Курсовая работа
«Эммелин Панкхёрст – борец за права женщин»
- 41 страниц
Введение
I Биографическая справка
II Общественно – политическая деятельность
1. Обострение борьбы
2. Кризис и раскол в ЖСПС
3. Миссия в России и Женская партия
4. Болезнь и смерть
Заключение
Актуальность темы исследования. В современную эпоху одной из тенденций развития стран Запада является политика равенства, в том числе равенства полов непосредственно. Причиной тому стало активное развитие феминизма и женского движения, привлекавших внимание политиков, активистов различных общественно-политических движений, а также тех людей, которые определяли тенденции культурного и интеллектуального развития стран Запада. Вполне логично, что столь противоречивая, неоднозначная, взрывающая общественный порядок идеология и не менее шокирующая консерваторов и традиционалистов практика не могли не обратить на себя внимания представителей самых разнообразных социальных и политических групп западного общества. При этом в Великобритании, где к рубежу ХІХ-ХХ вв. уже установились основные характеристики национальной политической культуры, выражающиеся в приверженности либеральным принципам и ориентации на конституционные методы отстаивания своих политических позиций, именно борьба за равноправие полов и в начале, и во второй половине XX в. представила собой один из немногих образцов радикальной общественно-политической практики, выбивающейся из этой традиции. Британское женское движение оказало значительное влияние на общие тенденции развития феминизма в странах Запада.
Таким образом, проблема взаимоотношений женского движения в Великобритании с обществом и властью актуальна и для понимания трансформации британской политической системы, и в контексте изучения истории феминизма как одного из значимых общественно-политических феноменов современного мира.
Итак, предметом исследования служит деятельность Эммелин Панкхёрст.
Цель: Исследование роли Э. Панкхерст в деятельности суфражистских движений в Великобритании.
Задачи:
1. Охарактеризовать первые женские политические партии в Великобритании
2. Изучить вклад А. Пакхерст в деятельность суфражистских организаций
Историография. В дореволюционной отечественной историографии вопросы, связанные с историей английского суфражистского движения освещались достаточно широко, но в основном в работах публицистического характера. Это связано с тем, что на страницах периодических изданий дореволюционной России широко дискутировался так называемый «женский вопрос», что было обусловлено развитием самостоятельного русского женского движения. Происходило естественное обращение к опыту женских движений на Западе, в том числе и к опыту суфражистского движения Великобритании. Можно привести несколько авторов, чьи работы посвящены этой теме. Мирович Н. Женское движение в Европе и Америке. М., 1907; Новая фаза женского движения в Англии. // Вестник Европы. 1909, № 8; Рапопорт С. И. Борьба женщин за права (Письмо из Англии). //Мир Божий. 1905, № 6; Гижицкая Л. Женское избирательное право в Англии. // Мир Божий. 1897, № 9;
В советское время, вследствие господства марксистских установок, повышенный интерес проявлялся к изучению революционных движений, основной акцент делался на изучение рабочего и социалистического движений, а иные общественные движения, в том числе и суфражизм, игнорировались.
В конце XX в.снова возрос интерес к изучению женских движений, проходивших в разных странах. Например, Шнырова О. В. в своей статье «Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм», дала беглый обзор истории суфражизма, определила основные движущие силы данного движения.
В английской исторической науке тема суфражистского движения получила широкое освещение. Джордж Дангерфилд в своей книге о закате либеральной партии написанной в 1935 году посвятил одну из глав суфражистскому движению. Рассмотрев это явление с критической точки зрения и охарактеризовав суфражизм как комедию, разыгрываемую женщинами.
В работах Р. Фулфорда, Д. Митчелла и Э. также присутствуют критическое отношение к движениям английских женщин за избирательные права.
Австралийская исследовательница С. Холтон в своей книге «Феминизм и демократия» отмечает, что: «Писать историю суфражизма означает признавать, что политическая деятельность может быть такой же существенной стороной жизни женщин, как, например, материнство или сексуальные отношения. Это означает также признание культурного, символического значения права голоса в нашем обществе. Борьба за избирательные права вовлекала суфражисток в активную деятельность по изменению не только женских ролей, но и политической жизни в целом».
Приведенный выше историографический обзор подводит нас к следующему итогу. Несмотря на широкий массив исследовательской зарубежной литературы, посвященной истории борьбы английских женщин за свои политические права, остаются некоторые моменты, которые не получили достаточного освещения. К ним относится рассмотрение суфражистского движения.
Биографическая справка
Эммелин Панкхёрст — британский общественный и политический деятель, борец за права женщин, лидер британского движения суфражисток, сыграла важную роль в борьбе за избирательные права женщин. Мать Сильвии Панкхёрст, продолжившей её дело.
В 1999 году журнал «Тайм» включил Панкхёрст в число ста самых выдающихся людей ХХ века, отметив: «Она создала образ женщины нашего времени, перенеся общество в новое измерение, откуда нет возврата».
И хотя она довольно часто подвергалась критике из-за собственного агрессивного, воинственного стиля, её жизненные свершения признаны большинством ключевыми в деле расширения избирательных прав женщин в Великобритании. Вместе с тем, до сих пор среди историков нет единодушия относительно реального воздействия её деятельности на общественную поддержку борьбы за право голоса.
Эммелин Панкхёрст (урождённая Гульден) родилась и выросла в Манчестере. Гульдены принадлежали к политически активной части английского общества, поэтому неудивительно, что с суфражистским движением Эммелин познакомилась уже в восьмилетнем возрасте. Родители готовили её к тихой семейной жизни, роли жены и матери, однако это не помешало ей учиться в педагогической школе в Париже. В 1878 году она вышла замуж за барристера Ричарда Панкхёрста, известного своей поддержкой кампании за избирательные права женщин; в браке она родила пятерых детей. Панкхёрст активно способствовала светской деятельности женщин, и в 1889 году супруги основали Лигу за избирательные права женщин. Когда организация распалась, Эммелин попыталась войти в ряды левой Независимой лейбористской партии с помощью своих дружественных связей с социалистом К. Харди, однако одна из местных ячеек партии отказала ей в членстве исходя из половой принадлежности заявителя. Она также работала в попечительском совете по делам бедных, где была шокирована ужасными условиями в Манчестерском работном доме.
В 1903 году, уже после смерти мужа, Панкхёрст основала Женский социально-политический союз (ЖСПС), активистскую организацию, ведущую борьбу за предоставление женщинам избирательных прав, девизом которой было "не словом, а делом ".
Союз представлял собой независимую, даже оппозиционную силу по отношению к большинству британских политических партий. Объединение быстро завоевало печальную репутацию — после того как его члены начали заниматься разбиванием окон и нападениями на представителей полиции. Панкхёрст вместе со своими дочерьми неоднократно приговаривалась к лишению свободы. В тюрьмах она объявляла голодовку, требуя улучшения условий содержания осуждённых. Антагонизм между правительством и ЖСПС только обострился с приходом к руководству организацией старшей дочери Панкхёрст Кристабель. Совершение поджогов и взрывов со временем стало привычной тактикой феминистского объединения, что привело к общему осуждению семьи Панкхёрстов со стороны более умеренных организаций. В 1913 году несколько известных представителей ЖСПС вышли из организации, в том числе и две младшие дочери Панкхёрст — Адела и Сильвия. Разлад в семейных отношениях так никогда уже и не был улажен.
С началом Первой мировой войны Эммелин и Кристабель выступили с требованием о прекращении воинствующего суфражистского движения в поддержку британского правительства в борьбе с «немецким угрозой». Они призвали женщин содействовать промышленному производству и всячески поощряли юношей идти на фронт. В 1918-м году актом парламента было предоставлено право голоса всем женщинам старше 30 лет. Панкхёрст реорганизовала ЖСПС в Женскую партию (англ. Women’s Party), которая выступала за равенство гражданских прав женщин. В последние годы своей жизни была обеспокоена опасностью, которую, как она считала, нёс с собой большевизм, и в конце концов присоединилась к рядам Консервативной партии, будучи безуспешной в независимой политической деятельности. Умерла Эммелин Панкхёрст в 1928-м, а два года спустя её память была увековечена возведением статуи в парке возле Башни Виктории в Лондоне.
Эммелин Гульден родилась 15 июля 1858 года в пригороде Манчестера Мосс Сайде. Несмотря на дату рождения, указанную в метрике, Эммелин утверждала, что родилась 14 июля, а именно — в день взятия Бастилии. Собственно, такую же дату указывали и большинство её биографов. Чувствуя родство с женщинами-революционерками, которые принимали участие в штурме Бастилии, Панкхёрст считала, что факт её рождения в годовщину взятия французской королевской тюрьмы наложил определенный отпечаток на всю её жизнь.
Семья, в которой родилась Эммелин, поколениями была погружена в водоворот политической борьбы. Семья её матери, Софии Джейн Крейн, была родом из острова Мэн, и довольно часто её члены были активными участниками различных социальных беспорядков. Происхождение Панкхёрст могло быть источником её политического самосознания, особенно если учесть то, что именно на острове Мэн впервые в Великобритании в 1881 году женщинам было предоставлено право голоса на общенациональных выборах в парламент. Отец Эммелин, Роберт Гульден, происходил из умеренной манчестерской семье торговцев, которая также была связана с определенными политическими кругами. Его мать сотрудничала с Лигой против хлебных законов, а отец был очевидцем Манчестерской бойни, когда кавалерия разогнала толпу демонстрантов, требовавших парламентской реформы.
Гульдены родили десятерых детей; Эммелин была старшей из пяти дочерей. Вскоре после её рождения семья переехала в окрестности Солфорда, где её отец стал соучредителем небольшого предприятия. Гульден был активным участником местной политической жизни, избирался несколько лет в состав городского совета Солфорда. Наряду с этим он также был ярым сторонником театра и драмы, поддерживал деятельность Манчестерского Атенея и Общества драматических чтений. Он был владельцем театра в Солфорде, где играл главные роли в нескольких спектаклях по Шекспиру. Панкхёрст унаследовала интерес отца к театральному искусству, который она впоследствии использовала в своей социальной работе.
Суфражистка Лидия Беккер повлияла на формирование ранних политических взглядов Панкхёрст и возможно была влюбленной в Ричарда Панкхёрста.
Гулдены способствовали привлечению своих детей в сферу социального активизма. Они, в частности, встречали в Манчестере американского аболициониста Генри Уорда Бичера. София Джейн Гулден привыкла читать детям на ночь роман «Хижина дяди Тома», написанный сестрой Генри Уорда — Гарриет Бичер-Стоу. В своей автобиографической повести «Моя собственная история» (1914) Панкхёрст вспоминает, как она ещё девочкой посетила благотворительную распродажу, средства от которой направлялись на помощь только что освобождённым рабам в США.
Панкхёрст уже в возрасте трёх лет начала читать книги. В частности, в девять лет она прочитала «Одиссею», увлекалась произведениями Джона Баньяна, особенно его аллегорией «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну». Другой любимой её книгой был трёхтомный трактат Томаса Карлайла «История французской революции»: как говорила сама Эммелин, это произведение всегда оставалось источником вдохновения в её жизни.
Несмотря на жадное поглощение книг, Эммелин, однако, не смогла получить того образования, которое получили её братья. Гульдены были убеждены в том, что девушки прежде всего должны овладеть искусством создания семейного уюта и благополучия, а также другими навыками, которые нравились бы их будущим мужьям. Родители Эммелин внимательно обсуждали перспективы получения образования их сыновьями и в то же время надеялись на раннее замужество своих дочерей, при котором у них не будет потребности в оплачиваемой работе, а значит — и в образовании. И хотя они поддерживали суфражистское движение и общий прогресс статуса женщины в обществе, вместе с тем они считали, что дочери наделены меньшими способностями, чем их ровесники мужского пола. Однажды Эммелин, притворившись спящей, услышала, как в её спальню зашёл отец и, вздохнув, сказал про себя: «Как жаль, что она не родилась мальчиком».
Именно благодаря своим родителям Панкхёрст заинтересовалась суфражистским движением. Её мать выписывала «Журнал об избирательных правах женщин», и Эммелин увлекалась творчеством редактора издания Лидии Беккер. Однажды в возрасте 14 лет она возвращалась из школы и встретила по дороге домой свою мать, которая спешила на митинг по поводу избирательных прав женщин. Узнав, что на митинге выступит Беккер, Эммелин убедила мать взять её с собой. Панкхёрст была очарована докладом Лидии Беккер, отметив затем, что «С митинга я вернулась сознательной и убеждённой суфражисткой».
Годом позже она прибыла в Париж для обучения в педагогической школе. Школа, помимо традиционных дисциплин для девочек (например, вышивки), предлагала также курсы химии и бухгалтерии. Её соседкой по комнате была Ноэми, дочь французского политического деятеля и журналиста Анри Рошфора, заключённого в Новой Каледонии за поддержку Парижской коммуны. Девушки делились рассказом о политических свершениях своих родителей и оставались хорошими подругами в течение многих лет. Панкхёрст была настолько переполнена тёплыми чувствами к Ноэми и школе, где они вместе учились, что даже после её окончания часто возвращалась и проживала там некоторое время. Ноэми вышла замуж за швейцарского художника и быстро нашла подходящего жениха из Франции для своей английской подружки. Когда Роберт Гульден не захотел предоставить приданое своей дочери, французский жених отказался от брачного предложения, и разочарованная Эммелин вернулась в Манчестер.
Ричард Панкхёрст впервые привлёк внимание Эммелин Гульден, когда она увидела его «красивую руку», открывающую дверь кареты, на которой он прибыл на общественное собрание в 1878.
Осенью 1878 года в возрасте 20 лет Эммелин познакомилась с Ричардом Панкхёрстом — барристером, длительное время занимавшимся делами, связанными с женскими избирательными правами, свободой слова, образовательной реформой и подобном. Довольно быстро их знакомство переросло во влюблённость — несмотря на то, что 44-летний Ричард ещё раньше, до встречи с Эммелин, решил остаться холостяком с целью сохранения усилий и времени для общественной деятельности. Их взаимная любовь была очень сильной, но ощущение счастья было омрачено смертью матери Ричарда в следующем году. София Джейн Гульден была крайне недовольна увлечением Эммелин, тщетно пытаясь убедить её быть более благоразумной и держаться подальше от Ричарда. Возможно, именно поэтому Эммелин предлагала Ричарду отказаться от любых юридических формальностей и не регистрировать их брак, однако Панкхёрст придерживался противоположных взглядов: если бы Эммелин оставалась незамужней, то её политическая карьера могла бы закончиться так и не начавшись. Примеров общественного осуждения известных женщин, проживавших в незарегистрированном браке, во времена викторианской эпохи было достаточно. В конце концов Эммелин оказалась перед давлением фактов, и они поженились 18 декабря 1879 года.
В течение 1880-х годов Панкхёрсты проживали в загородном доме Гульденов. Эммелин часть времени посвящала своей новой семье — Ричарду и пятерым детям, вместе с тем не оставляя политической деятельности. Супруги были убеждены, что Эммелин не может превратиться в «домохозяйственную машину», хотя воспитание детей объективно требовало немало внимания и усилий. Впоследствии была нанята служанка, помогавшая с детьми, в то время как Эммелин занималась делами Женского суфражистского общества. Их старшая дочь Кристабель родилась 22 октября 1880 года, менее чем через год после бракосочетания. Сильвия Панкхёрст появилась на свет в 1882-м, а сын Фрэнсис Генри — в 1884 году. Вскоре после рождения сына Ричард Панкхёрст вышел из рядов Либеральной партии, поскольку власть в ней захватила денежная верхушка с проимперскими настроениями. Ричард начал исповедовать более радикальные социалистические взгляды и участвовал в нескольких судебных делах против богатых коммерсантов. Такое поведение Панкхёрста раздражало Роберта Гулдена, и отношения в семье стали весьма напряжёнными. В связи с этим в 1885 году Панкхёрсты переехали в другой район Манчестера (Чорлтон-он-Медлокк), где родилась их третья дочь, Адела. В следующем году они снова переезжают — теперь в Лондон, откуда Ричард безуспешно баллотируется в парламент. Тогда же он открывает небольшой магазин «Emerson and Company» по продаже тканей.
В 1888 году Фрэнсис заболел дифтерией и умер 11 сентября. Убитая горем Эммелин заказала два портрета умершего мальчика, однако не смогла ежедневно смотреть на них и, наконец, спрятала их в серванте в своей спальне. Семья пришла к выводу, что причиной болезни их единственного сына стала неисправная дренажная система позади их дома. Панкхёрст также ссылалась на неудовлетворительные условия района их проживания, и семья переехала в более состоятельный квартал на Рассел-сквер, где проживали люди в основном среднего достатка. Вскоре Эммелин в очередной раз забеременела и в 1889 году родила ещё одного мальчика, вновь назвав сына Генри Френсисом в честь покойного брата.
Панкхёрст превратила дом на Рассел-сквер в центр политических встреч и общественных мероприятий, приглашая туда разного рода активистов. Она получала удовольствие от меблировки своего дома в азиатском стиле, а также любила пышно одевать своих детей. Её дочь Сильвия писала: «Красота, целесообразность и уместность в одежде и домашнем интерьере всегда казались ей обязательной средой для осуществления общественной деятельности». Панкхёрсты принимали много гостей, включая американского аболициониста Уильяма Ллойда Гаррисона, члена парламента из Индии Дадабхая Наороджи, общественных деятелей Герберта Берроуза и Анни Безант, французскую анархистку Луизу Мишель и других.
Общественно – политическая деятельность
Гарриет Итон Стэнтон Блатч, дочь американской суфражистки Элизабет Кейди Стэнтон, которая стала подругой Панкхёрст благодаря работе в Лиге за избирательные права женщин.
В 1888 году первая в Британии общенациональная коалиция социальных групп (Национальное общество женского избирательного права) распалась, после того как большинство её членов решило войти в структуры существующих политических партий. Раздражённые таким решением отдельные члены коалиции, включая Лидию Беккер и Миллисент Фоссет, покинули собрание и образовали альтернативную организацию, в состав которой вошли сторонники «старых правил». Панкхёрст позиционировала себя вокруг так называемой группы «нового порядка», получившей название «Общество Парламент-стрит» (англ. Parliament Street Society (PSS)) от улицы, на которой находилась штаб-квартира организации. Некоторые члены общества были сторонниками постепенных шагов в борьбе за право голоса. По мнению большинства представителей тогдашнего британского общества, замужним женщинам не требовалось непосредственного участия в выборах, поскольку за них фактически «голосовали» их мужья. Поэтому некоторые из членов ПСС считали, что предоставление права голоса хотя бы холостым женщинам и вдовам является более практичным и реальным шагом вперёд. Когда нежелание бороться за избирательное право для всех совершеннолетних лиц женского пола внутри ПСС стало очевидным, Панкхёрст и её муж помогли организовать новую группу, ратовавшую за установление всеобщего избирательного права.
В 1918 году лишь незначительная часть британских женщин получила право голосовать на парламентских выборах. Суфражистки, объединившиеся в Национальном союзе обществ за равноправное гражданство, оставались политически активными и в послевоенный период, хотя их деятельность уже не имела прежней общественной поддержки. Только в 1928 году, согласно новой редакции Закона о народном представительстве, англичанкам были предоставлены равные с мужчинами избирательные права. Таким образом, суфражистское движение, история которого насчитывала более восьмидесяти лет, выполнило свою политическую программу.
Для нескольких поколений британских феминисток период борьбы за политическое равноправие означал нечто большее, чем обретение опыта самостоятельных организованных выступлений женщин. В 1934 году писательница-феминистка У. Холтбай, размышляя о значении суфражистского движения, утверждала, что оно способствовало трансформации представлений общества о женщинах и изменениям в их самовосприятии. "Эмоциональное землетрясение вдребезги разбило неосязаемую, но удушающую тюрьму условностей. Общепринятые ценности, в соответствии с которыми личность, положение, интересы и занятия женщины не представляли большой важности, были подвергнуты сомнению," - писала она.1 Тем не менее, во второй половине XX века феминистское движение в Великобритании вновь громко заявило о себе, поднимая те же проблемы социального положения женщин, которые вдохновляли на борьбу суфражисток в начале столетия и не были решены формальным уравнением женщин в политических правах с мужчинами.
1. Аберкромби H., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь,- Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1997,- 420 с.
2. Айзенштат М.П. Британский парламент и общество в 30-40-е гг. XIX в.- М.: РАН Ин-т всеобщ, истории, 1997,- 205 с.
3. Бебель А. Положение женщины в настоящем и будущем,- Одесса, 1905,- 18 с.
4. Браун JI. Женщина и политика,- Спб: Тип. С. М. Муллер, 1905,- 22 с.
5. Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии (1889-1900).- М.: Наука, 1965.-446 с.
6. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени,- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975,- 224 с.
7. Ерофеев H.A. Очерки по истории Англии (1815-1917 гг.).- М.: Изд-во ИМО, 1959.-263 с.
8. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв) / Пер. с нем. Л.А. Овчинцевой; науч. ред. М.Ю. Брандт,- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997,- 302 с.
9. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева,- М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998,-
10. Кальманович A.A. Суфражистки и суфражетки,- СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911.-75 с.
11. Кареев Н.И. Происхождение современного народно-правового государства.-СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1908,- 2-е изд.- 496 с.
12. Кареев Н.И. История Западной Европы в начале XX века,- М.: Московский Научный Институт, 1920,- 506 с.
13. Карлинер М.М. Рабочее движение в Англии в годы первой мировой войны (1914-1918).- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961,- 488 с.
14. Кертман Л.Е. Рабочее движение в Англии и борьба двух тенденций в лейбористской партии (1900-1914).- Молотов: Книжн. изд-во, 1957,- 252 с.
15. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии,- М.: Высш. школа, 1979.384 е., ил.
16. Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX начале XX вв.- М.: Высш. школа, 1962,- 112 с.
17. Колмаков С.А. Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 80-е гг. XIX в.- М.: Изд-во МГУ, 1985,- 162 с.
18. Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное,- М.: Наука, 1991.- 344 с.
19. Кучинский Ю. Положение рабочего класса в Англии (1832-1956 гг.) / Пер. с нем. Н.С. Португалова,- М.: Ин. лит-ра, 1958,- 381 с.
20. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения (1689-1714 гг.).- М.: РАН ИВИ, 1994,- 304 с.
21. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение,- СПб.: Б-ка самообразования, 1906,- 52 с.
22. Мирович Н. Женское движение в Европе и Америке,- М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907,- 48 с.
23. Мортон А.Л. и Тэйт Д. История английского рабочего движения, 1770-1920 / Пер. с англ. Н.И. Чернявской, предисл. М.М. Карлинера.- М.: Изд-во ин. лит-ра, 1959,- 420 е., ил.
24. Новик И.Д. Борьба за политические права женщин. Исторический очерк,- М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1906,- 32 с.
25. Очерки политической истории Великобритании (XIX XX вв.).- Ростов-н-Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1992,- 126 с.
26. Панкхэрст Э. Моя жизнь. Записки суфражистки / Пер. с англ. С.И. Цедербаум,-Пг.: Кн-во бывш. М.В. Попова, 1915,- 263 с.
27. Поулсен Ч. Английские бунтари / Пер. с англ. С.В. Кибирского, ред. и, предисл. и коммент. С.Н. Бурина,- М.: Прогресс, 1987,- 278 с.
28. Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании,- М.: Наука, 1991,- 232 с.
29. Феминизм: проза, мемуары, письма / Под. ред. М. Шнеир. Пер. с англ.- М., 1992.-380 с.
30. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова,- 5-е изд.- М.: Политиздат, 1987,- 590 с.
Тема: | «Эммелин Панкхёрст – борец за права женщин» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Женщины, как субъект уголовной ответственности
Дипломная работа:
Страх успеха: гендерные особенности феномена
Курсовая работа:
Женский вопрос и его основные составляющие
Дипломная работа:
Женские общественно-политические организации современной России
Контрольная работа:
Женщина в православной церкви