Дипломная работа

«Изучение произведений французских композиторов»

  • 82 страниц(ы)
  • 1926 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….

Глава 1. Историко-теоретические основы использования музыки композиторов «Французской шестерки» в общеобразовательной школе….

1.1. Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве начала ХХ века…

1.2. Творчество композиторов группы «Шести»….

Глава 2. Педагогические условия использования музыки композиторов «Шестерки» в общеобразовательной школе….

2.1. Содержание, формы и методы использования музыки композиторов французской шестерки….

2.2. Педагогический эксперимент….

Заключение…

Актуальность исследования Французская музыка в эстетическом воспитании детей всегда имело позитивное начало. Это отмечалось еще в 16 веке, когда на первый план выходила музыка не композиторов – соотечественников, а музыка зарубежных композиторов.

Во Франции идея первичности, т. е. основополагающей роли французской музыки, заключалась в самобытном складе французской музыкальной культуры. Поддержание лучших традиций французской музыки всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах существует возможность целенаправленного воспитания детей и одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Французская музыка является не самым доступным видом музыкальной деятельности детей. При этом воспитательные и развивающие возможности осознаются не в полной мере и мало используются в учебно-воспитательном процессе на уроках музыки. Данная проблема на протяжении многих лет остается актуальной и привлекает внимание все большего круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей, потому что французская музыка обладает огромным и интересным многообразием видов и жанров.

О французской музыке на уроках музыки говорил видный ученый и педагог Д. Б. Кабалевский, чьи труды не теряют своей актуальности, и по сей день. Также к данной проблеме обращались Э. А. Абдулин, авторы региональных программ для общеобразовательной школы Н.Г.Ямалетдинова, и Р.Х.Хусаинова и др.

Понимание методологии педагогического процесса основано, прежде всего, на доскональном знании проблем детей в слушании и знании французской музыки, на осознанном применении незыблемых методов работы. Классификация приемов работы с детьми в этом смысле не случайна. Каждый момент работы, будь то знакомство с произведениями или его художественный образ, имеет собственное место в последовательности работы педагога. Смещение процесса работы означает не только нарушение, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально-воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют свою специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка очень непосредственна и непредсказуема. Уроки музыки должны приносить радость детям. Учитель музыки должен быть им учителем, воспитателем и просто другом, чтобы поддержать интерес детей.

Произведения французских композиторов должны отличатся по стилистической и жанровой направленности, которые несут определенную ценность, и знакомство с ними может повысить интерес к французской музыке в целом.

Франция всегда была важным культурным центром европейской музыки и кино. Самое раннее французское влияние на западную музыку можно найти в записях Церкви христиан с 8 по 10 век нашей эры. Французская музыка, доминирующая в искусстве и музыке в Европе в средние века, внесла большой вклад в развитие европейской музыки во всех его формах. Франция выпустила несколько легендарных композиторов в области классической музыки, включая известного пианиста и композитора Мориса Равеля, Клода Дебюсси и Гектора Берлиоза.

Французы также внесли огромный вклад в развитие современной западной музыки, в том числе джазовой музыки. Французский вклад в джазовую музыку включает в себя работы цыганского гитариста Джанго Рейнхардта, и его напарника, скрипача Стефаном Граппелли. Джаз по-прежнему очень популярен во Франции.

Французы очень любят музыку и танцы. Хотя половина всех музыкальных альбомов купленных во Франции это британские или американские группы, французы также имеют свои собственные оригинальные французские песни.

Музыка Франции также в значительной степени зависит от стиля принесеннщго выходцами из Африки, Латинской Америки и Азии. Современная западная поп-музыка повлияла на музыку во Франции в значительной мере, и страна увидела рост популярности французского рока, хип-хопа и поп-исполнителей. Новое поколение популярной музыки во Франции, объединяет звуки Африки, Карибского бассейна и Латинской Америки. Среди популярных современных композиторов во Франции такие имена как Оливье Мессиан и Пьер Булез.

Цель нашего исследования: поиск путей для организации уроков по французской музыке, воспитание и развитие у детей интереса к музыке Западной Европы, в частности музыке Франции.

Объект исследования: процесс музыкального образования в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: использование произведений французских композиторов на уроке музыки.

В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: изучение произведений французских композиторов на уроке музыки будет успешным в случае:

- использования проблемно-поискового метода обучения;

- комплексного изучения произведений французских композиторов в различных видах музыкальной деятельности;

- целостности теоретико-практической творческой деятельности;

- познания школьниками музыки через творческую деятельность.

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи исследования:

1. Изучить историю и развитие французской музыки конца 19 –середины 20-го веков;

2. Изучить творчество французских композиторов группы «Шести» и подобрать репертуар для школы;

3. Определить содержание, формы и методы уроков по французской музыке в старших классах;

4. Обобщить и проанализировать передовой педагогический опыт педагогов-музыкантов и разработать на их основе педагогические условия использования произведений французских композиторов группы «Шести» в старших классах.

Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании, о роли духовных ценностей образования (Сократ, Платон, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека; учение о роли искусства в духовном развитии личности(М.С. Каган, Ю.У. Фохт-Бабушкин); теория целостности познания музыкального искусства (Ю.В.Борев, М.С.Каган, Д.Б.Кабалевский, С.М.Каргапольцев); принципы природосообразности, культуросообразности, народности воспитания и психолого-педагогического воспитания (С.Д.Поляков, С.Ю.Курганов); психологическая теория развития личности, учение о музыкальном восприятии, музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей ребенка (Р.Г.Кадыров, В.И.Петрушин); концепция интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования (С.В.Девятова, В.И.Купцов) .

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, анализ педагогической практики, педагогический эксперимент (формирующий и констатирующий), статические методы (анкета, тестирование, собеседование) и другие.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы

Глава 1. Историко-теоретические основы использования музыки композиторов «Французской шестерки» в общеобразовательной школе

1.1. Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве начала ХХ века.

Имена выдающихся зарубежных композиторов современности становятся все более известными в нашей стране. Многое в их творчестве находит живой отклик у слушателя. Естественно, что сложные явления и процессы, наблюдающиеся ныне в музыкальной жизни Запада, привлекают к себе внимание не только специалистов, но и широких кругов любителей музыки.

Как известно, музыковедческая литература 30-40-х ХХ столетия нередко страдала догматической узостью, пережитками вульгарного социологизма, что весьма ограничивало кругозор читателя. Теперь не изоляция от духовных ценностей стран мира определяла отношение к западноевропейской культуре, не воздвижение китайской стены, а вдумчивое осознание, критический анализ явлений искусства. Но понять, не, тоже самое, что принять, объяснение идей еще не означает солидарности с ними. Мы знаем, что гуманистический идеал в творчестве прогрессивных композиторов Запада нередко противоречив, отягощен проявлениями религиозного сознания, пессимизмом, ослаблен недостатком исторической перспективы.

Бурная художественная жизнь Парижа первой трети 20-го века, интернациональная, очень пестрая и свободная в отношении эстетических идей породила множество артистических кружков и группировок. Среди них появилась так называемая французская «шестерка»: Мийо, Дюрей, Онеггер, Тайефер, Орик, Пуленк. Воображение и вкус композиторов этой группы воспитаны были атмосферой парижских артистических кафе и художественных салонов, выставок новой живописи, литературно – поэтических кружков, сенсационных театральных премьер 20-х годов.

Рассматриваемый период совпадает с острейшими социальными и политическими конфликтами в жизни страны, с тяжелыми военными испытаниями, с годами национального унижения под гнетом гитлеровских оккупантов, с героической борьбой патриотов, участников движения Сопротивления. Все это, естественно, наложило отпечаток и на художественную деятельность в стране, нашло отражение и в музыкальном творчестве.

Искусство всегда выражает свою эпоху. Это с наибольшей рельефностью проявляется в художественной литературе, изобразительном искусстве, театре, кино. Менее ощутимы эти связи в музыке — искусстве относительно более далеком от конкретной образности выражения идей и

«вещественности» мира. И все же важнейшие жизненные явления эпохи, ее господствующая идеология находят свое воплощение в музыке.

Поздний романтизм. Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры. Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус (1864-1949), Густав Малер (1860-1911).

В музыке Р. Штрауса и Г. Малера мы видим последнее проявление возвышенного, героического стиля, тесно связанного с традициями 19 века: симфониями Л. ван Бетховена, песнями и инструментальными сочинениями Ф. Шуберта, симфоническими поэмами Ф. Листа, музыкальными драмами Р. Вагнера. И Штраус, и Малер прославились мастерским, изобретательным использованием огромного позднеромантического симфонического оркестра. Творчество этих композиторов начала века представляет блестящую галерею романтических героев – ярких, немного самовлюбленных. Вместе с тем, Р. Штраус в своей опере «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда открывает целую галерею откровенно порочных персонажей – героев музыки начала ХХ столетия.

По старой романтической традиции Р. Штраус и Г. Малер в своих произведениях противопоставляют идеализированный мир своей души (и мир души своих героев) пошлости и косности мещанского быта и буржуазной эстетики, лицемерию общественной морали. Однако вера в высшие идеалы дается многим из художников этого времени с большим трудом – в душевном мире героев вместо чистых и возвышенных чувств обнаруживаются низменные страсти, болезненные страхи и фантазии, ужас, безысходность. Музыкальный образ окружающей действительности приобретает откровенно гротесковый характер (за счет введения «фальшиво» звучащих гармоний, примитивно-пошловатых ритмов, неблагозвучных, резких инструментальных тембров и т.п.). Идеализированная откровенность романтической музыки сменяется пугающими и шокирующими откровениями, часто эротического характера. Художник выставляет напоказ тайны своей внутренней жизни, которые обычно принято скрывать.

Музыка подобного рода не случайно процветает в Вене начала ХХ столетия. Именно здесь приобрела большую популярность психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Психоаналитический сеанс становился способом познания истины, сокровенных тайн души и бытия. Позднеромантический художник – фигура мистическая, он претендует на то, чтобы быть пророком, и пророчества его часто носят мрачный, апокалипсический характер. Увлечение спиритизмом, оккультными учениями, в том числе восточными, мистической философией также весьма свойственно художникам этого исторического типа.

Отмеченные особенности по-разному и в разной мере проявились в творчестве композиторов старшего поколения (Р. Штраус, Г. Малер) и младшего (так называемая Нововенская школа: А. Шенберг и его ученики А. Берг и А. Веберн).

Экспрессионизм. Арнольд Шенберг (1874-1951) стал одним из композиторов, кардинально повлиявших на музыкальные направления ХХ века. Его первые произведения – струнный секстет «Просветленная ночь» (1899) и симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903) – еще несут в себе тенденции постромантизма.

Прошедший век, несчастный и прекрасный, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. ХХ столетие – эпоха научно-технической революции. ХХ век – это также великолепный взлет искусства, блистательный расцвет многих национальных школ, целая плеяда гениальных художников.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, весьма сложны. Их полноценное восприятие требует от слушателя высокой музыкальной и шире того – художественной культуры. Проникнуть в замысел современных произведений, понять, что волновало их авторов, к чему они стремились, можно только познакомившись с эволюцией, которую претерпело музыкальное искусство на протяжении своей долгой истории, изучив различные направления и школы, стили и техники композиции.

Музыкальная культура конца 19-го – начала 20-го века – один из так называемых переломных моментов в истории. Рассматривая этот период в истории зарубежной музыки, вновь убеждаешься в том, что действительно различные культурно-исторические ряды сосуществуют в ней.

С одной стороны, в конце 19-го столетия продолжалось творчество композиторов, выдвинувшихся в середине или в последней трети века, опиравшихся на традиционные основы музыкального искусства и тесно связанных с наследием своих предшественников. Такими композиторами были Венсанд, Энди и Габриэль Форе, итальянец Джакомо Пуччини, немец Макс Регер, англичанин Воан-Уильямс, чех Леош Яначек, норвежец Эдвард Григ, финн Ян Сибелиус, датчанин Карл Нильсен.

Все названные композиторы развивали – естественно каждый по-своему – традиции великих предшественников. Одни продолжали линию национально-романтическую, тесно связанную с новым претворением фольклора, народного эпоса. У других преобладал углубленный психологизм, обращение к духовному миру современного человека.

Порой художников такого склада пытались охарактеризовать как «консерваторов», «традиционалистов». Однако, как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…». На расстоянии прошедших десятилетий все явственнее вырисовываются черты музыкального новаторства композиторов, принадлежащих к этой «ветви» в искусстве на рубеже 19–20 столетий. Их поиски нового не носили радикального характера, но, тем не менее, они ощущаются в образном строе сочинений, в средствах музыкальной выразительности. Новаторские устремления органически сочетаются у таких авторов с неизменным тяготением к традиционной крупной музыкальной форме, к традиционной логике функционально-гармонических связей.

Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию.

Безусловно, импрессионизм – понятие, достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но абсолютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотя бы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.

1. Айдарова И.Р. Музыкальный калейдоскоп // ж. Музыка и электроника. – №2, 2008. – с.21 0,15 п.л.

2. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка: программа учебного курса / И.Р. Айдарова; Перм.гос.ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2007. – 32 с.

3. Алиев, Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования. Современная дидактика: теория – практика / под. науч. ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. – М.: ИТП и МИО РАО, 1993. – с.231-288.

4. Алпатова А.С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. – М., 2004 –

121 с.

5. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» // Современное музыкальное образование. - 2003. С. 33-35.

6. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе // Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

7. Деревских В. Музыка на PC своими руками. М., 2000

8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студентов пед.вузов / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 297 с.

9. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст]: кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.: ил.

10. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. – 2000. – №

11. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование. Актуальные проблемы взаимодействия // Искусство и образование. –1999. – № 4.

12. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н-Д: ТЦ «Учитель», 2001.

13. Музыкальное образование в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 230 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение произведений французских композиторов»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика