Дипломная работа
«Мир детства в литературах народов россии (на примере таджикской и русской литератур): теоретический и методический аспекты изучения»
- 70 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПРОЗАИКА БАХМАНЬЁРА
1.1. Своеобразие творческой манеры современного таджикского писателя 7
1.2. Ребенок и окружающая среда в рассказах Бахманьёра 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОЗЕ Ф. ИСКАНДЕРА
2.1. Образ ребенка в цикле рассказов «Детство Чика» 25
2.2. Игра как основная деятельность в жизни детей в рассказах о Чике 36
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. ИСКАНДЕРА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ
3.1. Конспект урока «Образы детей в рассказе “Тринадцатый подвиг Геракла”» (6 класс) 50
3.2. Методические рекомендации к проведению уроков внеклассного чтения по изучению творчества Ф. Искандера 57
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы работы. В первые десятилетия XXI века обращение к творчеству и анализ произведений современных отечественных писателей - дело нужное и увлекательное. Их, этих имен, на небосклоне русского искусства слова необъятное количество. Основная задача любителей русского слова, учителей и преподавателей отечественной словесности - найти и рекомендовать для обучающихся и всех интересующихся то «рациональное зерно», которое составит круг чтения подрастающего поколения. Несомненное, основное ядро должны, на наш взгляд, составить те произведения, где раскрывается мир детства по отношению к окружающей среде.
Одним из важнейших проблем исследования современной прозы является определение особенностей мастерства писателя и способов его проявления. Эти вопросы современной прозы становились объектом рассмотрения в серии монографий, статей, рецензий. Нынешние условия требуют от литераторов, чтобы написанные ими произведения, соответствуя уровню создания произведений мировой литературы, обрели особое место в современной жизни. Создание рассказов является нелегким литературным трудом, и для написания бессмертного рассказа необходимо приложить множество усилий. Писатель наравне с природным талантом должен ознакомиться с национальной литературой, а также с литературой других народов посредством серьезного и постоянного прочтения сочинений литераторов прошлого и настоящего.
Подъем и развитие прозы, так называемой «прозы размышлений», прочно связано с именем одного из выдающихся представителей новейшей таджикской литературы. Бахманьёр - автор сборников рассказов «Любовь охотника» (1984), «Водяной конь» (1988), «Дым скорби» (1994), «Сармаддех», романа «Шахиншах» (2010) и ряда других произведений.
Самые первые его рассказы сразу же привлекли к себе внимание специалистов своим необычным, неповторимым, очень богатым поэтическим языком, изобразительностью и умением точно описывать увиденное. Произведения этого писателя-новатора расширили круг возможностей современной таджикской прозы. Совокупность новшеств и нововведений художника слова занимает особое место в различных жанрах.
Каждый крупный прозаик - а именно таковым, без сомнения, в литературах народов России является абхазский писатель Фазиль Искандер, пишущий на русском языке, - выстраивает свою собственную концепцию мира. В этой концепции писатель вольно отражает свои мировоззрение, мировосприятие, взгляд на окружающие его предметы. Так определяется ценность вклада творческой личности в мировое искусство, и в частности, в литературу. Но видения мира, духовного и нравственного поиска личности человека глазами писателя, который соединяет две национальные культуры, вдвойне сложны и глубоки.
Творчество Ф. Искандера, создаваемое им в различные годы, были в центре внимания и читателей, и критики. И творческому поиску, через который прошел Ф. Искандер, и своеобразию его поэтического языка посвящено немало критики и исследований. Однако, на наш взгляд, недостаточно исследован мир ребенка в прозаических произведениях этого писателя, и мы попытаемся проанализировать образ детства на материале цикла «Рассказы о Чике», принимая во внимание удивительный синтез двух культур - русской и абхазской. Творчество писателя впитало в себя наследие эпоса народов Абхазии, насыщено разнообразными приемами, перенятыми из наследия великой русской литературы.
Обращение к миру детства в литературах народов России и объясняет актуальность темы нашего исследования.
Целью данной работы явилось исследование феномена детства в творчестве таджикского и русского писателей.
Поставленная цель определила следующий ряд задач:
- рассмотреть творческую биографию указанных писателей;
- изучить особенности художественного мира Бахманьёра и Ф. Искандера;
- проанализировать образы детства на материале рассказов таджикского и абхазского писателя и выделить способы создания образов детства в анализируемых произведениях;
- предложить методические аспекты изучения произведений русского писателя в таджикской школе.
Объектом исследования стали рассказы Бахманьёра и цикл «Рассказы о Чике» Ф. Искандера.
Предметом исследования выступает мир детства во взаимосвязи с окружающей средой.
Теоретической и методологической основой ВКР являются труды отечественных ученых, выработавших литературоведческие подходы и принципы текстуального анализа произведений таджикского писателя Бахманьёра и русского писателя Ф. Искандера для детей, методические пути изучения творчества писателей в школе. К таковым относятся исследования Дж. Бобокалоновой [7-9], Ф. Хусейнзоды [44-47], М. Шакури [49]; М. Аврукиной [1], А. Лачинова [24], А. Лебедева [25], Л. Маргания [29-30], С. Рассадина [34-36] и др.
Практическая значимость работы. Накопленный и приведенный в ВКР материал может быть использован в практике преподавания русской и таджикской литературы на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе.
Информационная база. Поставленная цель достигается в процессе изучения научной и специальной литературы, Интернет-источников; собственных исследований, анализа современного состояния отрасли.
Методы исследования. Исходя из поставленной цели, состояния проблемы, объекта и предмета, нами применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования. В выпускной квалификационной работе реализуются различные подходы:
- биографический, позволяющий рассматривать биографию и личность писателя как определяющие моменты творчества;
- структурный анализ, который позволяет рассматривать произведения для детей и о детях как органическое целое, в котором «отдельность» элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется во взаимоотношении с другими элементами и с целым текстом;
- формальный метод, предполагающий рассмотрение формы текста как носительницы его художественной специфики;
- контекстуальный анализ, помогающий рассматривать определенный отрывок в контексте со всем произведением, либо определенное произведение в контексте со всем (с определенным периодом) творчеством изучаемого писателя.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПРОЗАИКА БАХМАНЬЁРА
1.1. Своеобразие творческой манеры современного таджикского писателя
Как раскрывается мир в глазах ребенка в творчестве одного из современных таджикских писателей Бахманьёра? - Ответ на это вопрос попытаемся дать в данной главе нашей работы.
Творчество Бахманьёра складывалось в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, и это напряженное время наложило отпечаток на судьбу и творчество писателя.
Бахманьёр (Амини Бахманьёр Арабзода) родился 15 июля 1954 года в городе Пенджикенте Согдийской области Республики Таджикистан. После окончания школы поступил на факультет востоковедения Таджикского государственного университета. С 1977 года работал в госкомитете РТ по кинематографии, затем, с 1981 года - в газете «Культура Таджикистана». С 1983 по 1985 годы служил в Ливии в качестве военного переводчика. Вернувшись на родину, работал в ряде литературных газет и журналов Таджикистана.
В настоящее время Бахманьёр является заместителем главного редактора литературного журнала «Садои Шарк» («Голос Востока»). Автор сборников рассказов «Любовь охотника» (1984), «Водяной конь» (1988), «Дым скорби» (1994), «Сармаддех», романа «Шахиншах» (2010) и ряда других произведений.
Бахманьёр на пути усовершенствования жанра рассказа проявил особое мастерство и талант. Это аспект его творческого подхода охватывает цикл рассказов «Сармаддех» (2002). С нашей точки зрения, в современной таджикской литературе одаренный и обладающий собственным стилем писатель Бахманьёр смог показать свой талант и индивидуальное мастерство в создании рассказа для детей и взрослого читателя.
Исследование рассказов Бахманьёра выявляет, что читатель сталкивается с цепью событий, происходивших преимущественно в одной деревне. Деревня называется Сармаддех. Углубившись в суть рассказов, можно прийти к выводу, что писатель посредством Сармаддех как вымышленное место демонстрирует юным читателям взлеты и падения жизни людей. В далеких горных селах есть люди, подобные персонажам рассказов писателя - Шошо, Парисо, Холдор Сорокаложь, Шомурод Довар, Хурсанд Дабирон, Бухоризаде, Пирак и Мирак, Старуха Осуда, Марям. Однако писатель этим творческим вымыслом делает более конкретными образы своих героев, широко демонстрирует их поведение и жизненных уклад. Находки Бахманяра в этом аспекте чрезвычайно интересны.
Наравне с писательским мастерством, Бахманьёр выдвигает теоретические взгляды относительно создания прозы. По его мнению, необходимо коренным образом изменить существующую модель написания прозы: «Шаблонная и похожая на пустословие проза не приносит пользу людям, насколько грамотней читатель, настолько больше он требует от литературы» [52].
Писатель абсолютно верно разъясняет реальные нужды создания прозы. Ввиду этого, он и сам постоянно стремился к тому, чтобы следовать собственной манере изложения, которая отличала бы его сочинения от других произведений. Его творческая манера является запоминающейся и пленительной, каждое слово в его произведениях находится на своем месте. Увлекательность и занимательность рассказов принесли успех писателю и сделали известным его имя в истории современной литературы. Он и его современники создали произведения, подобно которым не существовало в литературе советского периода. Притчи и басни Бахманьёра написаны на социальные и бытовые темы.
Анализ литературных тенденций в период государственного суверенитета Таджикистана показывает то, каким является уровень духовных ценностей. Одним из главных его явлений считается свобода слова и свобода художественного творчества. Национальная независимость таджикского народа предоставила возможность для появления изменений в мировоззрении и художественном мышлении писателей и способствовала тому, что они начали активно и плодотворно вмешиваться в различные стороны действительности. Ряды талантливых художников слова пополнились за счет одаренной творческой молодежи. Рассказы 1990-х - начала XXI века являются прекрасными образцами и яркими проявлениями традиции и новаторства, духовной связи прошлого и настоящего.
Одной из важнейших особенностей рассказа двух десятилетий нового периода является красочное и увлекательное изображение картин жизни, и этот метод устранил его шаблонную форму. В рассказе получили распространение своеобразные стили и новые методы интеллектуального изображения. В процессе творческих поисков сформировался индивидуальный стиль писателей. Появились прозаики-модернисты, и возник модернистский метод, особенность которого больше всех проявилась в рассказах Бахманьёра,Сайфа Рахимзада, Ю. Юсуфи и др.
Писатели стремятся к тому, чтобы показать национальное самосознание ребенка - подростка - человека и его ответственность перед обществом, правдиво и искусно изобразить его психологическое состояние, социальную и нравственную позицию.
В особый период развития современного общества появились подлинно национальные рассказы, в центре которых размещен национальный характер. Герои таких рассказов обладают национальным самосознанием и образом мыслей. Писатели стремятся как можно более конкретно и полно показывать социальную, бытовую и нравственную среду формирования национального, т.е. таджикского характера и образа мыслей. Согласно этому методу, место происходящих событий, жилище героя, его характер и темперамент, действия и движения, одежда, манеры, способ общения, особенности языка и манера разговора, внешний вид и обаяние - всё его существование должно стать воплощением национальности.
Появились новые виды рассказа - «маленькие рассказы» и «магзрезахо» (букв: крошки разума), а также получили особое распространение психологические, лирические рассказы, рассказы-басни, рассказы-загадки, рассказы-сказки, а также поучительные рассказы, что особенно характерно для детской литературы Таджикистана. На пути укрепления роли и места сказок и легенд, символов и аллегорий, грез и видений в современной таджикской литературе значительная роль принадлежит Бахманьёру и другим писателям.
Также в современных таджикских сказках отчетливо прослеживается влияние русских рассказов, сказок на развитие этих жанров в современной таджикской прозе.
Творчество Фазиля Искандера можно назвать уникальным феноменом, поскольку оно представляет собой синтез двух культур - русской и абхазской. Писатель писал исключительно на русском языке и обращался в своих произведениях к традициям русской классической литературы. Однако немаловажным является то обстоятельство, что место действия практически всех произведений Фазиля Искандера - Абхазия. Автор, выросший на этой земле, прекрасно понимал абхазскую жизнь, знал мировоззрение народа, историю страны, он приобщен к обычаям и традициям абхазцев, что и находит выражение в его прозе.
В произведениях Фазиля Искандера возникает сложный художественный мир, истоки которого связаны с традициями русской литературы, а в русской литературе писатель выступает как создатель особой разновидности литературного смеха, корень которого - абсолютное приятие
бытия. Художественный мир писателя - комичный и ироничный, грустный и веселый, красочный и чувственно осязаемый - является принципиально новым для русской и абхазской литератур.
Юмор Фазиля Искандера сохраняет присущие народному творчеству продуктивные связи смеха с весельем, плодородием, жизнью, отрицанием смерти, единство утверждающего и отрицающего начала при преобладании утверждающего. Явные и скрытые цитаты, юмористическое переосмысление всего происходящего в мире, иронический подход к классическим сюжетам фольклора, к абхазской мифологии, русской и мировой литературе, к истории - все это позволяет Фазилю Искандеру охватить необъятное, расширить масштаб изображаемого.
Маленький Чик - герой его произведений - не умеет лгать, кривить душой. Кроме того, у него обостренное чувство справедливости, заставляющее заступаться за человека, в дом которого пришла беда. Тема справедливости - одна из основных в цикле рассказов о Чике. Главный герой рассказов попадает в разные сложные ситуации, но не всегда он делает правильный выбор, не всегда принимает правильные решения.
Детскость чаще рассматривается писателем в своем положительном значении, выступая синонимом яркого и неординарного взгляда на мир, свидетельствуя об открытости окружающим людям и о высокой степени искренности. Автор упоминает детей как символ чистоты и непорочности и противопоставляет их лжи, лицемерию и нечистоплотности взрослой жизни.
Именно в детстве и Бахманьёр, и Ф. Искандер находят тот нерастраченный запас добра и энергии, который дает импульс художественному творчеству. Тема детства важна в понимании писателей тем, что связана с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши.
1. Аврукина М.М. Художественное время в рассказе Ф. Искандера «Большой день большого дома». - Ташкент, 1988. - 124 с.
2. Амонов Р. Детская литература Таджикистана. - М.: Дет.лит., 1981. - 190 с.
3. Асланова Р.Г. Образная номинация в структуре комического текста (на материале произведений Ф. Искандера): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2003. - 19 с.
4. Атаров Н.С. Корни таланта: о прозе Ф. Искандера // Новый мир. - 1979. - № 1. - С. 204-209.
5. Белый А. Созвездие Искандера. Крупнейшему шестидесятнику исполнилось 75 // «Ежедневные новости-Подмосковье» - 2004. - № 4. - С. 17-18.
+ еще 50 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Мир детства в литературах народов россии (на примере таджикской и русской литератур): теоретический и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Юмористические произведения для детей в таджикской и русской литературах xx века: теоретический и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Проза А.А. Фета: Историко-литературный и методический аспекты изучения