Дипломная работа

«Изучение и развитие навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  • 68 страниц(ы)
  • 384 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

1.1. Развитие речи дошкольника в онтогенезе 7

1.2. Пространственные предлоги как грамматическая конструкция. Значение и особенности развития пространственных предлогов у дошкольников 12

1.3. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи 15

Вывод по I главе 23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

2.1. Цели, задачи, организация экспериментального исследования 25

2.2. Анализ результатов исследования 32

2.3. Методические рекомендации по развитию навыков употребления предлогов у дошкольников с ОНР 39

Вывод по II главе 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.

Но в современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов и др.).

Обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. По мнению Л.С. Выготского, речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи воздействия на окружающих.

Изучением особенностей формирования речи детей с ОНР и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева,

Ястребова и другие. Авторы подчеркивают не только необходимость коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР, но и говорят о важности проблемы обучения детей с общим речевым недоразвитием в целом.

Таким образом, процесс формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка.

Целью нашей работы является изучение особенностей употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР и разработка методических рекомендаций к их развитию.

Объект исследования: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: процесс развития навыков употребления пространственных предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: изучение особенностей употребления

пространственных предлогов у дошкольников с ОНР будет эффективным при условии обследования ориентировочных представлений по отношению к себе и другим предметам на не вербальном и вербальном уровне.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу данной теме.

2. В ходе экспериментального исследования изучить пространственные представления у старших дошкольников с ОНР III уровня.

3. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по развитию навыков употребления пространственных предлогов у детей дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической,

лингвистической, методической литературы по теме исследования;

- метод констатирующего эксперимента;

- интерпретационный метод: анализ полученных данных, формирование выводов.

Методологическая и теоретическая база исследования: исследования проблем развития пространственных представлений детей в работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Я.Семаго, Н.Н.Семаго, теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические основы деятельностного подхода в обучении (С.Л. Рубинштейн, А.А.Леонтьев).

Теоретическая значимость: состоит в углубленном анализе современных представлений о пространственных представлениях детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи, анализе подходов к диагностике и изучению пространственных предлогов у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость: исследования заключается в подборе комплекса заданий для диагностического исследования пространственных представлениях детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи и разработке методических рекомендацийпо развитию навыков употребления предлогов у дошкольников с ОНР.

База исследования: МБДОУ Детский сад № 106, подготовительная к школе группа детей с нарушениями речи.

Структура выпускной квалификационнойработы: введение, две главы,выводы по главам,заключение,список литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется гипотеза, определяются цели, задачи и методы исследования.

В первой главе дается обзор данных теоретической, лингвистической и методической литературы при общем недоразвитии речи, формирования пространственных предлогов у дошкольников ОНР.

Во второй главе приводятся результаты экспериментального изучения пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, анализ этих результатов, содержание методических рекомендаций по их формированию.

В заключении подводится итог экспериментальной работы, и делаются соответствующие выводы.

ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

1.1. Развитие речи дошкольника в онтогенезе

Рассмотрим поэтапность формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи дошкольника [11].

1. Дофонемный период (до 1 года).

У новорожденных нет речевых проявлений. Крик - врожденная голосовая реакция на воздействие окружающей среды, носит рефлекторный характер. В этом периоде основные доречевые вокализации:

o с 3-х месяцев - гуканье - короткие тихие вскрики, по характеру

напоминающие заднеязычные звуки, т.к. лежа корень языка оттянут назад);

o 3 мес. - гуление - плавные протяжные звуки;

o Позже - развернутое гуление. Сочетание из 2-3 звуков: гласных и согласных. Согласные близки к рефлекторным звукам. К концу периода гуления, развернутое гуление становится более понятным и приобретает определенные интонации как результат примитивных эмоциональных переживаний.

o 4-5 мес. - лепет развивается на базе врожденных реакций ребенка (сосание, глотание) На первых порах в лепете можно услышать много звуков, сходных по произношению с "взрослыми" звуками. Но гласные артикуляторно произносятся практически одинаково, у согласных сглаживаются основные фонетические признаки: твердый-мягкий, звонкий- глухой. По мере развития лепета звуки начинают различаться.

Вопрос о сроках развития лепета спорный. Одни говорят — 2-3 мес., другие — 6 мес. Такая разница объясняется тем, что трудно определить реальные границы, отделяющие лепет от предшествующей вокализации. Эти границы во многом индивидуальны, у каждого ребенка смещены как в одну, так и в другую сторону. В развитии лепета играет не только врожденная реакция рече двигательного аппарата, но очень важны речеслуховые органы.

В развитии лепета очень важную роль играет эхолалия - ребенок, слыша, что произносят взрослые, повторяет, не понимая смысла. Лепет очень важен для развития речи. Происходит общая упражняемость артикуляторного аппарата, это основа полноценного развития речедвигательного и речеслухового аппаратов.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым закладывается основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекая внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [8;9].

2. Фонемный период (1г.-6 лет).

J Период формирования и оформления самостоятельной речи. Общий принцип усвоения и формирования речи - от простого к сложному. Во многом последовательность формирования звуков определяется развитием рече двигательного аппарата. Параллельно идет развитие лексической стороны речи (словаря). Вначале это проявляется в аморфных словах-корнях (собака-бака). Активно используются жесты и мимика. Словарь развивается очень быстро: количество слов и углубление их понимания. В определенной последовательности идет усвоение частей речи:

J существительные: обозначение знакомых, часто встречающихся предметов;

J глаголы: вначале повелительной формы (дай) и неопределенной формы;

J наречия и местоимения;

J прилагательные;

J числительные;

J служебные части речи; причастия-деепричастия - в школьном возрасте.

3.Развитие грамматического строя речи начинается на 2-м году жизни.

Проблема речевого развития ребенка дошкольного возраста занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР является одним из актуальных вопросов.

Показателями сформированности данного умения являются наличие ориентировочных представлений по отношению к себе и другим предметам, дифференциация предложно-падежных конструкций, понимание пространственных предлогов. У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность этого умения.

Мы предположили, что изучение особенностей употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР будет эффективным при условии обследования ориентировочных представлений по отношению к себе и другим предметам на не вербальном и вербальном уровне.

Нами было проведено констатирующее исследование, целью которого являлось изучение особенностей употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР и разработка методические рекомендаций к их развитию.

Работа по изучению особенностей употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР проводилась с использованием приемов Е.Ф.Архиповой, В. В. Гербовой, О.С.Яцель, О.Е. Громовой,Г. В. Чиркиной следующим направлениям:

1. Исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве;

2. Исследование понимания пространственных предлогов, выражающих соотношение частей тела;

3. Исследование ориентировки в пространстве на примере картинок;

4. Исследование дифференциации предложно-падежных конструкций.

5. Исследование уровня сформированности понимания пространственных предлогов - антонимов.

Анализ констатирующего исследования показал, что особенности употребления пространственных предлогов у дошкольников с ОНР различны. У детей с ОНР имеется ряд нарушений в формировании ориентировочных представлений по отношению к себе и другим предметам. Нарушена ориентировка собственного тела ребенка в пространстве, имеются трудности в правильном назывании предметов вокруг себя с использованием предлогов, дошкольники заменяли предлоги вспомогательными словами, а сложные предлоги более простыми для их понимания. Наблюдались трудности в употреблении сложных предлогов (из - под, из - за), противопоставления предлогов: в-из, через-сквозь, в-около. Неспособность дошкольников свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга обусловлена общим недоразвитием речи.

Результаты проведенного исследования показывают, что поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, а гипотеза получила свое подтверждение.

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб: «Детство-Пресс», 2003. - 128 с.

2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр

«Академия», 2000. - 400 с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.

4. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения - СПб: Детство-Пресс, 2001.- 240 с.

5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 2003. - 416 с.

+ еще 48 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение и развитие навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика