Творческая работа
«Исследование личностных качеств»
- 41 страниц
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологической культуры личности
1.1. Базовые понятия и термины психологической культуры
1.2. Основные компоненты психологической культуры
1.3. Проблемы формирования психологической культуры личности
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической культуры и личностных качеств студентов
2.1. Материалы исследования
2.2. Методы психологического исследования
2.2.1. Методика «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков)
2.2.2. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков)
2.3. Анализ результатов исследования психологической культуры и личностных качеств студентов
2.4. Сравнительный анализ показателей психологической культуры и личностных качеств студентов 1 и 2 курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Преобразования, происходящие в России и направленные на формирование гражданского общества, непосредственно связаны с созданием условий для развития и реализации человеческих потенций; в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, к его способности понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное поведение, и поведение других людей.
Стремление к самосовершенствованию – одна из основных тенденций в развитии человечества. Преобразуя окружающий мир, человек совершенствует и самого себя, свою природу, целенаправленно изменяя свой духовный, нравственный, физический облик. Данные изменения находят свое выражение в различных видах культуры человека: культуре труда и быта, культуре отношений, нравственной культуре, культуре поведения, физической культуре и т.п.
Необходимость совершенствования психики человека, развития умения сознательно регулировать свою эмоциональную и интеллектуальную сферы, чтобы противостоять нагрузкам на психику, с одной стороны, и оптимально использовать ее резервы, с другой стороны, позволяет говорить о новом направлении в самосовершенствовании человека, связанном с созданием новой формы культуры – психологической.
Понятие психологической культуры человека получило уже достаточно широкое распространение. Как научная дефиниция психологическая культура может быть рассмотрена в двух аспектах: как социальный (характерный для общества в целом) и как индивидуальный (или личностный) феномен. При этом в обоих случаях психологическая культура выражается в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих моментах: во-первых, совершенствование умений, навыков и способностей человека, операциональной стороны его психики, обеспечивающих высокий уровень эффективности основных форм активности человека; во-вторых, развитие психологических механизмов регуляции данных форм активности и состояний человека [Егорова, 1992].
Культурные установки общества, усваиваемые индивидом, обусловливают его социализацию, вхождение в общество, преобразуясь, главным образом, в культуре поведения, общения, деятельности, которые осуществляются по заданным образцам и правилам. Здесь ведущую роль играет социальная, внешняя регуляция. Человека называют культурным (цивилизованным, воспитанным), если он в достаточной мере владеет уровнем отношений и общественных способностей, сложившихся в конкретном обществе.
Психологическая культура как индивидуальный (или личностный) феномен – это такой уровень психологических знаний и умений личности, который позволяет ей сознательно регулировать психические состояния и процессы, а также целенаправленно формировать желательные качества личности и операциональные компоненты своей психики, обеспечивающие высокий уровень достижений в профессиональной деятельности и межличностном общении.
Каждый человек, будучи социальным существом, в той или иной мере обладает психологической культурой, что выражается в стиле его поведения, деятельности и общении, в умении «владеть собой» в напряженных стрессовых ситуациях, независимо от того осознает или не осознает этого сам человек, имеются или нет у него специальные психологические знания. Однако эта психологическая культура складывается стихийно и не достигает достаточно высокого уровня, что чаще всего проявляется в срывах, в неумении контролировать ситуацию и свое поведение.
Многогранность деятельности и поведения современного человека, экстремальные нагрузки как на физическую, так и на психическую сферу личности делают актуальной проблему целенаправленного формирования его психологической культуры, указывают на необходимость специально организованного с этой целью обучения и воспитания.
На современном этапе развития общества проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов приобретают особую значимость. Особенно это касается тех, кто по роду своей деятельности будет включаться в активное взаимодействие с детьми, их родителями и коллегами (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог и другие профессии типа «человек – человек»).
В настоящее время растет потребность в развитом, компетентном педагоге, способном строить педагогическое взаимодействие на основе принципов гуманизации, что требует развития таких личностно-профессиональных качеств, как уверенность в себе, увлеченность своим делом, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации. Это может быть обеспечено благодаря развитию психологической культуры студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Психологическая культура – это сложное системное явление, составная часть культуры общества. Она должна основываться на постулатах нравственности, российской ментальности, профессиональной педагогической компетентности. В основу формирования психологической культуры должны быть положены общие и специальные педагогические способности педагога, акмеограмма специалиста и разноуровневые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности [Колмогорова, 2002; Обозов, 1995]. При организации учебной деятельности студентов важно отдавать приоритет личностно-ориентированным технологиям обучения, направленным на развитие студентов как субъектов деятельности, общения, научного поиска и профессионального самоопределения. Необходимо вести работу по выработке индивидуальных маршрутов обучения, учитывая влияние различных внешних и внутренних факторов на данный процесс [Демина, 1994].
Цель работы: изучение личностных качеств студентов в контексте их психологической культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень психологической культуры и личностных качеств студентов 1, 2 курсов и в исследуемой выборке в целом.
2. Сравнить показатели психологической культуры и личностных качеств студентов 1 и 2 курсов.
Объект исследования: студенты 1 и 2 курса ИФОиМК (факультет иностранных языков) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Предмет исследования: психологическая культура и личностные качества студентов (нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия и общая самооценка).
Гипотеза исследования. Процесс развития психологической культуры будущего педагога представляет собой качественные изменения, приводящие к ее оптимальному состоянию.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись методики «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков) и «Самооценка личности» (О.И. Мотков); статистическая обработка (описательная статистика) проводилась при помощи программы MICROSOFT EXCEL.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Базовые понятия и термины психологической культуры
В духовную культуру человечества всегда входили представления о природе психики, возможностях и способах ее регулирования и развития. В разных группах общества эти представления имели свои особенности, но, вместе с тем, они несли черты, характерные для этноса в целом. От поколения к поколению передавались практические умения управлять психикой и развивать ее. Эту часть духовной культуры мы называем психологической культурой.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными [Анцыферова, 1981]:
1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей;
2) культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.
Психологическая культура - это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики [Анцыферова, 1981].
Термин «психологическая культура» до сих пор остается дискуссионным. В справочной литературе представлены определения отдельных его составляющих: коммуникативная культура, культура поведения и деятельности, культура сознания (речи, мышления и т. д.), культура чувств и т. п. Эти составляющие рассматриваются, изучаются в различных науках о человеке: этике, психологии, педагогике, праве и т. д. и лишь частично отражают содержание понятия «психологическая культура личности». Так, например, культура общения может включать в себя и психологический, этический, педагогический и др. аспекты. Поэтому, чтобы определить предмет изучения, необходимо дополнить и конкретизировать это понятие: «психологическая культура общения», «педагогическая культура общения», «правовая культура общения» и т. д.
Очень близко подошел к понятию психологическая культура в своих последних работах С.Л. Рубинштейн. Обращение к теме человечного в человеке очень ярко представлено в его работе «Человек и мир»: «…Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой» [Рубинштейн, 2003]. Именно на стыке психологии с этикой возникает и проявляется феномен психологической культуры человека и, прежде всего, с этой позиции его следует изучать.
Здесь также будет уместным привести высказывания А.Г. Асмолова, который анализирует мысли и идеи, высказанные другим крупнейшим советским психологом А.Н.Леонтьевым: «А.Н.Леонтьев в своих записках о будущем нашей науки с поражающей наглядностью венчает этику и психологию. …Говоря о связи этики и психологии, аксиологии и психологии, А.Н.Леонтьев фокусирует внимание на вершинных проблемах психологии – проблемах развития личности и образования, которое должно порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов. Именно с психологией личности, повенчанной с этикой и исторической психологией, А.Н.Леонтьев связывает превращение психологии в ведущую науку о человеке» [Асмолов, 1999].
Обращаясь к теме воспитания подрастающего поколения, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отвечая на вопрос, кого воспитывать, мы говорим о воспитании настоящего человека, с полноценным отношением ко всему существующему. Речь идет, прежде всего, о правильном отношении к миру, как о том, что формирует человека большого плана: утверждение бытия другого человека, контакт с природой, правильная временная перспектива по отношению к прошлому, настоящему и будущему, к жизни и смерти, к конечности и бесконечности – все это предпосылки полноценной нравственной жизни» [Рубинштейн, 2003]. К.Л. Абульханова-Славская в своих комментариях отмечает, что под «полноценным человеком с «правильным отношением» ко всему в мире С.Л.Рубинштейн имеет в виду «человечность в человеке» [Рубинштейн, 2003]. Здесь крупнейший психолог 20 века формулирует идеал человека культуры.
Рассмотрение различных аспектов психологической культуры можно найти в работах и других известных отечественных психологов. Так, М.Я.Басова как педагогического психолога волновал вопрос, почему при подготовке педагога, вся деятельность которого связана с постоянным наблюдением за детьми, не обращается никакого внимания на обучение наблюдательности? Он говорит о культуре наблюдения как профессионально важном качестве педагога, которое те должны в себе развивать: «Культура наблюдений должна стать для всякого работника в области психологии и педагогики очередной задачей» [Басов, 1975]. Он призывает к тому, чтобы педагог был настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его. По отношению к ребенку он должен всегда находиться в исследовательской установке истинного наблюдателя, жадно ловящего каждый штрих поведения, тут же его осмысливающего, тут же претворяющего свое наблюдение в педагогическое действие [Лутошкин, 1981].
С.П.Иванова [Иванова, 1999] называет психологическую культуру главным условием реализации новой культуросообразной и гуманистической парадигмы образования. А.Б.Орлов, говоря о гуманизации как ключевом моменте нового педагогического мышления, дает следующее определение гуманизации образования: «Это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс» [Орлов, 2002]. В свою очередь, гармонизация личности учителя предполагает становление особой, психологической культуры. «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира. …Гармонизация личности – это повышение степени ее аутентичности, согласованности со своей личностью» [Орлов, 2002].
Сегодня уже существует немало исследований, где рассматриваются различные аспекты, уровни или составляющие психологической культуры, а также делаются попытки как-то определить эти феномены. Так, Е.А.Климов вводит понятие психологической грамотности, как некотором уровне психологической культуры, и выделяет в ней следующие составляющие: «душеведческую направленность мышления; интерес к стороннему человеку; владение элементами психологического познания» - и далее он подчеркивает – «важно, чтобы психологическая направленность ума сочеталась у человека с культивированием в себе высокого уровня терпимости к индивидуальной неповторимости других людей» [Климов, 1998]. В.М. Аллахвердов с соавторами, исследуя «психологическую проницательность» как некоторую составляющую психологической культуры замечает, что «отсутствие психологической проницательности – это отсутствие эффективного инструмента в построении своего поведения» [Аллахвердов, 1985]. Далее в этой статье [Аллахвердов, 1985] отмечается, что встречающаяся «психологическая некультурность» людей выступает обычно не в виде дурных манер и неэрудированности, но как не владение особым культурным кодом, который обеспечивает адекватную интерпретацию процесса психологического взаимодействия, а также не владение культурными моделями поведения, закрепленными в различных формах общения и способах коммуникации.
Куликов Л.Б., рассматривая понятие психологической культуры в рамках этнической психологии, считает область этого понятия «предметом психокультурологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта, психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности» [Введение в этническую психологию, 1995].
В книге «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии» дается следующее определение психологической культуры: «…это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям…» [Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 2000].
По мнению О.И. Моткова психологическая культура – «это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека» [107, с.24]. Психологическая культура проявляется в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом. С ее помощью человек более гармонично учитывает как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни [Мотков, 1993].
Следует отметить работы Л.С.Колмогоровой [Колмогорова, 2002] как первую попытку системного исследования психологической культуры в качестве самостоятельного психологического феномена. Она вводит понятие общей психологической культуры, отделяя его от понятия профессиональной психологической культуры, и дает ему следующее определение: «Это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью» [Колмогорова, 2001]. Колмогорова Л.С. вместе со своими сотрудниками разрабатывает методические процедуры для исследования психологической культуры и проводит ряд исследований связанных с изучением особенностей психологической культуры у учащихся разного возраста [Колмогорова, 2002]. Кроме того, на основе своей концепции она разрабатывает курс «Человекознания» для общеобразовательной школы, предназначенного для развития элементов психологической культуры у школьников [Колмогорова, 2001].
1. Психологическая культура как личностный феномен – это сложное системное явление, определяющее такой уровень психологических знаний и умений личности, который позволяет ей сознательно регулировать психические состояния и процессы, а также целенаправленно формировать желательные качества личности и операциональные компоненты своей психики, обеспечивающие высокий уровень достижений в профессиональной деятельности и межличностном общении.
2. Психологическая культура является многокомпонентным образованием, включающим в себя понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценку и оценку других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляцию деятельности, регулирование отношений с другими людьми. Психологическая культура высокого уровня включает в себя набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.
3. Процесс формирования психологической культуры личности проявляется в форме специфической психической активности, неразрывно связанной со стремлением к самосовершенствованию.
4. Высокий уровень (оптимальный) выраженности психологической культуры выявлен у 43% студентов. С псевдовысоким (завышенным) уровнем психологической культуры студентов не выявлено.
5. Высокий уровень выраженности личностных качеств получен по таким шкалам как «Общая самооценка позитивных аспектов личности», «Экстраверсия», «Креативность». Наименее выражено такое качество как «Воля». Достаточно большое количество студентов с псевдовысоким уровнем (завышенная самооценка) выраженности личностных качеств выявлено по шкале «Нравственность» (37,8%).
6. Значительных различий в выраженности психологической культуры среди студентов 1 и 2 курсов не выявлено. Высокий уровень личностных качеств более выражен у студентов 2 курса по сравнению с 1 курсом по шкалам «Гармоничность», «Экстраверсия», «Общая самооценка позитивных аспектов личности».
Хотя различий в уровне психологической культуры между студентами 1 и 2 курсов не выявлено, получены различия в уровне выраженности некоторых личностных качеств, связанных с психологической культурой.
1. Аллахвердов В.М., Беляк Н.В., Иванов М.В. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвузовский сборник. – Л., 1985.
2. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 2.
3. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции // Развитие личности. 1999. №1. – с. 21-39.
4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.
5. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. – СПб., 2003.
6. Введение в этническую психологию: Учеб. пособие / Под ред. Ю.П.Платонова. – СПб., 1995.
7. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
8. Егорова Э.Н. К проблеме формирования психологической культуры личности в условиях социально-психологического тренинга // Виховання в контекстi соцiальноi адаптацii студентства: матерiали Мiжнар. науково-практ. конф.- семiнару керiвникiв ВНЗ та вчених-дослiдникiв в сучасних умовах: [У 2 ч.] / Ред. В. I. Астахова. - Харкiв : Нар. укр. акад. Ч. I . - 2003. - 219 с. - Текст также рус.
9. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. – Псков, 1999.
10. Киреева Н.Н. Ценности студентов в контексте их психологической культуры // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.С.193-195.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М., 1998.
12. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся. Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М., 2001.
13. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. – Барнаул, 1999.
14. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. – 2002.
15. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагогика. 1997. № 3.
16. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1.
17. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М., 1981.
18. Мотков О.И. Психология самосознания личности. Практическое пособие. – М., 1993.
19. Никольская А.С. К понятию «психологическая культура личности» // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.С.304 -306.
20. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.
21. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М., 2002.
22. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. фтов. М.: Логос, 1995.
23. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб., 2000.
24. Семикин В.В. Взаимодействие науки и практики как фактор развития службы сопровождения // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. М-лы Российско-фламандской конф. – СПб, 2001. – с. 31-33.
25. Семикин В.В. Психологическая культура и образование // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. № 2(3): Психолого-педагогические науки: Научный журнал. – СПб., 2002 – с. 26-36.
26. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
Тема: | «Исследование личностных качеств» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Творческая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 950 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика