Курсовая работа
«Современное состояние проблемы очередности предоставления мест в детских дошкольных учреждениях»
- 49 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы очередности предоставления места ДОУ 4
1.1 Механизмы государственного регулирования и поддержка дошкольного образования 4
1.2 Нормативно-правовые основы предоставления мест в дошкольные образовательные учреждения 9
2 Состояние проблемы очередности предоставления места в ДОУ 16
2.1 Исследование состояния очередности предоставления мест в ДОУ 16
2.2 Социологическое исследование проблемы очередности предоставления мест в ДОУ на примере г. Пскова 23
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 46
В России уделяется большое внимание проблемам образования. В России сформирована развитая система дошкольного образования, предоставляющая самый широкий спектр образовательных услуг. По уровню развития дошкольного образования населения Россия находится на уровне развитых стран. Дошкольное образование является фундаментом последующего развития человека, поэтому ему отводится важное место в современной демографической и социальной политике.
Цель моей курсовой работы рассмотрение проблемы очередности предоставления мест в учреждения дошкольного образования в РФ и в г. Пскове, в частности.
Для реализации поставленной цели мною будут решены следующие задачи:
- определено значение дошкольного образования в национальной экономике;
- изучена нормативно-законодательная база регулирования предоставления мест в учреждения дошкольного образования;
- проанализирована реализация государственной политики в сфере дошкольного образования;
- проанализировано состояние дошкольного образования в Российской Федерации и Пскове;
- выявлены основные проблемы дошкольного образования;
Для решения поставленных задач в курсовой работе будут использованы: количественные и качественные методы оценки, основанные на анализе и сравнении.
1 Теоретические аспекты проблемы очередности предоставления места ДОУ
1.1 Механизмы государственного регулирования и поддержка дошкольного образования
Главным показателем развития страны, а также ее конкурентным преимуществом является уровень развития человеческого потенциала, который, в свою очередь, зависит от состояния институциональных структур системы образования, включая дошкольное, поскольку оно является фундаментом последующего развития человека. Именно в сфере образования находится ключевой источник обеспечения экономического развития страны[14].
Для системы образования характерно наличие конкуренции, которая приводит к изменению запросов и требований развивающегося мира, созданию инноваций, обновлению технологий, к которым необходимо быстро адаптироваться.
Возможность получения качественного образования остается приоритетной жизненной ценностью граждан и фактором, определяющим социальную справедливость и политическую стабильность.
Начало развития государственной системы дошкольного образования в России было положено 20 ноября 1917 года после принятия «Декларации по дошкольному воспитанию» [26]. В документе были определены основные принципы дошкольного образования. Общественное воспитание являлось доступным и бесплатным для детей дошкольного возраста.
Государство отводило сфере образования особую роль. Воспитанием детей занимались с самого раннего возраста в духе строителей коммунизма, для становления советского строя. Так же советские женщины, в большинстве, были вовлечены в общественное производство, и за их детьми дошкольного возраста требовалось обеспечение системы ухода.
В Российских детских садах осуществляется комплексный уход за детьми. Как ни в одной другой стране, ребенку обеспечиваются не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. В связи с этим, отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако такой спектр услуг требует и значительных затрат[7].
Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается всегда актуальной для государства на протяжении всего периода радикальных социально-политических и экономических преобразований в стране[7].
Исследования психологов и педагогов доказывают значительную взаимосвязь между прохождением ребенком специальных образовательных программ в раннем возрасте и его школьными, и последующими образовательными успехами, а также социальной адаптацией, активностью и психологической стабильностью.
Во многих развитых странах, например, в Англии, обязательное образование начинается с пяти лет. В Финляндии принят специальный закон, гарантирующий место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы для всех шестилетних детей [26].
В России дошкольное образование не является обязательным, его получение не гарантируется государством. В то же время «обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного образования» определяется как одно из важнейших направлений совершенствования российского образования[26].
Учитывая международный опыт, стоит сказать, что расширение охвата детей следует отнести к приоритетным направлениям российской образовательной политики, так как оно способствует выравниванию стартовых условий детей вне зависимости от социального статуса, места проживания, состояния здоровья и национальной принадлежности.
Дошкольное образование является первой и важнейшей ступенью общего образования, которая во многом определяет возможности дальнейшего развития ребенка. В данном контексте основной целью государственной образовательной политики выступает обеспечение равных условий для получения качественного дошкольного образования. В этой связи в последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на достижение данной цели:
– «майские» указы Президента России и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 в 2012 г.;
– Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в 2013 г.;
– профессиональный стандарт педагога дошкольного образования в 2014 г.;
– «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в 2015 г. и др.
В то же время, как показывают исследования (Александрова, Ненахова, 2015; Клячко, Семионова, Токарева, 2018; Леонидова, Головчин, Соловьева, 2018), проблемы с обеспеченностью детей качественным дошкольным образованием сохраняются.
Особенно это касается доступности детских садов для детей в возрасте до 3-х лет.
Неслучайно в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. Президент России поставил задачу к 2021 г. достичь 100 %-й доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет (Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
В настоящем исследовании на примере г. Пскова рассматривается проблема доступности дошкольного образования и его качества. Для достижения поставленной цели представим объективную картину развития дошкольного образования, основываясь на материалах официальной статистики.
Проанализировав в рамках работы состояние дошкольного образования, я выделила ряд проблем дошкольного образования в Российской Федерации и в Красноярске.
Так, удалось выявить следующие основные проблемы в развитии дошкольного образования в РФ за последние годы (в т.ч. с учетом развития в течение 15 последних лет).
Основным направлением деятельности Минобразования можно предложить развитие дополнительных платных услуг в государственных ДОУ для детей дошкольного возраста, повышение качества образовательных услуг, создания критерий оценки образовательной деятельности. Кроме того, считаю необходимым развивать детские центры временного пребывания детей.
На базе методического центра Министерства образования считаю необходимым проводить информационные семинары для учредителей центров развития ребенка, семейных центров, центров досуга и других негосударственных форм поддержки дошкольного детства. Привлекать к сотрудничеству в этом направлении различных специалистов: юристов, экономистов, психологов, центры занятости.
Проблема качества предоставляемых муниципальными детскими садами услуг в целом зависит от критериев оценки образовательной деятельности.
При этом ведущими направлениями управления деятельности детского сада становятся:
- обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения;
- формирование технологической составляющей (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования);
- выстраивание индивидуальных маршрутов развития, во взаимодействии ДОУ, специалистов и семьи.
Создание критериев дошкольного образования должно включать критерии здоровьесбережения, качества пребывания ребенка в дошкольных учреждениях, качество предоставления услуг педагогическими работниками.
Проведенное исследование показало, что принимаемые государством меры по улучшению ситуации в сфере дошкольного образования, дали определенные положительные результаты. Однако необходимо продолжать дальнейшую работу в данном направлении с целью обеспечения равного доступа всех детей к качественному дошкольному образованию и созданию благоприятных условий для обучения и воспитания подрастающего поколения.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. // Российская газета. – 2012. – 12 декабря.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599 // Российская газета. – 2012. – 9 мая.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. N 1014: зарег. в Минюсте России 26.09.2013 N 30038 // Российская газета. – 2013. – 23 октября.
4. Исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации // Комитет по образованию / Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Систем. требования: Word. URL: https://gov.s**b.ru/gov/otrasl/educ/pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/ (дата обращения 06.02.202).
5. Агранович, М. Мониторинг образования, оценка качества и статистика./ Д.Л. Константиновский, О.Б. Логинова – М.: ВШСЭН, 2021.
+ еще 24 источника
Тема: | «Современное состояние проблемы очередности предоставления мест в детских дошкольных учреждениях» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 49 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Диспансеризация здоровых детей в дошкольном учреждении
Дипломная работа:
Исследование творческого потенциала во взаимосвязи с профессиональной деформацией личности педагога детских дошкольных учреждений
Отчет по практике:
Особенности работы психолога ДОУ
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей