Дипломная работа

«Использование информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста»

  • 71 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов.

1.1. Сущность коммуникативной компетентности

1.2. Коммуникативный и информационный подходы как основа формирования коммуникативной компетентности.

1.3. Критерий и показатели сформированности коммуникативной компетенции в процессе преподавания дисциплины «Педагогические коммуникации».

1.4. Использование информационных технологий в процессе преподавания педагогических дисциплин как условие формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе профессионального образования.

1.5. Модель формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Выводы по первой главе

Глава 2. Проектирование и разработка электронного курса по дисциплине «Педагогические коммуникации».

2.1. Проектирование электронного учебного пособия по дисциплине «Педагогические коммуникации».

2.2. Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Педагогические коммуникации».

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Интернет, значительное число пользователей работает с использованием сотовой и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой информатизации.

Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.

Именно поэтому в данный момент активно реализуется программа «Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды на 2002-2006 годы».

Программа базируется на решениях органов государственной власти России, касающихся вопросов информатизации: "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г., № Пр-1694), "Концепция правовой информатизации России" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477).

На основе этой программы была разработана другая, Республиканская целевая программа компьютеризации системы образования Республики Башкортостан на 2006-2010 годы.

Основными целями Программы являются: создание условий для организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий:

В связи с информатизацией образования, настало время пересмотреть роль и место информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста. Так как коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идеи педагогики «сотрудничества», «диалога», «соуправления» с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессионально-педагогическому общению. А принципиальное новшество, вносимое информационно-коммуникативными технологиями в образовательный процесс: интерактивность, позволяющая развивать активно деятельностные формы обучения.

Проблеме формирования коммуникативной компетентности личности профессионала посвящены многие социальные, психологические, педагогические исследования. (Т.М.Балыхина, В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, , Т.В.Иванова, Е.А.Коган, В.В.Краевский, А.А.Пинский, Дж. Равен, В.В.Сериков, Д.Хаймс, Н.Хомский, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов, Б.Д.Эльконин и др.); исследования в области межкультурной коммуникации, межкультурной коммуникативной и социокультурной компетенции (И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, В.П.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, И.И.Халеева, и др.); исследования в области профессиональной культуры и профессиональной компетентности (Л.П.Алексеева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.И.Мищенко, Л.А.Петровская, Е.В.Попова, Н.Ф.Радионова, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалева, Н.С.Шаблыгина), современные исследования в области педагогического мониторинга (В.П. Беспалько, Г.В. Мухаметзянова, Г.И. Ибрагимов и др.); теории педагогического проектирования целей профессионального образования (В.П.Беспалько, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.); современные концепции компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, В. А. Кальней, В.Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, Дж. Равен, Н. Хомский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов

Социологи и психологи (А.А.Бодалев, А.Б.Добрович, Е.Я.Малибурда, Л.А.Петровская, Е.В.Руденский и др.) связывают ее с развитием умений, давать социально-психологический прогноз ситуации общения, программировать этот процесс, вживаясь в атмосферу коммуникативной ситуации и осуществлять управление процессом общения группы, коллектива, команды. Именно управленческая способность является необходимой в ситуации делового общения.

В лингвистических и педагогических исследованиях (Е.А. Архипова, Е.А. Быстрова, Г.Г. Городилова, И.А. Зимняя, Д.И. Изаренков, А.А. Леонтьев, М.В. Мазо, И.В. Михалкина, Р.Б. Сабаткоев, Е.А. Хамраева) коммуникативная компетентность определяется как способность осуществлять речевую деятельность, как реализация коммуникативного поведения на основе системы компонентов: мотивационного (речевое поведение), когнитивного (знания), оперативного (преодоление противоречий, предписанных содержанием обучения).

Таким образом, перед теорией и практикой профессионального образования возникла проблема, каковы условия формирования коммуникативной компетентности современного специалиста в условиях информатизации образовательного пространства.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста в вузе.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов вуза по педагогическим специальностям.

Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетенции с использованием информационных технологий.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы в целях выявления основных теоретических положений коммуникативного и информационного подходов, к проблеме сущности понятий коммуникативная компетентность и компетенция, специфики информационно-коммуникативной технологий.

2. Выявить особенности использования информационных технологий в процессе преподавания педагогических дисциплин.

3. Изучить специфику использования информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции.

4. Разработать на содержательном и технологическом уровне, дисциплину «Педагогические коммуникации».

5. Изучить основы проектирования и разработки электронных учебников.

6. Разработать электронный курс по дисциплине «Педагогические коммуникации».

Гипотеза исследования:

Использование информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов будет эффективным если:

• Уточнена сущность коммуникативной компетенции будущих специалистов в условиях информатизации образования;

• Разработана модель формирования коммуникативной компетенции;

• Выявлена совокупность использования ИТ основанная на принципах, коммуникативного взаимодействия, перцептивности, интенсивности и интерактивности, обеспечивающие эффективное формирования коммуникативной компетенции.

Методологическую основу исследования составили: работы отечественных ученых в области педагогики (А. А. Бодал ев, Л.В. Занков, Ю.Г. Круглое, С.Н. Глазачев, И.И. Легостаев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, А.Д. Солдатенков,); психологии, психолингвистики, культурологии (В.А. Артемов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин); теории управления профессиональным образованием (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.В. Руденский).

Теоретической базой исследования явились концептуальные положения теории формирования профессиональной, языковой и коммуникативной компетентности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Р.Б. Сабаткоев); подходы к определению дидактических особенностей учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

Научная новизна исследования. Заключается в том, что в ней представлена модель формирования коммуникативной компетенции у студентов вузов. Выявлена совокупность использования информационных технологии, основанная на принципах: коммуникативного взаимодействия, перцептивности, интенсивности и интерактивности.

Теоретическая значимость исследования.

Уточнено понятие «коммуникативная компетентность» с учетом информационной составляющей.

Выявлены критерий и показатели сформированности коммуникативной компетенции в процессе преподавания дисциплины «Педагогические коммуникации».

Практическое значение исследования заключается в разработке на содержательном и технологическом уровне электронного курса по дисциплине «Педагогические коммуникации», результаты опытной работы, которой могут быть использованы студентами и преподавателями психолого-педагогических дисциплин.

Заключение

Модернизация педагогического образования в целом невозможна без существенных изменений в преподавании психолого-педагогических дисциплин педвуза. Социально-экономические преобразования общества, постоянно усиливающаяся информатизация всех сфер его развития ставят перед необходимостью разработки модели нового типа учителя с высоким уровнем педагогического мышления, где стержневой характеристикой специалиста-педагога является его компетентность, мобильность, способность к быстрому отбору и усвоению необходимой информации, своевременной перестройке в постоянно меняющихся условиях.

Эффективность формирования, коммуникативной компетенции с использованием информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении и ценностном отношении к обучающимся. Развитые коммуникативные способности преподавателя позволяют последнему транслировать обучающимся окружающий мир на уровне собственных достижений. Здесь представляется важным сосредоточить внимание на коммуникативных способностях и их развитии у преподавателя и студентов, поскольку общение это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Одним из эффективных средств развития данных способностей является использование методики саморазвития и технологии формирования коммуникативной компетенции. Использование технологии формирования коммуникативной компетенции в профессиональном обучении способствует развитию творческого потенциала личности, а так же развитие критериев таких как, рефлексия, толерантность, сензитивность и коммуникационные способности понимать другую, эмоциональной выразительности, общей и профессиональной культуре, таким образом, играет важную роль в развитии способности свободно общаться. Формирование КК включало проведение мониторинга, анализ полученных результатов, использование диагностических и прогностических методик, наблюдений, деловых игр, активных форм контроля.

Необходимы условия для ФКК:

• создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

• появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet',

• повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

• реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

Список литературы

1. Андреева Г.М. «Социальная психология». М., Аспект пресс,2004.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – 187 с.

3. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. – М., «Просвещение», 1987. – 205 с.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., «Педагогика», 1978. – С. 98-101.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., «Просвещение», 1991. – 222 с.

7. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М., «Высшая школа», 1971. – 294 с.

8. Леонтьев А.А. Что такое язык. – М., «Педагогика», 1976. – 517 с.

9. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – 39 с.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 917 с.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

12. Петровская Л.А., Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1982. - № 3.

13. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. – М., «Академия», 2000. – 329 с.

14. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006. – 12 п.л.

15. Смирнова Е.А. Основы коммуникативной компетентности. Учебное пособие к элективному курсу. Кинешма: Издательство «Вектор», КФ ГОУ ВПО «МГИУ», 2005. – 3,5 п.л.

16. Смирнова Е.А. Коммуникативная компетентность – один из компонентов профессиональной деятельности педагогов. Учебно-методические материалы. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2004. – 6,0 п.л.

17. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в средних профессиональных учебных заведениях и вузах // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., МПГУ, 2004 – 0,2 п.л.

18. Смирнова Е.А. Коммуникативная компетентность в управленческой профессиональной деятельности. Актуальные проблемы педагогики, психологии и управления образовательным учреждением в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Сборник авторских учебных программ. Часть 1. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШПГУ», 2006. – 165 с. (личный вклад – 1 п.л.)

19. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в системе высшего образования разного профиля//Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова: Серия гуманитарных наук «Педагогика, психология, социальная работа, акмеология, ювенология, социкинетика», вып. 2. 2006, с 62-65 – 0,5 п.л.

государственного университета: выпуск 8., 2007 – 0,5 п.л.

20. Полат E.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., 2001.

21. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.

22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

23. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М., «Высшая школа», 1971. – 294 с.

24. Леонтьев А.А. Что такое язык. – М., «Педагогика», 1976. – 517 с.

25. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / ВГПУ, Волгоград, 1992. – 255 с.

26. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., «Просвещение», 1974. – С. 87-90.

Примечания

Работа написана на заказ, не сдавалась

Покупка готовой работы
Тема: «Использование информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 970 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика