Дипломная работа
«Социально-педагогические условия профилактики травматизма среди школьников»
- 86 страниц
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА 8
1.1 . Основные понятия детского травматизма, причины его возникновения 8
1.2 Нормативно-правовые основы профилактики школьного травматизма детей 10
1.3 Роль службы охраны труда в профилактике школьного травматизма 13
1.4 . Порядок расследования несчастного случая с несовершеннолетним в образовательной организации 21
Выводы по I главе 26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Организация и ход исследования возможностей образовательной организации по формированию системы профилактики школьного травматизма 27
2.2. Характеристика динамики и структуры детского травматизма в Республике Башкортостан и Ханты-Мансийском автономном округе на основе статистических данных о зарегистрированных травмах 29
2.3. Организация охраны труда и профилактики школьного травматизма в образовательных организациях 40
2.4. Анализ причин госпитализации детей, получивших травму в школе, в травматологическое отделение 45
2.5. Характеристика школьного травматизма в условиях образовательной среды (по данным анкетирования) 50
2.6. Профилактика школьного травматизма 53
Выводы по II главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность. Детский травматизм остается актуальной и нерешенной проблемой не только в России, но и во всем мире. В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право на безопасную окружающую среду и на защиту от вреда и насилия. Несмотря на это, увечья и насилие являются одной из основных причин гибели детей в мире. Кроме случаев смерти, дети нуждаются в стационарной помощи в случае не смертельных травм. Многие остаются инвалидами. Легкие травмы также зачастую вызывают патологические изменения в организме, приводящие к ограничению функциональных возможностей ребенка.
По официальным статистическим данным о заболеваемости детского населения Республики Башкортостан класс «Травмы, отравления и некоторые другие причины воздействия внешних причин» в общей структуре заболеваемости по обращаемости занимает 5% всех заболеваний детей до 18 лет. Этот же показатель в Ханты-Мансийском автономном округе составляет 5,5%, что на 0,5% выше, чем в Республике Башкортостан.
В России, как и во многих странах, дети значительную часть времени проводят в школе, это в среднем 5-6 дней в неделю по 7-8 часов в день. Поэтому риск получить травму в школе превышает риск получения травмы во время досуга ребенка.
Охрана здоровья обучающихся в образовательных организациях в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8); профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 9) [51].
Несчастные случаи, которые происходят с учащимися в стенах образовательного учреждения и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом около 80% обучающихся получают увечья и травмы во время перемены. Такой показатель детского травматизма может обуславливаться тем, что традиционная система профилактики детского травматизма не всегда эффективна, что обусловлено отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность ее функционирования.
Выше указанные обстоятельства актуализируют данную проблему и определяют выбор темы исследования: «Социально-педагогические условия профилактики травматизма среди школьников»
Цель исследования: определить социально-педагогические условия образовательной среды по профилактике детского травматизма и разработать рекомендации, направленные на профилактику школьного травматизма.
Объект исследования: школьный травматизм.
Предмет исследования: социально-педагогические условия профилактики школьного травматизма.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы детского, в том числе, школьного травматизма.
2. Охарактеризовать структуру, причины и факторы школьного травматизма.
3. Изучить показатели детского травматизма по официальным источникам.
4. Изучить организацию охраны труда в образовательных организациях.
5. Разработать комплексную программу профилактики травматизма в образовательной организации.
Гипотеза исследования: профилактика школьного травматизма в образовательной среде будет эффективной, если:
1. создана безопасная образовательная среда;
2. .сформированы навыки безопасного поведения детей;
3. соблюдаются требования охраны труда обучающихся.
Экспериментальной базой исследования были три общеобразовательные организации (МБОУ «Школа №110» г. Уфа, МОБУ лицей с. Булгаково, Республики Башкортостан, МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова г. Сургут) и травматологическое отделение городской больницы города Учалы.
Теоретической основой исследования являются работы, посвященные профилактике детского травматизма: Андреева Т.М., Баиндурашвили А.Г., Анисимова В.С.,.Выголовой О.В, Горлова А.А., Немсадзе В.П., Соколова Л.П. и др.
Методы исследования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был использован комплекс современных методов:
- теоретические методы - анализ и синтез научно-педагогической, медицинской, документальной литературы, нормативно-правовых актов;
- эмпирические методы - выкопировка данных из статистических сборников; - социологические методы - анонимное анкетирование родителей, дети которых находились на стационарном лечении вследствие травм, полученных в школе, анонимное анкетирование обучающихся в условиях образовательной среды;
- статистический метод - расчет интенсивных и экстенсивных показателей, коэффициента наглядности, оформление таблиц и диаграмм;
- непосредственное наблюдение на предмет выявления нарушений техники безопасности и охраны труда.
Научная и теоретическая значимость исследования заключается в том, что, представленное теоретическое обобщение недостаточно освещенной в научно-педагогической литературе проблемы школьного травматизма; проведен анализ травматизации детей Республики Башкортостан и Ханты-Мансийского автономного округа в сравнении со статистическими данными по Российской Федерации за период 2006-2016гг.; проведен по данным анонимного анкетирования ретроспективный анализ травматизации детей в условиях образовательной организации.
Практическая значимость: результаты исследования структуры школьного травматизма, причин его возникновения, могут быть использованы для разработки программы профилактики в других образовательных организациях. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при проведении классных часов с обучающимися и родителями.
Апробация работы.
Основные результаты исследования доложены и обсуждены на XI Всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» (Секция «охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности»), (20 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия); научно-практической студенческой конференции в рамках молодежного научно-образовательного форума «Я выбираю науку!», посвященного 50 - летию БГПУ им. М.Акмуллы «Наука 2020», (20 апреля 2018 г., г. Уфа); XII Всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» (8 мая 2019 г., г. Челябинск, Россия).
Результаты исследования заслушаны на заседаниях кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности (протокол № 4 от 30.11.2020 г. и № 5 от 10.12.2020г.).
В рамках темы исследования опубликована одна работа.
Разработанная комплексная программа профилактики школьного травматизма внедрена в деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия имени Ф. К. Салманова (г.Сургут).
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
1.1. Основные понятия детского травматизма, причины его возникновения
Проблема травматизма на протяжении последнего столетия не теряет своей остроты в связи с тем, что наблюдается неуклонный рост травматизма, а также его утяжеление и увеличение удельного веса травматизма со смертельным исходом. Социальная значимость проблемы детского травматизма ясна и решение данных вопросов находится в пограничной зоне между классической и традиционной медициной, которая знает, что необходимо предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как необходимо учить или предупредить [5].
Детский травматизм и его профилактика - весьма существенная и серьезная проблема, особенно во время школьных каникул, когда учащиеся больше времени тратят на свой личный досуг, больше пребывают на улице и остаются одни, без присмотра взрослых.
Профилактика детского травматизма в образовательной организации начинается с определения наиболее распространенных групп травм: механические (открытые раны, переломы и ушибы); тепловые (солнечные и тепловые удары, обморожения, ожоги); электрические и вызванные различными видами излучения; химические (удушье, острое отравление, химические ожоги); комбинированные. Если же говорить о возрастной статистике, то в силу повышенной эмоциональности и физической активности, но слаборазвитой способности к самодисциплине, более часто подвергаются несчастным случаям обучающиеся в возрастной категории от 6 до 14 лет [3]. Особенно опасны первые годы в школе, что, по мнению специалистов, отражается на травмоопасности. В 7-10 лет обучающиеся еще не до конца адаптировались к новым условиям и режиму дня. Наиболее опасным этапом считается возраст 7 и 11-12 лет, когда учащиеся становятся более раздражительными и быстровозбудимыми.
Усредненные статистические данные дают возможность отметить наиболее травмоопасные временные отрезки нахождения школьников в образовательной организации:
45% - 50% несчастных случаев происходит во время перемен, до и после окончания уроков;
16% - 20 % травм ученики получают на уроках физической культуры;
10% - 14% травмированных детей получили повреждения в ходе
проведения экскурсий, прогулок и походов;
8% - 9% учеников получили травмы на уроках в процессе реализации образовательной программы;
5% - 8% чрезвычайных происшествий произошло на соревнованиях или во время тренировочного процесса [17].
В подавляющем большинстве случаев в травмоопасные ситуации попадают учащиеся, которые переоценивают свои способности, несамокритичны, отличаются быстрой возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, неадекватно ведут себя в ситуации стресса, склонны к рискованным поступкам. Чрезвычайные ситуации нередко возникают с детьми, которые характеризуются: слабой концентрацией внимания; недостаточно развитой сенсомоторикой и координацией; незначительная выносливость; недостаточной внимательностью и осмотрительностью; слабыми успехами на уроке физической культуры.
В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся причин и профилактики школьного травматизма. Была изучена и проанализирована соответствующая литература. Необходимо отметить, что в научно-педагогической и медицинской литературе основное внимание уделено проблеме дорожно-транспортного травматизма, хотя по статистическим данным, данный вид травматизма занимает одно из последних мест среди детского населения. Среди всех травм, первое место занимает бытовой травматизм. В статистических данных не отражается школьный травматизм, из чего можно сделать вывод, что эта проблема мало изучена.
Проблеме изучения школьного травматизма, его профилактики уделяется недостаточное внимание, что не позволило нам в полной мере раскрыть данную проблему в теоретической части нашего исследования и соответственно разработать комплекс, адекватных причинам возникновения несчастных случаев и травм, профилактических мероприятий в условиях образовательной организации. Все это стало основанием для выбора нами проблемы для проведения специального исследования.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе трех образовательных организаций и травматологического отделения для выявления причин травматизации детского населения.
Результаты проведенного нами исследования позволили нам разработать программу «Моя безопасность - мои знания», направленную на профилактику детского травматизма в условиях образовательной среды, на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма в школе, направленной на формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Проблема травматизма в образовательных учреждениях, будет актуальна всегда, исходя из этого, стоит понимать, что необходимо увеличить доступную литературу по профилактике школьного травматизма, регулярно проводить профилактические мероприятия, беседы, а так же внеурочные занятия по профилактике школьного травматизма.
1. Алексеева, А.В. Некоторые результаты медико-социальной характеристики больных с заболеваниями нервной системы [Текст] / А.В. Алексеева, О.В.
2. Алексеева, А.В. Самолечение у детей, как медико-социальная проблема [Текст] / А.В. Алексеева, Ю.А. Хромцова, М.А. Шакмаева // Территория инноваций. - Энгельс, 2017. - № 6(10). - С. 123
1. Андреева Т.М. Травматизм в РФ на основе данных статистики. Социальные аспекты здоровья населения, 2010, 4, с. 4-12
2. Андреева Т.М., Огрызко Е.В., Редько И.А. Травматизм в Российской Федерации в начале нового тысячелетия // Вестн. Травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2007. № 2. С. 59—63.
3. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.
4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология как наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9.
5. Баженова, А.А. Харичева // В сб.: Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. - С. 37
+ еще 57 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Социально-педагогические условия профилактики травматизма среди школьников» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 86 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения подростков
Дипломная работа:
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике наркомании среди младших подростков
Дипломная работа:
Педагогические условия сохранения здоровья младших школьников в обучении иностранному языку
Магистерская работа:
Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности