Дипломная работа
«Изучение речевого развития детей раннего возраста»
- 55 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения речи детей в группе раннего возраста 6
1.1. Онтогенез речевого развития детей раннего возраста 6
1.2. Проявления дизонтогенеза речи у детей раннего возраста 10
1.3. Методические подходы к развитию речи детей раннего возраста 13
Выводы по первой главе 19
Глава II. Экспериментальное изучение речи детей в группе раннего возраста 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Разработка и реализация программы по речевому развитию детей раннего возраста 36
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения
В настоящее время отмечается, что речевые имеются присутствуют у многих детей. По данным Министерства здравоохранения РФ и ВОЗ в настоящее время речевые нарушения являются распространенным явлениям. На сегодняшний день такие нарушения отмечаются у 30% детей. И только 68% детей, имеющих нарушения в речевом развитие, получают специализированную помощь только после 5 лет. В данном возрасте дефекты как правило, уже закрепляются у ребенка, в связи с чем устранить их становится сложнее. У 20 — 30% детей при поступлении в школу
сохраняются проявления общего недоразвития речи, которые в свою очередь вызывают определенные трудности в дальнейшем обучении и социальной адаптации (Н.С. Жукова [19], P.E. Левина [36], Л.Ф Спирова, Г.В. Чиркина.
Ограничение возможностей преодоления общего недоразвития речи у детей связано с сочетанием речевых нарушений; со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер разнообразной психопатологической и неврологической симптоматикой (А.Н. Корнев [29], В.К. Орфинская [46], Е.Ф. Соботович).
Цель исследования: изучение речи детей в группе раннего возраста.
Объект исследования - особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изучение речи детей раннего возраста предполагает исследование восприятия, понимания речи и первоначальных речевых умений.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития речи детей раннего дошкольного возраста;
2. Изучить психолого-медико-педагогическую документацию детей экспериментальной группы;
3. Подобрать методику изучения развития речи детей раннего возраста и провести констатирующий эксперимент;
4. Провести анализ и обсуждение результатов опытно - экспериментального изучения, сделать выводы.
Теоретико - методологическая база исследования:
- теория речевой деятельности сформулированная в трудах (Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, Н.И.Жинкина, А. Р.Лурии;)
- педагогические концепции развития речи детей раннего и дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Гербова, В.В.Ветрова, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, А.Р:Лурия, И.М.Кононова, М.Т.Елагина, А.Н.Леонтьев, Г.М.Лямина, О.С.Ушакова, Ж.Пиаже и др.);
Методы исследования:
- анализ научно - методической литературы;
- наблюдение, беседы;
- эксперимент и его анализ;
- анализ результатов проведенного исследования;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что проанализирована научно-методическая литература, касающаяся состояния речи детей в группе раннего возраста, выделены представления о раннем онтогенезе речи. Систематизированы методические подходы к изучению развития речи детей раннего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что диагностические материалы констатирующего эксперимента могут быть использованы в практической работе учителей-логопедов, воспитателей, могут быть рекомендованы для студентов, обучающихся по направлению «Логопедия».
База экспериментального исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 26. «Улыбка» г. Туймазы, ул. Луначарского 49. Экспериментальную выборку составили 10 детей раннего возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения речи детей в группе раннего возраста
1.1. Онтогенез речевого развития у детей раннего возраста.
Формирование речи у детей связано со многими процессами развития ребенка - с умственным развитием, с качественным изменением всех психических процессов, с формированием личности. Речь является важной частью социальной адаптации ребенка (Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [25], М.И. Лисина [32] и другие).
Так, отмечается, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, имеют отставания в вербальном развитии. Бесспорной остается роль коммуникативного фактора в формирование и развитии речи (Н.М. Аксарина [3], М.И. Лисина [32] и др.). Непонятным остается вопрос, почему в большинстве случаев происходит отставание в речевом развитии именно у детей, воспитывающихся в детских домах.
Исследованию данной темы посвящено много работ различных исследователей.
Этапы речевого развития.
Первый этап речевого развития начинает происходить в возрасте от 1 до 1,5 лет. Данный этап связан со становлением пассивной и активной речи.
Пассивная речь. В данный возрастной период активно уваливается пассивный словарь, то есть количество понимаемых слов. Речь взрослого человека, организующая действия ребенка, начинает пониматься им достаточно рано. Ребенок уже в один год начинает понимать и инструкции взрослого относительно общих действий. Но при этом, примерно до 1,5 лет развивается только понимание речи при незначительном росте активного словаря.
В первую очередь, ребенок начинает усваивать словесные обозначения окружающих явлений и предметов, после чего имена взрослых, названия игрушек и, уже потом, названия частей тела и лица. Это все — имена существительные, которые обычно приобретаются ребенком в течение второго года жизни. В 2 года нормально развивающийся ребенок уже способен понимать значения почти всех слов, которые относятся к окружающим его предметам.
Активная речь. В 1 2- года у ребенка интенсивно развивается и активная речь: расширяется активный словарь, количество произносимых слов при этом намного меньше, чем понимаемых. В 1 года ребенок уже начинает называть вещи своими словами. В этом же возрасте начинают формироваться общие представления об окружающем мире в форме образов. Для начала освоения речи ребенку необходимо научиться связывать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, которые произносят взрослые в его присутствии.
Грамматика речи. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет, развитие грамматических структур проявляется слабо, при этом остается невыраженным и употребление слов в основном в неизменном виде.
Второй этап развития речи начинается после 1,5 лет и продолжается до 2,5 лет. На втором году жизни у ребенка активно расширяется активный словарь. В среднем ребенок 15, лет усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их очень редко. После 1,5 лет происходит резкий скачок в речевом развитие. К двум годам дети уже знают в среднем около 300 слов, а в 3 года —1200—1500 слов. В этом возрасте дети начинают использовать предложения в своей речи.
Также повышается интерес ребенка к окружающему миру. В этом возрасте дети хотят все узнавать. Они внимательно слушают, наблюдают, стараются потрогать. Пассивный словарь детей в этот возрастной период не сильно отличается от активного, и их соотношение в 3 года составляет как правило 1:1,3.
Предложения. Ребенок в начале своего развития пользуется только однословными предложениями. Позднее в речи появляются предложения, из двух слов, состоящие из подлежащего и сказуемое. Такие предложения могут заключать в себе некоторую мысль или уже целостное высказывание. Чаще всего это субъект и его действие (например, мама идет), действие и объект действия (например, дай воды, хочу конфет»), или действие и место его совершения (например, игрушка там).
В данный период дети начинаю комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. К концу второго года начинается переход к активной самостоятельной речи, направленной уже на управление поведением других людей и на овладение своим собственным поведением.
Грамматика речи. В данный возрастной период у детей начинается интенсивное формирование грамматических структур предложения. Отдельные слова становятся частями предложения, согласовываются их окончаний. В 3 года дети в большинстве случаев правильно применяет падежи, составляют предложения из нескольких согласованных между собой слов. В этот же период появляется и сознательный контроль за правильностью своей речи.
У детей раннего дошкольного возраста отграничение темповых задержек развития речи от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи является сложной медико-психолого-педагогической проблемой. Важнейшая роль в диагностике отводится коррекционным занятиям, в процессе которых подтверждаются педагогические заключения о характере речевого нарушения.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, нормального речевого и социального окружения.
У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В этот период происходит формирование самой важной и сложной функции головного мозга - речи. Разные отрицательные факторы оказывают на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.
Все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
• 6 детей легко находят нужные предметы и действия, из них 3 детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под».
• 7 детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 2 детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов.
• Все дети пользуются речью, а 3 детей используют в своей речи фразы и предложения.
Но на ряду с этим были выявлены и такие проблемы как:
• 7 детей не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями.
• 4 детей в активной речи используют только отдельные слова.
• Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих цвет.
• 4 детей выполняют только одноактные инструкции.
Система специального обучения детей раннего возраста строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Обучение детей осуществляется на разных занятиях. Система обучения предусматривает последовательное, целенаправленное развитие речи в раннем возрасте и преодоление нарушений в речевом развитии на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.
1. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М.
Академия,2008 - 400с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 2008-345с.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — 2-е изд-Спб- 329с.
4. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, СПб, Детство - Пресс, 2009-123с.
5. Александрова Т.В. Практические задания по формированию уровня речевого развития речи у дошкольников-Спб- Академия-2010-325 с.
+ еще 35 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Изучение речевого развития детей раннего возраста» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение понимания речи у детей раннего возраста
Дипломная работа:
Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Дипломная работа:
Условия развития предметной деятельности у детей раннего возраста
Контрольная работа:
Особенности развития детей раннего возраста
Дипломная работа:
Организация закаливания детей раннего возраста в условиях семейного воспитания