Реферат
«Экзистенциальная этика Льва Шестова»
- 11 страниц
Введение 3
1 Общая характеристика идей Льва Шестова 4
2 Экзистенциальная этика веры Л. Шестова 5
Заключение 11
Список литературы 12
Тема представленного исследования – Экзистенциальная этика Льва Шестова.
Экзистенциальная этика Льва Шестова – одно из важнейших направлений в философии, оказавшее значительное влияние на современную мысль. В рамках этой этики Шестов исследует вопросы о смысле жизни, свободе воли и ответственности, а также о возможности достижения человеческого счастья.
Основным принципом экзистенциальной этики Льва Шестова является отказ от использования объективных нравственных норм и правил в пользу индивидуального опыта и субъективного осмысления жизни. Шестов считает, что каждый человек имеет право самостоятельно определить свою собственную этику и ответственность.
В своих работах Шестов обращается к проблемам свободы воли и опасности превращения личности в массовое общество. Он подчеркивает важность подлинного существования и призывает к постоянному самоосмыслению и самоотверженному поиску смысла жизни.
Целью данной работы является анализ экзистенциальной этики Льва Шестова, выявление ее основных принципов и применимость в современном мире. Для достижения этой цели будут рассмотрены основные работы Шестова, в которых он разрабатывает свою философию.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Привести общую характеристику идей Льва Шестова;
2. Выделить основные отличительные черты экзистенциальной этики Льва Шестова.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы: что понимается под экзистенциальной этикой; какие основные принципы и идеи заложены Львом Шестовым в экзистенциальной этике; в чем заключается значение данной этики для современного человека; какие критики и противоречия возникают в отношении экзистенциальной этики; какие возможности для применения экзистенциальной этики мы видим в современном обществе.
Проблема реконструкции этического учения выдающегося представителя русского экзистенциализма Л. И. Шестова довольно подробно освещается в научных работах. Прежде всего, делается акцент на исследовании таких основополагающих в этическом отношении произведений, как «На весах Иова» и «Добро и зло в учении графа Толстого и Ницше».
Используя методы анализа и синтеза, в работе будет проведен обзор основных идей Льва Шестова и их сравнение с другими направлениями в философии. Также будут проанализированы современные исследования, связанные с экзистенциальной этикой и ее применимостью.
Результаты данной работы могут быть полезными для понимания основ экзистенциальной этики Льва Шестова и их применимости в современном мире. Кроме того, эти результаты могут способствовать дальнейшему развитию экзистенциальной этики и ее применению в практике.
1 Общая характеристика идей Льва Шестова
Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Его цели, средства и методы принципиально не согласуются с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания.
Начиная с середины XIX в. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в русской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем иррациональных начал. Неудивительно, что именно русская философия еще в начале XX в. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования - экзистенциализма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым экзистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) - один из самых загадочных, неповторимых («одиноких») мыслителей.
Лев Шестов (Шварцман) (1866–1938) был философом, для которого философия была не просто академической специальностью, а делом жизни и смерти. Он был однодум. Поразительна была его независимость от окружающих течений времени. Он искал Бога, искал освобождения человека от власти необходимости. Философия его принадлежала к типу философии экзистенциальной, то есть не объектировала процесс познания, не отрывала его от субъекта познания, связывала его с целостной судьбой человека. Этот тип философии предполагал, что тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании. Мыслитель выдвигает тезис о принципиальной несовместимости философии и науки. В философии исходным пунктом должен быть человек, вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во Вселенной. А объективная наука не может решить проблем, стоящих перед человеком, так как человек вообще недоступен научному познанию как таковому. Философия, считает он, должна исходить из предпосылок, прямо противоположных научным. Она – искусство, «стремящееся прорваться сквозь логическую цепь умозаключений и вносящее человека в безбрежное море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно». Кроме того, философия должна быть философией человека, а его можно понять, лишь живя всей его жизнью, понимая и разделяя все его как положительно, так и отрицательно окрашенные чувственные переживания (любовь, ужас отчаяния). Задачу человека Шестов видит в том, чтобы освободить живое и чувствующее существо от власти мертвой необходимости и подчинить ее себе, то есть вновь обрести свободу [3].
В данном исследовании в какой-то мере удалось показать противоречивость философской мысли Л. Шестова: размышляя о сверхрациональном опыте, он использует вполне рациональные средства, при этом никогда не говорит прямо от себя (высказывается иносказательно), что затрудняет его понимание. Было показано, что философия самого Шестова является своего рода описанием уникального феноменального опыта, который предполагает отказ от строго понятийного мышления, опору на переживание. Главное внимание было уделено анализу его концепцию экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия, согласно Шестову, — это конверсия, перемена души, а не система определенных идей и концепций. В этом, пожалуй, состоит самое существенное отличие экзистенциального мышления, противопоставляемого Шестовым философскому рационализму Нового времени. Однако ориентация мыслителя на конверсию, его увлеченность этим аспектом философии, так же как и сомнения в очевидностях разума, здравого смысла и морали вписываются в сократическую философскую традицию (вполне ра-ционалистическую).
Были выявлены и другие важные черты концепции экзистенциальной философии Шестова:
1) нацеленность на реальность личности и истины уникального жизненного опыта, а не на идеал объективного знания;
2) беспричинность (спонтанность) мыслей, а не обусловленность мышления причинами-основаниями;
3) не дискурсивное понимание мышления, экзистенциальное мышление как видение-откровение новой реальности (божественного);
4) логическая (формальная) противоречивость, а не согласованность суждений;
5) перспектива сверхчеловеческих возможностей, а не реалистичный взгляд на человека;
6) самостоятельность истин откровения и одновременно активная роль «я» индивида в принятии-непринятии этих истин.
Все эти черты осмысляются Л. И. Шестовым в рамках бинарной оппозиции разума или веры, рационального познания или сверхрационального откровения.
1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - М.: Канон +, Реабилитация, 2011. - 432 c.
2. Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. № 10. С. 122-133.
3. Майданская И. А. Экзистенциальная критика разума в русской философии // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 65-74.
4. Марахов, В. Г. Философия. Курс лекций / В.Г. Марахов. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2013. - 160 c.
5. Марков, Б. В. Философия / Б.В. Марков. - М.: Питер, 2011. - 432 c.
6. Павленко А. Н. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «Подполья» // Вестник славянских культур. 2015. № 1 (35). С. 11-25.
7. Разин, А. В. Философия. Учебное пособие / А.В. Разин. - М.: Проспект, 2015. - 496 c.
8. Филатов А. В. Лев Шестов – эгоизм как важнейшая черта трагической личности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 256-259.
9. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности [Электронный ресурс]. URL: http://www.odin**lago.ru/filosofiya/shestov/ shestov_l_apofeoz_bespoch (дата обращения: 25.11.2023).
10. Шестов, 1929 - Шестов Л.На весах Иова. Париж, 1929. 374 с.
11. Шестов, 1966 - ШестовЛ SolaFidc - Только верою. Париж: YMCA-Press, 1966. 296 с.
12. Шестов, 1993 - Шестов Л.Афины и Иерусалим // Шестов Л. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 317-620.
Тема: | «Экзистенциальная этика Льва Шестова» | |
Раздел: | Этика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 11 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Этика бизнеса (зарубежные страны)
Курсовая работа:
Никомахова этика Аристотеля
Реферат:
Этика науки: основные принципы
Реферат:
Европейская этика бизнеса
Контрольная работа:
Корпоративная культура в гостиничных комплексах - Этика, мораль, нравственность в деловом общении