Дипломная работа

«Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников»

  • 70 страниц(ы)
  • 237 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников 7

1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи 7

1.2. Изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи 11

1.3. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи 15

1.4. Организация и содержание совместной работы учителя начальной школы и логопеда 18

Выводы по главе 1 21

ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ результатов исследования 27

2.3. Программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 37

Выводы по главе 2 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность проблемы исследования связана с тем, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Таким образом, у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием(ФФН) проблема формирования фонематических процессов является актуальной, так как развитие фонематического анализа и синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. Раннее выявление у детей с ФФН и оказание педагогической и логопедической помощи им в специально организованных условиях, что помогает у младших школьников корригировать речевую функцию, предотвращая возникновение таким серьезных нарушений, как дислексия, дисграфия и т.д.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: Н.Х. Швачкин, Е.Р. Левина, Н.А. Никашина, Л.Е. Кыласова, Т.С. Овчинникова, М.Ф. Фомичева и др.

Процесс звукообразования у ребенка обуславливает недостаточное развитие фонематического восприятия: нарушения звукопроизношения могут вызывать задержку формирования способности распознавать звуки речи. У ребенка, имеющего фонетико-фонематическое недоразвитие речи с задержкой будет формироваться процесс чтения, а на письме будут наблюдаться многочисленные ошибки.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Совместная работа учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений у младших школьников».

Цель исследования: выявить фонетико-фонематические нарушения у младших школьников и разработать программу совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.

Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения речи.

Предмет исследования: проявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются следующим:

1) трудностями дифференциации звуков в речи;

2) трудностями определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.

Задачи исследования:

1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей;

2) подобрать методы выявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников и провести экспериментальное исследование;

3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;

4) разработать программу совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- описание феномена фонетико-фонематического недоразвития речи как вида нарушения речи у детей(Л.И. Белякова, Н.А. Никашина и др.);

- подходы к логопедическому изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей(развития фонетико-фонематической стороны речи у детей(В.А. Ракитина, М.Ф. Фомичева, Н.Х. Швачкини др.);

- подходы к коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей (Т.И. Пименова, И.А. Смирнова, В.Н.Чернякова, Н.Н. Яковлева и др.).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (экспериментальные методики);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования:

- представлена характеристика нарушений речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;

- описана структура логопедического обследования при фонетико-фонематическом недоразвитие речи детей, которая включает в себя обследование произносительной стороной речи; особенности

фонематического восприятия и синтеза и т.д.;

- описаны этапы совместной деятельности учителя начальной школы и логопеда по исправлению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны и описаны методики для обследования звукопроизношения и фонематической стороны речи, которые могут быть использованы в диагностической работе логопеда при обследовании младших школьников;

- с учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая может быть использована в коррекционной работе учителями начальных классов и логопедов.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей «Содружество №106», Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. «ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексикограмматическими нарушениями» [8, с. 24].

Нарушения речи (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу.

ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: «артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями» [26, с. 102].

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

«Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звукослоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность» [27, с. 120-121].

По мнению А.Н. Гвоздева, «фонематическое развитие детей в детстве происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения» [16, с. 199].

Ребенок, по мнению Н.Х. Швачкина, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. «К пяти годам у ребенка с нормальным речевым развитием все грамматические категории родного языка оказываются сформированными; он, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, говорит развернутыми фразами, правильно согласовывая слова с помощью любых предлогов, родовых и падежных окончаний и пр. Лексикон пятилетнего ребенка составляет три-четыре тысячи слов, представлены в нем все части речи; ребенок использует активно словотворчество и словообразование» [36, с. 134].

Профессор Р.Е. Левина, исследователь детских речевых нарушений, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии[23].

У ребенка на первом, дофонемном, этапе развития речи полностью отсутствует дифференциация звуков, собственно активная речь и понимание речи.

Различие наиболее контрастных или далеких фонем возникает на втором этапе, но отсутствует при этом дифференциация близких фонем. Произношение ребенка искаженное, неправильное. Он не различает неправильного и правильного произношения других людей, особенностей своего произношения не замечает. Одинаково ребенок реагирует на правильно произносимые слова и на те же, но искаженные слова, которые произносят взрослые так, как их произносит сам ребенок.

Решающие сдвиги происходят на третьем этапе. Ребенок в соответствии с их фонематическими признаками уже начинает слышать звуки языка. Неправильно произносимые слова он уже узнает и способен замечать различие между неправильным и правильным произношением. Речь еще остается неправильной.

Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление фонетико-фонематических нарушений у младших школьников и разработка программы совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.

В начале данного исследования мы выдвинули предположение о том, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.

Обозначенная цель исследования и заявленная гипотеза предполагали решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.

Проведя обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематического нарушения речи в отечественной психолого-педагогической науке, мы пришли к выводу, что под фонетико-фонематическим недоразвитием подразумевается нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом, характеризующееся заменами, смешением и искажением звуков, нарушениями слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Логопедическое обследование звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.

Совместная работа педагогов и логопеда по фонетико-фонематическому развитию осуществляется над произносительной стороной речи, формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза на уроках русского языка и литературного чтения и на логопедических занятиях.

Изучив методики для анализа звукопроизношения и фонематической стороны речи младших школьников и проведя экспериментальное исследование, мы выявили особенности звукопроизношения и фонематической стороны речи, как и было заявлено в цели и задачах исследования.

В результате экспериментального исследования были получены следующие результаты:

- протекание процессов звукопроизношения свидетельствует о том, что нарушения звукопроизношения проявляются у всех испытуемых: наиболее частотными являются нарушения в произношении свистящих, дифференциация шипящих и свистящих, соноров, требуя логопедической коррекции;

- изучение фонематической стороны речи показало также подтверждение гипотезы, а именно: нарушения фонетико-фонематической стороны речи проявляется в затруднении определения фонемного состава слова, в затруднении анализировать услышанное слово с точки зрения его звукового состава.

Таким образом, мы можем утверждать, что заявленная в начале исследования гипотеза, касающаяся того, что что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза, получила свое подтверждение.

Выявив отклонения от нормы у испытуемых относительно звукопроизношения и фонетико-фонематического нарушения речи, мы пришли к выводу о необходимости работки программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков в начальной школе и логопедических занятий.

С учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, нами была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая была составлена с учетом содержания основной образовательной программы и требований ФГОС НОО.

Разработанная программа содержит 5 тематических направлений: уроки русского языка, чтения, и логопедические занятия, которые содержат составленные нами задания, положительно влияют на исправление фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста.

Мы считаем, что регулярная работа по данной программе на уроках начальной школе или периодическое обращение к ней на уроках или логопедических занятиях позволит повысить показатели испытуемых, касающиеся уровня звукопроизношения и исправления фонетико-фонематических нарушений речи.

Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 184 с.

2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст]/ В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. -112 c.

3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. - 210 с.

4. Альбом для логопеда [Текст] 2-е изд. испр. и допол. / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 279 с.

5. Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно-демонстрационный материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

+ еще 33 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика