Дипломная работа

«Пути достижения метапредметных результатов освоения ООП во внеурочной деятельности»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Общая характеристика метапредметных результатов начального общего образования…10

1.2. Возможности внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов….28

1.3. Программа внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов….36

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…41

ГЛАВА II ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДОСТИЖЕНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов у младших школьников…43

2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации достижения метапредметных результатов…49

2.3. Анализ достижения метапредметных результатов во внеурочной деятельности….66

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…73

Введение

Актуальность. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметные результаты» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Плохо, что учитель зачастую далек понимания сути метапредметные результаты. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Каким должен быть выпускник школы? Этот вопрос сегодня волнует каждого учителя, неравнодушного своей профессии. Методические пособия представляют современную модель ученика, с качествами, характерными для личности 21 века. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно личных, образовательных и профессиональных областях. Вследствие этого возникают следующие вопросы: какой должна быть современная школа, и какие задачи стоят сегодня перед современным учителем? Данный вопрос обсуждается на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», частности было отмечено, что главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте – стандарте второго поколения результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Ранее под образовательными результатами имелись ввиду предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания). В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированная основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

Прежний – традиционный подход образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний.

Вышесказанное позволяет выделить следующее противоречие.

Противоречия:

• между необходимостью формирования метапредметных результатов у обучающихся и не разработанностью педагогических условий их формирования на комплексной основе с учетом организации содержательной и процессуальной сторон внеурочной деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников?

Исходя из этого была выбрана данная тема: «Пути достижения метапредметных результатов освоения ООП во внеурочной деятельности».

Цель исследования: разработать и реализовать программу внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов.

Объект исследования: метапредметные результаты освоения ООП во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: организация достижения метапредметных результатов освоения ООП во внеурочной деятельности.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: достижение метапредметных результатов по математике у младших школьников будет более эффективно:

-если, разработать и реализовать программу внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов во внеурочной деятельности в образовательной области математики;

-если, в рамках программы включены дидактические компьютерные игры, как средство повышения интереса в образовательной области математика и достижение более высокого уровня метапредметных результатов.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

1) На основании изученных нормативных документов по ФГОС и научно-методической литературы раскрыть сущность понятия метапредметные результаты и выявить возможности внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов;

2) Выявить эффективные пути достижения по формированию метапредметных результатов в процессе становления младшего школьника как субьекта внеурочной деятельности;

3) Провести аннотированный обзор дидактических компьютерных игр по математике для начальной школы;

4) Разработать программу внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов у младших школьников с использованием дидактических компьютерных игр;

Теоретико - методологическую основу исследования составили работы, посвященные:

- теории содержания начального общего образования и концепции образовательных стандартов (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов);

Теоретическая основа исследования:

- теоретические положения, содержащиеся в работах авторов по данной теме: таких как Ковалевой Г. С., Логиновой О.Б

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; социологические методы(анкетирование, беседа); наблюдение, тестирование, экспериментальные методы(констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); анализ результатов исследования.

База исследования: опытно-педагогическая работа проводилась в МБОУ СОШ №23, г.Уфы. В педагогическом эксперименте принимал участие 3А класс: экспериментальная группа – 15 учеников и контрольная группа – 15 учеников.

Этапы исследования:

I этап (сентябрь – ноябрь 2011г.) – изучение и анализ литературы по проблеме достижения метапредметных результатов у младших школьников, разработка методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

II этап (декабрь 2011г. – март 2012г.) – проведение опытно-педагогической работы, включающий констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

III этап (март 2012 г.) – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании возможностей внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов у младших школьников; выявлении эффективных путей достижения метапредметных результатов у младших школьников;

Практическая значимость исследования заключается в том, что в соответствии с ФГОС разработана программа, способствующая формированию метапредметных результатов у младших школьников во внеурочной деятельности; разработаны методические рекомендации по достижению метапредметных результатов у младших школьников для учителей начальных классов.

Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссарий по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, выявляются противоречия, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, выдвигается гипотеза, теоретическая и практическая значимость, методы, этапы, база и апробация исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования метапредметных результатов» рассматривается сущность понятия «мтеапредметные результаты», особенности формирования метапредметных результатов младших школьников, возможности внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов, так же представлена программа по достижению метапредметных результатов в образовательной области математики в форме кружка «»Юный математик в виртуальном мире» который реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данная программа предназначена для обучающихся 3 классов и рассчитан на 1 четверть.

Во второй главе «Опытно – педагогическая работа по достижению метапредметных результатов начального общего образования во внеурочной деятельности» представлены диагностики сформированности уровня сформированности метапредметных результатов у младших школьников, показаны результаты проведения опытно – экспериментальной работы, которая реализована по программе внеурочной деятельности «Юный математик в виртуальном мире» по достижению метапредметных результатов у младших школьников с использованием дидактических компьютерных игр.

В заключении изложены основные выводы исследования.

Фрагмент работы

ГлаваI ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Общая характеристика метапредметных результатов начального общего образования.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения базисным организованностям мышления. Обучающиеся на данных уроках учат учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать процесс самоанализа: что он мысленно проделал, как двигался, каким результатам пришел.

Метапредметные умения или универсальные учебные действия делятся несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.[7]

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

По мнению Г.С. Ковалевой, выпускника будут сформированы:

* внутренняя позиция школьника уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

* широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

* ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

* учебно-познавательный интерес новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

* способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

* основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

* ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

* развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

* знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного доконвенционального к конвенциональному уровню;

* установка на здоровый образ жизни;

* чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

* эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

* внутренней позиции школьника уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

* выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

* устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

* адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

* положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

* компетентности реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

* морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

* установки на здоровый образ жизни и реализации реальном поведении и поступках;

* осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

* эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.[7]

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Автор считает что ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном целью обнаружения отклонен и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Выпускник научится:

* принимать и сохранять учебную задачу;

* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале сотрудничестве с учителем;

* планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе внутреннем плане;

* учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

* осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

* адекватно воспринимать оценку учителя;

* различать способ и результат действия;

* оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

* вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

* выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник школы получит возможность научиться:

* в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

* преобразовывать практическую задачу познавательную;

* проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

* самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

* осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль результату и способу действия, актуальный контроль уровне произвольного внимания;

* самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и конце действия.[7]

Познавательные универсальные действия, по мнению Г.С. Ковалевой, включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование - преобразование объекта чувственной формы модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художествен, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого частей, числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Таким образом, выпускник научится:

* осуществлять поиск необходимой информации выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

* использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

* строить речевое высказывание устной и письменной форме;

* ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

* основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

* осуществлять анализ объектов выделением существенных и несущественных признаков;

* осуществлять синтез как составление целого из частей;

* проводить сравнение, сериацию и классификацию заданным критериям;

* устанавливать причинно-следственные связи;

* строить рассуждения форме связи простых суждений объекте, его строении, свойствах и связях;

* обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

* осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;

* устанавливать аналогии;

* владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

* осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

* создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

* осознанно и произвольно строить речевое высказывание устной и письменной форме;

* осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

* осуществлять синтез как составление целого частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

* осуществлять сравнение и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

* строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

* произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.[7]

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера общению или деятельности, умение слушать и вступать диалог, участвовать коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Автор считает, что выпускник научится:

* допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

* учитывать разные мнения и стремиться координации различных позиций в сотрудничестве;

* формулировать собственное мнение и позицию;

* договариваться и приходить общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

* строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

* задавать вопросы;

* контролировать действия партнера;

* использовать речь регуляции своего действия;

* адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научить:

* учитывать и координировать в сотрудничестве отличные собственной позиции других людей;

* учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

* понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

* аргументировать свою позицию и координировать ее позициями партнеров в сотрудничестве выработке общего решения в совместной деятельности;

* продуктивно разрешать конфликты основе учета интересов и позиций всех его участников;

* с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

* задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества партнером;

* осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

* адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

* адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.[18]

Для того чтобы в современной школе осуществлялось формирование всех перечисленных метапредметных результатов, необходимо организовать соответствующим образом образовательный процесс. Именно для этого школы переходят на новый образовательный стандарт.[7]

Исследовав различные точки зрения на понятие метапредметности в современном образовании, мы можем сделать вывод, что суть метапредметных результатов заключается усвоении различных универсальных учебных действий, которые учащийся имеет возможность применять не только определенной предметной области, а во многих других областях.

В частности на уроках математики есть возможность наиболее эффективно организовать работу формированию и развитию познавательных и регулятивных результатов.

На примере отдельных предметных линий покажем содержание специфики достижения результатов средствами УМК «Школа России»

Результаты изучения курса «Русский язык».

Метапредметные результаты:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. способы решения проблем творческого и поискового характера;

3. умение планироваться, контролировать и оцениваться учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7. активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать графическим сопровождением;

9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты устной и письменной формах;

10. логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения известным понятиям;

11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и ведение окружающих;

13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности соответствии содержанием конкретного учебного предмета;

15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16. умение работать материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Результаты изучения курса «Литературное чтение».

Метапредметные результаты:

1. овладение способностью принимать и сохраняться цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов устной и письменной формах;

7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; также с уважением воспринимать другие точки зрения;

9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Результаты изучения курса «Математика»

Метапредметные результаты:

1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2. овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

3. умения планировать, контролировать и оцениваться учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определяться наиболее эффективные способы достижения результата;

4. способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

5. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий решения коммуникативных и познавательных задач;

6. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать аудио-, видео- и графическим сопровождением;

7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;

8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументироваться свою точку зрения;

9. определение общей цели и путей её достижения: умение договаривать о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10. готовность конструктивно разрешать конфликты средством учёта интересов сторон и сотрудничества;

11. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов соответствии содержанием учебного предмета «математика»;

12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

13. умение работать материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Результаты изучения курса «Окружающий мир»

Метапредметные результаты:

1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6. способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Таким образом, можно сделать главные выводы о роли метапредметных результатов системе современного начального общего образования:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий.

2. Развитие системы оценки метапредметных результатов составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности.

3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Заключение

В новом федеральном государственном образовательном стандарте – стандарте второго поколения результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Ранее под образовательными результатами имелись ввиду предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания). В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

Прежний – традиционный подход образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь же целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания. Изучение мною существующих учебников второго поколения для начальной школы позволило сделать выводы о том, что успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.

В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы ходе применения сформированных универсальных учебных действий ступени начального общего образования.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы и внеурочную деятельность, помогающими преодолеть горы знаний.

Внеурочная деятельность с учащимися заключается в целенаправленном взаимодействии педагога с каждым учащимся, детским коллективом целом, направленное на решение поставленных задач, сочетающее цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе внеурочной деятельности создаются новые воспитательные ситуации, воздействующие личность учащегося.

Внеурочная деятельность может быть организована в словесной (диспут, встреча, КВН, конференция, диспут), практической (походы, экскурсии, спартакиады, трудовые дела) и наглядной формах (школьный музей, тематические стенды, выставки и др.).

В организации внеурочной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения детей.

При организации воспитательного мероприятия педагог учитывает комплекс стержневых операций, которые позволяют сочетать постоянные и переменные компоненты воспитательном процессе и открывают простор для творчества педагога. В структуре организации мероприятий каждое действие содержит определенные воспитательные возможности.

Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существуют различные подходы к внеклассной деятельности учащихся в школе. Выделяются виды внеклассной работы, ее методы и средства. Представлена организация внеклассной работы в начальной школе.

Выявлены возможности использования дидактических компьютерных игр во внеклассной работе по математике в начальной школе: педагогические условия внедрения во внеклассные занятия, особенности дидактических компьютерных игр.

Проведен аннотированный обзор дидактических компьютерных игр с целью отбора представленным критериям игр, подходящих по содержанию и логике построения разработанным нами методическим рекомендациям по проведению внеклассных занятий форме кружка.

Методика проведения внеклассных занятий по математике для 3 класса в форме кружка «Юный математик в виртуальном мире» с использованием дидактических компьютерных игр может быть адаптирована к любой программе по математике для 3 класса, что позволяет говорить о практической значимости проделанной работы.

Результаты проведенного эксперимента показали, что предложенная методика обеспечила повышение уровня знаний и интереса учащихся в образовательной области математики.

Покупка готовой работы
Тема: «Пути достижения метапредметных результатов освоения ООП во внеурочной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы