Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Использование мнемотехники в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с аутизмом» - Дипломная работа

  • 70 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7

1.1. Понятие мнемотехники и ее использование для развития памяти 7

1.2. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра 14

1.3. Применение мнемотехники в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии 20

Выводы по главе 1 23

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 24

2.1. Организация и методы исследования памяти у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 24

2.2. Результаты исследования памяти у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 29

Выводы по главе II 32

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 34

3.1. Коррекционно-развивающая программа с применением мнемотехники 34

3.2. Оценка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы 47

Выводы по главе III 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

Список литературы 53

Приложение 59


Введение

Актуальность. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память включена во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек основывается на собственном и историческом опыте.

Важное место отведено памяти в системе познавательных процессов, связывая восприятие, воображение и мышление в общую систему, которая направлена на постижение окружающей действительности.

«Главная особенность в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Л.С. Выготский, - заключается в том, что в ходе детского развития формируется совершенно новая система функций ребенка, характеризующаяся в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в детском возрасте отведена главенствующая роль». Именно поэтому вопрос изучения эволюции памяти у детей дошкольного возраста оказывается наиболее востребованным.

Память - это психическое свойство индивида, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. О.С. Никольская отмечает, что у детей с расстройствами аутистического спектра уникальная память проявляется только в условиях стереотипных действий аутостимуляций, в то время как в решении реальных жизненных задач они не могут воспроизвести накопленную информацию.

Память детей с аутизмом имеет специфические особенности. Может наблюдаться такая особенность, как быстрое запоминание сложного материала и трудности в запоминании легкого, повседневного материала. Такие дети лучше запоминают отвлеченную информацию, запоминание практического материала затруднено. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей преодоления нарушений функций памяти у дошкольников с расстройствами аутистического спектра с целью успешной адаптации и подготовки их к школьному обучению.

Цель исследования: исследование особенностей применения мнемотехники в коррекционной работе по развитию памяти детей с расстройствами аутистического спектра.

Объект исследования: мнемотехника как способ развития памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Предмет исследования: особенности применения мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Гипотеза: у детей с расстройствами аутистического спектра отмечается избирательность памяти, проявляющаяся в преобладании зрительной памяти над другими ее видами. Применение мнемотехники способствует развитию и дальнейшему улучшению памяти детей.

Задачи исследования.

1. Проанализировать понятие мнемотехники в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройствами аутистического спектра с точки зрения развития памяти.

3. Подобрать методики и провести опытно-экспериментальное исследование памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

5. Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием мнемотехники.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. анализ психолого-педагогической документации детей исследуемой группы;

3. констатирующий эксперимент;

4. наблюдение в ходе исследования;

5. формирующий эксперимент;

6. количественный и качественный анализ результатов исследования памяти дошкольников с расстройствами аутистического спектра;

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- концепция развития памяти П.П. Блонского;

- положение о первичных и вторичных дефектах Л.С. Выготского;

- положения о деятельностном подходе А.Н. Леонтьева;

- теория о структуре дефекта при аутизме В.В. Лебединского, О.С. Никольской;

- труды А.Р. Лурии, Л.В.Занкова, О.С. Никольской; положения А.В.Запорожца, А.А. Люблинской, А.П. Усовой, исходя из которых, следует, что обучение является решающим фактором детского развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации имеющейся литературы и расширении представлений в области специальной коррекционной работы по развитию памяти с использованием мнемотехники.

Практическая значимость: материал исследования может быть использован педагогами в коррекционно-развивающей работе по развитию памяти дошкольников с расстройствами аутистического спектра с использованием мнемотехники; родителями, воспитывающими детей с данными нарушениями; а также материал может быть полезен студентам, обучающимся по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Ленинского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан, располагающееся по адресу: г.Уфа, ул. Мажита Гафури, дом 21, корпус 1.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (58 источников), таблиц, приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

1.1. Понятие мнемотехники и ее использование для развития памяти

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - мастерство запоминания, включающее в себя комплекс приемов и способов, которые способствуют легкому запоминанию и увеличивают объем памяти посредством создания синтетических ассоциаций.

Другое определение мнемотехники максимально верно воспроизводит нынешнюю мнемотехнику.

Мнемотехника - это прием внутреннего письма, дающий возможность упорядоченно сохранять в мозг информацию, преобразованную в сочетание зрительных образов [18].

Мнемотехника применяет прирожденные инструменты памяти мозга и дает возможность целиком проверять процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника появилась как присущая деталь риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания объемных речей. Нынешняя мнемотехника весьма преуспела как в теоретическом, так и в техническом плане и дает возможность не только закреплять в памяти очередность текстового материала, но и дает возможность без ошибок запоминать ту или иную конкретную информацию, традиционно считающуюся незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разные числовые таблицы, труднозапоминаемые учебные тексты, которые содержат весомое количество терминологии и числовых сведений и т.п [13].

Мнемотехника держится на ряде доступных принципов. Ходом запоминания можно управлять сознательно, в случае того, что запоминание происходит в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память осуществляется доступной мыслительной операцией «Соединение образов». Для скорейшего переформатирования любых видов информации в образы, используется небольшой набор приемов кодировки. Продолжительность сохранения информации в памяти обусловлена частотой активизации запомненной информации. При надобности, данная информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В данном случае запомненные данные припоминаются очень быстро и не зависят от вспомогательных зрительных образов [29].

Мнемотехника рассчитана на запоминание точной информации. В связи с этим, чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Продолжительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Информацию можно запомнить как на короткий промежуток времени, так и сохранить на всю жизнь. Запомненную информацию можно сознательно удалять из своего мозга, методом запоминания на их места новых сведений [31].

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Бытует мнение, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Джордано Бруно занимался изучением, разработкой и преподаванием мнемотехники, также она была интересна Аристотелю, который в последующем преподавал это мастерство своему ученику Александру Македонскому. Выдающейся памятью, основанной на мнемотехнике, отличались Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Приемы мнемотехники использовались в Греции еще в древние времена. Применяя их, древние греки обретали возможность быстрого запоминания очень больших, причем бессмысленных материалов.

На Руси также применялась мнемотехника. Яркий тому пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были созданы с мнемонической целью.


Заключение

В результате проведенного исследования были решены поставленные в работе задачи. Мы достигли поставленной цели, изучив психолого - педагогическую литературу по вопросу использования мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и исследовав с помощью методик особенности памяти детей. Выделили особенности процесса запоминания дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Проблема формирования памяти детей дошкольного возраста имеет большое значение для психического развития, так как нарушения памяти влекут за собой и нарушения других психических процессов, таких как, например, мышление.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы: для того, чтобы у дошкольников с расстройствами аутистического спектра успешно развивалось запоминание, необходимо проводить дополнительные коррекционно-развивающие занятия с опорой на мнемотехнические приемы.

В настоящее время происходит переосмысление взглядов общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с расстройствами аутистического спектра. Это отображается в интеграции детей в общество, в создании новых подходов к обучению и воспитанию дошкольников. Создаются новые подходы к коррекции имеющихся нарушений, новые технологии развития высших психических функций - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Развитие памяти - очень важный элемент коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Использование мнемотехники, как одного из приемов развития запоминания, может повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на дошкольников с расстройствами аутистического спектра.


Список литературы

1. Айрес, Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

2. Акименко, А.К., Бурмистрова, Е.Д., Шипова, Л.В. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой]. Саратов: ИЦ «Наука»,2013. 335 с.

3. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская. Москва, 2005. 167 с.

4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р. Аткинсон - М. 1980 - 528 с.

5. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

+ еще 53 источника


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Использование мнемотехники в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с аутизмом»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика