Дипломная работа

«Разработка программного комплекса для исследования (диагностики) индивидуально-психологических особенностей личности»

  • 81 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 6

1.1. Анализ методов диагностики 6

1.2. Теория теста 13

1.3. Роль информационных технологий в качестве инструмента диагностики 16

1.4. Особенности психодиагностики детей 20

Выводы по первой главе 30

Глава II. Моделирование программного комплекса 34

2.1. Техническое задание на разработку программного комплекса 34

2.2. Сравнительный анализ программных систем психодиагностики 37

2.3. Анализ основных подходов моделирования 39

2.4. Структурное моделирование 42

2.5. Объектное моделирование 47

2.6. Проектирование базы данных 48

Выводы по второй главе 49

Глава III. Реализация программного комплекса 51

3.1. Расчёт экономической эффективности от применения программного комплекса 51

3.2. Алгоритм реализации информационной системы 56

3.3. Создание установщика программного комплекса 65

3.4. Выводы по третьей главе 71

Заключение 74

Список литературы 77

Введение

Вопрос информационно-аналитического обеспечения системы образования в сфере психологического контроля и анализа информации активно рассматривается в настоящее время. Один из распространённых вопросов - это формирование и улучшение практической деятельности в психологии, повышение качества психологической оснащённости процесса образования, благодаря использованию информационных технологий.

Разработка функциональной системы для психологического контроля в учреждении образовательного типа для психологов является весьма трудоёмкой задачей, поскольку постоянно увеличивается количество информации, которую необходимо обработать. Решить вопрос централизованного хранения и обработки данных помогут решить информационные технологии.

Таким образом, задача разработки программного комплекса для психологического контроля информации учащихся образовательных учреждений относится к числу актуальных.

Поскольку поиск методик для детей данной возрастной категории весьма трудоёмкий процесс, поэтому тест предназначен для прохождения родителями или воспитателями ребёнка. Основная цель разрабатываемого программного комплекса - диагностика детей дошкольного возраста, усовершенствование процесса диагностики.

Значимость программного продукта, который разрабатывается, заключается в том, что с его помощью можно просматривать и анализировать данные о пользователях, прошедших тестирование. База данных реализована на языке MS SQL Server 2008R. Продукт позволит облегчить работу психолога-диагноста при обработке и анализе результатов. Для построения отчетов использовался многофункциональный генератор отчётов FastReport.Net с последующим взаимодействием со средой разработки Visual Studio 2010.

Целью выпускной квалификационной работы является подбор психодиагностических методик, разработка системы для автоматизации работы с методиками, обработка и интерпретация данных с использованием информационных технологий.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы психодиагностики дошкольников;

- спроектировать программный комплекс по психодиагностике;

- проанализировать способы построения базы данных, а также оперативной обработки результатов тестирования;

- разработать программный комплекс;

- апробировать программный комплекс.

Объект исследования - программный комплекс для психологического анализа и мониторинга дошкольников.

Предмет исследования - программный комплеск для диагностики индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

В качестве инструментов разработки были использованы следующие программные продукты:

- MS SQL Server 2008R - хранение данных, о пользователях;

- FastReport.Net - программное средство для формирования отчётов, диаграмм;

- Microsoft Visual Studio - среда разработки программного комплекса.

Структура выпускной квалификационной работы представлена тремя главами. В первой главе описан детальный анализ предметной области. Во второй главе проведен сравнительный анализ программных систем психодиагностики, рассмотрен процесс проектирования программного комплекса: выполнено построение функциональной модели, проектирование системы при структурном и объектном подходах. Третья глава содержит реализацию программного комплекса, его функциональные возможности, практическую реализацию.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Анализ методов диагностики

Инструментальные средства психодиагностики по качеству подразделяются на два типа:

- высоко-формализованные методики;

- мало-формализованные методики.

К числу высоко-формализованных методик относят: опросники, проективные методики, тесты, психофизиологичекие методики. Методики данного типа характеризуются заданным регламентом, независимостью процесса исследования. С помощью высоко-формализованных методик можно получить необходимую информацию за малый временной промежуток с последующим её сравнением с количественной и качественной сторон.

К числу мало-формализованных методик относят беседы, интервью, наблюдения, анализ результатов процессов изучения. Применение мало-формализованных методик способствует получению значимой, полной информации об исследуемом, когда в роли предмета исследования исследуются психические процессы и явления. Необходимо учесть, что мало-формализованные методики весьма трудоёмки и зависят от уровня профессионализма и подготовки диагноста. Методики мало-формализованного типа и высоко-формализованного типа взаимно дополняют друг друга.

В группу высоко-формализованных методик включены четыре типа методик: тесты, опросники, проективные методики, психофизиологические методики.

Тесты - испытания, которые стандартизированы и ограничены по времени, применяются для выявления индивидуальных и психофизиологических особенностей личности с количественной и качественной сторон.

Классификация тестов осуществляется по признаку, по которому осуществляется деление. Разновидность тестов по типу психологического тестирования: групповые и индивидуальные; письменные и устные; компьютерные и аппаратурные; невербальные и вербальные; предметные; бланковые.

Групповые и индивидуальные тесты. Индивидуальные тесты - разновидность методик, при которых диагност и испытуемый взаимодействуют один на один.

Среди достоинств индивидуального теста выделяют: возможность наблюдения за испытуемым, фиксация его поведения, наблюдение за внешними изменениями и так далее. Данный тип исследования рекомендуется при взаимодействии с детьми младенческого и дошкольного возраста для диагностики лиц с физическими нарушениями и так далее.

Групповые тесты - это разновидность методик, которая позволяет выполнить диагностику большой группы. Диагност должен придерживаться инструкций, обязательно соблюдение единообразия процесса тестирования. Групповые тесты имеют некоторые недостатки - сокращение возможности психодиагноста установить взаимоотношение с исследуемым, заручиться его доверием.

Письменные и устные тесты. Данные методики отличаются формой ответа. Устные тесты зачастую применяют индивидуальные тесты, письменные тесты - применяют групповые тесты. В устных тестах ответы могут даваться самостоятельно, или выбираются из числа предложенных. В письменных тестах ответы на задания фиксируются в специальной тетради или на оформленном бланке.

Аппаратурные, бланковые, предметные. Тесты предметного типа характеризуются тем, что тестовые задания имеют форму существующих предметов.

Заключение

Вопрос информационно-аналитического обеспечения системы образования в сфере психологического контроля и анализа информации активно рассматривается в настоящее время. Один из распространённых вопросов - это формирование и улучшение практической деятельности в психологии, повышение качества психологической оснащённости процесса образования, благодаря использованию информационных технологий.

Разработка функциональной системы для психологического контроля в учреждении образовательного типа для психологов является весьма трудоёмкой задачей, поскольку постоянно увеличивается количество информации, которую необходимо обработать. Решить вопрос централизованного хранения и обработки данных помогут решить информационные технологии.

Таким образом, задача разработки программного комплекса для психологического контроля информации учащихся образовательных учреждений относится к числу актуальных.

Создание информационной системы позволить автоматизировать и усовершенствовать следующие процессы при организации процедуры тестирования с использованием компьютеров:

- сокращение затрат на организацию процесса тестирования;

- упрощение процедур сбора, хранения, удаления информации, которые доступны Администратору программы;

- увеличение качества (полноты, точности, достоверности, своевременности) данных;

- сокращение временных ресурсов на формирование печатных форм документов;

- сокращение числа ошибок, недочётов при расчётах;

- сокращение трудовых ресурсов на подготовку сопроводительной документации, отчетов.

Проектирование программного комплекса было реализовано как при структурном, так и при объектном подходе. В результате на выходе процесса проектирования была получена модель (SADT - методология). Функциональная модель демонстрирует реализацию процесса тестирования. Основным элементом функциональной модели является контекстная диаграмма.

В процессе разработки программного комплекса был выполнен расчет следующих показателей:

- на разработку программного комплекса было затрачено 24307,10 руб.;

- экономия за счет увеличения производительности труда 51%;

- цена программного продукта 28861,10 руб.;

- экономический эффект от внедрения составляет 92900,83 руб. в год.

Приведённые данные говорят о заметном экономическом эффекте от внедрения и использования программного комплекса.

В рамках написания выпускной квалификационной работы выполнено построение диаграммы вариантов использования, на которой изображён процесс взаимосвязи элементов, разрабатываемого программного комплекса. Рассматриваемый процесс создания программного продукта, предназначенного для диагностики индивидуально - психологических особенностей личности, предполагает выделение следующих действующих лиц:

- тестируемый;

- психолог;

- администратор.

Программный комплекс, спроектированный и разработанный в процессе написания выпускной квалификационной работы, выполняет следующие функции:

- приведение к компьютерному виду процесса тестирования;

- организация хранения и доступа к данным;

- разграничение прав доступа для работы с программным модулем;

- формирование, просмотр отчётов, созданных в FastReport.Net;

- статистическая обработка результатов тестирования.

Использование компьютера в психологической диагностике развивается и набирает популярность. Традиционные тестовые методики можно найти и в компьютерной форме. Компьютер выполняет функцию обычного калькулятора по обработке и подсчёту, полученных результатов. Результаты, полученные при компьютерной диагностике, представляются в удобной для восприятия и понимания форме.

Использование компьютерных технологий в психодиагностике имеет следующие положительные моменты:

- выдача результатов тестирования сразу после прохождения теста;

- упрощается организация трудоёмких процессов;

- оперативность обработки результатов тестирования;

- исключение дублирования данных.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-3-е изд., стер.-Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-365, [1] с.- ISBN 5-88687-038-5.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская-М.: Мысль,-1991.-299 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / Александр Асмолов.-3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. -528 с.

4. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор профессии. Тесты / Дж. Баретт; М.:АСТ: Астрель, 2006.-206 с.

5. Барретт, Д. Выбор профессии: тесты способностей / Д. Барретт; [пер. с англ. А.В. Банкрашкова].-М.: АСТ: Астрель, 2007.-221 с.

+ еще 40 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка программного комплекса для исследования (диагностики) индивидуально-психологических особенностей личности»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 81
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика