Курсовая работа
«Сведения составляющие служебную тайну»
- 25 страниц
Введение….3
1. Теоретические аспекты служебной тайны….…5
1.1.Понятие конфиденциальной информации и служебной тайны….….…5
1.2. Классификация сведений, составляющих служебную тайну….11
2.Характеристика сведений, составляющих служебную тайну…15
2.1 Сведения, составляющие служебную тайну….15
2.2.Правовая защита служебной тайны….20
Заключение….23
Список использованных источников…25
Укрепление основ правового государства является основной целью правового прогресса, направленного на всестороннее обеспечение гарантированных прав личности, общества и государства. Важнейшим компонентом развития общества в настоящее время выступает информация.
Современное гражданское общество постепенно превращается из информированного в информационное.
Информация приобретает глобальный характер; не существует границ для потока информации; информация является значимой как для себя лично, так для государства и общества в целом; каждый может искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Провозглашенная программа по формированию в России единого информационного пространства необходимого для обеспечения права на информацию, права на доступ к информации. Особое место занимает проблема установления режима информации ограниченного доступа.
Таким образом, особую значимость приобретают теоретические и научно-практические вопросы, связанные с формированием российской модели информационно-правового регулирования порядка оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации)
Обеспечение конфиденциальности в процессе оборота информации является обязательным условием, определяющим дальнейшую деятельность и оборот информации конфиденциального характера в рамках соответствующих режимов.
Институт информации с ограниченным доступом является наиболее динамично развивающимся; перечень видов данной информации является открытым.
К информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа), отнесены государственная тайна; служебная тайна; коммерческая тайна; банковская тайна; профессиональная тайна; тайна частной жизни и др.
Цель настоящей работы рассмотреть сведения, составляющие служебную тайну. Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
Рассмотреть понятие конфиденциальной информации и служебной тайны;
Дать классификацию сведений, составляющих служебную тайну;
Дать полную характеристику сведениям, составляющим служебную тайну.
1. Теоретические аспекты служебной тайны
1.1.Понятие конфиденциальной информации и служебной тайны
Информация играет серьезную роль в деятельности любого современного предприятия.
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) дается определение понятия информации, которая подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
Законодательством РФ установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.
Само понятие «конфиденциальность» переводится как «доверие» и подразумевает под собой необходимость не допустить несанкционированное распространение информации. Соблюдая это требование, можно предотвратить вмешательство третьих лиц в деятельность коммерческих организаций или государственных органов, а также сохранить секретность документов.
К конфиденциальной информации, сохранность которой обеспечивается законодательством РФ, относятся личные, служебные или коммерческие сведения, относящиеся к физическому или юридическому лицу. Если данная информация поступает в чье-либо распоряжение, то распространение или передача ее посторонним лицам категорически запрещаются законом.
Современное законодательство достаточно конкретно определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, четко регламентирует порядок ее охраны и защиты. При этом законодательство, содержащее положения о конфиденциальной информации, является недоработанным и характеризуется большим количеством пробелов и коллизий.
Перед современными исследователями встает вопрос об определении сущности служебной тайны, а также о составляющих ее сведениях. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что действующее законодательство не содержит четкой формулировки определения термина «служебная тайна» и конкретных положений о порядке ее защиты и охраны. Несмотря на то, что термин «служебная тайна» содержится во множестве нормативно-правовых актов, ни один из них не раскрывает ее сущность в полном объеме.
Под определение «служебная тайна» попадает не только конфиденциальная информация, но также и те данные, которые не подлежат разглашению или использованию без разрешения на это их владельцев (за исключением судебных запросов при наличии соответствующих оснований).
Гражданский кодекс РФ определяет все случаи, в которых возможна передача конфиденциальной информации.
Если обратиться к истории, то еще в Советском Союзе служебная тайна находилась под надежной защитой, в связи с чем выделялись следующие уровни секретности:
сведения под грифом «для служебного пользования»;
служебная тайна с грифом «секретно»;
секретность самого высокого уровня — государственная тайна, имеющая грифы «особой важности» и «совершенно секретно». В современном мире к секретным данным можно отнести государственную тайну и все ее компоненты.
Также не должна разглашаться и информация, которая хранится в государственных органах власти и управления. К категории служебной тайны также относятся и сведения о гражданско-правовых отношениях, если эта информация не является коммерческой тайной.
При этом в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ к служебной тайне также относятся данные о наличии и остатках средств на банковских счетах/вкладах, о заболеваниях и связанном с ними лечении, об усыновлении и т. д. В эту же категорию можно включить сведения о работе компании, передача которых связана со служебной необходимостью.
Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание.
Режим служебной тайны включает в себя целый круг вопросов, направленных на установление порядка защиты конфиденциальности, определения прав и обязанностей субъектов отношений
На данный момент является действующим Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2017) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности».
Это постановление содержит понятие «служебной информации ограниченного распространения». К данному типу информации относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.
П. 1.3 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определяет информацию, которая не является служебной тайной.
Служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
органов государственного управления;
органов муниципального управления;
государственных предприятий;
государственных учреждений.
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.
Главный признак, характеризующий служебную тайну, — сведения, не подлежащие разглашению, связаны с работой государственных, муниципальных органов. В связи с тем что правовой механизм определения служебной тайны и работы с ней недостаточно прописан в действующем законодательстве, единой классификации служебных тайн нет.
Безусловно будут являться служебной тайной:
«чужая тайна» частного лица или юридического лица, если ею владеет служащий госструктуры;
служебные сведения о работе госструктур, муниципальных структур, не являющиеся государственной тайной, но имеющие ограничения в доступе согласно внутренним документам;
тайна следствия и судебная тайна.
Ряд исследователей-правоведов выделяет в особые категории еще налоговую, медицинскую тайну, тайну, связанную с записями актов гражданского состояния населения. Не являются служебной тайной сведения, направленные на сохранность жизни, здоровья населения, реализации их прав и свобод.
Защита служебной тайны состоит в подписании соответствующих документов о неразглашении при приеме на работу. Применяются также технические, организационные меры защиты. В КоАП и УК РФ предусмотрены статьи, наказывающие недобросовестных чиновников за разглашение тайной информации.
1. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143 "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями)
4. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)
5. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" (с изменениями и дополнениями)
6. Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестник УдмГУ. 2017. №2-2 С.142-148.
7. Камалова Г. Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9.
8. Лопатин Ю. Н. Информационная безопасность в России. Проблемы, поиски решений // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2.
9. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал . 2018. №1 (31) С.29-37
10. Позднякова Е. В. Социальная справедливость как один из механизмов антикризисного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России // Вопросы российского и международного права. 2019. № 4(1).
Тема: | «Сведения составляющие служебную тайну» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны
Реферат:
Понятие о конфеденциальной, служебной, коммерчесой тайне
Реферат:
Допуск к государственной тайне
Дипломная работа:
Коммерческая тайна (правовые аспекты)
Реферат:
Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности на предприятии