Дипломная работа

«Личностные факторы самоповреждающего поведения обвиняемых»

  • 120 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I: Личностные факторы самоповреждающего поведения спецконтингента 8

1.1 Подходы к изучению самоповреждающего поведения 8

1.2 Биологические и социокультурные детерминанты самоповреждающего поведения как основополагающее аутоагрессии 21

1.3 Эмоциональнаясфера как главный предиктор аутоагрессивного поведения 27

1.4 Психологические признаки самоповреждающего поведения 33

Выводы по первой главе 36

Глава II: Эмпирическое исследование личностных факторов самоповреждающего поведения обвиняемых 38

2.1 Организация и характеристика методик исследования 38

2.2 Анализ результатов исследования 39

2.3 Программа коррекции самоповреждающего поведения для обвиняемых 57

Выводы по второй главе 61

Заключение 63

Список литературы 64

Приложение 70

Введение

Актуальность. Проблема аутоагрессии, а именно: агрессивного, жестокого, самодеструктивного, самоповреждающего поведения человека в обществе является актуальной. Исследователи саморазрушения человека отмечают, что в настоящее время значительно возросло количество людей, склонных к агрессии, злобе, насилию, что увеличивает риск проявления действий подобного поведения.

Насущность исследования данной проблемы определяется высокой частотой действий самоповреждающего характера в условиях пенитенциарной системы среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Этот поведенческий феномен широко распространен и является одним из наиболее неконтролируемых, разрушительных и непредсказуемых типов поведения.

Сегодня на первый план выходит социальная значимость проблемы. Как говорит Е.Н. Чеснова: «Личность не может существовать вне чего-либо, она всегда живет информируется в определенной среде - обществе, ценностные установки, нравственные ориентиры которого проецируются на ее жизнь, формируют собственную мораль, нравственность, религиозность». собственную мораль, нравственность, религиозность» [13, с. 124].

«Самоповреждающее поведение или селфхарм можно представить как недостаточно изученную проблему психологии. Отечественные исследователи рассматривают самоповреждающее поведение, как правило, в структуре аутоагрессивного или саморазрушающего поведения. Западные исследователи, определяют самоповреждающее поведение в качестве преднамеренного причинения вреда своему телу как следствие повреждений тканей организма, которые регулируются бессознательными процессами» [105, с. 124]. При этом всех исследователей объединяет мнение, что селфхарм как преднамеренный ущерб, причиняемый собственному телу, направлен на уменьшение невыносимых эмоций или связан с ощущением невозможности действовать или чувствовать. «Ситуация усугубляется, когда селфхарм становится систематическим. Как правило, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, не могут вербализовать смысл самоповреждений, но в целом отмечают, что это приносит им некоторое облегчение, избавляет от негативных чувств и внутреннего напряжения, избавиться от которых каким-то другим способом предоставляется невозможно» [127, с. 99].Отсюда следует, что самоповреждение может вызывать навязчивое поведение, переходящее в зависимость, которую бывает крайне трудно остановить. В связи с этим возникает необходимость в понимании собственно психологических механизмов самоповреждающего поведения среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных, ранней идентификации лиц, склонных к селфхарму.

Цель исследования: изучить личностные факторы самоповреждающего поведения обвиняемых.

Объект исследования: самоповреждающее поведение.

Предмет исследования: личностные факторы самоповреждающего поведения обвиняемых.

Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют факторы личностных характеристик склонности к самоповреждающему поведению у обвиняемых.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме самоповреждающего поведения в психологии.

2. Определить детерминанты самоповреждающего поведения внутри аутоагрессии.

3. Определить психологические признаки самоповреждающего поведения.

4. Выявить взаимосвязь личностных характеристик обвиняемых, склонных к самоповреждающему поведению.

5. Определить факторы самоповреждающего поведения у обвиняемых.

6. Разработать программу коррекции самоповреждающего поведения для обвиняемых.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- исследования, посвященные изучению самоповреждающего поведения зарубежных и отечественных ученых: Е.Н. Чуева, Н.А. Польская, Д.Клонский, К. Скинг.

- исследования, посвященные изучению аутоагрессивного поведения зарубежных и отечественных ученых: Г. Я. Пилягина, Р. М. Масагутов, Зайченко А.А, М. Стронг, К. Меннингер, А. Фавазза.

Методы исследования:

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

II. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы следующие методики:

1. LSI «Индекс жизненного стиля» (Плучек Р., Келлерман Г., Конте Г.);

2. SCL-90-R «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» Derogatis, Rickels, Rock;

3. ПЛР «Опросник для диагностики пограничных личностных расстройств» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Сарычева Ю.В., Яичников С.В.);

4. «Шкала измерения одиночества» - ШИО (Рассел Д., Пепло Л.).

111. Методы математической обработки: SPSS 22, непараметрический критерий корреляции Спирмена для сравнения двух независимых выборок, факторный анализ.

Этапы исследования:

I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования (август - сентябрь 2019 г.).

II этап: эмпирическое исследование особенностей личности, склонных к самоповреждающему поведению (октябрь 2019 г.).

III этап: факторный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы тренинга, оформление работы (февраль -июнь 2020 г.).

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняло участие 40 обвиняемых (мужчин) совершавших ранее попытки самоповреждения, содержащиеся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, в возрасте от 20 до 45 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о личностных особенностях лиц, совершавших самоповреждения заключенных любой категории. В исследовании осуществлен анализ классических и современных представлений о самоповреждающем поведении зарубежной и отечественной психологии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами при диагностике и коррекции с обвиняемыми, совершающими попытки самоповреждений.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, применением разнообразных и адекватных методов организации исследования, сбора и статистической обработки полученных данных, репрезентативностью эмпирической выборки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существует взаимосвязь между личностными характеристиками обвиняемых, его симптоматики и ощущения (индекса) одиночества. Таким образом, основным набором личностных характеристик можно назвать: межличностную сензитивность, тревожность, враждебность, фобическую тревожность, импульсивность и непереносимость одиночества.

2. Личностными факторами самоповреждающего поведения обвиняемых являются: «психопатологическая симптоматика в сочетании с регрессией»; «актуализация психологических защит личности»; «аутоагрессивные личностные расстройства в сочетании с одиночеством»; «преодоление одиночества с формированием социально одобряемого поведения»; «подавление».

3. На компоненты самоповреждающего поведения в большей степени влияют такие характеристики как психопатологическая симптоматика, регрессия, одиночество, подавление.

Научная новизна определяется углубленным изучением психологических аспектов самоповреждения у обвиняемых, находящихся в местах лишения свободы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были опубликованы и докладывались на очном межвузовском практическом семинаре «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 2019), очной международной научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2019).

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и 4 приложения. Список литературы включает 60 источников, из них 8 на иностранном языке. Общий объем магистерской диссертации составляет 124 страницы, в работе содержится 7 таблиц.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ

1.1. Подходы к изучению самоповреждающего поведения

Анализ теоретических источников отражает наличие различных подходов к определению сущности самоповреждающего поведения. Различия в терминологии объясняются разными способами операционализации самоповреждения. Так, из понятия несуицидального самоповреждения исключаются суицидальные акты и социально санкционированные формы самоповреждения, а намеренный самовред учитывает самоповреждения с суицидальными намерениями. Применение понятия «самоповреждающее поведение» (далее - СП) или селфхарм часто связывают с действиями, направленными на повреждение собственного тела, но без суицидальных намерений.

Ю.В. Попов, А.А.Реан, Д.М.Шустов, считают, что: «в отечественной научной литературе акты СП рассматриваются преимущественно в структуре аутоагрессивного и саморазрушающего поведения, расцениваемого как следствие психического расстройства или серьезных поведенческих проблем» [40, с. 45].

Аутоагрессия - это не изолированная личностная черта, конкретная особенность, а сложный личностный комплекс. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений. Аутоагрессивное поведение проецируется на личность[4, c. 107].

Отметим, что «в научных публикациях акты СП рассматриваются преимущественно в структуре таких понятий как аутоагрессия, членовредительство, саморазрушение, симуляция, патомимия, мазохизм, парасуицид и неудавшийся суицид» [40, с. 57].

«Self-harm, also known asself-injury, is defined as the intentional, directin jurin go f body tissue, done with out thein tent commit suicide»[59], что дословно означает - «самоповреждение, также известное как членовредительство, определяется как преднамеренное, прямое повреждение тканей тела, совершенное без намерения совершить самоубийство».

Е.Н. Чуева поясняет, что самоповреждающее поведение встречается в разных возрастных и социальных группах. «Это могут быть как дети, так и взрослые, мужчины и женщины, одинокие и люди из благополучных семей, безработные и успешные в бизнесе, эмоциональные и внешне спокойные. Объединяет всех, пожалуй, только одно - неумение говорить о своих чувствах и переживаниях или нежелание делать это из-за боязни быть непонятыми. Именно поэтому данное поведение достаточно долго скрывается от окружающих и носит повторяющийся характер» [56, с. 83].

Э. Хендриксен под селфхармом понимает умышленное причинение повреждений собственному телу (порезы, ожоги, проколы и т.д.) [54].

Д. Клонский, К. Скинг в своем клинико-психологическом обзоре «Функции преднамеренного самоповреждения», под самоповреждением понимают: «преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств. Наиболее частая форма самоповреждения - порезы кожи и расцарапывание кожи, при помощи острых предметов. Другие формы самоповреждения включают в себя пережатие и удары по частям тела, обжигание кожи, препятствование заживлению ран, вырывание волос, употребление токсических веществ». [58]

Н.А. Польская подчеркивает, что «для современных исследователей, СП представляет собой группу феноменов поведения, как клинического, так и доклинического уровней, указывающих на вероятностный суицидальный риск и психологические проблемы, связанные с эмоциональной регуляцией и пониманием эмоций, Я-концепцией, тревожностью, враждебностью, агрессией и нейротизмом».

Р. М. Масагутов под самоповреждением понимает аутоагрессивные, саморазрушающие действия. В изучении аутоагрессивных действий, кроме возрастных характеристик, автор анализировал условия проявления, характер и распространенность. Агрессия, направленная на себя, в крайнем выражении соответствует суицидальному поведению. В качестве предупредительных паттернов аутоагрессии выступают: отведение взгляда, полуоткрытый рот, прятание рук, отсутствие жеста, «минус» лицо (опускание головы), увеличение расстояния от собеседника, замедленность движений, уменьшение расстояний между коленями. Аутоагрессия может выражаться в ритуализированной форме в виде татуировки или проявляться в экскориациях, самоповреждениях, расчесах [41, с. 242].

На основе анализа внешнего проявления аутоагрессивного поведения Г. Я. Пилягина отмечает: «для возникновения аутоагрессии необходима система факторов, которые ее стимулируют. Она предлагает системные компоненты, которые запускают механизмы аутоагрессивных действий. Основным из них выступает внутренний конфликт, возникающий в результате угнетения агрессии и одновременного отрицания социализированных факторов. Следующим компонентом является защитные паттерны поведения, основанные на вышеупомянутом внутриличностном конфликте и которые реализуются в травмирующих ситуациях. Важным структурным элементом автор определяет обратную связь в общении, которая может уменьшить или увеличить напряжение в зависимости от ожиданий личности» [34, с. 43].

Заключение

Самоповреждающее поведение есть способ поведения человека в экстремальной ситуации (состоянии), одна из форм (наряду с агрессией) закономерного и целесообразного комплексного механизма приспособления, её характер и «степень тяжести» представляет собой результирующий вектор личностных психологических установок, индивидуальных биологических реакций организма, потенцируемый определёнными ситуационными (социальными) условиями. Этот вывод не распространяется на случаи аутоагрессии при психотических состояниях.

Психологический выбор собственно аутоагрессии как способа реагирования в экстремальной ситуации и степень вероятности осуществления аутоагрессивных действий непосредственно зависят от степени внутренней зрелости личности.

Установлены явные, значимые, отличия в сфере нравственно-психологических характеристик между экологическим, неосторожным и несовершеннолетним преступником, что свидетельствует о первостепенной значимости рассматриваемой структурной единицы личности преступника.

Психологический выбор собственно самоповреждения как способа реагирования в экстремальной ситуации и степени вероятности осуществления аутоагрессивных действий, непосредственно зависят от степени внутренней зрелости личности. Появление факторов самоповреждающего (аутоагрессивного) риска у подозреваемых мужчин зрелого возраста является тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья, которые нуждаются в профессиональной помощи психолога.

Список литературы

1. Аддиктивное поведение подростков [Текст].-М.:Красико-Принт,2016.-128с.

2. Бовин Б.Г.,Данилин Е.М., Дебольский М.Г., Кокурин А.В., Мокрецов А.И., Строева Г.В. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: учеб. Пособие [Текст] /подобщ.ред. О.Г.

Ковалева.М.,2005.218с.

3. Барабанщиков В.А. Коммуникативный подход в исследованиях восприятия // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 17-32.

4. В мире подростка [Текст] /ред.А.А. Бодалев.-М.: Медицина,2016.- 296c.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.

+ еще 55 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Личностные факторы самоповреждающего поведения обвиняемых»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика