Курсовая работа
«Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
- 53 страниц
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….3
Глава I Состояние проблемы изучения и развития слухоречевой
памяти в научной литературе ….….…6
1.1. Развитие памяти у детей в онтогенезе….….7
1.2. Особенности развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи….16
1.3. Методы и приёмы развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с ОНР….….22
Глава II Практическое исследование.
Состояние слухоречевой памяти у детей экспериментальной группы с
общим недоразвитием речи….36
2.1.Задачи и содержание экспериментального исследования
слухоречевой памяти…36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…43
Заключение….49
Литература….52
Введение
Проблема особенностей памяти детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи и способов её коррекции, обозначились уже давно. Многие авторы рассматривали память с разных позиций и под разным углом зрения. Но эта проблема остаётся до сих пор одной из малоразработанной в логопедии и специальной психологии.
Большой вклад в изучение вопроса об особенностях психических процессов в дефектологии и отечественной психологии внёс Л.С. Выготский. Его теоретические представления легли в основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования всех психических процессов у детей с нормальной и патологически развивающейся речью. «Высшие функции строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем», - писал он.
Продолжая идею своего учителя Л.С. Выготского, Р.Е. Левина в своих работах свидетельствует о том, что вторичное недоразвитие высших познавательных функций у детей с недоразвитием речи претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы. Она прослеживает зависимость недоразвития определенных видов памяти от дефекта речи.
Исследования, посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях:
- педагогическом [12; с. 57], [48; с. 57];
- психологическом [20; с.86], [6; с.98]. [19; с.74], [22; с.104], [47; с.76];
- нейропсихологическом [26; с.108], [25; с.97].
Согласно научным данным, у детей с тяжёлыми расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстаёт в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.
В связи с повышением требований, предъявляемых к школьному обучению, усиливается значимость проблемы оптимизации мнемической деятельности учащихся.
Предлагая диагностику и исследования особенностей памяти у детей с нарушением речи, многие авторы не пытаются систематизировать методы и приёмы работы по коррекции и доказать эффективность их использования. Очень редко встречаются исследования, посвященные использованию мнемических методов и приёмов, дающих эффект для достижения положительных результатов при решении проблем запоминания словесного материала. Данное положение определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования слухоречевая память детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом нашего исследования являются состояние слухоречевой памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования является изучение состояния слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что низкий уровень развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи затрудняет продуктивность запоминания детьми с общим недоразвитием речи словесного материала. Изучение способов запоминания вербального материала детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи поможет определить наиболее совершенное направление работы над развитием слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, позволит обучить детей эффективным способам запоминания речевого материала.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены и решены следующие задачи:
1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояние слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описать особенности развития способов запоминания у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались методы:
1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы);
2. Социолого-педагогический (наблюдение за детьми, беседы с родителями, воспитателями, изучение опыта работы логопедов дошкольных образовательных учреждений, медико-психолого-педагогической документации);
3. Экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента).
4. Статистический (количественная и качественная обработка данных).
Организация исследования. Исследование проводилось в Уфимском ДОУ №33 комбинированного вида. Экспериментальная группа состояла из восьми человек.
Практическая значимость.
Содержание данной работы может оказать практическую помощь педагогам, учителям-логопедам, дефектологам, специальным психологам, воспитателям речевых групп в выработке тактики обучения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, для развития памяти ребёнка.
Заключение
Проблема особенностей памяти детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи и способов её коррекции, обозначилась уже давно. Многие авторы рассматривали память с разных позиций и под разным углом зрения. Но эта проблема остается до сих пор малоразработанной в специальной психологии.
Большой вклад в изучение вопроса об особенностях психических процессов в дефектологии и отечественной психологии внес Л.С. Выготский. Его теоретические представления легли в основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования всех психических процессов у детей с нормальной и патологически развивающейся речью. «Высшие функции строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем», - писал он.
Продолжая идеи своего учителя Л.С. Выготского, Р.Е. Левина в своих работах свидетельствует о том, что вторичное недоразвитие высших познавательных функций у детей с недоразвитием речи претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы. Она прослеживает зависимость недоразвития определенных видов памяти от дефекта речи.
Исследования, посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях: согласно научным данным
- педагогическом [12; с.57], [48; с.57];
- психологическом [20; с.86], [6; с.98], [19; с.74], [22; с.104], [47; с.76];
- нейропсихологическом [26; с.108], [25; с.97].
Согласно научным данным, у детей с тяжелыми расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.
В связи с повышением требований, предъявляемых к школьному обучению, усиливается значимость проблемы оптимизации мнемической деятельности учащихся.
Предлагая диагностику и исследования особенностей памяти у детей с нарушением речи, многие авторы не пытаются систематизировать методы и приемы работы по коррекции и доказать эффективность их использования. Очень редко встречаются исследования, посвященные использованию мнемических методов и приемов, дающих эффект для достижения положительных результатов при решении проблем запоминания словесного материала. Данное положение определило актуальность исследования.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что несформированность умения пользоваться мнемическими приемами и методами задерживает формирование слухоречевой памяти у детей с ОНР. Использование приемов мнемотехники позволит повысить эффективность запоминания детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи словесного материала.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены и решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояние слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
3. Сделать выводы.
Существует необходимость создания системы работы по коррекции слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В данной работе рассматривался вопрос об особенностях развития слухоречевой памяти, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. который описывается в литературе как довольно низкий.
Проведение констатирующего эксперимента в группе детей сообщим недоразвитием речи позволило сделать следующие выводы:
1. Наиболее развитой у этих детей оказалось опосредованное запоминание, что позволяет его использовать в качестве основы для формирования и развития мнестических процессов.
2. Анализ данных исследования показал, что более высокие показатели в методике «Опосредованное запоминание», где дошкольники использовали опорный сигнал – рисунок. Полученные факты дают нам основание утверждать, что детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня надо научить пользоваться опорным сигналом.
3. Необходима организация и апробация содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов мнемотехники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова Р.А., Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
2. Блонский П.П. Память и мышление. М., 1964.
3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2001.
4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000.
5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. М.: Педагогика, 1990.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
7. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. СПб:, 2000.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.:АРКТИ, 2002.
9. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974.
10. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология. 2000 №4.
11. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
13. Зальцман Р. Обучение и память / Под ред. Б.А. Бенедиктова. Мн., 1989.
14. Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1978.
15. Кислова Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи // Дефектология. 1994. №6.
16. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН»», 2001.
17. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. 1995. № 6.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001.
19. Левина Р.Е. Основы теории практики логопедии. М., 1968.
20. Леонтьев А.Н. Развитие памяти // Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.
21. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. В 2-х частях. М.: Просвещение, 1989.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.
23. Лурия А.Р. Внимание и память: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975.
24. Лурия А.Р. и современная психология / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. 1982.
25. Лурия А.Р. и современная психология / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982.
26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1977.
27. Лурия А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Вып.3. Внимание и память. М.: Изд. МГУ, 1975.
28. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика. Т.1,1974; т.2, 1976.
29. Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
30. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб., 1995.
31. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.
32. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
33. Основы теории речевой деятельности / Под ред. Леонтьева А.А. М., 1974.
34. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2002.
35. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.
36. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.
37. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. М.: Педагогика, 1999.
38. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни. М., 1989.
Тема: | «Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Развитите связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Дипломная работа:
Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (iii уровень)