Курсовая работа
«Особенности профессионального выгорания у медицинских работников.»
- 39 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания 5
1.1. Понятие синдрома профессионального выгорания. 5
1.2. Фазы профессионального выгорания. 7
1.3. Симптомы профессионального выгорания 10
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр. 25
2.1. Организация проведения исследования. 25
2.2 Описание выборки. 25
2.3. Описание методов и методики. 25
2.4. Анализ полученных результатов. 26
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение
Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
В последние годы синдром профессионального выгорания и факторы риска выгорания выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., однако, вопрос причины выгорания, проблемы взаимоотношений личностных особенностей и выгорания, динамики этого процесса остаются до конца не разрешенными.
На фоне всевозрастающего интереса к проблеме профессионального выгорания немаловажно уделить внимание особенностям профессионального выгорания медицинских работников, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным взаимодействием с пациентами, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами в ходе осуществления повседневной профессиональной деятельности.
Таким образом, целью настоящей работы выступает исследование подверженности медицинских сестер.
Объектом исследования выступает профессиональная деятельность медицинских сестёр.
Предметом исследования личностные факторы профессионального выгорания с учётом специфики профессиональной деятельности медицинских сестёр, связанной с повседневным взаимодействием с пациентами, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами, что способно привести к профессиональному выгоранию специалистов.
В ходе проводимого исследования в работе можно выдвинуть следующую гипотезу: большинство медицинских сестёр подвержены риску профессионального выгорания, что связанно с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и личностными особенностями.
Задачи: 1) дать общую характеристику профессионального выгорания
2) выявить личностные факторы профессионального выгорания
3) определить специфику деятельности медицинских сестёр
4) выявить личностные факторы профессионального выгорания у медицинских сестёр.
2.1. Организация проведения исследования.
Настоящее исследование направленно на выявление личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр, что позволяет выявить личностные особенности медицинских сестёр, способствующие их профессиональному выгоранию. Для проведения исследования были отобраны медицинские сестры больницы Министерства Здравоохранения Омской Области.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания в работе были использованы две методики:
1. методика «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
2. методика многофакторного личностного опросника Кеттелл.
2.2 Описание выборки.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер были отобраны испытуемые - медицинские сёстры больницы Министерства Здравоохранения Омской Области в количестве 15 человек. Все испытуемые женского пола, имеют среднее медицинское образование.
Выборка включает в себя медицинских сёстёр в возрасте от 30-40 лет имеющих стаж работы в медицинских учреждениях от 10-20 лет.
2.3. Описание методов и методики.
В работе был использован метод тестирования испытуемых.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания медицинских сёстёр были использованы две методики.
Методика «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко направлена на выявление профессионального выгорания медицинских сестёр. Методика включает в себя 84 утверждения, по каждому из которых испытуемому предлагается высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением необходимо ответить «да», несогласием «нет». Результаты позволяют выявить фазы и симптомы выгорания по которым делается вывод по подверженности медицинских сёстёр риску профессионального выгорания.
Методика многофакторного личностного опросника Кеттелл направлена на выявление особенностей медицинских сестёр. Среди предложенных автором 16-ти факторов были отобраны те факторы, что позволяют дать оценку эмоционального состояния испытуемых.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается в основном как следствие производственных стрессов, как процесс дезадоптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям, и основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная нагрузка в напряжённых ситуациях и межличностных взаимоотношениях.
В результате снижается профессиональная мотивация, работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и негативизм к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.
Настоящее исследование было направленно на выявление личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, о том, что большинство медицинских сестер подвержено риску профессионального выгорания, связанное с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и их личностным особенностям.
1. Barth A. R. Burnout bei Lehrern. Gottingen: Hogrefe, 1992. 215 S.
2. Freudenberger H. J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1994. Vol. 30. P. 159–165.
3. Klis M., Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim // J. Zespo wypalenia zawodowego a cechy osobowosci nauczycieli. N 32. Zielona Gora; Potsdam, 1998. P. 53–58.
4. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. 2001. N 34. P. 34–42.
5. Kyriacou C. Teacher stress and burnout: An international review // Educat. Res. 1987. Vol. 29. P. 38–44.
6. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // Eur. J. of Personality. 1987. Vol. 1. P. 141–169.
7. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / Ed. J. W. Jones. London, 1982. Vol. 11. N 78. P. 78–85.
8. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout. Vol. 9 / Eds. W. S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26–31.
9. Maslach C., Jackson S. E. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press, 1986. 112 p.
10. Maslach C., Jackson S. E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. 1985. Vol. 12. P. 41–48.
11. Paine W. S. Job Stress and Burnout. Vol. 9. Beverly Hills, 1982. P. 44–50.
12. Perlman B., Hartman E. A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982. Vol. 14. N 5. P. 153–161.
13. Pines A., Aronson E. Career burnout: causes and cures. New York, 1988. 321 p.
14. Ronginska Т., Arold H., Schaarschmidt U. Vergleichende Untersuchungen zur psychischen Gesundheit von Lehre-rinnen und Lehrer in Brandenburg und Polen: [w:] Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim. Psy-chische Gesundheit im Lehrerberuf // Materialy miedzynar-odowej konferencji naukowej «Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim». Zielona Gora; Potsdam, 1998. P. 114–118.
15. Rudow В. Die Arbeit des Lehrers. Bern, 1994. 274 p.
16. Schaufeli W. B., Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC, 1999. 128 p.
17. Tang C. S-K., Lau B. H-B. Gender role stress and bumout in Chinese human service professionals in Hogn Kong // Anxiety, Stress and Coping: An Int. J. 1996. Vol. 9. N 3. P. 217–227.
18. Van Yperen N. W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-effi cacy // J. of Occupat. Psychol. 2004. Vol. 71. N 1. P. 29–33.
19. Vierick P. Bumout and work organization in hospital wards: A cross-validation study // Work and Stress. 1996. Vol. 10. N 3. P. 257–265.
20. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Дис. … канд. мед. наук. М., 2004. 165 с
1. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. – М.: Творческий Центр Сфера, 2002.
2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 122 – 131.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 4 – 120.
21. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.
22. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.
23. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. № 12. С. 21–26.
24. Касимовская Н. А. Внедрение школ профессионального здоровья в методологию диспансеризации — одно из направлений сохранения здоровья медицинских работников // Матер. всерос. научн. конф., посвящ. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики им. И. М. Сеченова, «Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров». М., 2007. С. 179–181.
25. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб., 2003. 1312 с.
26. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2003. 448 с.
27. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.
28. Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2007. № 2–3 (112). С. 25–29.
29. Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925. 280 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности
Дипломная работа:
Профессиональное выгорание педагогов
Дипломная работа:
Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика