Дипломная работа

«Использование мнемотехники в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с аутизмом»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7

1.1. Понятие мнемотехники и ее использование для развития памяти 7

1.2. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра 14

1.3. Применение мнемотехники в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии 20

Выводы по главе 1 23

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 24

2.1. Организация и методы исследования памяти у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 24

2.2. Результаты исследования памяти у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 29

Выводы по главе II 32

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 34

3.1. Коррекционно-развивающая программа с применением мнемотехники 34

3.2. Оценка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы 47

Выводы по главе III 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

Список литературы 53

Приложение 59

Введение

Актуальность. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память включена во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек основывается на собственном и историческом опыте.

Важное место отведено памяти в системе познавательных процессов, связывая восприятие, воображение и мышление в общую систему, которая направлена на постижение окружающей действительности.

«Главная особенность в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Л.С. Выготский, - заключается в том, что в ходе детского развития формируется совершенно новая система функций ребенка, характеризующаяся в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в детском возрасте отведена главенствующая роль». Именно поэтому вопрос изучения эволюции памяти у детей дошкольного возраста оказывается наиболее востребованным.

Память - это психическое свойство индивида, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. О.С. Никольская отмечает, что у детей с расстройствами аутистического спектра уникальная память проявляется только в условиях стереотипных действий аутостимуляций, в то время как в решении реальных жизненных задач они не могут воспроизвести накопленную информацию.

Память детей с аутизмом имеет специфические особенности. Может наблюдаться такая особенность, как быстрое запоминание сложного материала и трудности в запоминании легкого, повседневного материала. Такие дети лучше запоминают отвлеченную информацию, запоминание практического материала затруднено. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей преодоления нарушений функций памяти у дошкольников с расстройствами аутистического спектра с целью успешной адаптации и подготовки их к школьному обучению.

Цель исследования: исследование особенностей применения мнемотехники в коррекционной работе по развитию памяти детей с расстройствами аутистического спектра.

Объект исследования: мнемотехника как способ развития памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Предмет исследования: особенности применения мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Гипотеза: у детей с расстройствами аутистического спектра отмечается избирательность памяти, проявляющаяся в преобладании зрительной памяти над другими ее видами. Применение мнемотехники способствует развитию и дальнейшему улучшению памяти детей.

Задачи исследования.

1. Проанализировать понятие мнемотехники в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройствами аутистического спектра с точки зрения развития памяти.

3. Подобрать методики и провести опытно-экспериментальное исследование памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования памяти детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

5. Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием мнемотехники.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. анализ психолого-педагогической документации детей исследуемой группы;

3. констатирующий эксперимент;

4. наблюдение в ходе исследования;

5. формирующий эксперимент;

6. количественный и качественный анализ результатов исследования памяти дошкольников с расстройствами аутистического спектра;

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- концепция развития памяти П.П. Блонского;

- положение о первичных и вторичных дефектах Л.С. Выготского;

- положения о деятельностном подходе А.Н. Леонтьева;

- теория о структуре дефекта при аутизме В.В. Лебединского, О.С. Никольской;

- труды А.Р. Лурии, Л.В.Занкова, О.С. Никольской; положения А.В.Запорожца, А.А. Люблинской, А.П. Усовой, исходя из которых, следует, что обучение является решающим фактором детского развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации имеющейся литературы и расширении представлений в области специальной коррекционной работы по развитию памяти с использованием мнемотехники.

Практическая значимость: материал исследования может быть использован педагогами в коррекционно-развивающей работе по развитию памяти дошкольников с расстройствами аутистического спектра с использованием мнемотехники; родителями, воспитывающими детей с данными нарушениями; а также материал может быть полезен студентам, обучающимся по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Ленинского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан, располагающееся по адресу: г.Уфа, ул. Мажита Гафури, дом 21, корпус 1.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (58 источников), таблиц, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

1.1. Понятие мнемотехники и ее использование для развития памяти

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - мастерство запоминания, включающее в себя комплекс приемов и способов, которые способствуют легкому запоминанию и увеличивают объем памяти посредством создания синтетических ассоциаций.

Другое определение мнемотехники максимально верно воспроизводит нынешнюю мнемотехнику.

Мнемотехника - это прием внутреннего письма, дающий возможность упорядоченно сохранять в мозг информацию, преобразованную в сочетание зрительных образов [18].

Мнемотехника применяет прирожденные инструменты памяти мозга и дает возможность целиком проверять процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника появилась как присущая деталь риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания объемных речей. Нынешняя мнемотехника весьма преуспела как в теоретическом, так и в техническом плане и дает возможность не только закреплять в памяти очередность текстового материала, но и дает возможность без ошибок запоминать ту или иную конкретную информацию, традиционно считающуюся незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разные числовые таблицы, труднозапоминаемые учебные тексты, которые содержат весомое количество терминологии и числовых сведений и т.п [13].

Мнемотехника держится на ряде доступных принципов. Ходом запоминания можно управлять сознательно, в случае того, что запоминание происходит в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память осуществляется доступной мыслительной операцией «Соединение образов». Для скорейшего переформатирования любых видов информации в образы, используется небольшой набор приемов кодировки. Продолжительность сохранения информации в памяти обусловлена частотой активизации запомненной информации. При надобности, данная информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В данном случае запомненные данные припоминаются очень быстро и не зависят от вспомогательных зрительных образов [29].

Мнемотехника рассчитана на запоминание точной информации. В связи с этим, чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Продолжительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Информацию можно запомнить как на короткий промежуток времени, так и сохранить на всю жизнь. Запомненную информацию можно сознательно удалять из своего мозга, методом запоминания на их места новых сведений [31].

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Бытует мнение, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Джордано Бруно занимался изучением, разработкой и преподаванием мнемотехники, также она была интересна Аристотелю, который в последующем преподавал это мастерство своему ученику Александру Македонскому. Выдающейся памятью, основанной на мнемотехнике, отличались Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Приемы мнемотехники использовались в Греции еще в древние времена. Применяя их, древние греки обретали возможность быстрого запоминания очень больших, причем бессмысленных материалов.

На Руси также применялась мнемотехника. Яркий тому пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были созданы с мнемонической целью.

Заключение

В результате проведенного исследования были решены поставленные в работе задачи. Мы достигли поставленной цели, изучив психолого - педагогическую литературу по вопросу использования мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и исследовав с помощью методик особенности памяти детей. Выделили особенности процесса запоминания дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Проблема формирования памяти детей дошкольного возраста имеет большое значение для психического развития, так как нарушения памяти влекут за собой и нарушения других психических процессов, таких как, например, мышление.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы: для того, чтобы у дошкольников с расстройствами аутистического спектра успешно развивалось запоминание, необходимо проводить дополнительные коррекционно-развивающие занятия с опорой на мнемотехнические приемы.

В настоящее время происходит переосмысление взглядов общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с расстройствами аутистического спектра. Это отображается в интеграции детей в общество, в создании новых подходов к обучению и воспитанию дошкольников. Создаются новые подходы к коррекции имеющихся нарушений, новые технологии развития высших психических функций - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Развитие памяти - очень важный элемент коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Использование мнемотехники, как одного из приемов развития запоминания, может повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы

1. Айрес, Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

2. Акименко, А.К., Бурмистрова, Е.Д., Шипова, Л.В. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой]. Саратов: ИЦ «Наука»,2013. 335 с.

3. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская. Москва, 2005. 167 с.

4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р. Аткинсон - М. 1980 - 528 с.

5. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

+ еще 53 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Использование мнемотехники в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с аутизмом»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика