Курсовая работа

«Рынок экологических услуг Республики Башкортостан проблемы и перспективы его развития»

  • 51 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Рынок экологических услуг в современном мире

1.1. Понятие рынка экологических услуг

1.2. Виды экологических услуг

1.3. Перечень работ и услуг природоохранного назначения

Глава 2. Рынок экологических товаров и услуг Республики Башкортостан

2.1. Обзор рынка экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан

2.2. Меры поддержки малого экологического предпринимательства

2.3. Методы, предложенные в целях стимуляции развития рынка экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан

Глава 3. Проблемы и перспективы развития экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.

Зарождением данного вида рынка в3 нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.

Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресной направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.

Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.

К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности.

В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции.

Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. Рынок экологических услуг в современном мире

1.1. Понятие и формирование рынка экологических услуг

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими [1].

Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности [17].

По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам.

Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида [2].

Думается, что разработка экологической политики государства, российского законодательства, научных аспектов экологического права - есть одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда. Она должна осуществляться в комплексе с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, и образовательными мерами [3].

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг [5].

Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг.

В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает:

• предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия;

• предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.);

• предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой);

• предприятия, занятые в благоустройстве территорий;

• предприятия, занятые в информационном экобизнесе [7].

На современном этапе развития мировой экономики на первый план выходят процессы глобализации и регионализации, с одной стороны, способствующие нарастанию положительных тенденций экономического развития, а с другой стороны, обостряющие проблемы ассиметрии и неустойчивости социально-экономического развития территорий. Решение этих проблем возможно в рамках концепции устойчивого развития, рассматривающей экономический рост посредством гармоничного и сбалансированного развития трех сфер: социальной, экономической и экологической. При этом императивом в данной концепции является экологический фактор. Одним из механизмов практического решения проблем устойчивого развития является формирование и развитие рынка экологических товаров и услуг, наличие которого в экономике страны рассматривается как признак ее цивилизованности [9].

Вместе с тем, несмотря на растущие объемы этого рынка, методологическая основа для его изучения на данный момент не сформирована. В этой связи нашей задачей является уточнение терминологии и расширение методологии, используемой при изучении данного сектора экономики, определение места и роли рынка экологических товаров и услуг в системе рынков территории, формулирование его задач, принципов и функций, выявление и обоснование факторов, влияющих на развитие рынка экологических товаров и услуг (РЭТУ).

Изучение научной литературы показало, что термины «экорынок», «экологический рынок», «рынок экологических товаров и услуг», «экологическое предпринимательство» рассматриваются как синонимы, что, по нашему мнению, не совсем верно [11].

Экологический рынок является составной частью «большого рынка», который в свою очередь представлен рынками труда, капитала, средств производства и т.д. При этом экологический рынок тем или иным образом представлен в каждом из них. Так, например, рынок средств производства, сертифицированных в соответствии с экологическими нормами, будет являться сегментом экологического рынка и одновременно рынка факторов производства.

Я.В. Мамлеевой была предпринята попытка сегментирования экологического рынка, однако, она нуждается в дополнении, поскольку в ней отсутствует такой важный сегмент рынка, как информационный. Таким образом, рынок экологических услуг (РЭУ) является сегментом экологического рынка и рынка услуг в целом и находится в тесной взаимосвязи с остальными структурными элементами [13].

Рынок экологических услуг представляет собой систему взаимосвязанных друг с другом субъектов, которые можно выделить в следующие блоки.

1. Производственный блок представлен следующими элементами:

- предприятия и организации, оказывающие только экологические услуги на коммерческой основе;

- предприятия и организации, оказывающие как экологические услуги, так и обычные на коммерческой основе;

- предприятия и организации, оказывающие экологические услуги на безвозмездной основе.

При этом каждый из этих элементов может быть представлен в разрезе групп объектов рынка,

которыми являются экологические услуги:

- консалтинговые;

- исследовательские;

- рекреационные;

- кредитно-финансовые и т. д. по номенклатуре экологических услуг.

2. Потребительский:

- предприятия и организации региона;

- население;

- домашние хозяйства.

3. Государственного управления:

- федеральные и региональные органы законодательной власти;

- контролирующие органы;

- лицензирующие органы;

- сертифицирующие органы и т. д.

4. Социально-общественный:

- российские общественные и некоммерческие объединения по охране окружающей среды;

- международные фонды по охране окружающей среды;

- некоммерческие объединения производителей, придерживающихся принципов экологической безопасности.

Таким образом, экологическое предпринимательство является институциональной основой развития рынка экологических услуг и ключевым элементом в его экономическом регулировании.

Четкое понимание методологической основы функционирования исследуемого рынка позволит принимать более эффективные управленческие решения по его регулированию и развитию[15].

Принципы функционирования рынка экологических услуг имеют свои особенности, обусловленные спецификой объекта рынка. В настоящий момент не выработана принципиальная основа становления и развития РЭУ во всей его полноте. Вместе с тем предприняты попытки обоснования теории на основе экологического предпринимательства.

Так, Я.В. Мамлеева в качестве принципов экологического предпринимательства рассматривает следующие: экологизацию как основу формирования экологического предпринимательства; распространение экологически безопасных технологий и методов управления производством; выбор наилучшей из доступных технологий; оценку экологического предпринимательства с позиции эффективности экологической, социальной, экономической; предосторожности и т. д.

Кроме того, в дополнение к общепринятым принципам предпринимательства Н.П. Казаковым были выделены принципы экологического предпринимательства в рекреационной сфере: биосферосовместимости; приоритетности; комплексности; социальной ориентированности; экологически приемлемого предпринимательства; приоритета охраны жизни и здоровья человека; охраны окружающей среды и рационального рекреационного природопользования [17].

Разработана система принципов развития РЭУ:

1. Принцип сбалансированности, означающий достижение оптимального сочетания интересов государства, общества и бизнеса в достижении и обеспечении экологической безопасности страны.

2. Принцип инновационности заключается в приоритете инновационных технологий, способов организации производства, обеспечивающих эффективное взаимодействие между экономическим развитием и охраной окружающей среды на микроуровне.

3. Принцип научности, предполагающий осуществление процесса экологизации экономики с учетом научных исследований, рекомендаций и обоснований в тесной взаимосвязи с научноисследовательскими учреждениями, занимающимися данной проблематикой.

4. Принцип социальной ответственности, предусматривающий использование механизмов компенсации ущерба окружающей среде.

5. Принцип транспарентности, обеспечивающий формирование доступного прозрачного информационного поля относительно деятельности субъектов РЭУ в экологической сфере.

6. Принцип обратной связи, заключающийся в обеспечении условий для эффективного обмена информационными потоками между участниками РЭУ.

7. Принцип целостности, рассматривающий эффективность деятельности субъектов РЭУ как интегрированный результат социальной, экологической и экономической составляющей.

8. Принцип превентивности, нацеленный на упреждение негативных экологических последствий путем стратегической экологической оценки планируемой деятельности.

9. Принцип адаптивности, означающий построение на всех уровнях системы управления гибкой модели управления экологическими рисками, позволяющей своевременно и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

10. Принцип приоритетности, означающий внедрение экологической компоненты как императива в деятельность субъектов рынка экологических услуг.

11. Принцип перманентности заключается в осуществлении природоохранной деятельности всеми субъектами РЭУ на постоянной основе.

Логика соблюдения приведенных принципов обусловливает функции РЭУ, сформулированные

на основе функций классического рынка:

1) информационная – обеспечивает все заинтересованные стороны необходимой информацией

для эффективного функционирования механизма РЭУ;

2) ценообразующая – формирует цены на экологические товары и услуги;

3) аккумулирующая – активизация экологизации экономики способствует сохранению природоресурсного потенциала территории;

4) социальная – соблюдение принципов экологического равновесия благотворно влияет на качество жизни населения;

5) стимулирующая – растущий спрос на экологически чистую продукцию приводит к росту конкуренции между производителями товаров; энерго- и ресурсосберегающие технологии позволяют снижать затраты и соответственно себестоимость и т. д.

6) посредническая – заключается в налаживании связей между заинтересованными сторонами РЭУ.

Методологическая основа РЭУ была бы неполной без выделения специфических особенностей, затрудняющих использование чисто рыночного подхода к регулированию РЭУ – так называемых провалов рынка [19]:

- экстерналии (внешние эффекты);

- отсутствие/заниженность цен на природные блага и отсутствие их рынков;

- общественные блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- неопределенность (асимметричность информации) и недальновидность [18].

Заключение

Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны.

Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы.

На 2013годрынокэкологическихуслугвРоссии и Республике Башкортостанокончательноещенесформировался. Активноформируетсякакнормативно-правоваябаза, такиноменклатураэкологическихуслуг.

Наиболеераспространенывреспублике такиеэкологическиеуслуги, какочисткапромышленныхибытовыхстоков, переработкаиутилизациятвердыхпромышленныхибытовыхотходов, оценкавоздействиянаокружающуюсреду, экологическаяэкспертиза; производствоприборовдляконтролясостоянияокружающейсредыит.д. Спроснаэтиуслугипостоянновозрастает.

Одновременносэтимвозрастаетипредложениенарынкеэкологическихуслуг, втомчисленеуклонновозрастаетколичествоорганизаций, предлагающихширокийспектрэкологическихуслуг.

Однаконевсегда, организацииоказывающиеподобныеуслуги, всвоейдеятельностиполностьюсоответствуюттребованиям, предъявляемымкнимдействующимзаконодательством. Поэтомунеобходимопостоянноесовершенствованиемеханизмовконтролязадеятельностьюорганизаций, работающихнаРоссийскомрынкеэкологическихуслуг. Безэтогопрактическинеосуществимазадачасохраненияблагоприятногокачестваокружающейсреды.

Насегодняшнийденьсложносказать, когдаименнозавершатсяпроцессыформированиярынкаэкологическихуслугвРеспублике Башкортостан.

Однакоочевидно, чтостановлениерынкаэкологическихуслугвРоссиивступиловзавершающуюфазу, очемсвидетельствуетпочтиполноесоответствиеперечняэкологическихуслуг, оказываемыхвРоссиии Башкортостане аналогичномуперечнюразвитыхстранзапада.

Взаключенииследуетотметить, чтопроблемысохраненияокружающейсредыужедавноперешагнулинациональныеграницыиихрешениевозможнотолькопутемобъединенияусилийвсегомировогосообщества. ЭтонесомненноотноситсяикрынкуэкологическихуслугвРоссии, которыйдолженразвиватьсяв тесномвзаимодействиисмеждународнымэкологическимрынком.

Список литературы

1. Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с.

2. Ананишнов В.В. Экономика природопользования и охраны природной среды: учеб. пособие / СПбГУТ. СПб, 1994.

3. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки.//Российский экономический журнал. М., № 7, стр. 55-69.

4. Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с.

5. Большаков В.Н.Экология. М.:Интернет инжиниринг, 2000.-330с

6. Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем.//Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3

7. Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.

8. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998.

9. Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. СПб: Специальная литература, 1995.

10. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

11. Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с

12. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с. Гриф МО РФ

13. Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

14. Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

15. Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526

16. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990

17. Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета.

18. Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002

19. Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

20. Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

Покупка готовой работы
Тема: «Рынок экологических услуг Республики Башкортостан проблемы и перспективы его развития»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 51
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика