Дипломная работа

«Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников»

  • 66 страниц(ы)
  • 1258 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…9

1.1 Сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»….9

1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников….16

1.3 Обзор и анализ деятельности детских вокальных ансамблей в России.21

Выводы по I главе….31

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ….….33

2.1 Диагностика состояния нравственно-эстетической воспитанности в детском вокальном ансамбле….33

2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию в детском вокальном ансамбле….42

2.3 Методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания через детский вокальный ансамбль для начинающих руководителей творческих коллективов….50

Выводы по I I главе….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….61

Актуальность исследования. Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения в современном обществе способствует всестороннему развитию личности, формированию творческих сил человека. Именно поэтому большое значение придаётся нравственно-эстетическому воспитанию средствами искусства.

Развитие творческих возможностей школьников, нравственно-эстетическое воспитание в процессе обучения, воспитания – одна из главных задач современной педагогики.

Для решения этой проблемы необходимо развивать нравственные качества, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, имеющего большую познавательную и воспитательную силу.

В законе Российской Федерации «О культуре» отмечено право человека на творчество в соответствии с его интересами и способностями, поскольку культурная личность воплощает в себе качества субъекта творческой деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» в общих требованиях к содержанию образования ориентирует современную школу на обеспечение самоопределения и на интеграцию личности в мировую и национальную культуру. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы основные задачи и ориентиры образовательной системы на духовность, творчество, нравственность, мораль и культуру. На практике реализация этих идей невозможна без приобщения учащихся к культуре и её величайшему достижению – искусству.

Известно, что музыкальное искусство обладает большой силой воздействия на человека, особенно на ребёнка. Без специального образования нельзя говорить и о понимании искусства и его воспитательном значении. Поскольку обучение музыке является средством нравственно-эстетического воспитания, его структура и содержание должны определяться в полном единстве с общими целями всестороннего развития и воспитания личности.

Голос – наиболее доступный музыкальный инструмент для человека. Ребенок с рождения слышит колыбельные песни матери и песня сопровождает его на протяжении всей жизни. Именно поэтому, на наш взгляд, разучивание детских песен в рамках вокального ансамбля можно рассматривать как средство нравственно-эстетического воспитания.

Проблемы нравственно-эстетического воспитания рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.

Исследованиями психологов - Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Б.М. Теплова - установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст. Исходя из этого положения, мы в своей работе раскрыли формирование нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля именно в данной возрастной группе (начальные классы общеобразовательной школы).

Важное значение в исследовании указанного аспекта имеют: теория эстетического образования (Б.Т.Лихачев), теоретические положения о духовно- эстетическом потенциале искусства (Э.Т.Ардаширова,), культурологии (В.Л.Бенин). В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского.

Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященных влиянию музыки на нравственный облик младших школьников (Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, Шацкая В.Н. и др.)

Анализ научной литературы и государственных документов по исследуемой проблеме свидетельствует, что до сих пор вопросы нравственно-эстетического воспитания рассматривались в том возрастном периоде, когда у учащихся уже имеется достаточный запас знаний и представлений нравственно-эстетического содержания, т.е. когда возможен лишь процесс регулирования их поведения и актуализации имеющихся знаний.

Обзор философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, а также собственный педагогический опыт позволили выявить противоречия между значительным потенциалом формирования нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля и недостаточным его осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью этико-эстетического воспитания младших школьников средствами детского вокального ансамбля и неразработанностью содержания, форм и методов ее использования.

Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: определение ведущих тенденций, психолого-педагогических условий формирования нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детского вокального ансамбля.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы и её практическая значимость заключается в недостаточной теоретической и методологической разработанности проблемы, что и определило тему нашего исследования: «Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников».

Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы нравственно-эстетического воспитания и провести опытно-экспериментальную работу по определению педагогических условий нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля.

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание учащихся младших классов.

Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственно- эстетического воспитания учащихся младших классов в детском вокальном ансамбле.

Гипотеза: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в детском вокальном ансамбле будет эффективным, если:

1. Внедрить в учебно-воспитательный процесс педагогические условия, необходимые для нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов;

2. Разработать методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания для начинающих руководителей творческих коллективов.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»;

2. Определить содержание, формы и методы работы детского вокального ансамбля, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

3. Выявить критерии оценки эмоционального и нравственно-эстетического уровня учащихся.

4. Разработать сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями, адресованный руководителям детских вокальных ансамблей.

Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании ( Сократ, Платон, Я.А.Коменский); идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); теории развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,и др.); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, и др.); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И.Петрушин, С.М.Каргапольцев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Борев, М.С.Каган,); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская);концепции о нравственно-эстетическом потенциале детской музыки (А.С. Зиннурова, Л.М. Кашапова).

Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:

• изучение и теоретический анализ философской, музыковедческой, психологической, научно-педагогической литературы и трудов в области наук эстетического цикла;

• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта руководителей детских вокальных ансамблей;

• целенаправленное педагогическое наблюдение, диагностика, тестирование младших школьников, интервьюирование;

• создание педагогических ситуаций; констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов творческой деятельности детей;

• статистическая обработка полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. Раскрыта сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»;

2. Осуществлен обзор и анализ деятельности детских вокальных ансамблей в России.

3. Разработана структурная модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами детского вокального ансамбля; выпущен сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями под названием «Творите добрые дела»; записан аудио-диск с фонограммами воспитанников детского вокального ансамбля «Салават Купере»; записан видео-диск Отчетного концерта, посвященного 15-летию детского вокального ансамбля «Салават Купере», выпущены буклеты.

Все эти материалы могут быть использованы в практике работы учреждений дополнительного образования.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1 Сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»

В I главе мы изучили теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Для того, чтобы наиболее полно исследовать теоретические основы данной проблемы необходимо разработать сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание».

«Эстетика» (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты»» (Эстетика.Словарь.1989). В качестве обозначения определенной области знаний термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века.

С точки зрения философии эстетика – это дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности, данных как самостоятельная и чувственно воспринимаемая ценность (Философский энциклопедический словарь. 2007). Кант называет «Эстетику» наукой о «правилах чувственности вообще». ( Кант, И., 2002). Однако наряду с этим от Баумгартена идёт употребление термина «Эстетика» для обозначения философии художественного творчества (Асмус В.Ф., 2004). Эстетика долгое время развивалась преимущественно как философия прекрасного. Однако в настоящее время такое определение представляется достаточным, так как прекрасное есть только разновидность эстетического наряду с такими его модификациями, как возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, ирония, юмор, гротеск и т.д.

С точки зрения культурологи эстетика – наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности (Кононенко Б.И., 2003).

С точки зрения музыковедения эстетика музыкальная – дисциплина, изучающая специфику музыки как вида искусства и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно-образном, идейно-эмоциональном освоении действительности человеком и об искусстве как высшей форме такого освоения) (Музыкальная энциклопедия. 1982). Предмет музыкальной эстетики – диалектика общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художественного творчества и единичных (конкретных) закономерностей музыкального искусства.

В современной эстетике большое место занимают такие вопросы, как сущность художественного направления, течения и творческого метода в искусстве.

Эстетика изучает также вопросы эстетического воспитания, цель которого – развить в человеке способности глубоко и полно понимать прекрасное в жизни и творить по «законам красоты».

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Разные науки рассматривают понятие «нравственность» с позиций собственных категорий и понятий.

С точки зрения философии нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики (Философский энциклопедический словарь. 2007).

С точки зрения психологии нравственность – это принципы или модели поведения, которые являются проявлением принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность – ее осмысление. Тесно связана с этикой; фактически эти понятия так близки, что многие считают эти термины синонимами (Большой толковый психологический словарь. 2000).

С точки зрения педагогики нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. (Педагогический энциклопедический словарь. 2003).

С точки зрения культурологии нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность нередко отождествляется с моралью. Слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному) является русской первоосновой моральной тематики (Кононенко Б.И., 2003).

Чтобы понять сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание» для начала нам нужно обратиться к понятию «воспитание» в общем.

С точки зрения педагогики воспитание (как общественное явление) – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Они обеспечивают общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание (как педагогическое явление) – 1.целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2. как целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3. целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающего поколения к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2005).

Для того чтобы определить сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание» вначале мы рассмотрели понятия нравственное воспитание и эстетическое воспитание отдельно.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» ( Сухомлинский В.А., 1974).

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемый субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении (Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. 1988).

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания:

• развитие эстетического восприятия, чувств, представлений;

• воспитание основ художественного вкуса как способности самостоятельно видеть, замечать красоту, оценивать эстетику произведений искусства и явлений жизни;

• приобщение к деятельности в области искусства;

• воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, во взаимоотношения;

• развитие художественно – творческих способностей.

Задачи нравственного воспитания:

• воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

• воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;

• воспитание любви к Родине, к людям труда, к людям разных национальностей, т. е воспитание гражданственности.

Успешное решение задач:

• в нравственном воспитании способствует осуществлению в единстве воздействия на чувства, на сознание и поведение ребенка.

• в эстетическом воспитании способствует накоплению сенсорного опыта – овладение сенсорными умениями и навыками.

Нравственно-эстетическое воспитание является частью системы образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано обеспечить развитие творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества.

Задачами нравственно-эстетического воспитания являются:

- формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов;

- выявление единства этического и эстетического в каждом произведении и донесение его до сознания обучающихся;

- воздействие через искусство на духовный мир обучающегося;

- формирование целостного мировоззрения.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы по выпускной квалификационной работе:

1. Анализ научной литературы показал, что особая роль принадлежит нравственно-эстетическому воспитанию средствами искусства, в частности, музыкального, поскольку музыка и пение, обладая большой художественной силой, являются эффективным средством воспитания нравственно-эстетической личности. В песне часто воссоздаются различные аспекты жизни, реакция на которые выражается в образах, впечатлениях от прослушанного. Музыка и песни вызывают положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, иногда убеждают сильнее, чем информация, полученная другим путём.

2. Приобщение к детской музыке наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.

3. Современным детям необходимы песни – детские, юношеские, светлые, задорные. Песня – это путеводная звезда, ребенок с рождения слышит колыбельные песни матери и песня сопровождает его на протяжении всей жизни. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты. Все меньше уделяется внимания именно детской песне. Именно поэтому, на наш взгляд, разучивание детских песен в рамках вокального ансамбля можно рассматривать как средство нравственно-эстетического воспитания.

4. Этико-эстетический потенциал детского вокального ансамбля получает эффективную реализацию в разработанной нами модели нравственно-эстетического воспитания детей (стр. 45.), включающей в себя этическое содержание, формы и методы, при использовании которых необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

5. Психолого-педагогическими условиями нравственно-эстетического воспитания является использование следующих принципов: принцип развития вокальных способностей, принцип последовательности в обучении, принцип беспрерывного обучения и творческой активности, принцип единства художественного и технического, принцип соразмерности уровня нагрузки и состояния здоровья, принцип индивидуального подхода, принцип творческого развития личности и заинтересованности.

6. Проведенная диагностика нравственно-эстетической воспитанности свидетельствует о том, что детский вокальный ансамбль является средством нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов.

7. Разработанный сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями адресован для руководителей детских вокальных ансамблей, учителей музыки СОШ, преподавателей-хормейстеров ДМШ и ДШИ, а также для родителей, заинтересованных во всестороннем воспитании своих детей.

Исследование, несомненно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания нужны, поскольку не все общественные преобразования формируют высоконравственные ориентиры.

Актуальными и перспективными, требующими собственного дальнейшего изучения представляются вопросы, связанные со значением семьи в формировании нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальных классов средствами детского вокального ансамбля; воздействием средств массовой коммуникации на формирование нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской музыки и некоторые другие.

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя/ Абдуллин, Э.Б.- М.: Просвещение, 1983. -112с.

2. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей. // Отв. ред. Бурмакин, Э.В. Томск, 1962. - 600с.

3. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей./ Алиев, Ю.Б. Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.- 352с.

4. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ Амонашвили, Ш.А. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 80с.

5. Андгуладзе, Н. «Homocantor: очерки вокального искусства.»/ Андгуладзе, Н. – М. «Аграф»» 2003.

6. Античная музыкальная эстетика. // Вступит, очерк и собр. текстов Лосева, А.Ф.- М.: Музгиз, I960.- 194с.

7. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе./ Апраксина, О.А. М.: Просвещение, 1983.- 222с.

8. Ардаширова, Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. / Ардаширова, Э.Т. Москва - Уфа, 1993.-56с.

9. Асмус, В.Ф. «Немецкая эстетика XVIII века». / Асмус, В.Ф. Изд.2 . 2004, 312 с.

10. Ахметжанова, Н.В. Башкирская этномузыкология. Исследование. Ч. 2. −/ Ахметжанова, Н.В. Уфа: Изд-во «Вагант», 2009. −24 с.

11. Бакирова-Фархутдинова, З.А. Основные методы изучения вокальной музыки: Учебно-методическое пособие./ Бакирова-Фархутдинова, З.А. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.

12. Бенин, B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. / Бенин, B.JI. Уфа: БГПИ, 1997:- 131 с.

13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ Беспалько, В.П. М.: Педагогика, 1989.- 192с.

14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. Божович, Л.И. / М.: Просвещение, 1968. - 464с.

15. Большой толковый психологический словарь// Ребер Артур. Том 1: пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592 с.

16. Борев, Ю.Б. Эстетика. Учебник./ Борев, Ю.Б. М.: «Высш. шк.», 2002, 511с.

17. Ветлугина, Н.А. «Музыкальное развитие ребенка»/ Ветлугина, Н.А. М.,1968

18. Выготский, Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. / Выготский, Л.С. М.Просвещение.1991

19. Гаязов, А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. 2-е изд., доп. / Гаязов, А.С. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 117с.

20. Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка: //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. // Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ардашировой Э.Т. Уфа, 2000. - 117с.

21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./ Давыдов, В.В. М.: Педагогика, 1986.-240с.

22. Дмитриев, Л.Б. «Основы вокальной методики»./ Дмитриев, Л.Б. M. Издательство: «Музыка», 2007г.

23. Емельянов, В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». / Емельянов, В. Издательство «Лань» 2007 г.

24. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаев, О.Ю. М.: Знание , 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 9).

25. Закон Российской Федерации «Об образовании». //М.:ИНФРА-М,2000. 52с.

26. Закон Российской Федерации `Основы законодательства Российской Федерации о культуре`.// ISBN 5-86894-330-9; 2001 г.

27. Зиннурова, А.С. «Детская национальная музыка как средство воспитания детей». / Зиннурова, А.С. Уфа; РИЦ БашГУ, 2009г.

28. Зиннурова, А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников : (На материале башк. музык.искусства) : автореф. дис. . канд. пед. наук / Зиннурова, А.С. Уфа, Башк. гос. пед. ун-т. -2002 г.

29. Кабалевский, Д.Б. О нравственном воспитании учащихся. / Кабалевский, Д.Б. М., Просвещение, 1984

30. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке -/ Кабалевский, Д.Б. М.: Дет. лит., 1970. 223с.

31. Каган, М.С. Эстетика как философская наука./ Каган, М.С. СПб: ТОО ТК «Петрополис» , 1997. - 223с.

32. Каган, М.С. О месте искусства в жизни школы // Каган, М.С. Искусство в школе. 1992. -№ 1.-С. 11-19.

33. Кант, И. «Критика способности суждения»./ Кант, И. М.: Директ-Медиа, 2002. - 740 с.

34. Каргапольцев, С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дис. канд. пед. наук. / Каргапольцев, С.М. М.: 1987. - 222с.

35. Кашапова, Л.М. «Непрерывное этномузыкальное образование детей в целостной национально-региональной образовательной системе»: / Кашапова, Л.М. Монография. – Уфа: БГПУ, 2004 г.

36. Кашапова , Л.М. «Непрерывное этномузыкальное образование как целостная национально-региональная образовательная система: моделирование и реализация»: / Кашапова ,Л.М. Монография. – М.: «Наука», 2006г.

37. Кечхуашвили, Г.А. «К вопросу о музыкальном развитии детей школьного возраста»/ Кечхуашвили, Г.А. Пед. Психология, Ч.1, Тб.,1962

38. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – / Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский дом «МарТ», 2005. – 448 с.

39. Коменский, Я.А. «Избранные педагогические сочинения»/ Коменский, Я.А. М.: Педагогика, 1982.-656с.

40. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии.-// Кононенко, Б.И. М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.

41. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Издательство: ЦГЛ, АПК и ППРО. 2004 г.

42. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь. – Изд.2-е. – // Кравченко, А.И. М.: Академический проект, 2001. – 672 с.

43. Липкина, А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. Липкина, А.И /Вопр. психол.- 1980.- 1.- С. 11-12.

44. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов./ Лихачёв, Б.Т. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

45. Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий./ Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. М.: Искусство, 1965.-374 с.

46. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки./ Медушевский, В.В. М.: Музыка, 1976. - 410 с.

47. Мещерякова ,Б.Г., .Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. // Мещерякова ,Б.Г., .Зинченко, В.П. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-672 с.

48. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя //Э.Б.Абдуллин и др.; Науч. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. -140 с.

49. Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 // Авт. сост. Л.М.Кашапова. -Уфа: БИРО, 2000.- 127 с.

50. «Музыкальная энциклопедия». Гл.ред Келдыш Ю.В.//М. «Советская энциклопедия» 1982.

51. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. / Назайкинский, Е.В. М.: музыка, 1972. - 383 с.

52. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя./ Неменский, Б.М. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

53. Нравственное и эстетическое воспитание // Под ред. Д.И. Водзинского.-Минск: "Народная асвета", 1982.- 151с.

54. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. // Под.ред. В.Н.Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 182 с.

55. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ Современная редакция. // Ожегов, С.И. М., 1975.

56. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс: Пособие для учителей. / Под.ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

57. Педагогический энциклопедический словарь// Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М. Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

58. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Пособие для ВУЗов. / Петрушин, В.И. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009

59. Проблемы нравственного воспитания. Сб. ст. // Под ред. Л.И. Рувинского.-М.: Просвещение, 1977. - 229 с.

60. Сластенин, В.А. Основы профессиональной ориентации школьников./ Сластенин В.А. М., 1983.-112с.

61. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика: Сборник.// Сооловьев В.С. М.: Искусство, 1990.-699 с.

62. Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям». – / Сухомлинский, В.А. Киев. Радянська школа, 1974 г., - 288с.

63. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.// Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1-222с.

64. Философский энциклопедический словарь. //М.: ИНФРА-М, 2007. – 576с – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

65. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современная проблематика и основные педагогические идеи. - / Харламов, И.Ф. Минск: Минск, изд.БГУ, 1972.-363 с.

66. Царский, И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта./Кантовский сборник,вып. 10. //Калининград, 1985, с. 40—51.

67. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества./ Шацкая, В.Н. М.: Педагогика, 1975.-200с.

68. Шварцман, К.А. Проблемы нравственного воспитания. - / Шварцман, К.А. М.: Знание, 1988.-63с.

69. Эстетика. Словарь. Под общ.ред. А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. //М. «Политиздат» 1989.

70. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов . Под ред. А.А. Радугина. //М. «Центр» 1998

71. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. Под редакцией М.Д. Таборидзе. //М. «Педагогика» 1988. 105 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика