Дипломная работа
«Нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних учащихся на уроках обществознания»
- 92 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Определение сущности понятия правового воспитания 7
1.2. Характеристика методов и форм правового воспитания на современном этапе.10
1.3. Условия и особенности нравственно-правового воспитания несовершеннолетних 17
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО - ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 23
2.1. Проблемы разработки современного урока обществознания направленного на формирование правового воспитания 23
2.2. Воспитательная работа учителя по формированию этических норм и правового воспитания у несовершеннолетних 31
2.3. Применение социальной сети в процессе формирования нравственно-правового воспитания 41
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 45
3.1. Описание проекта 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы. В настоящее время тема нравственно-правового воспитание несовершеннолетних актуальна. В современной социально-нравственной ситуации в нашей стране новые ценностные ориентации и процессы девальвации старых, ведут к изменению самих основ деятельность по личностному самоопределению, что выливается в существование новых форматов нравственного самосознания подрастающего поколения в современном пространстве. Стало необходимым накапливать ценности, которые освящают выбор нравственного поступка. Тем самым формируя на уроках обществознания моральное сознание и мотивы нравственного поведения. Государство в нравственном воспитании должно действовать опосредовано, через поддержку социальных институтов, несущих обществу духовность и культуру. Культурным и образованным может считаться лишь тот, кто знает свои права и обязанности, ориентируется в мире правовых явлений, способен находить правовые способы разрешения жизненных коллизий. Право в первую очередь, формализованная и зафиксированная в обществе система важнейших правил поведения в социуме. Современное общество проявляет потребность в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведения. На основании вышеизложенного можно утверждать, что актуальность выбранной темы довольно высока.
Цель исследования - изучить воспитательные возможности обществоведческого образования в процессе формирования нравственно-правового воспитания.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
— сущность правового воспитания несовершеннолетних учащихся;
— изучить методы и формы правового воспитания на современном этапе;
— проанализировать условия и особенности формирования нравственно-правового воспитания несовершеннолетних;
— определить воспитательную работу учителя по формированию этических норм и правового воспитания у несовершеннолетних;
— изучить проблемы построения современного урока обществознания направленного на формирование правового воспитания несовершеннолетних учащихся;
— выявить положительные стороны применение социальных сетей в процессе нравственно-правового воспитания;
— разработать методическое пособие для учителя обществознания по реализации воспитательных возможностей обществоведческого образования.
Объект исследования - нравственно-правовое воспитание в рамках обществоведческого курса.
Предмет исследования - учебно-методический аспект формирования нравственно правового воспитания у несовершеннолетних учащихся.
Источниковая база ВКР. В процессе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы, научная литература и периодические издания, включая интернет-издания и электронные мате-риалы.
Степень изученности проблемы. Теоретическая основа исследования представлена работами следующих ученых: социально-педагогическая проблема проанализирована в работе Целиковского, С.Б., Сальникова Е.С. Анализируются особенности по повышению эффективности правового воспитания в формировании правового сознания несовершеннолетних. Представляет интерес работа Адаевой О.В., Козурова А.С. в плане анализа эффективных методов правового воспитания. Реализация правового образования и воспитания в учебно-воспитательной практике рассматривается в исследованиях Гафарова З.М. В своей работе, он рассматривает эффективные методы правового воспитания молодежи. Определяют особенности формирования правовой культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности и разрабатывают практические рекомендации по организации в общеобразовательной школе работы в этом направлении. Гаджиев П.Д. наиболее полно отражает на основе анализа психолого-педагогической литературы, актуальные вопросы правового воспитания, правового просвещения и формирования правовой культуры подрастающего поколения. Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики изучены в работах Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю., где даются научные обоснования понятию правовое воспитание. Подытоживая всю имеющуюся на сегодняшний момент времени теоретическую и методическую информацию по этому значению и в этом аспекте. Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы Курмаева М.А., Бояркина М.В., они анализируют в своей работе роль семьи и школы в правовом воспитании подрастающего поколения. Авторы при-ходят к выводу о том, что уважительное отношение к правовым предписаниям у ребенка необходимо воспитывать с детства. В работе Хохлова А.С. трансформационные тенденции в образовательной среде изучены проблемы современной школы. Изучены факторы, влияющие на успешное проведение современного урока как основного компонента образовательного процесса в труде Букреева С.Н., Мухортова И.И. Полезными оказались исследования Круглова А.Е., Измайлова М.В. Инновационные технологии в правовом воспитании и обучении. В своей работе они рассматривают вопросы применения инновационных технологий в правовом воспитании и обучении. Авторы уделяют особое внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий, поиску новых методик преподавания правовых дисциплин. Яковлева Н.Ф. рассматривает основные аспекты теории и практики проектирования: концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, правила проведения презентации и защиты и др.
Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в исследования сущности правового воспитания и правового просвещение, однако по-прежнему актуальной является проблема формирования правовой культуры в целом у подрастающего поколения.
Все эти исследования помогают лучше понять природу и сущность правового воспитания и учебно-методические аспекты организации процесса формирования правовой культуры.
Нормативно-правовая база исследования представлена федеральным законодательством, регламентирующим основные положения и требования к качеству и результатам образования, в частности, такими федеральными законами как:
— «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897.
— Концепция федеральной целевой программы развития российского образования на 2016-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Новизна данной ВКР. В результате исследования разработано и обоснованно методическое пособие для учителя обществознания по реализации воспитательных возможностей обществоведческого образования. Выявлены положительные стороны применение социальной сети интернет в процессе нравственно-правового воспитания.
Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами на уроках обществознание и права, при подготовке учебных пособий по обществознанию, а также во внеурочной деятельности педагога.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Список литературы и источников включает 47 наименований.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Определение сущности понятия правового воспитания
В современных условиях и тенденциях развития общества и государства все четче прослеживается возникновение все новых стандартов общественной и государственной жизни, которые, очевидно, складываются из новых социально-экономических и правовых ориентиров жизнедеятельности каждого отдельного человека.
Вопросы внедрения демократии, установления поистине социального и правового государства становятся сегодня невероятно актуальными вещами на международной арене, становясь несомненной ценностью и своеобразными идеалами для существования общества и государства.
Именно поэтому на сегодняшний момент времени все большую важность при-обретают вопросы и проблемы повешения роли и важности права в государственной и общественной жизни. Право постепенно становится неотъемлемой ценностью высокоразвитого общества и государства, потому как именно право как регулятор основных общественных отношений начинает выступать своего рода гарантом и оплотом стабильности экономической, политической, социальной и иных видов деятельности каждого человека, защищая его права, свободы, а также установленные законом интересы.
Представляется, что в таких новых условиях все большее значение приобретают вопросы соответствия индивидов как всякой основы любого общества и государства новым утверждающимся идеалам, что ставит общую проблему соответствия непосредственно людского потенциала высоким нормам и ориентирам в плане поистине правового поведения, которое, на наш взгляд будет находить свое основополагающее отражение в правомерном поведении как особого феномена, формирующегося при помощи процессов и деятельности по правовому воспитанию.
В качестве важнейшего объекта, становящегося реальным направлением оказания воздействия правового воспитания и обучении выделяют так называемое правовое сознание как конкретно-личностную характеристику личности.
Для начала, рассмотрим, что же такое правовое поведение и почему его столь необходимо формировать в современных условиях.
Правовое или же правомерное поведение предстает перед нами не иначе, как поведение, которое полностью и во всем масштабе соответствует предписаниям юридических норм, масштабы и необходимые эталоны которого установлены диспозициями правовых норм.
Говоря о правомерном или же правовом поведении, специалисты, прежде всего, отмечают его прямое или косвенное воздействие на общественную и личностную жизни, на само бытие общества при помощи особенных инструментов, при помощи которых происходит управление обществом, существует ситуация нормальной его жизнедеятельности, а также подвергаются процессам реализации основные права и обязанности граждан.
То есть, непосредственно под правомерным поведением или же правовым поведением имеется возможность понимать соответствующее нормам правам поведение или же поведение, полностью и целиком основанное на них, пользующееся правовыми нормами как своеобразными ориентирами в общественной и государственной жизни и деятельности.
Исследователи, говоря о важности и непременности и необходимости организации целостной системы правового или же правомерного поведения, отмечают, что данное поведение как совокупность особых действий и поступков, а также слов, убеждений и выражений истинно правового содержания на сегодняшний момент времени есть нечто вроде гаранта стабильности общества .
Таким образом, мы приходим к логичному утверждению, что овладение всеми современными гражданами навыками и образцами правомерного или же правового поведения, фактически, является жизненно важной потребностью, которую можно удовлетворить при помощи уже упомянутых процессов правового воспитания.
Данная исследовательская работа, затронувшая разнообразные вопросы нравственно-правового воспитания на уроках обществознания, позволила нам выявить множество неоднозначных моментов и разрешить целый ряд как методологических и организационных, так и непосредственно сущностных проблем организации описываемого воспитательного процесса именно в рамках уроков обществознания.
В частности, нами была подчеркнута основополагающая роль нравственно-правового воспитания относительно положительного воздействия на подрастающее поколение в целях создании культурного, социально-активного общества. Нам представляется, что в молодежи необходимо воспитывать любовь и уважение к праву, как к ценности с самого детства наряду с этическими ценностями. Весьма важными здесь являются вопросы уяснение представителями данной социальной группы значения и содержания таких понятий, как совесть, честь, ответственность, справедливость, долг. Нами было выяснено, что в процессе осуществления правового воспитания важно понять и осознать социальную ценность действующих в обществе правовых предписаний и необходимость их неуклонного исполнения.
Также нами была определена явная взаимосвязь между правовом воспитанием и основными моментами нравственного воспитания, которое, в данном случае, будет выступать в качестве базиса первого. Нравственное воспитание вооружает человека знанием моральных принципов и требований общества обеспечивает их такими моральными понятиями как честь, совесть, долг, справедливость, через которые осуществляются нравственные оценки поступков людей и общественных явлений. В правовом воспитании создается реальная возможность раскрытия содержания добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства, постепенно подводя тем самым подростка к пониманию правовых ценностей. Очевидно, что взаимосвязанность нравственного и правового воспитания должна осуществляется в комплексном подходе к воспитанию учащихся.
Нами было проведено исследование сущности понятия правового воспитания. Так, нами было выяснено, что под правовым воспитанием необходимо понимать целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Процессы изучения методов и форм правового воспитания на современном этапе привело нас к выводу о том, что все основные вопросы и проблемы, связанные со столь важным ныне феноменом, как правовое воспитание, имеют множество представлений и форм в современном мире, свою особенную специфику, условия применения и критерии достижения столь необходимой результативности процессов правового воспитания. Данную целенаправленную деятельность не кажется правильным ограничивать только правовым информированием воспитуемых напротив, данная деятельность должна включать в себя много больше, ориентироваться на специфику тех возрастных групп, к которым она будет применена.
Анализ условий и особенностей формирования нравственно-правового воспитания несовершеннолетних привел нас к выводу о том, что профессиональная деятельность учителя должна своим основным направлением в сфере правового воспитания иметь то, чтобы его ученики осознавали ценность как собственных прав, так и прав и свобод окружающих людей. Складывающаяся таким образом мировоззренческая система вполне может стать основой повседневной жизни, что положительным образом скажется на жизни общества и государства в целом, как массового бытия индивидуальных личностей. Характеризуясь эмоциональностью, критичностью и общей несформированностью, восприятие и психологические основы личности несовершенно-летних испытывают гигантского уровня влияние от правильно поставленной воспитательной работы учителя, который имеет реальную возможность как непосредственно формировать, так и способствовать формированию правового сознания и правовой культуры у несовершеннолетних, что мы и рассмотрим в дальнейшем.
Определение воспитательной работы учителя по формированию этических норм и правового воспитания у несовершеннолетних было рассмотрено нами в комплексе, в ходе чего было выяснено, что данная работа является координаторской, вспомогательной, она направлена на активизацию самостоятельной деятельности воспитуемого. Однако, именно педагог в рассматриваемом контексте будет выступать в качестве определителя основного содержания самой работы и будет следить за ее выполнением, что он, по сути, остается главным лицом в любой воспитательной деятельности.
Изучение проблемы разработки современного урока обществознания, направленного на формирование правового воспитания несовершеннолетних учащихся была построена на основе исследования и выявления проблем построение урока в школе, с учетом тенденций нынешнего времени. Безусловно, урок, на котором преобладает деловая и творческая атмосфера, где размышления школьников бьют ключом, приведет к тому, что результат такого обучения будет неоспорим. Опираясь на труды психологов, дидактов, методистов, в той или иной мере исследовавших отдельные аспекты проблемы педагогики, а также собственные теоретические изыскания, мы приходим к выводу, что урок должен быть согласован с дидактическими требованиями системы образования. Абсолютно очевидно, что представляемые перед нами требования непосредственно к содержанию образования обуславливаются и определяются генеральной целью в нашем государстве формирования гражданина будущего.
Выявление положительных сторон применения социальной сети в процессе нравственно-правового воспитания позволило нам сделать вывод о том, что социальные сети, сообщества и форумы могут стать для подрастающего поколения дополнительным средством развития навыков коммуникации, социализации, способен противостоять общим идеям негативного характера. Осуществить это возможно лишь тогда, когда у личности сформированы и ею осознаны базовые моральные и общественные нормы, ценности, принципы и связи. Таким, образом, сегодня социальные сети рассматриваются как образовательный ресурс нового поколения, способный активизировать и интегрировать различные формы и методы обучения с целью формирования как ИКТ-компетентности, так и различного рода планируемые результаты.
Также нами было разработано методическое пособие для учителя обществознания по реализации воспитательных возможностей обществоведческого образования в области нравственно - правового воспитания несовершеннолетних учащихся на уроках обществознания, которое включило в себя учебно-методические материалы (методическое пособие) для учителя обществознания по реализации воспитательных возможностей обществоведческого образования.
Стоит отметить, что в рамках проведенного исследования в области нравственно - правового воспитания несовершеннолетних учащихся на уроках обществознания, были апробированы учебно-методические материалы (методическое пособие), разработаны в результате научного исследования по проблеме выпускной квалификационной работы. Кроме этого, полученные в ходе исследования материалы, могут быть использованы педагогами на уроках обществознание и права, при подготовке учебных пособий по обществознанию, а также во внеурочной деятельности педагога.
Таким образом, нравственно-правовое воспитание на уроках обществознания было признано нами адекватным и своевременным решением множества образовательных проблем, что соответствует современным тенденциям и веяниям в современной системе образования.
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL:
http://www.p**vo.gov.ru. 09.06.2019.
2. Концепция федеральной целевой программы развития российского образования на 2016-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. 09.06.2019.
3. Адаева, О.В. Методы правовоспитательного процесса / О.В. Адаева, А.С. Козуров. СПб.: Свое издательство, 2016. С.4-6.
4. Арчакова, Л.В. Злоупотребление подростками социальными сетями как одна из угроз развития информационного общества / Л.В. Арчакова, О.А. Козлов. 2018. С.159
5. Атагимова Э.И. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в со-временной школе: проблемы и пути решения / Э.И. Атагимова, И.Н. Федоров // Мониторинг правоприменения. 2016. №3. С. 71.
+ еще 42 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних учащихся на уроках обществознания» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 92 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности формирования правосознания учащихся на уроках обществознания
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках музыки
ВКР:
Повышение читательской культуры русскоязычных учащихся на уроках татарского языка на основе проектной деятельности