ВКР
«ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСНЫМ ИСПЫТАНИЯМ по ИНФОРМАТИКЕ»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5
1.1. Анализ цифровых образовательных ресурсов по информатике 5
1.2. Технологии и программное обеспечение для создания цифровых образовательных ресурсов 14
1.3. Конкурсные испытания по информатике для школьников. Структура контрольно-измерительных материалов. Анализ заданий 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 29
2.1. Процесс создания цифровых образовательных ресурсов по информатике для подготовки к ЕГЭ 29
2.2. Методика применения цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Современная система образования ставит перед образовательными учреждениями следующие задачи - повышение качества и уровня образования и воспитания, крепкое овладение основами наук, обеспечение базовыми знаниями, предоставление более высокого уровня преподавания. В образовательных учреждениях отказываются от классической модели обучения, которые не учитывают и не принимают во внимание индивидуальные способности каждого обучающегося. Развитие образования, обновление образовательных систем требует разработки и создания моделей школ современного уровня, создания новых учебников и новых программ обучения, разработки новых методик обучения. Повысить уровень работы школы можно путем индивидуализации обучения и создания условий, при которых каждый учащийся сможет полностью освоить установленным программами образовательным минимумом учебной деятельности.
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование и применение в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса, которое позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала учащимся, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Использование педагогом в своей образовательной сфере цифровых образовательных ресурсов непосредственно улучшает качество учебной деятельности, увеличивает степень получения и усвоения новых знаний обучающимися, что повышает интерес учащихся к учебной деятельности, освобождает преподавателя от рутинной работы, дает возможность учителю индивидуально заниматься с одаренными или отстающими детьми, уделив им достаточное внимание. Интерактивные средства обучения дают обучающимся большую возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Ученики получают возможность самостоятельно учиться. Современные информационно коммуникационные технологии не только упрощают способы доступа к новой информации и предоставляют возможности вариативности учебной и образовательной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют преподавателям эффективнее осуществить подготовку обучающихся старших классов к сдаче ЕГЭ и ГИА по информатике.
Проблема исследования заключается в качестве усвоения учащимися учебного материала и повышение интереса к изучаемому предмету.
Объект исследования: цифровые образовательные ресурсы по информатике при подготовке к конкурсным испытаниям.
Предмет исследования: цифровые образовательные ресурсы и их разработка.
Решение данной проблемы определило цель исследования: влияние использования цифровых образовательных ресурсов на уровень подготовленности к конкурсным испытаниям по информатике.
На основе проблемы и цели исследования сформулирована рабочая гипотеза исследования: если цифровой образовательный ресурс будет использоваться в учебном процессе, то это будет способствовать повышению качества знаний школьников и повышению мотивации к обучению.
На основе гипотезы определены следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть классификацию цифровых образовательных ресурсов по информатике
2) Изучить дидактические возможности существующих цифровых образовательных ресурсов при подготовке к конкурсным испытаниям по информатике
3) Проанализировать инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов и разработать ряд ЦОР для подготовки к ЕГЭ по информатике
4) Описать методику использования разработанных ресурсов на уроках информатики.
ГЛАВА 1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1. Анализ цифровых образовательных ресурсов по информатике
Современный образовательный процесс трудно представить без применения информационно-коммуникационных технологий. В ФГОС основного общего образования сказано, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и
коммуникационных технологий, которые обеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде» [5].
С другой стороны, в этом же документе написано, что «в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.» Кроме того, недостаточно только фронтально применять цифровые образовательные ресурсы, так как многие обучающиеся класса не усваивают материал, представленный им в таком виде. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использованные учителем на уроках информатики цифровые образовательные ресурсы должны соответствовать ФГОС и обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Построение образовательного процесса, где учитываются индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, представляет собой разделение по следующим характеристикам: личностные (темперамент, скорость реакции, состояние здоровья, развитие полушарий головного мозга, ведущий канал восприятия (аудио, визуальный или кинестетический)), уровень развития универсальных учебных действий (например, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, выполнение действий по алгоритму и т.д.), социально-психологическая характеристика (референт, лидер, аутсайдер), уровень развития предметных умений [15].
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это информационный источник, содержащий текстовую, графическую, речевую, цифровую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, который направлен на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть информационные источники, инструменты создания и обработки информации, а также управляющие элементы. Для самостоятельной работы обучающихся цифровые образовательные ресурсы необходимы, так как они:
• облегчают понимание и восприятие изучаемого материала за счет
способов подачи материала - воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• предоставляют большие возможности на всех этапах работы для
самостоятельной проверки обучающихся;
• допускают адаптацию обучающегося в соответствии с его
потребностями, уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• дают возможность аккуратно и красиво оформить работу и сдать
её преподавателю в файловом и в распечатанном виде;
• освобождают от больших вычислений и преобразований,
позволив сосредоточиться на сути предмета и рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• выполняют роль безгранично терпеливого наставника,
предоставляя практически большое количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее [12].
Доктор педагогических наук Л.И.Горохова дает следующее определение ЦОР: «Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и объекты интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и другие учебные материалы, которые необходимы для организации учебного процесса» [26].
Цифровые образовательные ресурсы полезны на практических
упражнениях в специально предназначенных аудиториях потому, что они:
• дают возможность воспользоваться компьютерной поддержкой
для решения большего количества задач, освобождают время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
• позволяют учителю быстрым и эффективным образом
контролировать знания обучающихся с помощью компьютера и задавать содержание, уровень сложности контрольного мероприятия.
• позволяют учителю оставить за собой роль руководителя и
консультанта, проводив учебное занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами [31].
Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс имеет следующий ряд преимуществ:
• компьютер позволяет значительно повысить мотивацию
обучающихся к учебе. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения верных решений задач.
• информационные технологии значительно расширяют
возможности предъявления учебной информации. Воссоздавать действительную обстановку деятельности позволяет использование цвета, графики, звука и всех современных средств видеотехники [19].
На сегодняшний день комплексный подход к использованию ЦОР на уроках может стать одним из перспективных направлений в преподавании информатики в основных общеобразовательных школах.
Были рассмотрены разные классификации ЦОР. Активная роль ЦОР в образовании состоит не только выполнении функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, а в стимулировании развития дидактики и методики, которое способствуют созданию новых форм обучения и непосредственно значительно повышает качество обучения учащихся.
Использование ЦОР в учебной деятельности позволяет автоматизировать и оптимизировать учебный процесс, тем самым поднять интерес школьников к предмету информатика, повысить темп урока и увеличить объём самостоятельной индивидуальной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствуют при развитии логического мышления, помогают формированию навыков самостоятельной работы учеников и оказывают существенное влияние на мотивационную сферу учебного деятельности.
На уроке информатики с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровые образовательные ресурсы не заменяют преподавателя или учебник, но меняют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся. Для этого необходимо учителю уметь создавать цифровые образовательные ресурсы. Что бы создать цифровые образовательные ресурсы нужно применять компоненты программы Microsoft Office или программы-конструкторы. В данной выпускной
квалификационной работе мы рассмотрели примеры использования
цифровых образовательных ресурсов на уроках информатике.
Цифровые образовательные ресурсы можно применять при решении различных видов задач на разных этапах урока:
J на уроках при изучение новой темы;
J на закрепляющих этапах урока повторения;
J при проверки знаний учащихся на уроке;
J при проверки закрепленных знаний у учащихся;
J при выполнении индивидуальных практических заданий на
уроке;
J при самостоятельной работе учащихся с интерактивными
заданиями.
Учебный материал с помощью цифровых образовательных ресурсов может быть представлен ученикам в виде: презентаций; компьютерных игр; интерактивных программ, тестов; графических и других демонстрационных материалов.
Комплексный подход к использованию на уроках информатики цифровых образовательных ресурсов может стать одним из самых перспективных на сегодняшний день. Типология цифровых образовательных ресурсов позволяет наглядно демонстрировать на уроках учащимся процесс формирования основных понятий по теме, и дает возможность учениками активно участвовать в этом процессе.
Применение на уроках информатики цифровых образовательных процессов при изучение предмета поднимает у обучающихся интерес к данному предмету, повышает темп урока, увеличивает объем самостоятельной работы и позволяет преподавателю оптимизировать и интенсифицировать учебную. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию у учащихся логического мышления, умственного развития и формирует навыки самостоятельной работы, и оказывает влияние на мотивационную сферу учебного процесса, на деятельность структуру.
На уроках, где используются цифровые образовательные ресурсы преподаватель выступает в роли инициатора всего урока и является консультантом во время проведения урока. Цифровые образовательные ресурсы не заменят учителя или учебный материал, но кардинальным образом меняют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в образовательную деятельность повышает возможности учителя:
- совершенствуется организации преподавания, повышается индивидуализация обучения;
- цифровые образовательные ресурсы могут помочь при нехватки времени учителя для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышает продуктивность самоподготовки учащихся после уроков;
- ускоряет тиражирование и доступ накопленному в педагогической практике.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс помогает осуществлять более качественную подготовку учащихся. Активная роль цифровых образовательных ресурсов в образовании состоит не только выполнении функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулировании развитие дидактики и методики, которое способствуют созданию новых форм обучения и образования, тем самым позволяя значительно повысить качество обучения учащихся.
В исследовании были рассмотрены также преимущества и недостатки электронных программ при создании тех или иных цифровых образовательных ресурсов. Например, кроссворд можно создавать как в программе word, так и в программе excel. Но созданные в разных программах, кроссворды используются для достижения различных образовательных целей: в excel - чтобы закрепить и проверить полученные знания; в word - чтобы самостоятельно создать модели учениками аналогичного кроссворда, в целях развития творческого мышления учащихся.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Как показывает собственная практика, использование цифровых образовательных ресурсов усилила наглядность уроков по информатике и дала возможность оживить урок, вызвала интерес у учащихся к предмету информатика. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени.
Для того, что бы провести урок, применив цифровые образовательные ресурсы требуется много времени и усердное старание. Необходима тщательная переработка разных материалов и активной поиск нужной и важной информации. Но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов во время проведения урока в сочетании с методическими приемами и цифровыми образовательными ресурсами делают урок для обучающихся необычным, увлекательным, запоминающимся
1. Авдеева С. М. Цифровые ресурсы в учебном процессе : [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] / С. М. Авдеева. - М.: Народное образование, - 2015 г., - № 1. с. 176-182.
2. Антипина М. В. // Сайт учителя Антипиной Марины Витальевны. URL: http: //marina.rusedu.net/post/203/1951
3. Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, - М.: Филинь, - 2013 г., с. 616.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б. М. Бим-Бад, - М.:, - 2016 ., с. 109-110.
5. Богомолова О. Б. Информатика: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ // Пособие / О. Б. Богомолова. - М.: Книга, - 2016 г., с. 85.
+ еще 34 источника
оригинал в pdf формате
Тема: | «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСНЫМ ИСПЫТАНИЯМ по ИНФОРМАТИКЕ» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Теоретические основы моделирования и применения цифровых образовательных ресурсов в обучении информатике
Дипломная работа:
Подготовка к аудированию в рамках ЕГЭ по английскому языку на основе использования интернет-ресурсов
ВКР:
Приемы перевода английских интертекстуальных единиц на русский язык и их использование в подготовке школьников к егэ (на материале сериала «доктор хаус»)
Дипломная работа:
Проектирование процесса формирования готовности студентов высшей школы к созданию безопасной цифровой образовательной среды
ВКР:
Современные технологии в организации внеклассной работы по информатике