Аттестационная работа
«Использование информационных технологий в работе методической службы в образовательной организации»
- 37 страниц
Введение 3
ГЛАВА 1. Информационно-коммуникативные технологии в образовании 5
1.1. Понятие «информационно-коммуникативные технологии» 5
1.2. Эволюция информационно-коммуникационных технологий 9
Глава 2 Применение ИКТ в работе методической службы образовательной организации 14
2.1 Организация и содержание методической работы в образовательной организации 14
2.2 Использование ИКТ в методической работе ОУ 26
Заключение 33
Список литературы 36
Процесс модернизации современного образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся. Кроме того, работа в учебном заведении инновационного типа требует от учителя постоянного методического совершенствования и овладения новыми техническими средствами. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно и эффективно.
Целью данной работы является формирование теоретических представлений об ИКТ и систематизация направлений применения информационно-коммуникативных технологий в работе методической службы образовательного учреждения.
Задачи:
• определить понятия, связанные с информационно-коммуникативными технологиями;
• познакомить с современными информационно-коммуникационными технологиями и их дидактическими возможностями;
• систематизировать направления применения ИКТ в работе методической службы образовательного учреждения.
ГЛАВА 1. Информационно-коммуникативные технологии в образовании
1.1. Понятие «информационно-коммуникативные технологии»
В настоящее время в сфере образования существует ряд понятий, связанных с интенсивным процессом информатизации.
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний [20].
Последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессор- ной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных про- грамм и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [15].
Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н. Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — ин- формационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения".
В образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" — это в определенном смысле синонимы.
Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она: — удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность); — решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.
При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.
Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт, учитель определяет сам.
Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опирается на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, и тем самым выбирает оптимальный ее вариант [14].
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.
Изучив тему «ИКТ в методической работе», можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
Информационно-коммуникационные технологии – это часть нашей повседневной жизни. Каждый день мы пользуемся компьютерами, телефонами, банковскими системами и т.д. С одной стороны они значительно упрощают нашу жизнь, экономя время и ресурсы. А с другой усложняют ее тем что, мы становимся, зависимы от этих технологий.
Владение информационно-коммуникационными технологиями является умением 21-века, наряду с навыками общения, аналитическими способностями, творческим подходом, взаимодействием и сотрудничеством.
В образовании информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для преподавателей и учащихся.
Создание и развитие современного общества предполагает широкое применение и распространение информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенно повышает скорость обмена информацией. А также повышает качество обучения и образования. Такие новшества дают каждому человеку получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем.
При использовании современных информационно-коммуникационных технологий, появляется возможность получать знания, не выходя из дома или дистанционно обучаться за рубежом.
Методическая деятельность напрямую связана с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Методическую деятельность педагога нельзя увидеть сразу. Анализу и наблюдению поддается только обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность — это сложный мыслительный процесс.
Процесс формирования знаний, умений и навыков является объектом методической деятельности педагога.
Предметом методической деятельности педагога являются различные методы, способы реализации процесса формирования новых знаний, умений и навыков с учетом содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляет себя через методические результаты.
Педагог - субъект методической деятельности. Формами представления методического творчества являются его публикация статей в различной литературе, а так же научные работы по собственным разработкам.
Успех методической деятельности педагога зависит от взаимодействия следующих компонентов: знаний, умений, навыков и мотивации.
К видам методической деятельности педагогов, относятся: анализ учебной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины напрямую связана с информационно-коммуникационными технологиями.
Результатами методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Разработками методической деятельности преподавателя пользуются учащиеся на уроках и другие преподаватели, для создания своих разработок.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять анализ обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
1. Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений http||| www.i**rao.ru.
2. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.e**u.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
3. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.u**g.ru/archive/33819
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / Дворецкая А.В. // Педагогические технологии. – М, 2004. – 23с.
5. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения / Климов В.Г. – М, 2004. – 14с.
+ еще 16 источников
Тема: | «Использование информационных технологий в работе методической службы в образовательной организации» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Аттестационная работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Кадровая служба
Дипломная работа:
Совершенствование системы автоматизации делопроизводства в органах государственной власти
Реферат:
Использование информационных технологий в инновационном маркетинге (Предмет: Инновационный маркетинг)
Курсовая работа:
Особенности функционирования современных служб управления персоналом
Реферат:
Использование информационных технологий в рамках Таможенного союза