Дипломная работа

«Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников»

  • 60 страниц(ы)
  • 1867 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава I. Формирование основ изучения национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей…

1.2. Роль и значение башкирской национальной культуры в подготовке учащихся общеобразовательной школы….…

1.3.Башкирский музыкальный фольклор….

Глава II. Теоретико-методическая подготовка учителя к изучению национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

2.1. Содержание, формы и методы изучения национальной башкирской музыки на уроках в общеобразовательной школе….…

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…

Список литературы….

Формирование гражданина нового Башкортостана является важнейшей частью государственной политики в республике, направленной на улучшение всех сторон общественной, социально-экономической, культурной жизни.

Школьное образование призвано реализовывать специфическое содержание и методы формирования гражданина нового Башкортостана в пространстве и средствами национальной структуры (материальной и духовной).

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности современных школьников.

Проблема изучения национальной музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы – насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства. Уровень знания национальной музыкальной культуры школьниками нашей республики ограничивается рамками программ музыкальной и общеобразовательной школ.

В сложном процессе духовного становления личности, ее мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры значительная роль принадлежит народной мудрости, национальной культуре, отечественной истории, языку и искусству, которые стимулируют творческие начала в человеке, формируют его способности и духовно-нравственную культуру.

Актуальность данной проблемы обусловила тему исследования: «Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Цель исследования – педагогические условия использования национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Объект исследования – процесс музыкального образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – содержание, формы и методы использования национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющиеся исторические наработки в области национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

2. Проследить процесс педагогического потенциала национальной музыки республики Башкортостан.

3. Разработать педагогический эксперимент по организации изучения национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Теоретико-методологической базой исследования явились труды, в которых анализируются проблемы воспитания, нравственных качеств школьников, их ценностных установок (К.Н. Вентцель, Г.Н. Волгов, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий); понимания ценностей в искусстве (Ю.Б. Бореев, Э.Т. Ардаширова, А.И. Щербаков); определения музыкально-педагогических аспектов ценностных ориентаций (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, С.С. Балашов, Д.Б. Кабалевский, С.К. Каргапольская, И.В. Кошмина, Н.А. Терентьева); идеи о роли народного искусства педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева; работы исследователей-этнопедагогов современного этапа – Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбаевой, Ю.З. Кутлугильдиной, 3.Г. Нигматова, С.И. Рахимовой, А.М. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе; проблемы формирования личности учителя музыки стали идеи развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн), личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки (В.А. Сластентин), философские аспекты проблемы гуманитаризации профессионального образования (Р.М. Асадуллин, Б.М. Бин-Бад, В.С. Хазиев, Э.Ш. Хамитов).

Методы исследования:

1) теоретический анализ научной и методической литературы;

2) изучение опыта учителей;

3) беседа;

4) наблюдение за работой учащихся на уроках музыки;

Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию на уроках музыки в общеобразовательных школах республики.

База исследования: МОБУ СОШ №15 города Ишимбай.

Структура работы: Введение, Две главы, Заключение, Список литературы.

Глава I. Формирование основ изучения национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитания детей

Национальная музыка – это оригинальный и разнообразный пласт музыкального, народного и композиторского творчества, богатейшей песенной и инструментальной культуры.

Формирование духовной культуры личности с помощью искусства имеет классические традиции. Основы эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародилось еще в IV – V вв. до н.э., начиная с памятников древнеиндийской культуры, с древнеиндийских, древнегреческих религиозных источников – Библии, Корана и других письменных памятников.

Идеи античных мыслителей получили глубокое теорико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности, начиная с эпохи античности и кончая серединой XX века [5]. В исследованиях Л.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.И.Гердера, Э.Жак-Далькроза, З.Кодай, К.Орфа, К.Д.Ушинского, А.Ф.Лосева, В.И.Соловьева, Л.Н.Толстого и ряда других исследователей и педагогов идея использования музыкального искусства, как средства нравственно-эстетического воспитания получило свое отражение:

– в создании целостной теории массового музыкального образования и воспитания;

– в определении содержания нравственно-эстетического воспитания;

– в разработке принципов построения систем всеобщей детской практики;

– в определении цели, задач, приемов и средств музыкально-эстетического воспитания и образования.

Античное учение об этносе музыки, разработанное древними авторами, сменилось под влиянием риторики учением об аффектах, согласно которому, музыка "изображает" человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Теория аффектов основывалась на признании несомненной связи между выразительными средствами музыки (гармония, ритмика и др.) и вызываемыми им эмоциями (аффектированными состояниями).

В становлении теории аффектов большую роль сыграли виднейшие мыслители: Д.Царлино, развивший теорию античных ладов, а также выдвинувший положение об единстве музыки и слова, теории и практики; В.Галилей, утверждавший, что цель музыки в выражении душевных движений; Р.Декарт, обосновавший аффективную природу музыки; А.Кирхер, рассмотревший связь музыки с аффектами; И.Маттезон, Ф.В.Марпург, И.И.Кванц, И.Г.Вальтер и др., давшие собственные классификации аффектов, вызываемых музыкой, среди которых радость, страсть, любовь, страдание, гнев, прощение, страх, надежда, бодрость, изумление, сострадание, милосердие и др.

В дальнейшем теория аффектов перерастает в концепцию выразительно-эмоциональной сущности музыки, отличающей ее от изобразительных искусств и представленной в XIX веке так называемой эстетикой чувств; (А.В.Амброс и др.), на рубеже XIX-XX вв. перерожденной в музыкальную герменевтику (Г.Кречмар, А.Шеринг и др.), а впоследствии – в так называемую новую музыкальную герменевтику (К.Дальхауз и др.), решающую различные теоретические проблемы и, в том числе, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности музыкального содержания от сознания.

В мировой педагогической практике имеет опыт создания систем всеобщего практического музыкально-эстетического воспитания детей и юношества (Венгрия, Австрия, Германия и др.). Основой систем служит традиции национального музыкального фольклора.

Идея всеобщего музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране разрабатывалась на протяжении XX века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учеными и педагогами, как А.Г.Рубинштейн, А.Т.Гречанинов, Б.В.Асафьев и другие. В детской национальной музыке эти исследователи видели возможности культурного образования народа и развития таких личностных характеристик, как патриотизм и эстетическое чувство.

Влияния музыкально-эстетического воспитания на успешное психологическое развитие ребенка отмечалось А.С.Макаренко, В.Н.Мясищевым, Н.А.Ветлугиной, Н.И.Сац, Д.Б.Кабалевским и многими другими.

Как известно, музыкальная письменность, связанная с буквенными обозначениями звуков, также зародилась в Древней Греции, что еще раз подтверждает мысль о том, какую огромную воспитательную роль отводили древние греки музыке.

В средние века отношение к искусству определялось догматами церкви, неприемлющей гедонистичности и элитарности эстетической мысли античности. Для средневекового аскетичного мировоззрения всякая красота обсуждалась и воспринималась как обман, скрывающий истину. Однако, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единомыслие, нравственность, церковь все же не отрицала чудотворность воздействия музыкального искусства. При всей аскетичности отношение отцов церкви к искусству не исключало естественной человечности.

В системе воспитания были широко представлены детские песни – как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей игр, сказок, хороводов. Бродячие музыканты включали эти песни в свой репертуар, способствуя тем самым их сохранению и передачи последующим поколениям.

Каждый народ отличается от других народов мира своими национальными особенностями и ценностями. Эти особенности еще ярче и выпуклее проявляются в ряде областей, из которых самой возвышенной и значительной является культура и ее важная ветвь – музыка. Без сомнения, народ, который смог сохранить и уберечь свою древнюю историю и высокую культуру, имеет как прошлое, так и будущее. Поэтому, мы должны стараться не растерять свои ценности, музыку, национальные особенности, уберечь их в любую эпоху.

После завоевания башкирским народом независимости и суверенитета, обращение его к своим корням – историческим, культурным, музыкальным, их сохранение, изучение, исследование стало насущно необходимым и актуальным.

Издавна башкирский народ славится своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодические песни башкир обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

Использование башкирских народных песен является необходимой частью педагогического процесса: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитания на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за историю этноса.

Школа, как образовательное учреждение, должна выпускать из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.

Использование современных музыкальных технологий в педагогической практике помогает раскрыть все богатств музыкально-культурного наследия башкирского народа, помогает, донести до широкой аудитории всю красоту и разнообразие башкирского музыкального фольклора, народная музыка и ее современное прочтение таит в себе колоссальные художественные возможности, развивает вкус и утверждает высокие нравственные ценности.

1. Абдуллин Э.Б Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1982.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе. Воронеж., 1998.

4. Алкин М.С. Методика музыкального воспитания в подготовительных классах общеобразовательной Башкирской школы / учебник на башкирском языке. Уфа, 1993.

5. Античная музыкальная эстетика: вступит. очерк и собрание текстов проф. А.Ф. Лосева / ред. В.П.Шестаков. М.:Музгиз, 1960.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе

7. «Музыка и пение». М.: 1983. 224с.

8. Арчажникова Л.Г. Пофессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111с.

9. Ахияров К.Ш. Народная педпгогика и современная школа. Уфа., 2000.

10. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: Монография. Уфа 1998. 141 с.

11. Балалар фольклоры, Уфа, 1994.

12. Башкирское народное творчество. Эпос Уфа 1978.

13. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. – Уфа, 1998.

14. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

15. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа. 1989.

16. Вершинин. В.Н. «Домашнее воспитание» – книга для учителей, воспитателей, родителей – Чебоксары, «Клио», 1998., с.138.

17. Вильданов Г. Башкирские этнографические материалы (Башкорт айлыгы. 1928, №6.

18. Галин С. / Народное образование, №6, 2000.

19. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. – Уфа, 1958.

20. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе. Уфа, 1998.

21. Дмитреева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 2000.

22. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе // Искусство и школа. М., 1981

23. Кашапова Л.М. Народная педагогика. Программа спец. курса / БИРО – Уфа, 1998.

24. Кашапова Л.М. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании отношения школьников к жизни. Программа спецкурса. Уфа, 1995.

25. Кашапова Л.М. Содержание формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Дис. Канд. Пед. наук – Уфа, 1996.

26. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика. Уфа, 2004.

27. Концепция Государственной программы «Народы Башкортостана»: Проект / АН РБ; УНЦ РАН; ОНУ и МАЭ. Уфа, 1998. 189с. Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. №3).

28. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957., Ч.1, 184 с.

29. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педегогики. Дис. Канд. Пед. наук – Уфа , 1995.

30. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. – М.Наука, 1981. 126с.

31. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. – Уфа, 1995. 144 с.

32. Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. – Уфа, 1999. 136 с.

33. Назаров П.С. Башкиры о башкирах. / Современник 1893., Т.99, №11.

34. Назаров П.С. К этнографии башкир / этнографическое обозрение 1980., №1, С – 167.

35. Нефедов Ф.Д. Движение среди башкир перед пугачевским бунтом / Башкирия в русской литературе – Уфа, 1964., Т.2, С.116.

36. Ожегов С.Ч. Словарь русского языка. 1994. 618 с.

37. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: 2001. 362 с.

38. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой): 4 класс / Сост. Э.Б. Абдуллин и др. под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1982. 175 с.

39. Программа и методические материалы по курсу «Музыка» для 1-8 классов «Национальная музыкальная культура» / Сост. Л.М. Кашапова. Уфа, 1998.

40. Программа по музыке для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. Уфа, 2000.

41. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998 гг. Уфа, 1993.

42. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье. Мин. Культ. СССР. ВНМЦГИКПР, М.: 1988., с.10.

43. Рождественская Е.Л. Образовательные ресурсы этичности. Уфа, 2000.

44. Руденко С.И. Башкиры: башкирско-этнографический очерк. М.: Наука, 1955., 394 С.

45. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПБ., 1897., 330 С.

46. Сафин В.Ф. К вопросу о массовой и национальной культуре // Ватандаш, 1998, № 9.

47. Советский энциклопедический словарь / под ред. Прохорова А.М. изд. 4. М.: Советская энциклопедия, 1989., 1206 с.

48. Сулейманов Р. Башкирское Народное музыкальное искусство. 3 том. Лирико-драматические песни и напевы. Уфа, 2005.

49. Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала, Уфа 1995.

50. Султангареева Р.А. Культ предков в обрядовом фольклоре башкир / Башкорт фольклоры. Уфа 1995., В.2, С 83-93.

51. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 217 с.

52. Толковый словарь русского языка / Сост. Махмутова М.И., Текучинский А.В., Шанский Н.М. Л.: Просвещение, 1982. 383 с.

53. Философский энциклопедический словарь / Сост. Прохоров А.М., изд. 2. М.: Советская энциклопедия, 1989., 576 с.

54. Флоринский В.И. Башкирия и башкиры. Путевые заметки / Вестник Европы 1874., №2.

55. Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974.

56. Фоменко М.П. Башкирская народная песня. Уфа 1976., 112 с.

57. Чистяков Л.В. Народные традиции и фольклор. М.Наука. 1986г.

58. Шабашов.Л.В. Цели, содержание проведение музыкальных праздников в школе // Музыкальное воспитание в школе, 1970.

Покупка готовой работы
Тема: «Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика