Курсовая работа

«Индивидуально-психологические особенности личности участника туристической деятельности»

  • 38 страниц
Содержание

Введение. 3

1. Личность туриста как психологический феномен 4

1.1. Туризм: психологические аспекты. 4

1.1.1. Туризм как психологический ресурс. 4

1.1.2. Системный подход в определении туризма. 5

1.1.3. Проблема изучения туризма. 7

1.2. Мотивы туристической деятельности. 10

1.2.1. Ценностные ориентации личности как источник активности. 10

1.2.2.Мотивационная составляющая туристической деятельности. 14

1.2.3.Классификация туристских мотиваций 19

1.2.4. Соотношение главной и вторичных целей отдыха. 23

1.3. Типология личности туриста. 26

Заключение. 30

Список использованной литературы 32

Введение

Туризм в последнее время вновь набирает силу. Увлечение туризмом и экстремальными видами спорта становится все более популярным. Сфера современного туризма рассматривается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями государства и его народа.

Изучения формирования туристических предпочтений, взглядов, убеждений, мотивов предопределяется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время наблюдается быстрое развитие индустрии туризма в России. Во-вторых, как отмечают многие зарубежные и отечественные источники после открытия «железного занавеса» россияне превратились в одну из самых путешествующих наций.

.

Вместе с тем система убеждений, взглядов, отношений, мотивов, знаний, навыков, умений определяют готовность к поведению. Готовность является результатом развития личности. Для того, чтобы понять поведение потребителя в туризме, необходимо проследить механизмы формирования потребительских предпочтений, убеждений, мотивов и привычек в данной сфере.

Сфера туризма и отдыха занимает достаточно большое место в жизни человека. Одним из аспектов исследования индивидуально-психологических особенностей туриста может быть изучение мотива выбора способа и места путешествия.

На данный момент в психологии уделяется недостаточно внимания специфике туристической деятельности, поэтому и проблема индивидуально-психологических особенностей туриста освещена и разработана наукой не в полной мере. А ведь психологию туризма не менее важно рассматривать с точки зрения психологии личности. Речь может идти, прежде всего о мотивации туристических поездок, об их влиянии на внутренний мир человека; в первую очередь, на объем его знаний, навыков, на формирование и развитие его эстетических, культурных и экологических ценностей. Знания психологии позволят ответить и на такие вопросы как: Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе?

Целью данной работы является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности участника туристической деятельности.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- изучить соответствующую литературу отечественных и зарубежных авторов;

- раскрыть психологические аспекты туризма;

- систематизировать мотивационные составляющие туристической деятельности;

- охарактеризовать типологию туристов.

Объект исследования - человек как участник туристической деятельности.

Предмет курсовой работы - индивидуально-психологические особенности.

Фрагмент работы

1.2. Мотивы туристической деятельности.

1.2.1. Ценностные ориентации личности как источник активности.

Исследование мотивационной составляющей деятельности предполагает анализ ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации - это сложный феномен, являясь нераздельной частью системы отношений личности, они определяют поступки и поведение человека. А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности» . Взаимосвязь потребностей и ценностей проявляется в том, что потребности человека зависят не только от особенностей его организма, но и обусловлены процессом его воспитания в широком смысле слова, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Ценностное отношение личности к действительности является высшим уровнем в иерархии человеческих побуждений, потребностей и интересов.

Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство, следует проводить между ними различия .

Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов.

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности.

Потребность является наиболее важным компонентом мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности - очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов. Существует много определений данного понятия. Наиболее часто потребность отождествляется с нуждой, недостатком, надобностью в тех или иных предметах и условиях . Потребность - это основные нужды в чем-либо необходимом для поддержания человеческой жизни. Потребность представляет собой совокупность факторов, определяющих поведение. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности» . Они рассматривают потребность как внутреннюю, движущую силу человеческой активности.

Следовательно, потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Человек, живет и действует, побуждаемый множеством потребностей.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США, разработал «иерархию» потребностей человека . Она состоит из следующих ступеней:

1. Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности - дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

2. Потребность в надежности и безопасности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.

3. Потребность в принадлежности и любви - состоит в необходимости принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

5. Познавательные потребности - заключаются в необходимости получения знаний и умений в результате понимания и исследования.

6. Эстетические потребности представляют собой нужду личности в гармонии симметрии порядке, красоте.

7. Потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы была достигнута цель: раскрыты индивидуально-психологические особенности личности участника туристической деятельности. В работе рассмотрены психологические аспекты поведения, связанные с отдыхом и туризмом.

Данная тема является актуальной, так как в современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, выступая при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей. В связи с этим в настоящее время туризм все больше привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей. И в такой науке как психология, по сравнению с сегодняшним днем, необходимо больше уделять внимания туристической деятельности, так как именно данная наука способна наиболее полно ответить на фундаментальный вопрос: « Что движет человеком? »

В курсовой работе удалось охарактеризовать типологию туристов, проанализировать мотивационные составляющие туристической деятельности.

Мотивация как один из важнейших факторов выбора туристского продукта, его составных элементов (время, продолжительность, направление и др.) является важнейшей характеристикой, влияющей на поведенческие инициативы туриста при планировании отдыха, выборе, приобретении и совершении тура. Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя и потребителя туристского продукта.

Следует отметить, что понимание и использование индивидуально-психологических особенностей личности, туристских мотивов, индивидуальных предпочтений, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского направления, повышения конкурентноспособности в обслуживании внутреннего и зарубежного туристов. Практическая значимость выявления, изучения и использования мотивационных аспектов в сфере туризма очевидна. Необходимо внедрять индивидуальный подход в предоставлении туристических услуг. Выявив мотивы, проанализировав типологии туристов в зависимости от их предпочтений, можно выработать эффективные приемы, позволяющие предоставить человеку при организации отдыха конкретную помощь, соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям и, следовательно, способствующую наиболее полному удовлетворению его потребностей.

Таким образом, цели и задачи данной курсовой реализованы.

Список литературы

1. Бабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2002. - 408 с.

2. Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 174 с.

3. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей //Прогнозирование социальных потребностей. - М., 1976.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательство Торговый Дом «Черда», 2000. – 192с.

5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учеб. Пособие – М.: Нолидж, 1996. – 312с.

6. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2003. - 495 с.

7. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 1999. – 252с.

8. Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. - 2004. - N 2. - C. 88-102.

9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - С. 83.

10. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368с.

11. Зорина Г.И., Ильина Е.Н., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности М.: Советский спорт, 2002.

12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256с.

13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. – 2 е изд., перераб. – Мн.: Новые знания, 2001. – 432с.

14. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2003. - 25 с.

15. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: финансы и статистика, 1999. – 308с.

16. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.: табл. - Библиогр.:с. 308-309.

17. Квартальнов В.А. Цит. соч. - М., 2003. - С. 94.

18. Котлер Ф., Боуэн Дж.,Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, - 1998. – 787с.

19. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. - 2001. -№5. - С. 38-43.

20. Крылова Е.Г. Маркетинговые исследования товаров и потребителей. – Минск: БГЭУ, 1992.

21. Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления // h**t://ihtik.lib.r*/

22. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый токовый словарь русского языка: Ок. 35000слов. – М.: Рус. яз., 1990. – 704с.

23. Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - Сер. 11. «Социология». - М., 1999. - №3.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. - М., 1969. - Т.46. - С. 245. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1995. - 940 с.

25. Мутьева М. Ценности. Западный, советский, русский образ жизни // h**t://w*w.soc.pu.r*/materials/golovin/ui_1999/#1

26. Немов С. “Психология” 2 тома М., 1994г.

27. Общая психология / Под. ред. А. Маклакова. - СПб., 2003. - С. 521-523.

28. Организация туризма : Учеб. пособие для студентов вузов по специальности \"Экономика и упр. соц.-культур. сферой\" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. - 630с.

29. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

30. Сенин В.С., Введение в туризм, М, 1995 г.

31. Туризм как вид деятельности, Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 2001г.

32. Фромм Э. Человек для себя. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368с.

33. Чеботарь Ю.М., Туристический бизнес, М, 1998 г.

34. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 320с.

35. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2001. – 192 с.

36. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей/Пер. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 368с.

37. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1995. - 940 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Индивидуально-психологические особенности личности участника туристической деятельности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика