ВКР
«Средства создания образа россии в современном газетном дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в старшем звене»
- 55 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования образа в лингвистике
1.1. Понятия образа и образности 6
1.2. Языковые средства создания образа 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Образ России в современном газетном дискурсе и средства его создания
2.1. Газетный дискурс как источник материала исследования 19
2.2. Образ России в современном газетном дискурсе 24
2.3. Средства создания образа России в современном газетном дискурсе 30
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению со средствами создания образа России в современном газетном дискурсе на уроках английского языка в старшем звене.
3.1. База проведения экспериментальной работы 38
3.2. Организация экспериментальной работы 39
3.3. Анализ полученных результатов 43
Выводы по главе 3 45
Заключение 47
Список использованной литературы 51
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию языковых приемов раскрытия образа России в средствах массовой информации англоговорящих стран (Великобритании и США), а также способам ознакомления с ними учащихся старшего звена на уроках английского языка.
Сегодня образ любой страны и средства его создания представляют особый интерес для ученых из разных областей науки. Известно, что СМИ являются мощнейшим орудием формирования общественного мнения. Тот образ, который формируется в текстах газет, журналов и других периодических изданий, влияет на отношение членов мирового диалога к тому или иному государству: положительный образ способствует
установлению партнерских отношений, а, отрицательный, наоборот, вносит вклад в разобщение, столкновение интересов и конфронтацию. Отсюда следует, что репрезентация современного образа России за границей представляется особенно важным аспектом международных отношений. Данная работа исследует стилистическое раскрытие образа России в англоязычной прессе.
Актуальность работы обусловлена выбором источников материала исследования (2016-2019 гг.), которые отражают взаимоотношения России с европейскими и западными странами на современном этапе и позволяют охарактеризовать образ нашего государства, формируемый крупнейшими англоязычными источниками средств массовой информации. Кроме того, данная проблема всегда будет оставаться актуальной и открытой для дальнейших исследований, поскольку образ нашего государства, как и средства его репрезентации, будут меняться под влиянием политических и социально-экономических перемен.
Объектом исследования являются материалы британских сайтов BBC, The Guardian и Daily Mail, а также американских сайтов CNN и The New York Times, Washington Post за 2016-2019 годы.
Предметом исследования являются средства репрезентации образа России в вышеупомянутых источниках.
Целью нашей работы является исследование методов и приемов обучения газетной лексике на уроках английского языка.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятий «образ» и «образность»;
2) исследовать средства создания образа в языке;
3) изучить англоязычные газетные статьи с целью выявления в них образа России и способов его репрезентации;
4) исследовать языковые средства создания образа России в англоязычном газетном дискурсе;
5) разработать комплекс упражнений по ознакомлению учащихся старших классов с средствами создания образа России на уроках английского языка.
В работе используются следующие методы исследования: 1) метод сплошной выборки; 2) метод лингвистического наблюдения и описания; 3) дефиниционный анализ словарных толкований; 4)
лингвокультурологический анализ; 5) стилистический анализ;
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы мы опирались на труды Гальперина И.Р., Арнольд И.В., Гриорьевой В.С., Гринберг Т.Э., Добросклонской Т.Г., и Прохорова Е.П. Большой вклад в исследование проблем стилистики и стилистических средств создания образа внесли Арнольд И.В. и Гальперин И.В.
Теоретическая ценность проведенного исследования состоит в том, что были предприняты попытки систематизировать теории, приведенные в трудах ученых, занимавшихся этим вопросом ранее.
Практическая ценность данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать собранный фактический материал на уроках английского языка при обучении газетной лексике, а так же возможности разработать факультативные занятия по английскому языку, целью которых будет ознакомление и овладение учащимися лексикой социально-политической направленности.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность и практическая ценность выпускной квалификационной работы, формулируются цель и задачи, оговариваются объект, предмет, методы и материалы исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования образа в лингвистике
1.1 Понятия образа и образности
Основу для развития общей теории образа может дать теория информации. В этом плане строятся интересные исследования образа В. А. Зарецкого. Он подчеркивает, что словесно-образная информация не создается взаимодействием только, словарных значений, в ней участвуют и звукопись, и ритмо-мелодика, и внутренняя форма слов. Исходным словесным образом В.А. Зарецкий называет отрезок речи - сочетание слов или слово, несущий образную информацию, неравнозначную собственному значению отдельно взятых элементов. Первоначальный образ противопоставляется производному. Производный образ - уже не отрезок речи. Он возникает как производное множество таких отрезков. [Зарецкий В.А.,1999:64]
Система образов в концепции В. А. Зарецкого представляет собой иной случайный ряд, нежели речь, из которой эти образы создаются. В речи, как известно, вероятность появления каждого следующего члена определяется сочетанием предыдущих. Так как появление новых образов и их стилистический эффект зависят от явления обманутого ожидания, непредсказуемость на стыке образов увеличивается. [Зарецкий В.А.,1999:65]
Чтобы образ передавал читателю определенную информацию, в процесс восприятия должен включаться достаточный эстетический и социальный опыт читателя. Система образов каждой эпохи представляет собой некоторый код, знание которого необходимо для восприятия сообщения. [Зарецкий В.А.,1999:67]
Фактически исследование В. А. Зарецкого проведено на русском материале, в связи с этим, необходимо предложить другие примеры. Так, например, роман Р. Олдингтона «Смерть героя» кончается трагической гибелью Джорджа Уинтерборна. Пессиместически настроенный герой, который прошел через невообразимый кошар войны, позволяет убить себя,
встав навстречу пулеметной очереди. Далее приведены заключительные строки романа:
Something seemed to break in Winterbourne's head. He felt he was going mad, and sprang to his feet. The line of bullets smashed across his chest like a savage steel whip. [Р. Олдингтон, 2016: 466 ]
В приведенной выше выдержке, первоначальный словесный образ для описания пулеметной очереди, несущей смерть, заключен не в одном только слове whip, но во всем отрезке «smashed across his chest like a savage steel whip». Само по себе значение экспрессивного слова «whip», так же как русское «хлыст», богато ассоциациями с болью и насилием. Так же возникают ассоциации с резкими, быстрыми движениями. Образная и усилительная экспрессивность этого слова поддерживается конвергенцией, т. е. скоплением стилистических приемов, выполняющих общую функцию и создающих единый образ. Эпитет «savage» со своей стороны дополняет образ эмоциональным и оценочным компонентом. Создающийся образ усиливается ритмической и фонетической звукозаписью, подчеркнутой аллитерацией свистящих и шипящих. Производными образами в романе являются образы персонажей, например, сам Джордж Уинтерборн как представитель потерянного поколения, картины боя, войны и т. д.
Термин «образ» в широком смысле означает отражение внешнего мира в сознании человека. Художественный образ как одна из разновидностей этого отражения является его особым видом; специфика образа состоит в том, что, давая человеку новые знания о внешнем мире, он одновременно передает и определенное отношение к отражаемому. [Зарецкий В.А., 999:69 ]
Следует отметить, что психологи понимают под образом психическое воспроизведение, т. е. память прошлых ощущений и восприятий, и притом необязательно зрительных. Действенность образа в искусстве основана на том, что образ воспроизводит в сознании прошлые ощущения и восприятия и конкретизирует информацию, получаемую от художественного произведения, привлекая воспоминания о чувственных - зрительных, слуховых, тактильных, температурных и других ощущениях, полученных из опыта и связанных с переживаниями, полученными вследствие прочтения произведения. Все это делает читательское восприятие литературного произведения живым и конкретным, а получение художественной информации становится активным процессом. [Зарецкий В.А.,1999:70 ]
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию языковых средств, используемых для создания образа России в современном англоязычном газетном дискурсе, а также методам ознакомления с ними учащихся старших классов на уроках английского языка.
Для достижения обозначенной цели были рассмотрены теоретические аспекты понятий «образ» и «образность», исследованы средства создания образа в языке, изучены англоязычные газетные статьи с целью выявления в них образа России и способов его репрезентации, исследованы языковые средства создания образа России в англоязычном газетном дискурсе, разработан комплекс упражнений по ознакомлению учащихся старших классов с средствами создания образа России на уроках английского языка.
Языковая образность - это свойство, способность определённых средств языка чувственно изображать абстрактную сущность явлений и предметов окружающей нас действительности.
Образ России в современном газетном дискурсе является актуальной темой для обсуждения. В различных средствах СМИ затрагиваются абсолютно все сферы жизни в государстве. Используя разные методы и приемы формирования образа государства в СМИ, журналисты преподносят читателю информацию и выполняют свою главную задачу: оказывают дифференцированное воздействие на массовую аудиторию посредством ее информирования и оценки сообщаемой информации.
Именно эмоциональная оценка ситуации служит основой для создания образа и его оценивания. Судя по выдержкам из статей, у России сформировался стойкий стереотип, характеризующийся отрицательной оценочностью.
С помощью средств создания образов, авторы статей производят большее впечатление на читателя, что способствует более полному представлению и возможности оценивания. Помимо теоретического исследования нами была проведена экспериментальная работа.
Для проведения экспериментальной работы нами была выбрана средняя общеобразовательная школа МАОУ Винзилинская СОШ им. Г. С. Ковальчука Тюменского района. Эксперимент проводился в подгруппе 9 «б» класса учителя английского языка Гилаловой Амины Таваповны.
Обучение английскому языку в школе ведется по УМК “Rainbow English”.
В течение учебного года дети изучают 4 раздела:
1. СМИ: радио, телевидение, интернет.
2. Печатные издания: книги, журналы, газеты.
3. Наука и технологии.
4. Подростки: их жизнь и проблемы.
В ходе подготовки и проведения экспериментальной работы нами были разработаны: урок и рабочий лист для выполнения заданий по статье из онлайн- издания The Guardian. Анализ урока и рабочий лист находятся в приложении к выпускной квалификационной работе.
Тематика статьи была выбрана в соответствии с интересами обучающихся. Публицистический текст касался захвата украинских судов и их экипажей в Азовском море.
По ходу урока обучающиеся выполняли задания различного рода, способствующие достижению поставленной цели. Суть первого упражнения заключалась в том, что учащиеся должны были определить, о чем пойдет речь в статье, глядя на картинки, данные в рабочем листе.
Во втором задании нужно было прочитать статьи и определить, что их объединяет. Общей чертой этих статей была тема: «Россия»
В третьем задании учащимся нужно было найти ключевые слова и фразы, формирующие, по их мнению, образ России. Найденные слова и фразы нужно было отразить в рабочих листах. Ниже мы приводим некоторые выдержки из статей, выписанные учащимися.
1. « The Kremlin launched a year-long disinformation campaign to soften up public opinion before its recent seizure of three Ukrainian ships and their crews in the Sea of Azov, the EU’s security commissioner has alleged.»
2. «The false claims, said to have been spread for “more than a year”, included that Ukraine had infected the sea with cholera and that its secret services had been trying to transport a nuclear bomb to occupied Crimea, the British commissioner said.»
3. «Last month the Ukrainian president, Petro Poroshenko, proposed imposing martial law after Russian forces shot at and seized three Ukrainian vessels in the Black Sea, injuring six crew members.»
Выписанные из статьи выражения позволяют увидеть, что обучающиеся имеют представление о том, какой образ сформировался в современных англоязычных СМИ, и, в основном, он обладает отрицательной оценочностью.
Так же, обучающимся была предложена еще одна статья для анализа. Публицистический текст был взят из источника BBC. Им так же было предложено найти предложения, характеризующие образ России и выписать языковые средства, которые были использованы для его создания. Далее приводятся выдержки из статьи, которые выписали обучающиеся.
1. «The largest group of pages and accounts was located in Russia but targeted its misleading content across most nations and regions in Eastern Europe».
2. «The types of information being spread and the tactics used "shared characteristics" with the campaigns run by Russia's Internet Research Agency (IRA)».
3. «Facebook tackles Russians making fake news stories. Facebook has removed 500 pages and accounts allegedly involved in peddling fake news in Central Europe, Ukraine and other Eastern European nations».
Четвертое задание заключалось в заполнении пропусков в предложениях. В данных предложениях были пропущены слова- средства создания образов. Выполнив это задание, обучающиеся ответили на вопросы: 1) Какие эмоции вызывают дополненные предложения?
2) Какова роль вставленных ими слов?
При выполнении этого задания мы и подошли к самим средствам создания образа. Ответы учащихся и результаты проверки выполненных заданий свидетельствуют о том, что учащиеся ознакомились со средствами создания образов и давать оценку цели их использования. Исходя из проделанной работы, можно сказать, что цель урока достигнута и задачи, поставленные для достижения данной цели, выполнены.
Подводя итог, можно смело сказать, что цель нашего исследования достигнута, а задачи выполнены. Настоящая выпускная квалификационная работа может быть использована в качестве материала при обучении газетной лексике, а так же возможности разработать факультативные занятия по английскому языку, целью которых будет ознакомление и овладение учащимися лексикой социально-политической направленности.
1. Азнаурова Ю.Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
2. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка.
3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. - М.: Изд. лит. на иностр. яз, 1959. - 351 с.
4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 384 с.
5. Багаева Д.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов [Текст] Язык, сознание, коммуникация: сб. научных статей / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. - М.: «Филология», 1997. - С. 82-103
+ еще 39 источников
Тема: | «Средства создания образа россии в современном газетном дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в старшем звене» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ речевых реакций на директивные высказывания в англоязычном диалогическом дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе
ВКР:
Анализ речевых реакций на директивные высказывания в англоязычном диалогическом дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Изучение лингвостилистических средств в художественном произведении (на примере романа н.спаркса «дневник памяти» (“the notebook”)) и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе
ВКР:
Изучение лингвостилистических средств в художественном произведении (на примере романа н.спаркса «дневник памяти» (“the notebook”)) и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе
Дипломная работа:
Английские и русские фразеологизмы, отражающие концепты «труд» и «отдых» и работа с ними на уроках английского языка в школе