Курсовая работа
«Признаки и публично-правовая природа административного договора»
- 27 страниц
Введение 3
1 Административный договор как источник административного права 6
1.1 Подходы к определению административного договора 6
1.2 Публично-правовая природа и признаки административного договора 10
2 Процессуальный порядок заключения и прекращения административного договора 16
2.1 Порядок заключения и исполнения административного договора 16
2.2 Прекращение административного договора 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Представленная работа посвящена проблеме публично-правовой природы и признаков административного договора.
На сегодняшний день в теории государственного управления и административно-правовой науке Российской Федерации преобладает мнение, согласно которому управленческая деятельность осуществляется в правовых (издание нормативных и ненормативных актов управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления (составление административных протоколов, проведение государственной регистрации, выдача официальных документов, разрешающих осуществлять определённый вид деятельности и т.д.) и неправовых (осуществление организационных действий, выполнение материально–технических операций) формах управления. Данный подход к формам государственного управления в Российской федерации нами полностью разделяется и поддерживается.
Рассматривая категорию «форма государственного управления» как системное явление, определим место одного из её элементов – административный договор и его назначение в системе организации государственного управления в РФ в целом.
Вопросы договорного регулирования публичных правоотношений в административной науке уже обсуждаются давно. Ещё в дореволюционной России некоторые учёные (например, Елистратов А.И. «Очерк административного права», Кобалевский В. «Советское административное право») признавали тот факт, что публичное право использует договорное начало в регулировании определённой категории административных правоотношений. Но этот опыт, не получив значительной поддержки и развития в научной общественности, в последствии просто был забыт. Затем в СССР, в период плановой экономики, то есть жёсткого централизованного руководства практически всеми сферами государственного управления, существования системы директивно-плановых указаний, рассматривались и принимались во внимание только вертикальные отношения, то есть отношения власти – подчинения. А отношения горизонтального типа вообще не могли рассматриваться в качестве существующих, поскольку это полностью противоречило принципам государственного управления того периода.
Актуализация проблемы административного договора обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично–правовых отношениях. Посредством публично–правовых установлений укрепляется дисциплина и повышается ответственность в сфере исполнительной власти, создаются правовые механизмы для решения управленческих задач.
Цель настоящей работы заключается в исследовании признаков и публично-правовой природы административного договора.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1.Определить понятие административного договора;
2.Выделить признаки административного договора;
3.Выявить публично-правовую природу административного договора
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате заключения, изменения, исполнения и прекращения административных договоров.
Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих условия и порядок заключения административных договоров, административно-договорные теории о правовой природе и развитии административного договора в качестве правового института административного права, а также различные виды административных договоров, встречающиеся в правоприменительной деятельности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретноисторический, системный методы научного познания, институцианализма и другие, а также частно-научные методы - сравнительно-правовой и формально-юридический.
2 Процессуальный порядок заключения и прекращения административного договора
2.1 Порядок заключения и исполнения административного договора
Под административным договором в качестве его дефиниции стоит понимать соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых в обязательном порядке является государственно-властный субъект, нормативной базой соответствующего соглашения являются нормы административного права, цель соглашения – удовлетворение публично-правовых интересов. Правовой режим такого договора содержит административно-правовые элементы, которые не свойственны частному праву. Такое соглашение является юридическим фактом, заключение его означает возникновение административного правоотношения, влекущее установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей субъектов административного договора. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения [2, c.60].
Само заключение административного договора направлено на применения норм права, их непосредственную практическую реализацию. Исполнение – это процесс претворение в жизнь административно правовых норм, в результате чего могут приниматься как индивидуально-конкретные решения, так и создаваться индивидуализированные нормы права.
Для заключения и исполнения административных договоров целесообразно использовать (разумеется, в конкретных пределах) устанавливаемые гражданским законодательством общие требования договорного права. Речь может идти как о форме договора, случаях его недействительности, сроках устанавливаемых в договоре, участниках договора и их административно - правовом статусе, исполнении договора, обеспечение исполнения обязательств, определенных в договоре, ответственности за нарушение договора, его изменение и расторжение.
Административный договор является одним из видов публичного договора, соответственно он обладает общими признаками присущие всем публичным договорам, но в тоже время обладает специфическими чертами, которые и выделяют его среди других публичных договоров [3].
Как справедливо отмечал в свое время Ю.Н. Старилов, на административный договор следует смотреть не только с точки зрения материальных административно-правовых норм, устанавливающих статутные положения (участники, права, обязанность, ответственность, административно-правовой режим исполнения), но и с позиций административно-процессуального права, поскольку административно-договорной процесс является частью административного процесса. Поэтому административный договор – это один из административно-процессуальных производств, который имеет и свою материальную часть, однако не в меньшей степени как в административно-правовой теории, так и в законодательстве следует развивать именно его процессуальные начала [1].
В содержание административно-договорного производства стоит включать деятельность уполномоченных государственных органов по заключению и исполнению административных договоров, данная процессуальная деятельность регулируется процессуальными нормами, содержащимися в своем большинстве в подзаконных актах.
По своей сути заключение административных договоров – это не что иное, как функция принятия индивидуально-конкретных решений для урегулирования административно-управленческих отношений, объединяющих волю двух или более субъектов заключаемого соглашения. Исполнение административного договора направлено на реализацию уже принятого договорного решения. Поэтому заключение договора направлено на применение права, а исполнение – это процесс его осуществления, именно здесь непосредственно нормы административного права претворяются в жизнь. Результатом заключения и исполнения административного договора является принятие индивидуально-конкретного решения, так и могут создаваться новые нормы права [5, c.120-155].
Таким образом, при рассмотрении данного вопроса мы в своём научном исследовании сталкиваемся с очень актуальной в наши дни проблемой, заключающейся в отсутствии должного нормативно-правового регулирования одной из форм управленческой деятельности – административного договора. Очень полезным в решении указанной проблемы (разработке законодательства об административном договоре), на наш взгляд, является опыт в этой сфере западноевропейских государств, где теория административного договора уже очень давно создана (например, административные договоры довольно широко с начала 20 века применяются в управленческой деятельности Франции)[8] и во многих таких государствах административный договор детально регламентирован законодательными актами. На высоком уровне развита не только теория административного договора, но и законодательство в этой области в Германии (административный договор в этом государстве регламентирован Федеральным Административно-процессуальным законом (АПЗ) от 25 мая 1976 года[9]). В законодательстве западноевропейских государств регламентируется понятие административно–правового договора, конкретно определена сфера применения административного договора. Так, например, согласно Федеральному Административно-процессуальному закону «Об административной процедуре» ФРГ от 1976 года, если в управленческой деятельности возникло правовое отношение, которое в будущем может изменяться, прекращаться, и если действующие правовые предписания не устанавливают необходимости осуществления специальных действий, то государственный орган может вместо издания правового акта управления заключить с другим субъектом административно-правовой договор. В связи с вышесказанным приходим к выводу, что да, теоретическому развитию данного института административного права российская правовая наука уделяет особое значение, а вот законодатель даже и не предпринимает никаких попыток развития правовой базы в этом направлении. Отсюда следует, что на сегодняшний день этот вопрос – о концепции административного договора в сфере публичного управления – является дискуссионным и до конца неразработанным учёными. В свою очередь, пока не создана цельная и глубокая теория, не может быть самостоятельной нормативной базы этого явления. Действующие законы РФ закрепляют положения о договорах, содержащих элементы управленческих соглашений, хотя законодатель не называет их прямо административными договорами. Таким образом, существование административного договора не является оспоримым фактом, однако, законодателю предстоит серьёзнейшая работа в сфере нормативно-правовой регламентации этой правовой категории.
1. Админситративное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002. - С. 270
2. Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 2004. - С. 197.
3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов. – М. 2004.
4. Брэбан Г. Французское административное право. - М., 1988. - С. 115.
5. Иванов В.В. Некоторые вопросы теории нормативного договора // Право и политика. - 2000. - № 4. - С. 33-45.
6. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Административные договоры: понятие и виды // ЖРП. - 1998. - № 7 .- С. 86.
7. Котельникова Е.А. Административное право. Ростов –на- Дону.,2012 г.
8. Красильников Т.С. Административный договор в сфере образования. М.: Новая Правовая культура, 2011 г.
9. Курчевская, С.В. Административно-договорные правоотношения // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. - Б.м. - 2002 .- Вып. 14.
10. Общее административное право / Под ред. Ю.Н. Старилова. - В., 2007. - С. 373.
11. Остапенко И.А. Теория административного договора: монография / И.А. Остапенко. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011.
12. Остапенко И.А. Административный договор в системе договорного права // Вестник евразийской академии административных наук. Москва - 2009 № 2 (7).
13. Остапенко И.А. Административный акт и административный договор как правовые формы государственного управления / И. А. Остапенко. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2010.
14. Рихтер И., Шупперт Г.Ф. Судебная практика по административному праву: Учеб. Пособие. Пер. с нем. - М., 2000. - С. 318-362.
15. Советское административное право / Под. Ред. П.Т. Василенкова. - М., 1990. - С. 151-152.
16. Труфанов М.Е. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. С.А. Старостина. М. 2010.
17. Юсупов В.А. Государственное управление социалистической собственностью (Административно-правовой аспект проблемы). – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983.
Тема: | «Признаки и публично-правовая природа административного договора» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 950 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Брачный договор
Дипломная работа:
Брачный договор как соглашение между супругами
Курсовая работа:
Правовая природа агентского договора в предпринимательской деятельности
Курсовая работа:
Обязательства, возникающие из публичного обещания награды и публичного конкурса
Курсовая работа:
Учреждение хозяйственных обществ с участием публично-правовых образований