Реферат
«Система категорий в философии И.Канта»
- 19 страниц
Введение….3
Система категорий в философии И.Канта….4
Заключение…18
Список использованных источников….20
По определению, категории – «общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания» .
В качестве наиболее общих понятий выступают философские категории. Как известно, философско-методологический анализ является наивысшим уровнем анализа, позволяющим вскрыть самые общие, универсальные закономерности. Впервые учение о категориях было систематически изложено Аристотелем в трактате «Категории».
Обобщая опыт других древнегреческих мыслителей, Аристотель рассматривал такие категории, как сущность, количество, качество, отношение и проч. Наиболее системно к проблеме классификации категорий подошел Кант, попытавшийся сформулировать определенные критерии систематизации философских понятий.
Система категорий в философии Иммануила Канта является одной из его центральных концепций, с помощью которой философ стремился разработать общую систему для классификации и организации знания.
Основываясь на своем критическом подходе, Кант предложил 12 основных категорий, которые, по его мнению, лежат в основе всех наших познавательных актов и представляют собой неотъемлемую часть нашего опыта и мышления.
Все эти категории, согласно Канту, объединяются в единую систему, создавая основу для нашего понимания мира и самих себя. Они служат основой для философского анализа, позволяя нам различать и классифицировать наше знание и опыт. Система категорий Канта стала важным вкладом в развитие философии и до сегодняшнего дня остается одной из ключевых концепций в области эпистемологии и онтологии.
Иммануил Кант, выдающийся немецкий философ XVIII века, оставил неизгладимый след в истории мысли своей фундаментальной работой "Критика чистого разума". В этом труде он представляет свою систему категорий, которые играют центральную роль в его философии. Категории Канта - это основные понятия, через которые мы можем описывать и познавать мир. Они представляют собой формы нашего сознания, которые структурируют наши представления о вещах и определяют возможность нашего познания.
Итак, по Канту категории - это "рубрики рассудка". Связь с аристотелевской идеей очевидна. Но дальнейшее развитие идей Канта отдаляет его от Аристотеля. Категории - чистые формы мышления. Изучая их, трансцендентальная логика не заимствует ничего из эмпирии, из психологии, все в ней должно быть достоверно априори.
Это означает, что область знаний о категориях не есть область знаний об эмпирической действительности, а лишь область знаний о принципах рассудочного мышления. Категории "суть лишь формы мысли, посредством которых еще не познается никакой определенный предмет"
Субъект мышления и познания также мыслится Кантом не как эмпирический, а как трансцендентальный, то есть как бы обезличенный, не психологический, а объективный.
Категории "не выводятся из природы и не сообразуются с ней как образцом"
Напротив, природа сообразуется с категориями в том смысле, что мы видим природу, мир вообще таким, каким позволяют нам его видеть категории, присущие нам априорно и с необходимостью.
Отдав должное Аристотелю за идею отыскания основных понятий рассудка, Кант говорит, что у Аристотеля не было "никакого принципа" отбора таких понятий, и он включал их в свой список "по мере того, как они попадались ему". Кант поставил задачу создать обоснованный список категорий, включающий в себя их минимум, необходимый и достаточный для выполнения функции синтеза представлений. В "Критике чистого разума" этот список представлен в виде Таблицы, в которой названы 12 категорий, отнесенных к четырем группам - категории количества, качества, отношения и модальности.
Одной из ключевых особенностей системы категорий Канта является то, что она не связывается с конкретными объектами или предметами познания. Вместо этого, эти категории определяют общие формы мышления, которые применимы ко всем предметам и явлениям. Таким образом, система категорий Канта выступает в роли универсального инструмента для анализа и понимания мира в целом.
Немецкий философ выделил 4 типа суждений, каждый из которых имеет по 3 категории:
Первая категория количества:
-единство;
-множество;
-цельность.
Вторая категория качества:
-реальность;
-отрицание;
-ограничение.
Третья категория отношения:
-субстанция и принадлежность;
-причина и действие;
-взаимодействие.
Четвертая категория модальности:
-возможность и невозможность;
-существование и несуществование;
-необходимость и случайность.
Рассмотрим группу категории количества подробнее. Великий философ Иммануил Кант в своем труде "Критика чистого разума" предложил новое понятие, которое существенно изменило наше представление о мире - категорию единства. Категория единства является одной из основных категорий, которые формируют наше познание и позволяют нам организовывать и структурировать наши знания о явлениях окружающего нас мира.
Единство является неотъемлемой характеристикой всего сущего. Оно лежит в основе всех наших представлений о мире и определяет их смысл и ценность. Кант утверждал, что без категории единства невозможно построение научных теорий и формирование систематического знания.
Категория единства является объединяющей силой, которая позволяет нам устанавливать связи между различными явлениями и создавать целостную картину мира. Она помогает нам осознать взаимосвязь и взаимозависимость всех вещей и явлений, а также понять их внутреннюю структуру и закономерности.
В основе категории единства лежит предположение, что в мире существует определенный порядок и гармония, которые мы можем открыть и постичь через наше познание. Кант считал, что наше познание является активным процессом, который строит своеобразные сети связей между предметами и понятиями, создавая таким образом целостное и единое представление о мире.
Категория единства имеет глубокое философское значение, так как она позволяет нам понять, что все явления и объекты существуют во взаимосвязи друг с другом и формируют единое целое. Она напоминает нам о том, что мы, как части этого мира, также несем ответственность за его сохранение и гармонию.
Итак, категория единства, предложенная Иммануилом Кантом, основывается на положении о единстве всего сущего и является неотъемлемой частью нашего познания мира. Она помогает нам осознать взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений и формирует целостное и единое представление о реальности. Категория единства призывает нас к осознанности и ответственности перед миром и подчеркивает важность гармонии и порядка во всем сущем.
Категория множество в философии Иммануила Канта относится к понятию, используемому в его философии познания. Множество в кантовской философии представляет собой совокупность концепций или представлений, собранных в единую форму, позволяющую познавать и описывать объекты.
Философия Иммануила Канта, немецкого мыслителя XVIII века, считается одной из наиболее значимых и влиятельных философских систем в истории западной философии. Одним из ключевых аспектов его философии является разработка системы категорий, которые служат основой для понимания мира и организации знания.
Иммануил Кант оставил неизгладимый след в истории мысли своей фундаментальной работой "Критика чистого разума".
В этом труде он представляет свою систему категорий, которые играют центральную роль в его философии. Категории Канта - это основные понятия, через которые мы можем описывать и познавать мир. Они представляют собой формы нашего сознания, которые структурируют наши представления о вещах и определяют возможность нашего познания.
Система категорий Канта представляет собой универсальные формы мышления, которые определяют структуру наших познавательных способностей. Всего Кант выделяет двенадцать категорий, объединенных в четыре группы: количество, качество, отношение и модальность. Эти категории помогают нам классифицировать и организовывать наше знание о реальности, позволяя лучше понять ее структуру и закономерности.
Категории Канта представляют собой фундаментальный элемент его философской системы. Они не только структурируют наше познание, но также лежат в основе всех наших мыслительных операций. Изучение этих категорий помогает нам глубже понять природу нашего сознания и процесса познания в целом.
Первая группа категорий относится к понятиям чувственного опыта, которые описывают внешний мир и наши ощущения. Это категории пространства и времени. Пространство является формой восприятия материальных объектов, а время - формой последовательности событий. Именно эти две категории обеспечивают возможность нашего опыта и позволяют нам упорядочивать и структурировать получаемую информацию.
Вторая группа категорий относится к понятиям разума, которые помогают нам анализировать и интерпретировать знания.
К этим категориям относятся: количество (единство, множество, всеобщность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (причина-следствие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость).
Категории Канта определяются как универсальные и необходимые формы мышления. Они представляют собой основу для построения наших понятий и суждений. Благодаря этим категориям мы можем связывать факты опыта и анализировать их.
Однако следует отметить, что эти категории не являются абсолютными или объективными. Они представляются нам только в рамках нашего человеческого познания и способности мышления. Поэтому система категорий Канта имеет свои ограничения и может быть применена только в контексте человеческого опыта.
Система категорий философии Канта имеет большое значение для философской мысли. Она помогает нам лучше понять природу знания, его возможности и пределы. А также обеспечивает основу для построения наших понятий о мире и его интерпретации.
В заключении можно сказать, что система категорий философии Канта является одним из важных элементов его философской системы. Она позволяет нам структурировать и организовывать знания, а также анализировать и интерпретировать полученную информацию.
1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 2014. - 532 c.
2. Ильичев Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Маковельский А.О., История логики, М., «Кучково поле», 2004 г., с. 408-409.
4. Поройков С.Ю. Архетипические сюжеты мировой литературы // Метафизика. – 2012. – № 4 (6). – С. 98–108.
5. Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008.
6. Поройков С.Ю. Архетипические психологические типы. – М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. 4. Поройков С.Ю. Анализ типов мышления // Метафизика. – 2014. – № 4 (14). – С. 122–138. Метафизика, 2018, № 3
8. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006
9. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Академический Проект, 2009. 10. Юнг К.Г. Эон. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
Тема: | «Система категорий в философии И.Канта» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные черты философии И.Канта
Контрольная работа:
Немецкая философия. И. Кант.
Дипломная работа:
Внедрение системы качества в производство зерна и круп с целью контроля за качеством и безопасностью продукции
Реферат:
Немецкая классическая философия И.Кант
Контрольная работа:
Философия И. Канта