Дипломная работа

«Мир детства в литературах народов россии (на примере таджикской и русской литератур): теоретический и методический аспекты изучения»

  • 70 страниц(ы)
  • 80 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПРОЗАИКА БАХМАНЬЁРА

1.1. Своеобразие творческой манеры современного таджикского писателя 7

1.2. Ребенок и окружающая среда в рассказах Бахманьёра 16

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОЗЕ Ф. ИСКАНДЕРА

2.1. Образ ребенка в цикле рассказов «Детство Чика» 25

2.2. Игра как основная деятельность в жизни детей в рассказах о Чике 36

Выводы по второй главе 49

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. ИСКАНДЕРА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ

3.1. Конспект урока «Образы детей в рассказе “Тринадцатый подвиг Геракла”» (6 класс) 50

3.2. Методические рекомендации к проведению уроков внеклассного чтения по изучению творчества Ф. Искандера 57

Выводы по третьей главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Актуальность темы работы. В первые десятилетия XXI века обращение к творчеству и анализ произведений современных отечественных писателей - дело нужное и увлекательное. Их, этих имен, на небосклоне русского искусства слова необъятное количество. Основная задача любителей русского слова, учителей и преподавателей отечественной словесности - найти и рекомендовать для обучающихся и всех интересующихся то «рациональное зерно», которое составит круг чтения подрастающего поколения. Несомненное, основное ядро должны, на наш взгляд, составить те произведения, где раскрывается мир детства по отношению к окружающей среде.

Одним из важнейших проблем исследования современной прозы является определение особенностей мастерства писателя и способов его проявления. Эти вопросы современной прозы становились объектом рассмотрения в серии монографий, статей, рецензий. Нынешние условия требуют от литераторов, чтобы написанные ими произведения, соответствуя уровню создания произведений мировой литературы, обрели особое место в современной жизни. Создание рассказов является нелегким литературным трудом, и для написания бессмертного рассказа необходимо приложить множество усилий. Писатель наравне с природным талантом должен ознакомиться с национальной литературой, а также с литературой других народов посредством серьезного и постоянного прочтения сочинений литераторов прошлого и настоящего.

Подъем и развитие прозы, так называемой «прозы размышлений», прочно связано с именем одного из выдающихся представителей новейшей таджикской литературы. Бахманьёр - автор сборников рассказов «Любовь охотника» (1984), «Водяной конь» (1988), «Дым скорби» (1994), «Сармаддех», романа «Шахиншах» (2010) и ряда других произведений.

Самые первые его рассказы сразу же привлекли к себе внимание специалистов своим необычным, неповторимым, очень богатым поэтическим языком, изобразительностью и умением точно описывать увиденное. Произведения этого писателя-новатора расширили круг возможностей современной таджикской прозы. Совокупность новшеств и нововведений художника слова занимает особое место в различных жанрах.

Каждый крупный прозаик - а именно таковым, без сомнения, в литературах народов России является абхазский писатель Фазиль Искандер, пишущий на русском языке, - выстраивает свою собственную концепцию мира. В этой концепции писатель вольно отражает свои мировоззрение, мировосприятие, взгляд на окружающие его предметы. Так определяется ценность вклада творческой личности в мировое искусство, и в частности, в литературу. Но видения мира, духовного и нравственного поиска личности человека глазами писателя, который соединяет две национальные культуры, вдвойне сложны и глубоки.

Творчество Ф. Искандера, создаваемое им в различные годы, были в центре внимания и читателей, и критики. И творческому поиску, через который прошел Ф. Искандер, и своеобразию его поэтического языка посвящено немало критики и исследований. Однако, на наш взгляд, недостаточно исследован мир ребенка в прозаических произведениях этого писателя, и мы попытаемся проанализировать образ детства на материале цикла «Рассказы о Чике», принимая во внимание удивительный синтез двух культур - русской и абхазской. Творчество писателя впитало в себя наследие эпоса народов Абхазии, насыщено разнообразными приемами, перенятыми из наследия великой русской литературы.

Обращение к миру детства в литературах народов России и объясняет актуальность темы нашего исследования.

Целью данной работы явилось исследование феномена детства в творчестве таджикского и русского писателей.

Поставленная цель определила следующий ряд задач:

- рассмотреть творческую биографию указанных писателей;

- изучить особенности художественного мира Бахманьёра и Ф. Искандера;

- проанализировать образы детства на материале рассказов таджикского и абхазского писателя и выделить способы создания образов детства в анализируемых произведениях;

- предложить методические аспекты изучения произведений русского писателя в таджикской школе.

Объектом исследования стали рассказы Бахманьёра и цикл «Рассказы о Чике» Ф. Искандера.

Предметом исследования выступает мир детства во взаимосвязи с окружающей средой.

Теоретической и методологической основой ВКР являются труды отечественных ученых, выработавших литературоведческие подходы и принципы текстуального анализа произведений таджикского писателя Бахманьёра и русского писателя Ф. Искандера для детей, методические пути изучения творчества писателей в школе. К таковым относятся исследования Дж. Бобокалоновой [7-9], Ф. Хусейнзоды [44-47], М. Шакури [49]; М. Аврукиной [1], А. Лачинова [24], А. Лебедева [25], Л. Маргания [29-30], С. Рассадина [34-36] и др.

Практическая значимость работы. Накопленный и приведенный в ВКР материал может быть использован в практике преподавания русской и таджикской литературы на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе.

Информационная база. Поставленная цель достигается в процессе изучения научной и специальной литературы, Интернет-источников; собственных исследований, анализа современного состояния отрасли.

Методы исследования. Исходя из поставленной цели, состояния проблемы, объекта и предмета, нами применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования. В выпускной квалификационной работе реализуются различные подходы:

- биографический, позволяющий рассматривать биографию и личность писателя как определяющие моменты творчества;

- структурный анализ, который позволяет рассматривать произведения для детей и о детях как органическое целое, в котором «отдельность» элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется во взаимоотношении с другими элементами и с целым текстом;

- формальный метод, предполагающий рассмотрение формы текста как носительницы его художественной специфики;

- контекстуальный анализ, помогающий рассматривать определенный отрывок в контексте со всем произведением, либо определенное произведение в контексте со всем (с определенным периодом) творчеством изучаемого писателя.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПРОЗАИКА БАХМАНЬЁРА

1.1. Своеобразие творческой манеры современного таджикского писателя

Как раскрывается мир в глазах ребенка в творчестве одного из современных таджикских писателей Бахманьёра? - Ответ на это вопрос попытаемся дать в данной главе нашей работы.

Творчество Бахманьёра складывалось в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, и это напряженное время наложило отпечаток на судьбу и творчество писателя.

Бахманьёр (Амини Бахманьёр Арабзода) родился 15 июля 1954 года в городе Пенджикенте Согдийской области Республики Таджикистан. После окончания школы поступил на факультет востоковедения Таджикского государственного университета. С 1977 года работал в госкомитете РТ по кинематографии, затем, с 1981 года - в газете «Культура Таджикистана». С 1983 по 1985 годы служил в Ливии в качестве военного переводчика. Вернувшись на родину, работал в ряде литературных газет и журналов Таджикистана.

В настоящее время Бахманьёр является заместителем главного редактора литературного журнала «Садои Шарк» («Голос Востока»). Автор сборников рассказов «Любовь охотника» (1984), «Водяной конь» (1988), «Дым скорби» (1994), «Сармаддех», романа «Шахиншах» (2010) и ряда других произведений.

Бахманьёр на пути усовершенствования жанра рассказа проявил особое мастерство и талант. Это аспект его творческого подхода охватывает цикл рассказов «Сармаддех» (2002). С нашей точки зрения, в современной таджикской литературе одаренный и обладающий собственным стилем писатель Бахманьёр смог показать свой талант и индивидуальное мастерство в создании рассказа для детей и взрослого читателя.

Исследование рассказов Бахманьёра выявляет, что читатель сталкивается с цепью событий, происходивших преимущественно в одной деревне. Деревня называется Сармаддех. Углубившись в суть рассказов, можно прийти к выводу, что писатель посредством Сармаддех как вымышленное место демонстрирует юным читателям взлеты и падения жизни людей. В далеких горных селах есть люди, подобные персонажам рассказов писателя - Шошо, Парисо, Холдор Сорокаложь, Шомурод Довар, Хурсанд Дабирон, Бухоризаде, Пирак и Мирак, Старуха Осуда, Марям. Однако писатель этим творческим вымыслом делает более конкретными образы своих героев, широко демонстрирует их поведение и жизненных уклад. Находки Бахманяра в этом аспекте чрезвычайно интересны.

Наравне с писательским мастерством, Бахманьёр выдвигает теоретические взгляды относительно создания прозы. По его мнению, необходимо коренным образом изменить существующую модель написания прозы: «Шаблонная и похожая на пустословие проза не приносит пользу людям, насколько грамотней читатель, настолько больше он требует от литературы» [52].

Писатель абсолютно верно разъясняет реальные нужды создания прозы. Ввиду этого, он и сам постоянно стремился к тому, чтобы следовать собственной манере изложения, которая отличала бы его сочинения от других произведений. Его творческая манера является запоминающейся и пленительной, каждое слово в его произведениях находится на своем месте. Увлекательность и занимательность рассказов принесли успех писателю и сделали известным его имя в истории современной литературы. Он и его современники создали произведения, подобно которым не существовало в литературе советского периода. Притчи и басни Бахманьёра написаны на социальные и бытовые темы.

Анализ литературных тенденций в период государственного суверенитета Таджикистана показывает то, каким является уровень духовных ценностей. Одним из главных его явлений считается свобода слова и свобода художественного творчества. Национальная независимость таджикского народа предоставила возможность для появления изменений в мировоззрении и художественном мышлении писателей и способствовала тому, что они начали активно и плодотворно вмешиваться в различные стороны действительности. Ряды талантливых художников слова пополнились за счет одаренной творческой молодежи. Рассказы 1990-х - начала XXI века являются прекрасными образцами и яркими проявлениями традиции и новаторства, духовной связи прошлого и настоящего.

Одной из важнейших особенностей рассказа двух десятилетий нового периода является красочное и увлекательное изображение картин жизни, и этот метод устранил его шаблонную форму. В рассказе получили распространение своеобразные стили и новые методы интеллектуального изображения. В процессе творческих поисков сформировался индивидуальный стиль писателей. Появились прозаики-модернисты, и возник модернистский метод, особенность которого больше всех проявилась в рассказах Бахманьёра,Сайфа Рахимзада, Ю. Юсуфи и др.

Писатели стремятся к тому, чтобы показать национальное самосознание ребенка - подростка - человека и его ответственность перед обществом, правдиво и искусно изобразить его психологическое состояние, социальную и нравственную позицию.

В особый период развития современного общества появились подлинно национальные рассказы, в центре которых размещен национальный характер. Герои таких рассказов обладают национальным самосознанием и образом мыслей. Писатели стремятся как можно более конкретно и полно показывать социальную, бытовую и нравственную среду формирования национального, т.е. таджикского характера и образа мыслей. Согласно этому методу, место происходящих событий, жилище героя, его характер и темперамент, действия и движения, одежда, манеры, способ общения, особенности языка и манера разговора, внешний вид и обаяние - всё его существование должно стать воплощением национальности.

Появились новые виды рассказа - «маленькие рассказы» и «магзрезахо» (букв: крошки разума), а также получили особое распространение психологические, лирические рассказы, рассказы-басни, рассказы-загадки, рассказы-сказки, а также поучительные рассказы, что особенно характерно для детской литературы Таджикистана. На пути укрепления роли и места сказок и легенд, символов и аллегорий, грез и видений в современной таджикской литературе значительная роль принадлежит Бахманьёру и другим писателям.

Также в современных таджикских сказках отчетливо прослеживается влияние русских рассказов, сказок на развитие этих жанров в современной таджикской прозе.

Творчество Фазиля Искандера можно назвать уникальным феноменом, поскольку оно представляет собой синтез двух культур - русской и абхазской. Писатель писал исключительно на русском языке и обращался в своих произведениях к традициям русской классической литературы. Однако немаловажным является то обстоятельство, что место действия практически всех произведений Фазиля Искандера - Абхазия. Автор, выросший на этой земле, прекрасно понимал абхазскую жизнь, знал мировоззрение народа, историю страны, он приобщен к обычаям и традициям абхазцев, что и находит выражение в его прозе.

В произведениях Фазиля Искандера возникает сложный художественный мир, истоки которого связаны с традициями русской литературы, а в русской литературе писатель выступает как создатель особой разновидности литературного смеха, корень которого - абсолютное приятие

бытия. Художественный мир писателя - комичный и ироничный, грустный и веселый, красочный и чувственно осязаемый - является принципиально новым для русской и абхазской литератур.

Юмор Фазиля Искандера сохраняет присущие народному творчеству продуктивные связи смеха с весельем, плодородием, жизнью, отрицанием смерти, единство утверждающего и отрицающего начала при преобладании утверждающего. Явные и скрытые цитаты, юмористическое переосмысление всего происходящего в мире, иронический подход к классическим сюжетам фольклора, к абхазской мифологии, русской и мировой литературе, к истории - все это позволяет Фазилю Искандеру охватить необъятное, расширить масштаб изображаемого.

Маленький Чик - герой его произведений - не умеет лгать, кривить душой. Кроме того, у него обостренное чувство справедливости, заставляющее заступаться за человека, в дом которого пришла беда. Тема справедливости - одна из основных в цикле рассказов о Чике. Главный герой рассказов попадает в разные сложные ситуации, но не всегда он делает правильный выбор, не всегда принимает правильные решения.

Детскость чаще рассматривается писателем в своем положительном значении, выступая синонимом яркого и неординарного взгляда на мир, свидетельствуя об открытости окружающим людям и о высокой степени искренности. Автор упоминает детей как символ чистоты и непорочности и противопоставляет их лжи, лицемерию и нечистоплотности взрослой жизни.

Именно в детстве и Бахманьёр, и Ф. Искандер находят тот нерастраченный запас добра и энергии, который дает импульс художественному творчеству. Тема детства важна в понимании писателей тем, что связана с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши.

1. Аврукина М.М. Художественное время в рассказе Ф. Искандера «Большой день большого дома». - Ташкент, 1988. - 124 с.

2. Амонов Р. Детская литература Таджикистана. - М.: Дет.лит., 1981. - 190 с.

3. Асланова Р.Г. Образная номинация в структуре комического текста (на материале произведений Ф. Искандера): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2003. - 19 с.

4. Атаров Н.С. Корни таланта: о прозе Ф. Искандера // Новый мир. - 1979. - № 1. - С. 204-209.

5. Белый А. Созвездие Искандера. Крупнейшему шестидесятнику исполнилось 75 // «Ежедневные новости-Подмосковье» - 2004. - № 4. - С. 17-18.

+ еще 50 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Мир детства в литературах народов россии (на примере таджикской и русской литератур): теоретический и методический аспекты изучения»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика