Курсовая работа

«Эмоциональная регуляция речи»

  • 35 страниц
Содержание

Введение .3

1. Эмоциональная сфера человека .5

1.1. Общее понятие об эмоциях .5.

1.2. Виды и роль эмоций в жизни человека.7

2. Эмоции как регулятор

2.1. Проблемы проявления эмоций в поведении.13

2.2. Проблемы проявления эмоций в речи .17

3.Регуляция эмоциональных состояний.23

Заключение .29

Список литературы .32

Введение

Эмоционально напряженная жизнь человека современной эпохи и огромная реальная роль эмоциональной сферы в его поведении делают проблему эмоций одной из наиболее актуальных в системе научных знаний, обращение к ней все более частым, а интерес устойчивым. Выступая как «измененное или особое состояние сознания», они оказывают влияние, «регулируют» в значительной степени все сферы жизнедеятельности человека.

Эмоции - это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть) и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. К этой теме обращались Г.А.Фортунатов, П.К.Анохин, П.В. Симонов, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, В.К.Вилюнас и многие другие.

Эмоциональное выраженность чувства является одной из главных форм его выражения, хотя и не может быть единственной. В речи выражаются различные качества эмоциональных состояний.

Стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Живая речь обычно выражает гораздо больше, чем она, собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом смысл речи раскрывается по большей мере через эти выразительные моменты (интонационные, стилистические и пр.) Подлинное понимание речи достигается не одним лишь знанием словесного значения употребленных в ней слов; существеннейшую роль в нем играет истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих тот более или менее сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим.

Целью исследования является выявление особенностей эмоциональной регуляции речи.

В соответствии с поставленной целью в ходе настоящего исследования

необходимо решить следующие задачи:

1. провести теоретический анализ литературы об эмоциональной сфере человека;

2. рассмотреть эмоции как регулятор, проблемы проявления эмоций в поведении и в речи

3. выделить особенности регуляции эмоциональных состояний

Предметом настоящей курсовой работы является эмоциональная

регуляция речи человека.

В работе использовался метод теоретического анализа.

Фрагмент работы

По А. Н. Леонтьеву «Эмоции - “внутренний регулятор” деятельности. Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными [ 16].

Заключение

Итак, исследуя особенности эмоциональной регуляции речи, провели теоретический анализ литературы об эмоциональной сфере человека.

Обобщая можно сказать, что эмоции — один из важнейших компонентов человеческого «Я». Под эмоциями обычно понимается психическое отражение жизненного смысла явлений и ситуаций, проявляющееся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции непосредственно связаны с потребностями человека, основываются на них и отражают степень их удовлетворения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее (А.Леонтьев). По словам профессора Сидорова П.И. «Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий» [26].

В результате изучения роли эмоций в жизни человека и видов эмоций можно сделать вывод, что эмоции, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.). Все эмоции положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека влияет на эмоциональное состояние человека.

Анализируя проблемы проявления эмоций в поведении выявили, что Рейковский, предлагал различать общепринятую, конвенциональную, мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций.

Испытываемые человеком эмоции вызывают, как говорит В.К. Вилюнас, на вегетативном уровне изменения пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи (кожно-гальваническая реакция), что в свою очередь приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии».

Проявления эмоций в речи по словам Я. Рейковского, выражаются в таких механизмах, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения).

Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое - семантическое содержание, которое составляет его значение. А.Р. Лурия объясняет это тем, что «словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния, и эти аффективные моменты извращают дальнейший ход ассоциаций. Если мы имеем перед собою преступника, аффективные следы которого мы хотим вскрыть с помощью этого метода, мы поступаем следующим образом. Подробнейшим образом изучив по материалам следствия ситуацию преступления, мы выбираем из нее те детали, которые, по нашему мнению, достаточно тесно с ней связаны и вместе с тем пробуждают аффективные следы только у причастного к преступлению, оставаясь для непричастного совершенно безразличными словами».

А.Р. Лурия приводит пример ассоциативного эксперимента, в котором в число слов-раздражителей включены следующие, входящие в ситуацию преступления слова: деньги, вентилятор, окно, сосед, ломать, инструмент. (Преступление заключалось во взломе решетки на окне с помощью инструментов и краже вентилятора с последующей продажей его соседу).

Выразительная функция речи сама по себе не определяет речи: речь отождествляема с любой выразительной реакцией. Речь есть только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука жеста, зрительного образа и т.д. Но у человека самые выразительны моменты переходят в семантику.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительны) движений - наряду с жестом, мимикой и пр.

Таким образом, рассмотрев понятие эмоций, обозначив виды и функции эмоций. Выяснили, что эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения.

Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Список литературы

1. Анохин П.К. Эмоции. - Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речи: Автореф. докт. дис. М., 1988.

4. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопр. психол. 1998. № 3. С. 125 – 134.

5. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157-159.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб., 2004.

7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. СПб, Питер. 2004

8. Вилюнас В.К. Эмоции и деятельность. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. СПб, Питер. 2004

9. Веккер Л.М. Психические процессы, СПб, изд. ЛГУ, 2000

10. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.

11. Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями, Вопросы психологии, 2001.

12. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. СПб, Питер. 2004

13. Джемс У. Что такое эмоция? // хрестоматия по общей психологии, под ред. Петухова В.В. М.: уч.-мет.коллектор «Психология», 2000

14. Изард К. Э. Психология эмоций человека.– СПб, Питер 2003. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. . Эмоции и поведение: 139—162.)

15. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология мотивации и эмоций, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.ЧеРо, 2002.

16. Леонтьев А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным текстом // Иностранные языки в школе. 1975. № 6.

17. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта, Москва, изд-во МГУ, 1984

18. Небылицын В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. В кн.: Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1996,с. 236-257.

19. Ольшанникова А.Е., Поцявичюс И.В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности. Влияние эмоций на поведение – регуляторная функция эмоций (С 133

20. Рубинштейн С. Л. Различные виды эмоциональных переживаний // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание.// Хрестоматия по общей психологии, под ред. Петухова В.В. М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2000

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2004.

22. Рейковский Я.Исследования выражения эмоций. Психология мотивации и эмоций, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.ЧеРо, 2002

23. Рейковский Я. Эмоции и познание, Хрестоматия Психология мотиваций и эмоций //под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.ЧеРо, 2004

24. Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. СПб, Питер. 2004

25. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию, М. Академ. Проект, Екатеринбург, деловая книга,2000, 1 т.

26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции, М. изд-во МГУ,2002.

27. Шаховский В.И. О роли эмоций в лексико-семантической системе языка. Вопросы психологии 12.IX 1990

Покупка готовой работы
Тема: «Эмоциональная регуляция речи»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика