Дипломная работа
«Организация учебной деятельности по изучению раздела «синтаксис» в начальной школе»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. О предмете синтаксиса в современном языкознании
1.2. Дидактико- методические основы организации изучения синтаксиса в начальной школе
1.3. Особенности организации учебной деятельности по изучению синтаксиса в различных учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Цели, задачи и этапы экспериментальной работы
2.2. Реализация педагогических условий организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы. Методические рекомендации по совершенствованию организации учебной деятельности по изучению синтаксиса в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОСАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ
ГЛОСАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ
Актуальность исследования обусловлена изменениями в Российском образовании, которые требуют от учителя начальных классов нового подхода к процессу обучения. Особое место на начальном этапе образования школьников занимает русский язык как учебный предмет. Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, умение сознательно пользоваться средствами синтаксиса для выражения своих мыслей, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение вычленять предмет мысли, оформлять ее структурно и интонационно, соединять слова в предложения, делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы. Работа над предложением в обучении русскому языку занимает центральное место и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии.
На важность изучения синтаксиса указывали Ф. Ф. Фортунатов,А. М. Пешковский, В. К. Поржезинский, М Н. Петерсон, В. В. Виноградов, В. А. Белошапкова, В. Н.Ярцева, Н. Ю. Шведова, А.А. Шахматов, Л.В.Щерба, А.А.Потебня и многие другие. По мнению таких известных методистов, как Ф.И.Буслаев, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М. Л. Закожурникова, Н. А. Щербакова, И. В. Прокопович Г. А. Фомичева, языковое образование – коммуникативная доминанта в обучении: учить нужно тому, что, прежде всего, понадобится в практике речевого общения говорящего и пишущего.
Тем не менее, многие вопросы организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе остаются недостаточно разработанными. В связи с этим возникает необходимость разработки методической системы организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме, а также практика учителей начальной школы показали, что остается нерешенным противоречие требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис», с одной стороны, и организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе?
В связи с вышеизложенным была выбрана тема исследования: «Организация учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе»
Цель исследования: и выявить условия организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Объект исследования: учебная деятельность по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации учебной деятельности по изучению синтаксических понятий «словосочетание», « предложение» на основе совокупности грамматических признаков и свойств данных синтаксических единиц.
Гипотеза исследования– усвоение младшими школьниками понятий «словосочетание», «предложение» будет эффективным при выполнении следующих методических условий:
-при целенаправленном изучении грамматических признаков этих синтаксических единиц;
-при организации систематических наблюдений над функционированием единиц синтаксиса;
-при использовании системы заданий, направленных на формирование синтаксических понятий.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1) установить степень разработанности различных аспектов проблемы в лингвометодической литературе;
2) проанализировать действующие учебники и программы по русскому языку для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы;
3) выяснить уровень сформированности понятий «словосочетание» и «предложение» у учащихся экспериментального класса;
4) разработать методические рекомендации по совершенствованию организации учебной деятельности по изучению синтаксиса в начальной школе.
Методологическую основу исследования составили труды крупнейших методистов К.Д.Ушинского, И.И.Срезневского, Ф. И. Буслаева, Д.И.Тихомирова, Л. В. Щербы, М.Р. Львова, М. Л. Закожурникой, Н. А. Щербаковой, И. В. Прокопович, Г. А. Фомичевой, Т.Г. Рамзаевой и многих других.
Теоретическая основа исследования теоретические положения понимания синтаксиса (традиционное понимание: Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, Д. Н. Овсянико-Куликовский и другие; формально-грамматическое понимание: Ф. Ф. Фортунатов, М. Н. Петерсон, Н. Н. Дурново; труды В. В. Виноградова и Л. В. Щербы о равноправных объектах синтаксиса, а также работы о порождающей, или генеративной грамматике, о трансформационной, или структуральной грамматике Ю. Д. Апресяна, И. А. Мельчука, Т. П. Ломтева).
Методы исследования: лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы;
2) экспериментальные и практические - педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент,
зультатов эксперимента.
Эмпирической базой исследования выступило МБОУ СОШ № 20 г. Белебей Республики Башкортостан. В исследовании участвовало 54 обучающихся и 2 учителя начальных классов.
Основные этапы исследования.
Исследования проводились с 2013 по 2014 гг. в три этапа.
Первый этап организационный (организационно-прогностический)– 2013) – изучение и анализ лингвистической, педагогической и методической литературы; анализ работы начальной школы, разработка проблематики исследования; определение цели и задачи исследования; формулирование гипотезы и задач исследования; изучение реальной практики организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе; составление программ эксперимента; определение концептуальных направлений в исследовании.
Второй этап содержательный (реализационный) – 2013-2014) – проведение констатирующего и формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Третий этап (аналитический– 2014) – осуществление полученных данных, систематизация и обобщение их, формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме, оформление материалов выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления современной методики по данной проблематике. Разработанная система методических рекомендаций по эффективной организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе является приоритетным направлением, т.к. феномен языка в лингвистических исследованиях последнего времени изучается в преломлении язык-речь.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в школьной практике обучения русском языку учащихся начальной школы. В деятельности образовательных учреждений могут найти применение подобранный диагностический комплекс и разработанные методические рекомендации в организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Апробация исследования связана с публичной защитой выпускной работы, материалы исследования докладывались и обсуждались на заседании методического объединения учителей начальных классов МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан. Выполненная работа также имеет практическую ценность и рекомендована при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, гистограмм, таблиц, заключения, списка использованной литературы, глоссария.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС»
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. О предмете синтаксиса в современном языкознании
Важнейшим средством человеческого общения и обязательным элементом гуманитарной культуры человека является язык. Для осознания учащимися языковых явлений, формирования языковой и лингвистической компетенции, коммуникативных умений совершенствования общей речевой культуры необходимо знание грамматики, а именно синтаксиса, который изучает порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов. Знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают младшим школьникам в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании. При обучении русскому языку очень важно изучение особенностей развития синтаксического строя речи младшего школьника (употребление в речи словосочетаний и предложений), так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения, в связном тексте. Главная направленность речи - это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация - все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых шагов изучения родного языка.
Термин «синтаксис» в современной лингвистике применяется в двух значениях: 1) синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка и 2) раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е. синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Согласно В.А. Белошапковой, «синтаксис - это высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим и изучающий, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой, - те единства, в составе которых эти правила реализуются» [ 100, ]. В интерпретации Г.А. Золотовой, «синтаксис - это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Соответственно, синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи и прежде всего его коммуникативных единиц - предложений».
В соответствии с этапами синтезирования речи, синтаксис членится на три комплексных раздела:
1) Синтаксис частей речи (словосочетания, присловных связей, синтагматический синтаксис) - изучаются сочетательные возможности слова, способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения.
2) Синтаксис предложения - описываются внутренняя структура, коммуникативные типы, предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования простого и сложного предложения как целостной предикативной и полипредикативной единицы, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение - сочинения и подчинения.
3) Актуальный синтаксис, синтаксис текста - исследуется актуализация предложения, т.е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст.
Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу - текст.
Синтаксическая форма слова может использоваться в предложении прямо, независимо от другого слова или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания.
В синтаксической науке прошлого предмет синтаксиса осмыслялся неоднозначного. Разные научные направления давали разные перечни синтаксических объектов. Самым сильным направлением в русской грамматике было традиционное понимание синтаксиса, как учения о предложении и его членах. Оно базировалось на логико-грамматической основе. Одни ученые считали, что предложение – это мысль, выраженная словами, а Ф. И. Буслаев утверждал, что предложение – «это воплощенное в речи суждение». Такое определение предложения недостаточно разграничивало категории логики и грамматики. Суждение не бывает ни вопросительным, ни побудительным. В нем нет места второстепенным членным предложения. В целом теоретические положения, выдвинутые лингвистами этого направления, сохраняют свою ценность и в настоящее время.
Другие синтаксисты, как Ф. Ф. Фортунатов, М. Н. Петерсон, Н. Н. Дурново, считали предметом синтаксиса словосочетание, то есть то, что чисто формально организовано – формально-грамматическое понимание. При этом Ф. Ф. Фортунатов считал предложения законченными словосочетаниями, все другие словосочетания – незаконченными, а М. Н. Петерсон весь синтаксис рассматривал как учение о словосочетании, объединяя в этом понятии простые предложения (сочетание подлежащего и сказуемого) и сложные предложения (соединение словосочетаний).
Третье понимание синтаксиса представлено в работах академиков В. В. Виноградова и Л. В. Щербы. Они считают, что в синтаксисе изучаются два равноправных объекта: словосочетание и предложение. Эти единицы внутренне глубоко различны: словосочетание не может что-то сообщать, это не коммуникативная единица; предложение является коммуникативной единицей, передает целое сообщение. Каждая из этих единиц имеет свои законы организации, свои грамматическое устройство, грамматическое значение и функции.
Четвертое понимание синтаксиса сложилось под влиянием работ американских ученых, а также наших представителей этого направления (Ю. Д. Апресяна, И. А. Мельчука, Т. П. Ломтева). Синтаксис осмысливается как наука о правилах порождения предложений (порождающая, или генеративная грамматика), с одной стороны. С другой стороны, синтаксис рассматривается как наука о преобразовании одного предложения в другое (трансформационная, или структуральная грамматика). Но синтаксис такой грамматики является особой областью.
В современном теоретическом языкознании складываются три точки зрения на предмет синтаксиса. Во-первых, синтаксис рассматривается как учение о предложении и его частях, членах предложения. Во-вторых, синтаксис определяется как учение о словосочетании. Третья точка зрения в современном языкознании получила наибольшее признание, в которой предметом синтаксиса являются словосочетание и предложение. Эта точка зрения находит свое абсолютное выражение в трудах В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведовой, В. А. Белошапковой.
Осмысление ряда теоретико-лингвистических и философских проблем, очень важных в методологическом отношении, предполагает современный научный синтаксис. Возникает вопрос о соотношении языка и мышления, предложения и суждения, причем ввиду сложности этих явлений и многоаспектности взаимоотношений между ними встает ряд новых проблем. В частности, по-новому начинают ставить вопрос об уровнях языка в его синтаксических проявлениях.
Синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции. Особенность синтаксиса состоит и в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко – новые слова. Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания – с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача – выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.
В грамматической системе языка синтаксис занимает центральное место, так как именно синтаксису причисляются те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и относят сообщение к определенному временному плану. Способность причислять сообщение к определенному временному плану – это уникальное свойство только простого предложения. Сосредоточенность в синтаксисе таких специальных языковых средств, без которых невозможно само общение людей, обуславливает отношение синтаксиса к другим разделам грамматики, главным образом к морфологии, лексике и фонетике.
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: учение о словосочетании и о предложении.
Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающие единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности.
Словосочетанием в научной грамматике называется не просто пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения, например на определяемое слово и определение). Словосочетание - это лексико-грамматическое единство, которое создает расчлененное обозначение единого понятия. Словосочетание лишено признаков предложения, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно. Оно характеризуется определенной структурой: наличием главного и зависимого слов. По главному слову определяются различные группы словосочетаний: глагольные (войти в дом, перейти улицу); наречные (очень громко, слишком сладко); именные (дом отца, твердый в решении).
Словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединение слов образует словосочетание, а только такое, которое, подобно слову, служит строительным материалом для предложения.
Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. Наибольший интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце ХIХ века, когда зарождается формально-грамматическое понимание синтаксиса. Ф.Ф. Фортунатов считал синтаксис учением о словосочетании, а предложение рассматривал как один из видов словосочетания. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.
Представляет интерес трактовка словосочетания А.А. Шахматовым: «Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». По Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу.
Многие исследователи при решении этих вопросов считают, что словосочетание - это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны и предикативные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова.
Спорным является вопрос о подразделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные (сочетание однородных членов предложения).
Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие:
1) существуют ли словосочетания вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом;
2) существуют ли «предикативные словосочетания», то есть, образует ли словосочетания пары, состоящие из подлежащего и сказуемого;
3) существуют ли « сочинительные словосочетания», то есть, образует ли словосочетание группа однородных членов.
Другой основой синтаксической единицы является предложение. Существует несколько определений предложения. В.В. Бабайцева определяет предложение как «основную единицу синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему». Д.Э. Розенталь рассматривает предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Предложение как единица речи - необходимый минимум для выражения мысли. Предложение как смысловая и структурно- грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение или отрицание. Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.
Любое предложение в русском языке в отличие от слова и словосочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) интонация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно. Так как предложение - единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложение имеет три аспекта характеристики:
1)формальная организация предложения (структурная схема со значением предикативности, парадигма предложения);
2)семантическая структура предложения;
3)коммуникативная организация предложения (функция предложения).
Таким образом, предложение - основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственным данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения - функций единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы - интонацией предложения.
Большинство типов предложений соотносится с логическим суждением. В суждении что утверждается или отрицается находит свое выражение так называемая предикация, т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.
Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связью между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым.
Многие грамматисты считают предикативностью отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность и т.п.), так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.).
Существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико–грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).
Наконец, существенным признаком предложения, который наряду с предикативностью и модальностью, ограничивает предложения от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания к действительности), модальность ( отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
В зависимости от положенного в основу классификации признаков различаются предложения:
1) простые (состоящие из одной единицы) и сложные (состоящие из двух или более предикативных единиц); простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения. Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.
2) утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности; с разнообразными оттенками модальных значений: предположение, сомнения, возможность и т.д.
3) повествовательные, вопросительные и побудительные - по цели высказывания (каждое из них может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонацией); каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске.
4) односоставные и двусоставные – в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения;
5) распространенные и нераспространенные – по наличию или отсутствию второстепенных членов;
6) полные и неполные – по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения
7) синтаксически членимые и нечленимые (слова – предложения) – при наличии или отсутствии возможности членения предложения, т.е. выявления в его составе отдельных членов.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Подлежащее и сказуемое являются организующими центрами двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи признак которого выражается сказуемым и отвечает на вопросы: кто? что?. Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д. Самой распространенной формой выражения подлежащего являются именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро оказались на месте.
Для выражения подлежащего широко используют местоимения – существительные:
а) личные местоимения;
б) вопросительные местоимения;
в) относительные местоимения;
г) неопределенные местоимения;
д) отрицательные местоимения.
Подлежащее может быть выражено именем числительным.
Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим
Выделяются различные типы сказуемого. Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части и составным, если состоит из глагольной связки и именной части. Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью, а грамматическое (обозначение времени, числа и наклонения) – связкой. Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.
1. Связка отвлечённая – глагол быть в различных формах времени и наклонения; роль этой связки чисто грамматическая. Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть, как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке).
2. Связка полуотвлечённая – глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию, соединяет именую часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться и другие.
3. Связка знаменательная (вещественная, конкретная) – глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способным самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющий именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы идти, вернуться, жить, сидеть и т.д. Сказуемое этого типа, выраженное полнознаменательным глаголом и именной частью, называют иногда сложным именным сказуемым.
Главные члены предложения могут поясняться членами, которые называются второстепенными, т.к. грамматически зависят от других членов предложения.
Термин второстепенные члены предложения подчёркивает лишь грамматическую зависимость этих членов, т.к. в смысловом отношении они могут быть в предложениях носителями основного значения.
Во второстепенных членах предложения реализуются и обобщаются те разнообразные грамматические отношения, которые складываются в словосочетании: атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. В зависимости от синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на определение, дополнение, обстоятельства.
Вопрос о второстепенных членах предложения в истории русской грамматики имеет разные решения. Однако в качестве основных направлений в учении о второстепенных членах предложения выделяют два: рассмотрение второстепенных членов предложениях по значению и по виду синтаксической связи с другими словами. И в том и в другом случае выделяются в качестве второстепенных членов определения, дополнения и обстоятельства. Основания для такого выделения принимаются разные, и поэтому один и тот же член предложения при различных подходах к классификации второстепенных членов может быть определён по-разному. Например: в словосочетании дом отца слово отца является определением, если оно рассматривается по значению, или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову дом, и дополнением, если учитывается лишь характер синтаксической связи слова со словом дом (вид связи - управление).
Направления в учении о второстепенных членах предложения получили называние формального (классификация по характеру синтаксической связи) и логического (классификация по значению).
Начало логического направления в учении о второстепенных членах предложения положено в трудах А. Востокова и Н. Греча. У них и появляются термины «дополнение» и «определение». Члены предложения, которые в современной грамматике определяется как обстоятельства, включались ими в ряд определений.
Ф.И. Буслаев вводит понятия обстоятельства и говорит о двух принципах классификации второстепенных членов предложения: по типу подчинения и по значению.
А.А. Потебня дал резкую критику учения Ф.И. Буслаева о второстепенных членах предложения и наметил формальную классификацию – только по виду подчинения, но от терминов «дополнение», «определение» и «обстоятельство» не отказался. А.Н. Овсянико-Куликовский пытается примирить логическую классификацию с формальной и вводит такие понятия: фиктивное определение и фиктивное обстоятельство.
В практике современной школы получила распространение логическая классификация второстепенных членов предложения, она принята и академической «Грамматической русского языка». Преимущество этой классификации заключается в том, что она пытается определить члены предложения с учётом и грамматических, и лексических значений слов, а также учитывает синтаксические связи этих слов с подчиняющимися словами и их значение. При такой классификации второстепенные члены предложения рассматриваются как логико-грамматические разделы, которые выделяются на основе грамматических и лексических значений.
Атрибутные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. грамматические отношения, выделяют собой основу для выделения таких членов предложения, как определение, дополнение и обстоятельство, т.е. синтаксические признаки второстепенных членов предложения, формируются на базе морфологических категорий и функционально - синтаксического значения в структуре словосочетания. Однако традиционное деление второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства основываются на функционально-синтаксических свойствах, зависимых от слов в очень обобщенном виде.
Деление второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства в значительной мере условно.
1.2. Дидактико- методические основы организации изучения синтаксиса в начальной школе
Методическая наука ведет активные поиски путей совершенствования методики изучения элементов синтаксиса в начальных классах, так как от правильного определения их в лингвистическом и методическом отношении во многом зависит качество усвоения детьми синтаксиса в последующих классах. Вопросы о необходимости изучения синтаксических понятий в совокупность всех их признаков, о повышении теоретического уровня преподавания синтаксиса не раз ставились в работах Ф.И.Буслаева, М.Р. Львова П.Г. Рамзаевой, И.В. Прокопович, М. Л. Закожурниковой, Н. А. Щербаковой Г.А. Фомичевой и других методистов.
Методика работы по синтаксису в начальных классах предусматривает реализацию в практике обучения 2 взаимосвязанных направлений: во-первых, это осознание компонентов и структуры предложений; во-вторых, это отбор, использование лексики в определённом типе предложения.
Основными средствами достижения поставленной цели можно считать следующие:
1) усвоение основных правил сочетания слов в предложении;
выяснение смысловых и грамматических отношений между словами предложения;
правильное употребление форм синтаксической связи слов как в устной, так и в письменной речи;
интонационное оформление предложения в устной речи и постановка знаков препинания при письме.
По программе четырёхлетнего обучения термин «словосочетание» вводится только в третьем классе. Подготовительная работа к усвоению этой синтаксической темы начинается уже в первом и втором классах при изучении таких тем, как «Главные члены предложения» и «Связь слов в предложении». Среди основных требований к знаниям и умениям учащихся, предусмотренных программой, определено, что ученики третьего класса должны уметь устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложений словосочетания. Эти умения и навыки формируются при изучении всех синтаксических тем, а также при изучении всех частей речи в разделе «Повторение».
К сожалению, в учебниках начальной школы не отражены упражнения на определение порядка слов в составе словосочетаний. На эту важную характеристику словосочетания учитель должен обратить особое внимание, так как незнание этого материала может привести к лингвистическим неточностям. Так, например, в ряде упражнений к существительным просят подобрать прилагательные, в таких словосочетаниях важен порядок слов, так как красная калина классифицируется как словосочетание, а калина красная – вне контекста уже является предложением. Работа над словосочетанием должна вестись в начальной школе на протяжении всех лет обучения, так как, являясь одной из основных синтаксических единиц языка, словосочетание формирует предложение, лежит в основе выделения второстепенных членов предложения. Основными условиями, способствующими эффективному усвоению понятия словосочетание, являются: а) дифференцированный подход к изучению признаков словосочетания; б) восприятие учащимися словосочетания как синтаксической единицы, осуществляющей свою коммуникативную предназначенность как изолированно, так и в составе текста.
Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:
1) пропедевтический (предварительные подготовительные) наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе;
2) знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний;
3) углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.
Пропедевтика изучения словосочетания начинается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения. Следовательно, этот этап по существу начинается уже с 1 класса. Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы - предложения. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) научить учащихся находить основу предложения;
научить учащихся устанавливать связь слов в предложении;
формировать умения учащихся по составлению предложений из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.
На данном этапе используются специальные упражнения по ознакомлению с признаками словосочетания, его отличием от слова и предложения, а также от сочетания слов.
Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний. Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания сопровождается решением задач:
1) познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями;
2) совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;
3) научить вычленять словосочетания из предложения;
4) учить производить синтаксический разбор предложений;
5) учить составлять словосочетания;
6) учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).
На этом этапе также применяются специальные упражнения по составлению словосочетаний по предложенным схемам.
Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление старых знаний. При этом решаются следующие задачи:
1) совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;
2) развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;
3) совершенствовать знания и умения уч-ся по синтаксическому разбору предложений, по установлению связи между словами по вопросам в рамках предложения;
4) совершенствовать коммуникативные навыки;
5) учить составлять связный текст с учётом закона сочетаемости слов.
Выполняются специальные упражнения по выделению словосочетаний из состава предложений и осуществление их синтаксического разбора.
Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и в зависимостях между членами дает основу для осознанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно письменной.
Школьники работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные, изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Упражнения соединяют грамматико-орфографическую работу с развитием речи учащихся. Так при изучении склонения имен прилагательных, дети склоняют прилагательное вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.
В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:
1) грамматическую структуру;
2) семантику словосочетания выражающего то или иное значение.
Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесение с реальными предметами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картины и воспоминания. Пониманию значений способствуют составлению или замена близкими по смыслу словами и оборотами речи. В иных случаях само словосочетания не объясняется, но указывается, где, в каких условиях, когда имеет место явление или обозначаемое.
Анализ лингвистической, методической литературы и нормативной документации позволил установить степень разработанности данной проблемы в лингвистической и методической теории и изучить состояние организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис» в начальной школе.
Рассмотрены такие понятия, как «синтаксис», «словосочетание», «предложение».
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: учение о словосочетании и о предложении. В современном теоретическом языкознании складываются три точки зрения на предмет синтаксиса. Во-первых, синтаксис рассматривается как учение о предложении и его частях, членах предложения. Во-вторых, синтаксис определяется как учение о словосочетании. Третья точка зрения в современном языкознании получила наибольшее признание, в которой предметом синтаксиса являются словосочетание и предложение. Эта точка зрения находит свое абсолютное выражение в трудах В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведовой, В. А. Белошапковой.
Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающие единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности.
Предложение - основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственным данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения - функций единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы - интонацией предложения.
Сделан сопоставительный анализ изучения раздела «Синтаксис» по русскому языку в начальной школе по различным учебно-методическим комплексам. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения словосочетания из предложения и членов предложения, а также для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
На основе сопоставительного анализа выявлены педагогические условия, ориентированные на современные методы обучения, условия вариативности образования, направленные на активизацию познавательной активности младших школьников, которые ставят перед начальной школой задачу обновления содержания учебного процесса на уроках русского языка, поиск новых подходов к изучению языковых единиц, как словосочетание и предложение.
Организованна экспериментальная работа по организации учебной деятельности при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе на базе двух четвертых классов МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан.
Выявлен исходный уровень освоения синтаксиса младшими школьниками. Диагностика на констатирующем этапе показала, что в экспериментальном классе 8 человек (29%) имеют высокий уровень освоения синтаксиса, 14 человек (52%) – средний, 5 человек (19%) – низкий уровень. В контрольном классе показатели следующие: 7 человек (27%) – высокий уровень, 13 человек (50%) – средний, 6 человек (23%) – низкий. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о преобладании среднего уровня освоения основ синтаксиса учащимися в этих исследуемых классах. Проведен анализ экспериментальной работы. Определены методические рекомендации по совершенствованию организации учебной деятельности по изучению синтаксиса в начальной школе
1. Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. М., 1999.
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: Владос, 2001.
4. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1990.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003.
6. Брагина Е.И. Методика изучения обобщенных синтаксических знаний и формирования синтаксических умений и навыков // Начальная школа. 2008. № 12. С. 28–30.
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2002.
8. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
9. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
10. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М.: Просвещение, 1990.
11. Золотова Г.Д., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.
12. Иванкина Н.К. Лингвистические основы методики работы над синтакси-сом // Начальная школа. 2007. № 1. С. 15–17.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
14. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (в 2-х частях). Ростов н/Д: «Учитель», 2004.
15. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Проблемные уроки. Ростов н/Д: «Учитель», 2006.
16. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Линка-Пресс, 1994.
17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Яро-славль, 1997.
18. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
19. Кузнецов П.С. Принципы изучения грамматики. М, 1991.
20. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рисунках и картинках. М., 1998.
21. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа. 2000.
22. Лизунова А.В. Система работы над темой «Главные члены предложения» в начальной школе // Начальная школа. 2004. №7. С. 19–21.
23. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2004.
25. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.
26. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
27. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
28. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., 1987.
29. Овчинникова И.Г. Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе // Начальная школа: плюс – минус. 2002. № 6. С. 38–44.
30. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
31. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
32. Поспелов Н.С. Вопросы синтаксиса русского языка // Мысли о русской грамматике. М., 1990.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов; под ред. И.А. Сафроновой. М.: Просвещение, 2010.
34. Примерные программы по учебным предметам / под ред. Л.П. Савельевой. М.: Просвещение, 2010.
35. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. М.: Высшая школа, 2003.
36. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2003.
37. Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1–4 классов / М.И. Кузнецова. М.; СПб.: Просвещение, 2011.
38. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М.: «Академия», 2000.
39. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2002.
40. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое це-лое. М., 1999.
41. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1998.
42. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997.
43. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2007.
44. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправлен-ный процесс. М., 2006.
45. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: 3–4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010.
46. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку: 1–4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010.
47. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Таблицы по русскому языку для начальной школы. М.: Астрель; Владимир, 2010.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
49. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002.
50. Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В. Справочник школьника. М., 2007.
51. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д., 2003.
52. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1993.
Тема: | «Организация учебной деятельности по изучению раздела «синтаксис» в начальной школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности изучения раздела «лексика» в 1 классе
Курсовая работа:
Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Дипломная работа:
Изучение текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Дипломная работа:
Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе
Дипломная работа:
Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира