Дипломная работа
«Валеолого-педагогическое обеспечение обучения обж в современной школе»
- 95 страниц
Введение 3
Глава І. Теоретические основы валеолого-педагогического обеспечения обучения ОБЖ 8
1.1. Роль и место предмета ОБЖ в педагогическом процессе 8
1.2. Стили педагогического общения при обучении ОБЖ в современной школе 16
1.3. Компетентностный подход к формированию уровня профессиональной готовности будущих учителей ОБЖ 26
Выводы І главы 47
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению валеолого-педагогического обеспечения обучения ОБЖ в современной школе 49
2.1. Организация и методика создания системы валеолого- педагогического сопровождения обучения ОБЖ в школе 49
2.2. Валеолого-педагогические технологии процесса обучения ОБЖ 59
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 65
Выводы ІІ главы 71
Заключение 73
Литература 75
Приложения 79
В условиях ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, творчески преобразовывать окружающий мир и свой образ жизни.
Многочисленные авторы: Э.Антюхин [3], Н.П. Абаскалова [1], А.Л.Андреев [2], А.Смирнов [30], И.К.Топоров [35], В.Сапронов [26,27], Л.Ф. Бережков, В.Л. Вишневская, С.В. Петров [23], В.А. Шишкина, считают, что в школах следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. сожалению, данные различных исследований выявляют низкий уровень валеологической грамотности у современных школьников, отсутствие полноценных представлений о сущности здоровья и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, способах его укрепления и сохранения, о компонентах здорового образа жизни. С точки зрения отечественных валеологов, у молодых людей преобладает пренебрежительно безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, не сформирован стиль здорового поведения и не развита потребность в ведении здорового образа жизни. Это указывает на необходимость и своевременного полноценного валеологического образования учащихся, которое обеспечивается процессом педагогического взаимодействия и применения широкого спектра педагогических средств и методов обучения.
Однако, рассматривая государственный образовательный стандарт образования, следует отметить, что он содержит отдельные разрозненные сведения о здоровье, преимущественно физическом. При этом отсутствует целостный взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления. Как отмечают многие российские педагоги, в современных учебных планах общеобразовательных учебных заведений проблема здоровья и формирования здорового образа жизни человека не является ведущей. В содержании разных общеобразовательных предметов - биологии, ОБЖ, экологии, физической культуры - компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены в полном объеме. В программах преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный. В связи с этим, содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения знаний о здоровом образе жизни и, в целом, ответственного отношения к здоровью.
В вопросах валеологического образования учитель ОБЖ должен занимать особое место, именно он даёт учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по здоровому образу жизни [19, 21].
В ходе изучения педагогического опыта работы учителей школ, установлено, что в использовании форм и методов проведения занятий по основам здорового образа жизни преобладают традиционные виды уроков: беседы, лекции, семинары, практические занятия, тестирование. Их содержание определяется программным материалом и возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.
Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений и навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов.
На наш взгляд, существующий подход к валеологическому образованию школьников на уроках ОБЖ, характеризуется низкой степенью эффективности и не дает положительных результатов. Для оптимизации обучения основам здорового образа жизни, освоение знаний о здоровье и формирование умений его охранять должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития учащегося. В связи с этим освоение валеологических знаний, умений и навыков возможно с использованием всей образовательной системы школы, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией оздоровительной и воспитательной работы в тесном сотрудничестве с родителями.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные технологии, способствующие формированию валеологической грамотности, организации здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся. В курсе ОБЖ решение задач оптимизации процесса валеологического образования возможно с помощью внедрения уроков нетрадиционного содержания: сюжетно-ролевых, уроков-дисскуссий, уроков-путешествий, деловых игр, интегральных уроков и т. д., а также путем использования в учебном процессе компьютерных информационных технологий [6]. Обязательным условием формирования культуры здоровья является включение школьников в активную здоровьеформирующую деятельность. Все вышесказанное показывает актуальность рассмотрения данной темы: «Валеолого-педагогическое обеспечение обучения ОБЖ в современной школе».
Объект: обучение ОБЖ в современной школе.
Предмет: валеолого-педагогическое обеспечение обучения ОБЖ в современной школе.
Цель работы: Выявить педагогические условия обучения ОБЖ в современной школе.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические проблемы валеолого-педагогического обеспечения обучения ОБЖ в современной школе;
2. Выявить педагогические условия обучения ОБЖ в современной школе;
3. Повысить валеолого-педагогическое обеспечение обучения ОБЖ в современной школе;
4. Разработать и валеолого-педагогическую программу для учителей ОБЖ.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:
развивать валеолого-педагогическое обеспечение обучения ОБЖ в современной школе;
применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ;
совместными усилиями педагогов, валеолагов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.
Методы исследования:
- исторический анализ проблемы исследования;
- теоретический анализ валеологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- сравнительный анализ подходов к изучению образовательных результатов;
- опрос, анкетирование, тестирование учащихся;
- математический анализ статистических данных результатов педагогических наблюдений и эксперимента;
- экспертная оценка результативности проводимого эксперимента;
- обобщение полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что была предложена и внедрена валеолого-педагогическая программа для учителя ОБЖ, как научно-методический подход к валеолого-педагогическому обеспечению обучения ОБЖ в современной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава І. Теоретические основы валеолого-педагогического обеспечения обучения ОБЖ
1.1. Роль и место предмета ОБЖ в педагогическом процессе
В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.
Предмет ОБЖ и вся система знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности базируются на дидактическом принципе максимального обеспечения безопасности жизнедеятельности с целью создания условий для сохранения здоровья и полноценной профессиональной подготовки учащихся и призваны решать следующие задачи:
- формирование у обучаемых знаний-умений и знаний-навыков по защите жизни и здоровья в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование активной жизненной позиции в отношении здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью;
- подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- реализация через курс ОБЖ некоторых задач экологического образования и воспитания [40].
Начало 1990-х гг. отмечено становлением новой образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», с помощью которой в стране реализуется государственная политика по обучению граждан основам безопасности жизнедеятельности. Особое значение отводится изучению вопросов безопасности в школах. По данным МЧС в России сегодня в 76 субъектах РФ образовательная область БЖД реализуется на школьном уровне через предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Содержание образования учащихся в этой области соответствует законодательным и нормативным документам.
Обязательный минимум содержания образования в области БЖД для учащихся среднеобразовательных учреждений описан в соответствующем Государственном образовательном стандарте.
Этот документ нормирует также максимальный объем возможной учебной нагрузки учащихся, требования к уровню их образовательной подготовки и другие вопросы.
Федеральный компонент стандарта содержит нормы и требования к курсу ОБЖ. Тем самым он обеспечивает единое образовательного пространство в этой области обучения школьников по всей стране.
Национально-региональный компонент включает нормы безопасного поведения и деятельности, отражающие специфику этнокультурных традиций, производственно-хозяйственной деятельности населения определенного региона или области, а также потребности города (населенного пункта) в обеспечении безопасности с учетом ее местных особенностей [8].
Школьный компонент предоставляет образовательному учреждению право вносить в содержание предмета учебный материал, актуальный для учащихся и учителей данного учреждения.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» конкретизируется в учебной программе.
Она представляет собой документ, устанавливающий структуру, содержание, последовательность предъявленного к изучению материала. По каждой теме обозначает объем научной информации (понятия, факты, основные законы, способы деятельности и др.), указывает предполагаемые результаты обучения, определяет межпредметные связи, опорные знания для успешного изучения темы или раздела курса. Может быть представлена и примерная методическая модель изучения материала (опорные понятия, логика и общие методы работы).
Учебная школьная программа включает следующие разделы:
• безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
• подготовка по основам военной службы.
Для изучения курса ОБЖ рекомендуется использовать возможности, предоставляемые в рамках вариативной части Базисного учебного плана, включать вопросы безопасности жизнедеятельности в содержание другие школьных предметов.
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. В начальной школе безопасность жизнедеятельности изучают в рамках предмета «Окружающий мир».
У младших школьников формируются начальные представления о здоровом образе жизни. Об опасностях в повседневном жизни (на улице, дома, на природе и др.), а также необходимые навыки гигиенического поведения.
На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование основных понятий о безопасности жизнедеятельности. Школьники углубляют и расширяют знания о здоровом образе жизни, о ЧС локального, природного и техногенного характера и их последствиях; о мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий от стихийных бедствий и ЧС техногенной природы; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Большое значение уделяется формированию у школьников устойчивой мотивации здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, развитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и самопомощи.
Для учащихся 10-11 классов курс ОБЖ представлен двумя образовательными линиями:
1) основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
2) основы военной службы.
Все разделы курса логически связаны между собой, а также с содержанием других школьных предметов (биология, химия, физика, технология, физическая культура и др.).
Итогом обучения ОБЖ в общеобразовательной школе должен стать такой уровень развития школьников, когда они готовы на практике обеспечить личную и коллективную безопасность, ориентируясь на предупреждение неоправданных рисков и опасностей.
Общими критериями сформированности у школьников мотивационной заинтересованности и практики безопасного поведения служат признание и соблюдение следующих положений:
• право на обеспечение допустимого уровня безопасности в жизни есть одно из основных прав человека;
• в любой деятельности безопасность должна быть приоритетной по отношению к ее результатам;
• грамотное отношение к вопросам безопасности во всех сферах деятельности человека является залогом его здоровья и благополучия;
• личная безопасность является залогом коллективной безопасности, так же как коллективная безопасность предполагает достижение безопасности отдельной личности.
Обучение основам безопасности жизнедеятельности в школе осуществляют, как правило, преподаватели из числа офицеров, уволенных из Вооруженных сил России.
Вместе с тем, в некоторых педагогических вузах страны организована профессиональная подготовка преподавателей-организаторов ОБЖ по специальности «Безопасность жизнедеятельность».
Важное место в ней занимает «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в виде базовой дисциплины профессиональной подготовки.
Основная цель курса – способствовать профессиональной подготовки будущего учителя ОБЖ на уровне сформированности основных компетенций в области БЖД для эффективной работы в общеобразовательном учреждении и обеспечения личной безопасности.
Цель конкретизируется следующим комплексом задач:
• овладеть методологией науки о БЖД;
• раскрыть содержание образования в области БЖД как социокультурный феномен;
• освоить дидактику как педагогическую систему через предмет БЖД;
• изучить законы, закономерности, принципы и тенденции обучения и воспитания личности ребенка исходя из задач обеспечения их безопасности;
• освоить методы, формы, средства, виды контроля и оценки качества образования в области БЖД;
• овладеть методикой обучения ОБЖ по ступеням образования;
• овладеть методиками организации и проведения воспитательной работы с учетом специфики предмета ОБЖ и др.
Ведущее место в обеспечении качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя ОБЖ занимает дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».
Для успешного изучения курса студентам необходимо знать основы педагогики и возрастной психологии, дисциплин общей и специальной предметной подготовки; владеть практическими умениями и навыками защиты и самозащиты от опасностей различного рода; повышать уровень общей, педагогической и физической культуры; выстраивать обоснованные перспективы личностно-профессионального развития и готовность достигать их.
Содержание курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» может отвечать перечисленным задачам подготовки будущих учителей ОБЖ, реализуя следующие принципы отбора учебного материала:
Принцип гуманизации провозглашает жизнь человека как непреходящую ценность и цель культуры безопасной жизнедеятельности, когда человек в мыслях, делах и поступках следует идеям устойчивого развития и прогресса последующих поколений.
Принцип приоритета ценностей общечеловеческого и общественно значимого смысла. Противопоставление ценностей (жизнь-смерть, опасность-безопасность и др.) в образовательном процессе развивает способность студентов (обучающихся) к оценочным действиям, с помощью которых осуществляется осознанный и ответственный выбор в пользу жизни, творчества и саморазвития.
Принцип интегративности обусловлен многоаспектностью проблем безопасности, что предполагает интеграцию различных областей знания вокруг таких фундаментальных понятий, как «опасность», «безопасность», «риск», «чрезвычайная ситуация», «авария» и др., а также вокруг специфических понятий БЖ – «пожар», «эпидемия», «дорожно-транспортное происшествие», «химически опасный объект» и др.
Объединяющей (интегрирующей) основой знаний по БЖ служат идеи триединой формулы безопасности «Предвидеть опасность - по возможности ее избегать - при необходимости действовать».
Принцип системности, определяет направленность содержания образования на формирование системной картины мира; построение учебного материала от простого к сложному, от части к целому в логике межпредметных связей и интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания о БЖД.
Принцип целостности раскрывает феномен эмерджентности образовательной системы, т.е. полностью усвоенное содержание образования дает личности больше, чем сумма знаний его отдельных частей. Целостность образования в области БЖД есть результат взаимосвязи и взаимообусловленности его составляющих. Изъятие хотя бы одного компонента приводит к нарушению целостности знания и опыта БЖД.
Принцип функциональной полноты отражает состоятельность развивающего эффекта только при полноте и актуальности содержания образования. Функциональная значимость учебного материала определяют по следующим критериям: место учебной темы в системе знания о мире опасностей и защиты от них, количество связей с другими темами, положение в логической последовательности изложения содержания курса и т.д. Следует отметить, что «выпадение» из содержания предмета какой-либо части может быть в определенной степени компенсировано другими разделами курса или утрачено полностью. Например, исключение из содержания предмета темы о гражданской обороне и включение ее фрагментов в содержание других тем (или предметов) привело к снижению качества образования в этой области БЖД
Принцип стандартизации упорядочивает образование в сфере безопасности жизнедеятельности посредством разработки и утверждения соответствующих учебных планов и программ на основе требований ГОС. Этот документ описывает обязательный минимум содержания курса на основе компетентностного подхода и двухуровневого профессионального образования (бакалавриат и магистратура).
Принцип общезначимости выдвигает требование к такому содержанию образования в области БЖ, которое отвечает социальному заказу государства обеспечить безопасность граждан средствами образования и воспитания. По замыслу этот принцип близок к принципу актуальности содержания образования.
Принцип фундаментальности определяет приоритет за теоретико-методологическим обеспечением науки о БЖД, взаимопроникновение гуманитарного и естественнонаучного знания о человеке в теорию и практику БЖД.
Принцип практичности включает требование осуществлять отбор содержания учебного материала, актуальный для нужд выживания и устойчивого развития современного человека.
Принцип историзма обусловливает потребность в исторической ретроспективе при исследовании опыта культуры безопасности различных народов, так как только в историческом контексте «обучающимся открываются ценности своего бытия»
Деятельностный принцип раскрывает феномен деятельности с позиции средства развития личности, описывает его составляющие – цель, мотивация активности, алгоритм действий, результат и его оценка, прогнозирование. Деятельность в связи с безопасностью многоаспектна: индивидуальная и коллективная, познавательная и практическая, репродуктивная и творческая и т.д.
Принцип профессиональной направленности призывает учитывать в содержании курса специфику профессиональной подготовки студентов (гуманитарная или техническая), а также ее ступени (начальное, среднее, высшее профессиональное образование и пр.). Для будущего учителя ОБЖ неотъемлемой частью профессиональной подготовки становятся дисциплины психолого-педагогического профиля [9, 40].
Перечисленные принципы отражают специфику курса «Теория и методика обучения БЖД».
Она состоит в том, что курс максимально приближен к потребностям современной школы, раскрывает механизм реализации единства задач обучения, воспитания и развития учащихся в учебном процессе.
С его помощью у студентов формируется целостное представление о методике обучения БЖД, о задачах, которые им предстоит решать в школьном курсе ОБЖ по ступеням обучения: начальная школа, неполная средняя школа и т.д.
В программу курса заложена идея поэтапного обучения студентов самостоятельной педагогической деятельности, начиная с ознакомительной педагогической практики и заканчивая задачами преддипломного прохождения практики в образовательном учреждении.
1.2. Стили педагогического общения при обучении ОБЖ в современной школе
В структуре педагогической деятельности важное место занимает коммуникативная составляющая. Под коммуникациями в педагогике понимают связь, в ходе которой происходит обмен информацией между участниками образовательного процесса.
Одной из форм коммуникаций является педагогическое общение.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя (учителя) с обучающимися на уроке ОБЖ и вне его, с определенными педагогическими функциями. Эти функции направлены на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между субъектами образовательного процесса.
В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает как инструмент воздействия на личность учащегося.
В отличие от других видов взаимодействия (социального, психологического, бытового, профессионального и др.) педагогическое общение предусматривает решение целого комплекса педагогических задач, направленных на развитие и воспитание обучающегося и классного коллектива в целом.
Учитель ОБЖ планирует и организует этот процесс, а ученики принимают и включаются в него (иначе общение не состоится).
Через общение учитель организует поведение и деятельность школьников, помогает преодолеть трудности в обучении ОБЖ и формировании характера, не потерять веру в свои возможности и потенциал саморазвития.
Содержанием педагогического общения является:
• обмен информацией,
• взаимонаправленное воспитательное воздействие друг на друга учителя и учащегося,
• организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств,
• проявление индивидуальности учителя.
К специфическим функциям педагогического общения на уроке ОБЖ следует отнести:
• решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание обучающегося и классного коллектива через предмет ОБЖ;
• социально-психологическое обеспечение образовательного процесса;
• организацию взаимоотношений с обучающимися при различных ситуациях общения (на уроке, в полевых условиях, во время военно-спортивных учений);
• оценку качества педагогического взаимодействия.
Сила воздействия учителя при общении с учениками основывается на авторитете его личности.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиций.
Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к педагогической действительности и педагогической деятельности.
В педагогической практике выделяют следующие типы общения:
• общая сложившаяся структура общения педагогов и обучающихся в образовательном учреждении (в ученическом коллективе);
• общение, характерное для конкретного вида педагогической деятельности;
• ситуативная практика общения при решении конкретной педагогической и (или) коммуникативной задачи.
Содержанием педагогического общения является:
• взаимопроникновение во внутренний мир друг друга (учителя ОБЖ и школьника);
• обмен информацией для совместного ее обсуждения;
• организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств;
• воспитательное воздействие учителя и обучающегося друг на друга.
Педагогическое общение строится исходя из ведущего типа отношений, возникающих в процессе их взаимодействия – объект-субъектных; субъект-субъектный и др. [7, 39].
В условиях модернизации системы образования все более важное внимание уделяется внедрению новых, прогрессивных педагогических технологий.
Важным фактором здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.
На организм школьника воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:
- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение.
Реализуя валеолого-педагогические технологии процесса обучения, учитель ОБЖ должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача воспитателя, учителя ОБЖ. Ведь главное богатство государства – это здоровье его граждан.
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова: учебно-метод. комплекс. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 188 с.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
3. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин // ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 1997. – № 5. – С. 7 – 10.
4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – Педагогика, 1989. – 560 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений /С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш шк.; НМЦ СПО, 2000. – 285 с.
6. Горбаткова, Е.Ю. Опасности социального характера. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 2006 с.
7. Горбушина, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: теория обучения / С.Н. Горбушина, В.А. Бойчук В.А., И.И. Сиваков: уч.-мет. пос. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 116 с.
8. Гумеров, Ф.Р. От основ безопасности жизнедеятельности к управлению безопасностью образовательного учреждения / Ф.Р. Гумеров, З.А. Хуснутдинова // Мониторинг и стандарты образования. – 2009. – № 4. – С. 6 – 8.
9. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2001. – 192 с.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
11. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.
12. Ильин, И.А. О грядущей России. Избранные статьи / И.А. Ильин. –М.: Воениздат, 2003. – 367 с.
13. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Пед. Поиск», 2000. – 336 с.
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.
15. Корнетов, Г.Б. Феномен образования / Г.Б. Корнетов // Магистр. – № 1. – С. 19 – 32.
16. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
17. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
18. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 95-100.
19. Микушин, Г.А. Обучение на уроках ОБЖ / Г.А. Микушин // ОБЖ «Основы безопасности жизни. – 1999. – № 12.– С. 13 – 16.
20. Митюшин, Н. В., ОБЖ как технологическая модель массового образования в области безопасности / Н.В. Митюшин, Ю.В. Репин, Г.С. Чеурин // Безопасность: Информ. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности – М, 2001.
21. Михайлов, Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе / Л.А. Михайлов: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.
22. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-у изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с.
23. Петров, С.В. Тематическое и поурочное планирование по основам ОБЖ: 5 класс. – М.: АСТ-Астрель, 2008, – 336 с.
24. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.::Когито-Центр, 2002.
25. Репин, Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Ю.В. Репин: учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 158 с.
26. Сапронов, В. Некоторые аспекты глобальной безопасности человека / В. Сапронов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 1999. – № 7. – С. 3 – 6.
27. Сапронов, В., Новая образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» / В. Сапронов, Б. Мишин // Народное образование. – 2001. – № 4. – С. 37 – 42.
28. Сериков, В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков // Изв. Волгоградского ГПУ. – 2003. – № 1. – С. 7–13.
29. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: учеб. – М.: «Владос», 2003. – 386 с.
30. Смирнов, А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности / А. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. .– № 11. – С. 11 – 15.
31. Суворова, Г.М. Теория и методика обучения основам безопасности / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева: метод. руков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 139 с.
32. Сулла, М. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ / М. Сулла, О. Сергеева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 1998. – № 8. – С. 20 – 24.
33. Сулла, М. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ / М. Сулла, О. Заенчик, О. Сергеева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 1998. – № 8. – С. 14 – 16.
34. Татарникова, Л.Г. Валеологические знания в системе начального образования / Л.Г. Татарникова // Нач.школа. – 1999. – № 1. – С. 43– 48.
35. Топоров, И. К. Методика преподавания курса “Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях / И.К. Топоров: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
36. Третьяков, П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский /под ред П.И.Третьякова, М .: Новая школа, 2001. – 352 с.
37. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – № 7. – С.4-6.
38. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
39. Чуктурова Н.И. Формирование уровня профессиональной готовности будущих учителей ОБЖ: теоретические основы. Учебное пособие. – Бирск: ГУП РБ Бирская городская типография, 2011. – 88 с.
40. Чуктурова Н.И. Безопасность жизнедеятельности: основы дидактики: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 76 c.
К работе прилагается презентация.
Есть приложения. Авторская работа.
Тема: | «Валеолого-педагогическое обеспечение обучения обж в современной школе» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 95 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ВКР:
Контроль и оценка результатов обучения по информатике в начальной школе
Дипломная работа:
Обучение культуре иностранного языка в современной школе.
Дипломная работа:
Организация обучения детей с овз на уроках музыки в общеобразовательной школе
Курсовая работа:
Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы