Дипломная работа
«Развитие скоростно-силовых качеств у лыжников гонщиков в 15-17 лет»
- 50 страниц
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…5
1.1.Понятие гибкость….5
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…12
1.3.Средства и методы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста…15
ГЛАВА II . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…. 33
2.1. Методы исследования…. 33
2.2. Организация исследования…. 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ….40
3.1 Результаты исследования и их интерпретация…. 40
ВЫВОДЫ….…. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 46
Актуальность. Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные комплексы упражнений, будут эффективны в воспитании гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс воспитания гибкости.
Предмет исследования. Разработанные комплексы упражнений, направленные на воспитание гибкости.
Цель работы. Исследовать гибкость у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Разработать комплексы упражнений, направленные на воспитание гибкости.
3. Выявить эффективность разработанных комплексов упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА II. И МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Основными методами исследования были:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Педагогическое тестирование;
4. Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы проводится с целью выяснения следующих вопросов:
-Рассмотрение физиологических основ развития гибкости.
-Рассмотрение понятие гибкости и ее виды.
-Изучения особенностей методики и средств воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Анализ научно-методической литературы был произведен на основе учебно-методической литературы, сборников научных статей, всего изучено и проанализировано 51 литературных источников.
Педагогическое тестирование. Проводился с целью доказательства эффективности применяемых комплексов упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике - измерялось расстояние от пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-"). Измерения были проведены в начале (сентябрь) и в конце эксперимента (конец марта) как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.
3. Оценка гибкости также была произведена по расстоянию от пяток до пальцев в положении «мостик». Для измерения результата использовалась линейка.
4. Гибкость оценивалась также по результатам выкрута в плечевых суставах с гимнастической палкой. Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволяет определить подвижность в плечевых суставах.
Педагогический эксперимент. Проводился в Лицее № 5 города Уфы. В исследовании принимали участие 20 человек младшего возраста. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 - экспериментальную. Контрольная группа занималась по школьной программе. В экспериментальной группе внедрили разработанные комплексы упражнений, направленные на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.
Методы математической статистики.
Все полученные нами результаты были обработаны методами математической статистики на персональном компьютере с использованием прикладного пакета анализа данных программы MS Excel 2010.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа, в сроки с мая 2014 по апрель 2015 года, в Лицее № 5 города Уфы. В исследовании принимали участие дети первых классов в количестве 20 человек.
На I этапе (май 2014 – август 2014) проводился анализ научно-методической литературы, посвященный теме исследования, определялся объект и предмет исследования, ставились цели и задачи.
На II этапе (сентябрь 2014-апрель 2015) проводилось первое тестирован проводился педагогический эксперимент, наблюдались контрольная и экспериментальная группы и проводилось повторное тестирование.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 4-5 упражнения общего характера затем упражнения специально подобранных упражнения.
В контрольной группе применялись следующие комплексы упражнений:
1.Комплекс упражнений, применяемый на уроках легкой атлетики
Упражнения выполняются 6-8 раз, с большой амплитудой.
1. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Наклоны вправо-влево.
2. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на пояс
- круговые вращения туловищем. Влево, вправо.
3. И.п. ноги на ширине плеч, руки за голову
- круговые движения тазом. Влево, вправо.
4. И.п. ноги вместе, руки на коленях
- круговые вращения коленями. Влево, вправо.
5. И.п. согнуть вперед одну ногу, руки на поясе
- круговые вращения согнутой в колене ногой. Влево, вправо.
6. И.п. основная стойка
- махи в сторону.
7. И.п. основная стойка
- махи в сторону.
2.Комплекс упражнений, применяемый на уроках по подвижным играм
1. И.п. основная стойка, руки на пояс
- наклон вперед.
2. И.п. ноги широко врозь, руки на пояс
- наклоны вперед, к правой, левой.
3. И.п. основная стойка
- выпады в сторону.
4. И.п. основная стойка, руки на пояс
- выпады вперед
5. И.п. основная стока
-махи в сторону
6. И.п. ноги врозь, руки вперед в стороны
- махи ногами к разноименным рукам
7. И.п. ноги широко врозь
-упражнение "мельница"
3.Комплекс упражнений, применяемый на уроках гимнастики
1. И.п. лежа на животе, руки вверх.
- прогнуться, задержаться в этом положении 30 сек. ("рыбка").
2. И.п. лежа на животе, взяться руками за стопы.
- прогнуться, задержаться в этом положении 30 сек.
3. И.п. лежа на животе, согнуть ноги в коленях.
- встать в упор лежа прогнувшись, задержаться в этом положении 30 сек.
4. И.п. стоя на коленях, руки на голеностопы, прогнуться и задержаться в этом положении 30 сек.
5. И.п. лежа на спине
выполнить "гимнастический мост", задержаться в этом положении 30 сек.
6. И.п. основная стойка.
- наклон вперед, задержаться в этом положении 30 сек.
Особенность комплексов упражнений в том, что упражнения выполняются только в динамическом и статическом характере.
Для экспериментальной группы нами были подобраны и усовершенствованы комплексы упражнений, направленные на воспитание подвижности в суставах. Разработано было 3 комплекса. В них входили следующие упражнения:
Комплексы упражнений для экспериментальной группы на уроке физической культуры по разделам.
Гимнастика
1. И.п. О.с. руки сцеплены сзади
1-3 отведение рук 4 и.п.
2. И.п. ноги широко врозь, руки в стороны
1 наклон вправо 2 И.п. 3 наклон влево 4 и.п.
3. И.п. упор на коленях
1-4 взять правую ногу правой рукой прогнуться. 5-8 то же другой
4. И.п. ноги широко врозь, руки вверх. 1 присед на левую 2 и.п. 3 присед на правую 4 и.п.
5. И.п. О.с. 1, 3 упор стоя согнувшись 2 упор присев 4 и.п.
6. И.п. упор на коленях. 1 -3 волна вперед, прогнуться 4 и.п.
7. И.п. сед упор сзади, голеностопы в стороны. 1-3 выдох наклон вперед 4 и.п.
8. И.п. О.с. 1 выпад левой вперед руки вверх прогнуться 2 и.п. 3-4 То же в другую.
9. И.п. Ноги врозь( чуть шире плеч), руки в сторону ладони на себя вверх. 1 полуприсед колени вовнутрь ладони на себя вниз.
Легкая атлетика
1. И.п. руки сцеплены сзади .1-3 наклон вперед прогнувшись отвести руки назад 4 и.п.
2. И.п. О.с. 1 "ласточка" на правой руки вверх 2 упор стоя 3-4 то же с другой.
3. И.п. О.с. 1 правая рука поднимается вперед левая нога поднимется назад 2 то же в другую 3 в другую 4 и.п. 5-8 то же в другую.
4. И.п. ноги широко врозь руки вверх. 1 присед на правую, руки делают круг перед собой 2 И.п. 3-4 то же на левую.
5. И.п. упор стоя согнувшись, ноги врозь. 1 отведение правой руки назад 2 и.п. 3-4 то же левой.
6. И.п. упор лежа. 1 упор лежа прогнувшись 2 и.п. 3 упор лежа. Согнувшись (образовать треугольник 4 и.п.
7. И.п. сед упор сзади. 1-3 прогнуться 4 и.п.
8. И.п. упор лежа правая согнута. 1-3 руки в стороны, прогнуться 4 и.п. 5-8 то же в другую.
Спортивные и подвижные игры.
1. И.п. ноги врозь, стоя согнувшись, руки в стороны. 1 поворот вправо 2 и.п. 3-4 то же в другую.
2. И.п. руки в стороны. 1-3 рисовать восьмерку левой ногой 4. и.п. 5-8 то же другой.
3. И.п. ноги широко врозь, руки на пояс. 1 присед на правую с поворотом вправо 2 и.п. 3-4 то же в другую.
4. И.п. упор лежа сзади. 1-3 согнуть правую ногу (пружинящие движения) 4 и.п. 5-8 то же левой.
5. И.п. ноги широко врозь, руки на пояс. 1 присед на левую 2 и.п. 3-4 то же в другую.
6. И.п. лежа на животе, руки вверх. 1 поднять правую ногу левую руку 2 и.п. 3-4 то же с другой.
7. И.п. О.с. 1 прыжок прогнувшись, руки вверх 2 и.п.
8. И.п. ноги врозь, руки на пояс. 1 колени соединить 2 и.п.
На III этапе (май – июнь 2015г) осуществлялась обработка и анализ полученных данных. Оформлялась выпускная квалификационная работа.
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно подвижность развивается до 9 – 14 лет. При этом для воспитания пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
2. Для эксперимента был специально разработаны комплексы упражнений, направленные на воспитание гибкости, особенность которых заключается в том, что в данном комплексе подобранны упражнения, выполняемые только в динамическом режиме.
3. Между контрольной и экспериментальной группами обнаружены различия в воспитания гибкости. Различия в показателе гибкости в конце исследованного периода наблюдаются по тестам: наклон вперед, продольный шпагат, мост и выкрут с гимнастической палкой. Эффективность разработанного комплекса свидетельствует о существенных различиях между контрольной и экспериментальной группами. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы объясняется улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
1. Ашмарин Г. А. Теория и методика педагогических исследо-ваний в физическом воспитании. [Текст]: Учебное пособие М.: Просвещение, 1995. 287 с.
2. Башуков С. М. Детский праздник [Текст]: //Физическая культура в школе. 1988. № 5. с 39.
3. Бердинков Г.И. Массовая физическая культура в ВУЗе: [Текст]: Учебное пособие: Высшая школа, 1991.240 с.
4. Богданова Г. П. Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: [Текст]: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1986. 220 с.
5. Быков В. С. Развитие двигательных способностей учащихся: [Текст]: Учебное пособие /В.С. Быков. Челябинск: УралГАФК, 1998.74 с.
6. Воробьев В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: [Текст]: Учебное пособие. Челябинск, 1998. 54 с.
7. Волгецкий Э. И. Опыт организации спортивно-массовой ра-боты в школе [Текст]: // Физическая культура в школе. 1991.№10. с 40.
8. Вультров Б. 3. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы[Текст]: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1983. 14, 46, 152
9. Галеева М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена [Текст]: Учебное пособие. Киев, 1980. 56 с.
10. Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры [Текст]: // Физическая культура в школе. 1990.№ 4.41с.
11. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте /[Текст]: // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3. 18-19 c.
12. Демидов В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников [Текст]: // Физическая культура в школе. 1991.№ 1.47с.
13. Дуранов М. Е. Исследовательский подход [Текст]: Педагогическая деятельность. 1996.№5. 72 с.
14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: Учебник. М., Возрастная физиология, 1985.34 с.
15. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст]: Учебное пособие /В.И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990.49 с.
16. Зимкина Н. В. Физиология человека [Текст]: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1964. 589 с.
17. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека [Текст]: Учебник М.: Тера-Спорт, 2003 624 с.
18. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов [Текст]: Спорт. 1987.№ 8. 43 c.
19. Иванов А.В. От уроков к дням здоровья и спорта [Текст]: Физическая культура в школе. 1996.№ 8. 44 с.
20. Козлова В.И. Физиология развития ребенка [Текст]: Учебное пособие. М.: Терра-спорт, 1983.31 c.
21. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта [Текст]: Физиология человека 1997. Т.23, № 6. 65-73 c.
22. Коца Я.М Спортивная физиология [Текст]: Учебник М.: 1983. 39c.
23. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии [Текст]: Физиология человека. 1982. №7. 194 c.
24. Масленников С. М. Родительский час в спортивном зале [Текст]: Физическая культура в школе.1990.№ 1. 54 с.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник. М., 1991. 65 с.
26. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. Т.I: [Текст]: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. 229 с.
27. Матвеева О. П. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа [Текст]: М.: Просвещение, 1995. 215с.
28. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. ТII: [Текст]: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. 173 с.
29. Морозов О. В. Успех в разнообразии форм занятий [Текст]: // Физическая культура в школе. 1991.№ 5.с 41.
30. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. М.: Академия, 2000. 72 с.
31. Портных Ю. И. Спортивные игры и методика преподавания [Текст]: Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1986.219 с.
32. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости [Текст]: // Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. М., 1970.32 c.
33. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости [Текст]: Учебное пособие. М.: Просвещение 1970.24 с.
34. Скворцов Г. И. До профессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных классов [Текст]: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. Челябинск, 1997.20 с.
35. Смоленский В.А, Гимнастика в трех измерениях [Текст]: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. М.: 1979. 123 с.
36. Туманян Г.С. Телосложение и спорт [Текст]: Учебное пособие. М.: Терра-спорт, 1976. 239 c.
37. Фарфель B.C. Управление упражнениями в спорте: [Текст]: Учебное пособие /В.С. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975.208 с.
38. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания [Текст]: Учебное пособие. М.: Академия, 1983.75 c.
39. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1974. 102 с.
40. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
41. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология [Текст]: М.: Академия, 1978.73 c.
42. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология [Текст]: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988 .36 с.
43. Чудновец В. Н. Турнир рыцарей спорта. [Текст]: //Физическая культура в школе. 1995.№ 2. 64 с.
44. Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей [Текст]: // Физическая культура в школе. 1994. №5. 3 с.
45. Шакина Е.А. Определение гибкости [Текст]: Физическая культура в школе. 1994. № 7. 15 с.
Тема: | «Развитие скоростно-силовых качеств у лыжников гонщиков в 15-17 лет» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика