Дипломная работа

«Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников 7

1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи 7

1.2. Изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи 11

1.3. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи 15

1.4. Организация и содержание совместной работы учителя начальной школы и логопеда 18

Выводы по главе 1 21

ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ результатов исследования 27

2.3. Программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников 37

Выводы по главе 2 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Введение

Актуальность проблемы исследования связана с тем, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Таким образом, у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием(ФФН) проблема формирования фонематических процессов является актуальной, так как развитие фонематического анализа и синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. Раннее выявление у детей с ФФН и оказание педагогической и логопедической помощи им в специально организованных условиях, что помогает у младших школьников корригировать речевую функцию, предотвращая возникновение таким серьезных нарушений, как дислексия, дисграфия и т.д.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: Н.Х. Швачкин, Е.Р. Левина, Н.А. Никашина, Л.Е. Кыласова, Т.С. Овчинникова, М.Ф. Фомичева и др.

Процесс звукообразования у ребенка обуславливает недостаточное развитие фонематического восприятия: нарушения звукопроизношения могут вызывать задержку формирования способности распознавать звуки речи. У ребенка, имеющего фонетико-фонематическое недоразвитие речи с задержкой будет формироваться процесс чтения, а на письме будут наблюдаться многочисленные ошибки.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Совместная работа учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений у младших школьников».

Цель исследования: выявить фонетико-фонематические нарушения у младших школьников и разработать программу совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.

Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения речи.

Предмет исследования: проявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются следующим:

1) трудностями дифференциации звуков в речи;

2) трудностями определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.

Задачи исследования:

1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей;

2) подобрать методы выявления фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников и провести экспериментальное исследование;

3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;

4) разработать программу совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- описание феномена фонетико-фонематического недоразвития речи как вида нарушения речи у детей(Л.И. Белякова, Н.А. Никашина и др.);

- подходы к логопедическому изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей(развития фонетико-фонематической стороны речи у детей(В.А. Ракитина, М.Ф. Фомичева, Н.Х. Швачкини др.);

- подходы к коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей (Т.И. Пименова, И.А. Смирнова, В.Н.Чернякова, Н.Н. Яковлева и др.).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (экспериментальные методики);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования:

- представлена характеристика нарушений речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;

- описана структура логопедического обследования при фонетико-фонематическом недоразвитие речи детей, которая включает в себя обследование произносительной стороной речи; особенности

фонематического восприятия и синтеза и т.д.;

- описаны этапы совместной деятельности учителя начальной школы и логопеда по исправлению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны и описаны методики для обследования звукопроизношения и фонематической стороны речи, которые могут быть использованы в диагностической работе логопеда при обследовании младших школьников;

- с учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая может быть использована в коррекционной работе учителями начальных классов и логопедов.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей «Содружество №106», Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Изучение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид нарушения речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. «ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексикограмматическими нарушениями» [8, с. 24].

Нарушения речи (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу.

ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: «артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями» [26, с. 102].

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

«Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звукослоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность» [27, с. 120-121].

По мнению А.Н. Гвоздева, «фонематическое развитие детей в детстве происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения» [16, с. 199].

Ребенок, по мнению Н.Х. Швачкина, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. «К пяти годам у ребенка с нормальным речевым развитием все грамматические категории родного языка оказываются сформированными; он, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, говорит развернутыми фразами, правильно согласовывая слова с помощью любых предлогов, родовых и падежных окончаний и пр. Лексикон пятилетнего ребенка составляет три-четыре тысячи слов, представлены в нем все части речи; ребенок использует активно словотворчество и словообразование» [36, с. 134].

Профессор Р.Е. Левина, исследователь детских речевых нарушений, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии[23].

У ребенка на первом, дофонемном, этапе развития речи полностью отсутствует дифференциация звуков, собственно активная речь и понимание речи.

Различие наиболее контрастных или далеких фонем возникает на втором этапе, но отсутствует при этом дифференциация близких фонем. Произношение ребенка искаженное, неправильное. Он не различает неправильного и правильного произношения других людей, особенностей своего произношения не замечает. Одинаково ребенок реагирует на правильно произносимые слова и на те же, но искаженные слова, которые произносят взрослые так, как их произносит сам ребенок.

Решающие сдвиги происходят на третьем этапе. Ребенок в соответствии с их фонематическими признаками уже начинает слышать звуки языка. Неправильно произносимые слова он уже узнает и способен замечать различие между неправильным и правильным произношением. Речь еще остается неправильной.

Заключение

Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление фонетико-фонематических нарушений у младших школьников и разработка программы совместной работы учителя и логопеда по преодолению этих нарушений.

В начале данного исследования мы выдвинули предположение о том, что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза.

Обозначенная цель исследования и заявленная гипотеза предполагали решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.

Проведя обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематического нарушения речи в отечественной психолого-педагогической науке, мы пришли к выводу, что под фонетико-фонематическим недоразвитием подразумевается нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом, характеризующееся заменами, смешением и искажением звуков, нарушениями слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Логопедическое обследование звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.

Совместная работа педагогов и логопеда по фонетико-фонематическому развитию осуществляется над произносительной стороной речи, формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза на уроках русского языка и литературного чтения и на логопедических занятиях.

Изучив методики для анализа звукопроизношения и фонематической стороны речи младших школьников и проведя экспериментальное исследование, мы выявили особенности звукопроизношения и фонематической стороны речи, как и было заявлено в цели и задачах исследования.

В результате экспериментального исследования были получены следующие результаты:

- протекание процессов звукопроизношения свидетельствует о том, что нарушения звукопроизношения проявляются у всех испытуемых: наиболее частотными являются нарушения в произношении свистящих, дифференциация шипящих и свистящих, соноров, требуя логопедической коррекции;

- изучение фонематической стороны речи показало также подтверждение гипотезы, а именно: нарушения фонетико-фонематической стороны речи проявляется в затруднении определения фонемного состава слова, в затруднении анализировать услышанное слово с точки зрения его звукового состава.

Таким образом, мы можем утверждать, что заявленная в начале исследования гипотеза, касающаяся того, что что фонетико-фонематические нарушения речи у младших школьников характеризуются трудностями дифференциации звуков в речи, определения последовательности звуков в слове и фонематического синтеза, получила свое подтверждение.

Выявив отклонения от нормы у испытуемых относительно звукопроизношения и фонетико-фонематического нарушения речи, мы пришли к выводу о необходимости работки программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков в начальной школе и логопедических занятий.

С учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, нами была разработана программа совместной работы учителя и логопеда по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у младших школьников, которая была составлена с учетом содержания основной образовательной программы и требований ФГОС НОО.

Разработанная программа содержит 5 тематических направлений: уроки русского языка, чтения, и логопедические занятия, которые содержат составленные нами задания, положительно влияют на исправление фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста.

Мы считаем, что регулярная работа по данной программе на уроках начальной школе или периодическое обращение к ней на уроках или логопедических занятиях позволит повысить показатели испытуемых, касающиеся уровня звукопроизношения и исправления фонетико-фонематических нарушений речи.

Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.

Список литературы

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 184 с.

2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст]/ В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. -112 c.

3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. - 210 с.

4. Альбом для логопеда [Текст] 2-е изд. испр. и допол. / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 279 с.

5. Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно-демонстрационный материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

+ еще 33 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Совместная работа учителя и логопеда по преоделению фонетико-фонематического недоразвития у младших школьников»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика

Похожие работы
  • Дипломная работа:

    Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. Изучение проблемы фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке 7
    1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 7
    1.2. Проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи в младшем школьном возрасте 10
    1.3. Особенности диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 12
    1.4. Урок русского языка в начальной школе и его роль в формировании фонетико-фонематической стороны речи 18
    Выводы по главе 1 22
    ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 24
    2.1. Организация и методы исследования 24
    2.2. Анализ результатов исследования 30
    2.3. Программа коррекционно-педагогической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41
    Выводы по главе 2 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Дипломная работа:

    Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания

    75 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВЫЯЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ 7
    1.1 Характеристика нарушения письма у младших школьников и их причины 7
    1.2 Характеристика формирования навыков письма у учащихся с нарушением внимания 15
    1.3 Методические подходы по преодолению трудностей на письме у младших школьников с нарушением внимания 21
    Вывод по 1 главе 27
    Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ВЫЯЛЕНИЕ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ 28
    1.4 Организация и методика констатирующего эксперимента 28
    2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 33
    2.3 Методические рекомендации по предупреждению и коррекции письма у младших школьников с нарушением внимания 41
    Выводы по главе 2 55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
    ЛИТЕРАТУРА 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 66
  • Дипломная работа:

    Изучение слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

    97 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    I. ГЛАВА. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
    1.1 Формирование слухового восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе 8
    1.2 Особенности формирования слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи 16
    Выводы по I главе 18
    II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 19
    2.1 Организация и содержание исследования 19
    2.2 Качественно-количественный анализ результатов исследования 25
    2.3 Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
    Выводы по II главе 41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
    ПРИЛОЖЕНИЯ 49
  • Дипломная работа:

    Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня

    55 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
    1.1. Формирование словообразования в онтогенезе 7
    1.2. Особенности развития навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10
    1.3. Современные подходы к развитию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 13
    Выводы по главе 1 19
    Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
    2.1. Организация и методы исследования 21
    2.2. Исследование навыков словообразования и качественно-количественный анализ результатов 23
    2.3. Методические рекомендации по коррекции развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 30
    Выводы по главе 2 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
    ПРИЛОЖЕНИЕ 52
  • Дипломная работа:

    Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
    ИКТ компетенции: понятие и сущность 7
    Использование ИКТ технологий при формировании ИКТ компетенций у младших школьников 18
    1.3. Формирования ИКТ-компетенций у младших школьников при обучении по УМК «Школа 2100» 28
    Вывод по первой главе 39
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
    2.1. Диагностика уровня сформированности ИКТ компетенций у младших школьников 42
    2.2. Реализация программы формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности 48
    2.3. Анализ опытно-педагогической работы по формированию ИКТ компетенций у младших школьников и требования, предъявляемые к учителям начальных классов 53
    Вывод по второй главе 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
  • Дипломная работа:

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в рамках курса Окружающий мир

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 10
    1.1.Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия на ступени НОО 10
    1.2. Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младшего школьника 14
    1.3. Исследовательская деятельность, как средство формирования регулятивных УУД у младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» 21
    Вывод по первой главе 28
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 30
    2.1. Определение уровня сформированности регулятивных УУД у младшего школьника 30
    2.2.Организация урока по окружающему миру по формированию регулятивных УУД 37
    2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы 42
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    Литература 53