Дипломная работа
«Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников»
- 66 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…9
1.1 Сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»….9
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников….16
1.3 Обзор и анализ деятельности детских вокальных ансамблей в России.21
Выводы по I главе….31
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ….….33
2.1 Диагностика состояния нравственно-эстетической воспитанности в детском вокальном ансамбле….33
2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию в детском вокальном ансамбле….42
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания через детский вокальный ансамбль для начинающих руководителей творческих коллективов….50
Выводы по I I главе….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….61
Актуальность исследования. Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения в современном обществе способствует всестороннему развитию личности, формированию творческих сил человека. Именно поэтому большое значение придаётся нравственно-эстетическому воспитанию средствами искусства.
Развитие творческих возможностей школьников, нравственно-эстетическое воспитание в процессе обучения, воспитания – одна из главных задач современной педагогики.
Для решения этой проблемы необходимо развивать нравственные качества, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, имеющего большую познавательную и воспитательную силу.
В законе Российской Федерации «О культуре» отмечено право человека на творчество в соответствии с его интересами и способностями, поскольку культурная личность воплощает в себе качества субъекта творческой деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» в общих требованиях к содержанию образования ориентирует современную школу на обеспечение самоопределения и на интеграцию личности в мировую и национальную культуру. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы основные задачи и ориентиры образовательной системы на духовность, творчество, нравственность, мораль и культуру. На практике реализация этих идей невозможна без приобщения учащихся к культуре и её величайшему достижению – искусству.
Известно, что музыкальное искусство обладает большой силой воздействия на человека, особенно на ребёнка. Без специального образования нельзя говорить и о понимании искусства и его воспитательном значении. Поскольку обучение музыке является средством нравственно-эстетического воспитания, его структура и содержание должны определяться в полном единстве с общими целями всестороннего развития и воспитания личности.
Голос – наиболее доступный музыкальный инструмент для человека. Ребенок с рождения слышит колыбельные песни матери и песня сопровождает его на протяжении всей жизни. Именно поэтому, на наш взгляд, разучивание детских песен в рамках вокального ансамбля можно рассматривать как средство нравственно-эстетического воспитания.
Проблемы нравственно-эстетического воспитания рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.
Исследованиями психологов - Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Б.М. Теплова - установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст. Исходя из этого положения, мы в своей работе раскрыли формирование нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля именно в данной возрастной группе (начальные классы общеобразовательной школы).
Важное значение в исследовании указанного аспекта имеют: теория эстетического образования (Б.Т.Лихачев), теоретические положения о духовно- эстетическом потенциале искусства (Э.Т.Ардаширова,), культурологии (В.Л.Бенин). В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского.
Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященных влиянию музыки на нравственный облик младших школьников (Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, Шацкая В.Н. и др.)
Анализ научной литературы и государственных документов по исследуемой проблеме свидетельствует, что до сих пор вопросы нравственно-эстетического воспитания рассматривались в том возрастном периоде, когда у учащихся уже имеется достаточный запас знаний и представлений нравственно-эстетического содержания, т.е. когда возможен лишь процесс регулирования их поведения и актуализации имеющихся знаний.
Обзор философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, а также собственный педагогический опыт позволили выявить противоречия между значительным потенциалом формирования нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля и недостаточным его осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью этико-эстетического воспитания младших школьников средствами детского вокального ансамбля и неразработанностью содержания, форм и методов ее использования.
Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: определение ведущих тенденций, психолого-педагогических условий формирования нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детского вокального ансамбля.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы и её практическая значимость заключается в недостаточной теоретической и методологической разработанности проблемы, что и определило тему нашего исследования: «Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников».
Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы нравственно-эстетического воспитания и провести опытно-экспериментальную работу по определению педагогических условий нравственно-эстетического воспитания средствами детского вокального ансамбля.
Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание учащихся младших классов.
Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственно- эстетического воспитания учащихся младших классов в детском вокальном ансамбле.
Гипотеза: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в детском вокальном ансамбле будет эффективным, если:
1. Внедрить в учебно-воспитательный процесс педагогические условия, необходимые для нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов;
2. Разработать методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания для начинающих руководителей творческих коллективов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»;
2. Определить содержание, формы и методы работы детского вокального ансамбля, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
3. Выявить критерии оценки эмоционального и нравственно-эстетического уровня учащихся.
4. Разработать сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями, адресованный руководителям детских вокальных ансамблей.
Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании ( Сократ, Платон, Я.А.Коменский); идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); теории развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,и др.); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, и др.); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И.Петрушин, С.М.Каргапольцев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Борев, М.С.Каган,); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская);концепции о нравственно-эстетическом потенциале детской музыки (А.С. Зиннурова, Л.М. Кашапова).
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:
• изучение и теоретический анализ философской, музыковедческой, психологической, научно-педагогической литературы и трудов в области наук эстетического цикла;
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта руководителей детских вокальных ансамблей;
• целенаправленное педагогическое наблюдение, диагностика, тестирование младших школьников, интервьюирование;
• создание педагогических ситуаций; констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов творческой деятельности детей;
• статистическая обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. Раскрыта сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»;
2. Осуществлен обзор и анализ деятельности детских вокальных ансамблей в России.
3. Разработана структурная модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами детского вокального ансамбля; выпущен сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями под названием «Творите добрые дела»; записан аудио-диск с фонограммами воспитанников детского вокального ансамбля «Салават Купере»; записан видео-диск Отчетного концерта, посвященного 15-летию детского вокального ансамбля «Салават Купере», выпущены буклеты.
Все эти материалы могут быть использованы в практике работы учреждений дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»
В I главе мы изучили теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Для того, чтобы наиболее полно исследовать теоретические основы данной проблемы необходимо разработать сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание».
«Эстетика» (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты»» (Эстетика.Словарь.1989). В качестве обозначения определенной области знаний термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века.
С точки зрения философии эстетика – это дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности, данных как самостоятельная и чувственно воспринимаемая ценность (Философский энциклопедический словарь. 2007). Кант называет «Эстетику» наукой о «правилах чувственности вообще». ( Кант, И., 2002). Однако наряду с этим от Баумгартена идёт употребление термина «Эстетика» для обозначения философии художественного творчества (Асмус В.Ф., 2004). Эстетика долгое время развивалась преимущественно как философия прекрасного. Однако в настоящее время такое определение представляется достаточным, так как прекрасное есть только разновидность эстетического наряду с такими его модификациями, как возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, ирония, юмор, гротеск и т.д.
С точки зрения культурологи эстетика – наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности (Кононенко Б.И., 2003).
С точки зрения музыковедения эстетика музыкальная – дисциплина, изучающая специфику музыки как вида искусства и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно-образном, идейно-эмоциональном освоении действительности человеком и об искусстве как высшей форме такого освоения) (Музыкальная энциклопедия. 1982). Предмет музыкальной эстетики – диалектика общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художественного творчества и единичных (конкретных) закономерностей музыкального искусства.
В современной эстетике большое место занимают такие вопросы, как сущность художественного направления, течения и творческого метода в искусстве.
Эстетика изучает также вопросы эстетического воспитания, цель которого – развить в человеке способности глубоко и полно понимать прекрасное в жизни и творить по «законам красоты».
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Разные науки рассматривают понятие «нравственность» с позиций собственных категорий и понятий.
С точки зрения философии нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики (Философский энциклопедический словарь. 2007).
С точки зрения психологии нравственность – это принципы или модели поведения, которые являются проявлением принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность – ее осмысление. Тесно связана с этикой; фактически эти понятия так близки, что многие считают эти термины синонимами (Большой толковый психологический словарь. 2000).
С точки зрения педагогики нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. (Педагогический энциклопедический словарь. 2003).
С точки зрения культурологии нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность нередко отождествляется с моралью. Слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному) является русской первоосновой моральной тематики (Кононенко Б.И., 2003).
Чтобы понять сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание» для начала нам нужно обратиться к понятию «воспитание» в общем.
С точки зрения педагогики воспитание (как общественное явление) – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Они обеспечивают общественный прогресс и преемственность поколений.
Воспитание (как педагогическое явление) – 1.целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2. как целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3. целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающего поколения к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2005).
Для того чтобы определить сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание» вначале мы рассмотрели понятия нравственное воспитание и эстетическое воспитание отдельно.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» ( Сухомлинский В.А., 1974).
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемый субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении (Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. 1988).
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания:
• развитие эстетического восприятия, чувств, представлений;
• воспитание основ художественного вкуса как способности самостоятельно видеть, замечать красоту, оценивать эстетику произведений искусства и явлений жизни;
• приобщение к деятельности в области искусства;
• воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, во взаимоотношения;
• развитие художественно – творческих способностей.
Задачи нравственного воспитания:
• воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
• воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;
• воспитание любви к Родине, к людям труда, к людям разных национальностей, т. е воспитание гражданственности.
Успешное решение задач:
• в нравственном воспитании способствует осуществлению в единстве воздействия на чувства, на сознание и поведение ребенка.
• в эстетическом воспитании способствует накоплению сенсорного опыта – овладение сенсорными умениями и навыками.
Нравственно-эстетическое воспитание является частью системы образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано обеспечить развитие творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества.
Задачами нравственно-эстетического воспитания являются:
- формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов;
- выявление единства этического и эстетического в каждом произведении и донесение его до сознания обучающихся;
- воздействие через искусство на духовный мир обучающегося;
- формирование целостного мировоззрения.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы по выпускной квалификационной работе:
1. Анализ научной литературы показал, что особая роль принадлежит нравственно-эстетическому воспитанию средствами искусства, в частности, музыкального, поскольку музыка и пение, обладая большой художественной силой, являются эффективным средством воспитания нравственно-эстетической личности. В песне часто воссоздаются различные аспекты жизни, реакция на которые выражается в образах, впечатлениях от прослушанного. Музыка и песни вызывают положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, иногда убеждают сильнее, чем информация, полученная другим путём.
2. Приобщение к детской музыке наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.
3. Современным детям необходимы песни – детские, юношеские, светлые, задорные. Песня – это путеводная звезда, ребенок с рождения слышит колыбельные песни матери и песня сопровождает его на протяжении всей жизни. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты. Все меньше уделяется внимания именно детской песне. Именно поэтому, на наш взгляд, разучивание детских песен в рамках вокального ансамбля можно рассматривать как средство нравственно-эстетического воспитания.
4. Этико-эстетический потенциал детского вокального ансамбля получает эффективную реализацию в разработанной нами модели нравственно-эстетического воспитания детей (стр. 45.), включающей в себя этическое содержание, формы и методы, при использовании которых необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.
5. Психолого-педагогическими условиями нравственно-эстетического воспитания является использование следующих принципов: принцип развития вокальных способностей, принцип последовательности в обучении, принцип беспрерывного обучения и творческой активности, принцип единства художественного и технического, принцип соразмерности уровня нагрузки и состояния здоровья, принцип индивидуального подхода, принцип творческого развития личности и заинтересованности.
6. Проведенная диагностика нравственно-эстетической воспитанности свидетельствует о том, что детский вокальный ансамбль является средством нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов.
7. Разработанный сборник песен для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями адресован для руководителей детских вокальных ансамблей, учителей музыки СОШ, преподавателей-хормейстеров ДМШ и ДШИ, а также для родителей, заинтересованных во всестороннем воспитании своих детей.
Исследование, несомненно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания нужны, поскольку не все общественные преобразования формируют высоконравственные ориентиры.
Актуальными и перспективными, требующими собственного дальнейшего изучения представляются вопросы, связанные со значением семьи в формировании нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальных классов средствами детского вокального ансамбля; воздействием средств массовой коммуникации на формирование нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской музыки и некоторые другие.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя/ Абдуллин, Э.Б.- М.: Просвещение, 1983. -112с.
2. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей. // Отв. ред. Бурмакин, Э.В. Томск, 1962. - 600с.
3. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей./ Алиев, Ю.Б. Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.- 352с.
4. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ Амонашвили, Ш.А. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 80с.
5. Андгуладзе, Н. «Homocantor: очерки вокального искусства.»/ Андгуладзе, Н. – М. «Аграф»» 2003.
6. Античная музыкальная эстетика. // Вступит, очерк и собр. текстов Лосева, А.Ф.- М.: Музгиз, I960.- 194с.
7. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе./ Апраксина, О.А. М.: Просвещение, 1983.- 222с.
8. Ардаширова, Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. / Ардаширова, Э.Т. Москва - Уфа, 1993.-56с.
9. Асмус, В.Ф. «Немецкая эстетика XVIII века». / Асмус, В.Ф. Изд.2 . 2004, 312 с.
10. Ахметжанова, Н.В. Башкирская этномузыкология. Исследование. Ч. 2. −/ Ахметжанова, Н.В. Уфа: Изд-во «Вагант», 2009. −24 с.
11. Бакирова-Фархутдинова, З.А. Основные методы изучения вокальной музыки: Учебно-методическое пособие./ Бакирова-Фархутдинова, З.А. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.
12. Бенин, B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. / Бенин, B.JI. Уфа: БГПИ, 1997:- 131 с.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ Беспалько, В.П. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. Божович, Л.И. / М.: Просвещение, 1968. - 464с.
15. Большой толковый психологический словарь// Ребер Артур. Том 1: пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592 с.
16. Борев, Ю.Б. Эстетика. Учебник./ Борев, Ю.Б. М.: «Высш. шк.», 2002, 511с.
17. Ветлугина, Н.А. «Музыкальное развитие ребенка»/ Ветлугина, Н.А. М.,1968
18. Выготский, Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. / Выготский, Л.С. М.Просвещение.1991
19. Гаязов, А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. 2-е изд., доп. / Гаязов, А.С. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 117с.
20. Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка: //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. // Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ардашировой Э.Т. Уфа, 2000. - 117с.
21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./ Давыдов, В.В. М.: Педагогика, 1986.-240с.
22. Дмитриев, Л.Б. «Основы вокальной методики»./ Дмитриев, Л.Б. M. Издательство: «Музыка», 2007г.
23. Емельянов, В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». / Емельянов, В. Издательство «Лань» 2007 г.
24. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаев, О.Ю. М.: Знание , 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 9).
25. Закон Российской Федерации «Об образовании». //М.:ИНФРА-М,2000. 52с.
26. Закон Российской Федерации `Основы законодательства Российской Федерации о культуре`.// ISBN 5-86894-330-9; 2001 г.
27. Зиннурова, А.С. «Детская национальная музыка как средство воспитания детей». / Зиннурова, А.С. Уфа; РИЦ БашГУ, 2009г.
28. Зиннурова, А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников : (На материале башк. музык.искусства) : автореф. дис. . канд. пед. наук / Зиннурова, А.С. Уфа, Башк. гос. пед. ун-т. -2002 г.
29. Кабалевский, Д.Б. О нравственном воспитании учащихся. / Кабалевский, Д.Б. М., Просвещение, 1984
30. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке -/ Кабалевский, Д.Б. М.: Дет. лит., 1970. 223с.
31. Каган, М.С. Эстетика как философская наука./ Каган, М.С. СПб: ТОО ТК «Петрополис» , 1997. - 223с.
32. Каган, М.С. О месте искусства в жизни школы // Каган, М.С. Искусство в школе. 1992. -№ 1.-С. 11-19.
33. Кант, И. «Критика способности суждения»./ Кант, И. М.: Директ-Медиа, 2002. - 740 с.
34. Каргапольцев, С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дис. канд. пед. наук. / Каргапольцев, С.М. М.: 1987. - 222с.
35. Кашапова, Л.М. «Непрерывное этномузыкальное образование детей в целостной национально-региональной образовательной системе»: / Кашапова, Л.М. Монография. – Уфа: БГПУ, 2004 г.
36. Кашапова , Л.М. «Непрерывное этномузыкальное образование как целостная национально-региональная образовательная система: моделирование и реализация»: / Кашапова ,Л.М. Монография. – М.: «Наука», 2006г.
37. Кечхуашвили, Г.А. «К вопросу о музыкальном развитии детей школьного возраста»/ Кечхуашвили, Г.А. Пед. Психология, Ч.1, Тб.,1962
38. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – / Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский дом «МарТ», 2005. – 448 с.
39. Коменский, Я.А. «Избранные педагогические сочинения»/ Коменский, Я.А. М.: Педагогика, 1982.-656с.
40. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии.-// Кононенко, Б.И. М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.
41. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Издательство: ЦГЛ, АПК и ППРО. 2004 г.
42. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь. – Изд.2-е. – // Кравченко, А.И. М.: Академический проект, 2001. – 672 с.
43. Липкина, А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. Липкина, А.И /Вопр. психол.- 1980.- 1.- С. 11-12.
44. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов./ Лихачёв, Б.Т. М.: Просвещение, 1985. - 176с.
45. Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий./ Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. М.: Искусство, 1965.-374 с.
46. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки./ Медушевский, В.В. М.: Музыка, 1976. - 410 с.
47. Мещерякова ,Б.Г., .Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. // Мещерякова ,Б.Г., .Зинченко, В.П. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-672 с.
48. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя //Э.Б.Абдуллин и др.; Науч. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. -140 с.
49. Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 // Авт. сост. Л.М.Кашапова. -Уфа: БИРО, 2000.- 127 с.
50. «Музыкальная энциклопедия». Гл.ред Келдыш Ю.В.//М. «Советская энциклопедия» 1982.
51. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. / Назайкинский, Е.В. М.: музыка, 1972. - 383 с.
52. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя./ Неменский, Б.М. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
53. Нравственное и эстетическое воспитание // Под ред. Д.И. Водзинского.-Минск: "Народная асвета", 1982.- 151с.
54. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. // Под.ред. В.Н.Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 182 с.
55. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ Современная редакция. // Ожегов, С.И. М., 1975.
56. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс: Пособие для учителей. / Под.ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
57. Педагогический энциклопедический словарь// Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М. Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
58. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Пособие для ВУЗов. / Петрушин, В.И. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009
59. Проблемы нравственного воспитания. Сб. ст. // Под ред. Л.И. Рувинского.-М.: Просвещение, 1977. - 229 с.
60. Сластенин, В.А. Основы профессиональной ориентации школьников./ Сластенин В.А. М., 1983.-112с.
61. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика: Сборник.// Сооловьев В.С. М.: Искусство, 1990.-699 с.
62. Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям». – / Сухомлинский, В.А. Киев. Радянська школа, 1974 г., - 288с.
63. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.// Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1-222с.
64. Философский энциклопедический словарь. //М.: ИНФРА-М, 2007. – 576с – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
65. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современная проблематика и основные педагогические идеи. - / Харламов, И.Ф. Минск: Минск, изд.БГУ, 1972.-363 с.
66. Царский, И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта./Кантовский сборник,вып. 10. //Калининград, 1985, с. 40—51.
67. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества./ Шацкая, В.Н. М.: Педагогика, 1975.-200с.
68. Шварцман, К.А. Проблемы нравственного воспитания. - / Шварцман, К.А. М.: Знание, 1988.-63с.
69. Эстетика. Словарь. Под общ.ред. А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. //М. «Политиздат» 1989.
70. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов . Под ред. А.А. Радугина. //М. «Центр» 1998
71. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. Под редакцией М.Д. Таборидзе. //М. «Педагогика» 1988. 105 с.
Тема: | «Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Башкирские народные сказки в нравственно- эстетическом воспитании младших школьников
Курсовая работа:
Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству
Дипломная работа:
Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей
Курсовая работа:
Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству
Дипломная работа:
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке русского языка в 4 классе