Дипломная работа
«Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников»
- 70 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников 7
1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи 7
1.2. Изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи 11
1.3. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи 15
1.4. Организация и содержание совместной работы учителя начальной школы и логопеда 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Таким образом, у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием(ФФН) проблема формирования фонематических процессов является актуальной, так как развитие фонематического анализа и синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. Раннее выявление у детей с ФФН и оказание педагогической и логопедической помощи им в специально организованных условиях, что помогает у младших школьников корригировать речевую функцию, предотвращая возникновение таким серьезных нарушений, как дислексия, дисграфия и т.д.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: Н.Х. Швачкин, Е.Р. Левина, Н.А. Никашина, Л.Е. Кыласова, Т.С. Овчинникова, М.Ф. Фомичева и др.
Процесс звукообразования у ребенка обуславливает недостаточное развитие фонематического восприятия: нарушения звукопроизношения могут вызывать задержку формирования способности распознавать звуки речи. У ребенка, имеющего фонетико-фонематическое недоразвитие речи с задержкой будет формироваться процесс чтения, а на письме будут наблюдаться многочисленные ошибки.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Совместная работа учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений у младших школьников».
Цель исследования: выявить фонетико-фонематические нарушения у младших школьников и разработать программу совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.
Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения речи.
Предмет исследования: проявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются следующим:
1) трудностями дифференциации звуков в речи;
2) трудностями определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.
Задачи исследования:
1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей;
2) подобрать методы выявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников и провести экспериментальное исследование;
3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;
4) разработать программу совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;
5) сформулировать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования:
- описание феномена фонетико-фонематического недоразвития речи как вида нарушения речи у детей(Л.И. Белякова, Н.А. Никашина и др.);
- подходы к логопедическому изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей(развития фонетико-фонематической стороны речи у детей(В.А. Ракитина, М.Ф. Фомичева, Н.Х. Швачкини др.);
- подходы к коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей (Т.И. Пименова, И.А. Смирнова, В.Н.Чернякова, Н.Н. Яковлева и др.).
Методы исследования:
- метод анализа научной литературы;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
- эмпирические методы (экспериментальные методики);
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования:
- представлена характеристика нарушений речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;
- описана структура логопедического обследования при фонетико-фонематическом недоразвитие речи детей, которая включает в себя обследование произносительной стороной речи; особенности
фонематического восприятия и синтеза и т.д.;
- описаны этапы совместной деятельности учителя начальной школы и логопеда по исправлению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- отобраны и описаны методики для обследования звукопроизношения и фонематической стороны речи, которые могут быть использованы в диагностической работе логопеда при обследовании младших школьников;
- с учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая может быть использована в коррекционной работе учителями начальных классов и логопедов.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей «Содружество №106», Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. «ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексикограмматическими нарушениями» [8, с. 24].
Нарушения речи (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу.
ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: «артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями» [26, с. 102].
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:
«Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звукослоговая структура слова анализируется правильно.
Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность» [27, с. 120-121].
По мнению А.Н. Гвоздева, «фонематическое развитие детей в детстве происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения» [16, с. 199].
Ребенок, по мнению Н.Х. Швачкина, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. «К пяти годам у ребенка с нормальным речевым развитием все грамматические категории родного языка оказываются сформированными; он, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, говорит развернутыми фразами, правильно согласовывая слова с помощью любых предлогов, родовых и падежных окончаний и пр. Лексикон пятилетнего ребенка составляет три-четыре тысячи слов, представлены в нем все части речи; ребенок использует активно словотворчество и словообразование» [36, с. 134].
Профессор Р.Е. Левина, исследователь детских речевых нарушений, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии[23].
У ребенка на первом, дофонемном, этапе развития речи полностью отсутствует дифференциация звуков, собственно активная речь и понимание речи.
Различие наиболее контрастных или далеких фонем возникает на втором этапе, но отсутствует при этом дифференциация близких фонем. Произношение ребенка искаженное, неправильное. Он не различает неправильного и правильного произношения других людей, особенностей своего произношения не замечает. Одинаково ребенок реагирует на правильно произносимые слова и на те же, но искаженные слова, которые произносят взрослые так, как их произносит сам ребенок.
Решающие сдвиги происходят на третьем этапе. Ребенок в соответствии с их фонематическими признаками уже начинает слышать звуки языка. Неправильно произносимые слова он уже узнает и способен замечать различие между неправильным и правильным произношением. Речь еще остается неправильной.
Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление фонетико-фонематических нарушений у младших школьников и разработка программы совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.
В начале данного исследования мы выдвинули предположение о том, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.
Обозначенная цель исследования и заявленная гипотеза предполагали решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.
Проведя обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематического нарушения речи в отечественной психолого-педагогической науке, мы пришли к выводу, что под фонетико-фонематическим недоразвитием подразумевается нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом, характеризующееся заменами, смешением и искажением звуков, нарушениями слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Логопедическое обследование звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.
Совместная работа педагогов и логопеда по фонетико-фонематическому развитию осуществляется над произносительной стороной речи, формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза на уроках русского языка и литературного чтения и на логопедических занятиях.
Изучив методики для анализа звукопроизношения и фонематической стороны речи младших школьников и проведя экспериментальное исследование, мы выявили особенности звукопроизношения и фонематической стороны речи, как и было заявлено в цели и задачах исследования.
В результате экспериментального исследования были получены следующие результаты:
- протекание процессов звукопроизношения свидетельствует о том, что нарушения звукопроизношения проявляются у всех испытуемых: наиболее частотными являются нарушения в произношении свистящих, дифференциация шипящих и свистящих, соноров, требуя логопедической коррекции;
- изучение фонематической стороны речи показало также подтверждение гипотезы, а именно: нарушения фонетико-фонематической стороны речи проявляется в затруднении определения фонемного состава слова, в затруднении анализировать услышанное слово с точки зрения его звукового состава.
Таким образом, мы можем утверждать, что заявленная в начале исследования гипотеза, касающаяся того, что что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза, получила свое подтверждение.
Выявив отклонения от нормы у испытуемых относительно звукопроизношения и фонетико-фонематического нарушения речи, мы пришли к выводу о необходимости работки программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков в начальной школе и логопедических занятий.
С учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, нами была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая была составлена с учетом содержания основной образовательной программы и требований ФГОС НОО.
Разработанная программа содержит 5 тематических направлений: уроки русского языка, чтения, и логопедические занятия, которые содержат составленные нами задания, положительно влияют на исправление фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
Мы считаем, что регулярная работа по данной программе на уроках начальной школе или периодическое обращение к ней на уроках или логопедических занятиях позволит повысить показатели испытуемых, касающиеся уровня звукопроизношения и исправления фонетико-фонематических нарушений речи.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 184 с.
2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст]/ В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. -112 c.
3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. - 210 с.
4. Альбом для логопеда [Текст] 2-е изд. испр. и допол. / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 279 с.
5. Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно-демонстрационный материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
+ еще 33 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания
Дипломная работа:
Изучение слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Дипломная работа:
Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в рамках курса Окружающий мир