Реферат
«Этика науки: основные принципы»
- 26 страниц
Введение….3
1 Этика науки: основные понятия …4
2 Основные принципы….16
Заключение….25
Список использованной литературы….27
Этика науки – одно из направлений этики науки и важно рассматривать это направление в контексте развития этики науки.
Актуальность исследования. За последние десятилетия этические нормы, регулирующие публикационную активность учёных, претерпели изменения.
В 1997 году образовался Комитет по этике научных публикаций, целью которого является разработка рекомендаций для издателей и редакторов научных журналов с целью поддержания норм этики научных публикаций. Не так давно комитет разработал рекомендации для научно-исследовательских институтов, принципы взаимодействия институтов и университетов с издательствами и редакторами журналов. Практика борьбы с нарушениями этики научных публикаций тоже значительно поменялась.
Целью данного исследования является описание основных проблем этики науки, рассмотреть принципы, оценка их масштабов, методов их решения и оценку эффективности этих методов, а также прогноз развития данного направления этики науки. Важно рассматривать этику научных публикаций в контексте этики науки в целом, в том числе и развития науки в ХХ веке.
1 Этика науки: основные понятия
Современная цивилизация направлена на ускоренное преобразование среды обитания человека. Для неё характерно формирование искусственного материального мира (техно сферы). Основной ценностью техногенного общества являются новизна, внутренним резервом развития которого выступает технологический прогресс. Наука порождена потребностями человека. Она, как социокультурный феномен, направлена на рост благосостояния и благополучия общества, способствует преумножению социальных благ, укреплению могущества человека. Российская наука и ее научный потенциал сегодня рассматриваются Россией как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны. «Наука – важнейший ресурс обновляющейся России» . Усилия ученых и инженеров направлены на поиск и использование новых (альтернативных) источников энергии, на освоение космического пространства, на создание открытой информационной среды. Однако, техногенная цивилизация весьма агрессивна. Современный мир превратился в арену активной деятельности человека, который в этом мире занимает центральное место.
Сложно не согласиться со В.С.Степиным, который полагает, что «деятельность человека обеспечивает ему господство над Природой, и условием этого господства являются объективные знания, которые должен получить человеческий разум, беспристрастно исследующий вещи» . Для науки нет запретных тем. Научные исследования направлены на выявление общих законов и полученные результаты не могут быть оценены по ценностной шкале «хорошо – плохо». Первыми, кто столкнулся с подобными проблемами были физики-ядерщики. Риски и угрозы сегодня затрагивают области генетики, медицины, психологии, молекулярной биологии и прочих.
Таким образом подводя итоги проделанной работы, сделаем следующие выводы:
1.Нормы этики научных публикаций часто нарушаются, так как это сулит карьерные перспективы для авторов, прибыль для институтов, вузов и издателей журналов. Нормы научной этики противоречат неписанным правилам «научной кухни» (системе PLACE Дж. Займана), что заставляет исследователей метаться между двух огней. Правила, предъявляемые к исследованиям с участием людей, более строги и в меньшей степени нарушаются научным сообществом, так как вызывают большой общественный диссонанс, и возможность навредить здоровью людей не может не пугать большинство учёных, также не чуждых общественной морали. К тому же опыт Второй мировой войны и вопиющие случаи нарушения прав человека, такие, как эксперимент Тускеджи, ещё свеж в памяти людей. Поэтому нарушения, относящиеся к конфликту интересов наиболее значимые и морально недопустимые. Как было показано, доказать нарушения этических норм порой не легко, а санкции для нарушителей не прописаны, многое зависит от авторитета учёных – нарушителей, их общественного и научного признания.
2.Юридически регулировать сферу этики научных публикаций тяжело и опасно, а рекомендации и регламенты комитетов по научной этике не имеют такой силы и периодически нарушаются. Большинство нарушений обусловлено правилом «публикуйся или умри», необходимостью повышения наукометрических показателей. Учёные часто забывают о долгосрочных целях и руководствуются более тактическими целями, причиняя вред научному сообществу и себе в частности. Поэтому в ряде работ, посвящённых этике научных публикаций, указывается, что только лишь воспитание и прививание норм научной этики может остановить или сократить нарушения. Тем не менее, слаженная работа комитетов, институтов и исследователей может принести определённые плоды. Эта работа должна проводится параллельно с популяризацией норм научной этики со студенческой скамьи. Курсы научной этики в вузах, оповещения студентов о скандалах и случаях нарушения научной этики могут повлиять на их поведение в будущем.
3. Несмотря на это, наукометрические системы и правило «публикуйся или умри» должны претерпеть изменения, чтобы существенно снизить количество нарушений. Пока карьера и заработная плата учёных будут зависеть от наукометрических показателей, вряд ли стоит ожидать серьёзных изменений. С другой стороны, уменьшение борьбы, в том числе и нечестной, на поприще публикаций может перенести научную конкуренцию в другое поле, возможно более опасное для научного сообщества, человечества или окружающей среды, поэтому революционные и непродуманные действия в этом направлении недопустимы.
1. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.
2. Курочкина Л.Я. Особенности современной науки: Учеб. пособ. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2012. – 143 с.
3. Лаптев А.А. Функции научных знаний в формировании профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации / А.А. Лаптев, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем / Modern Research of Social Problems. – 2016. – №11 (67). – С. 67–77.
4. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки / Философия науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filnauk.ru/index.php (дата обращения: 15.10.2015).
5. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопр. философии. – 1989. – №10. – С. 3–18.
Баранов Г.В. Фактор морали в устойчивости науки // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 1 февраля 2016 г., г. Уфа. В 4 частях; отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2016. Часть 4. С. 64-65.
Тема: | «Этика науки: основные принципы» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные принципы составления учетной политики для целей бухгалтерского учета
Дипломная работа:
Этика международной бизнес-коммуникации
Курсовая работа:
Понятие и основные принципы гражданства
Контрольная работа:
Основные принципы предоставления муниципальных услуг
Реферат:
Конституция 1918 года: содержание и значение