую Аравию, Пакистан, Египет, Катар, даже вполне демократический Иран. В этих странах Сунна и Коран являются главными книгами, закладывающими основы мусульманского права. А политические руководители зачастую являются и духовными лидерами, и гарантами соблюдения мусульманского права.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС Консультант Плюс
2. Авакьян С.А. Конституционное право России : в 2 т. М. : Юристъ, 2014. Т 1: Учебный курс. С. 213.
3. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2013. С. 212.
4. Государство и Церковь при Алексии II [Электронный ресурс]. – URL: // http: // op**b.ru/ random /view/893014 (дата обращения 17.02.2021).
5. Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную церковь при СССР [Электронный ресурс]. – URL: // https://orth**oxy33.wordpress.com/2011/11/15/nssr/ (дата обращения 17.02.2021).
6. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. Изд-е 5 доп. и перераб. - М.: Кронус, 2019. С. 380.
7. Кутафин О.Е. Юридический энциклопедический словарь. М., 2013. С. 112.
8. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. М. : Наука, 2011. № 11 . С. 14.
9. Некрут, Валерий Семенович. Политический клерикализм в системе идеологической борьбы : автореферат дис. . кандидата философских наук : 09.00.01 / Новосибирский гос. ун-т.- Новосибирск, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/2845-9
10. Троицкий К. Церковь и государство в России. Изд-е 5 доп. и перераб. - М.: ЮристЪ, 2013. С. 50.
11. Шкляев В. Церковь и Отечественная война [Электронный ресурс]. – URL: // http: ru**line.ru/analitika/2015/03/06/cerkov_i_velikaya_otechestvennaya_vojna/ (дата обращения 17.02.2021).
12. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. Изд-е 4-е изм. и перераб. - М.: «Наука», 2012. С. 160.
Тема: | «Государство и церковь: основы взаимодействия» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государство и церковь
Курсовая работа:
Соотношение государства и права
Доклад:
История отечественного государства и права. Часть 2 (учебное пособие)
Курсовая работа:
Значение теории государства и права
Курсовая работа:
Методология исследования государства и права