Курсовая работа
«Неконтролируемый интернет - угроза национальной безопасности»
- 49 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы угрозы национальной безопасности 7
1.1 Понятие национальной безопасности 7
1.2 Угрозы национальной безопасности в сети «интернет» 12
2 Проблема контроля Интернета в аспекте национальной безопасности 18
2.1 Проблема управления Интернетом как фактор национальной безопасности 18
2.2 Правовое регулирование сети «Интернет» проблемы и перспективы 27
Заключение 42
Список литературы 45
Последняя четверть XX в. и начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных экономических, техногенных и экологических кризисов разного уровня. Для современных кризисных явлений характерна все возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска кризисов и масштабы их последствий. Более того, кризисы все более превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей и неэффективного управления ими. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственно, и различия в организации системы противостояния им. Особенно это ваяло для такой страны как Россия, отличающейся не только огромной территорией, но и большим разнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов.
Изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI ее. и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к политике национальной безопасности.
Наибольшее внимание привлекает к себе поиск Россией своей национальной идентичности, определения национальной стратегии развития, а также отношения к происходящим в мире весьма противоречивым процессам глобализации. Три из них непосредственно влияют на национальную безопасность: демократизация, экономизация и информатизация.
Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека.
Экономизация, неуклонно везущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели нацис калькой безопасности, основанные на изоляционизме. а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной зашиты национальных интересов
Информационные технологии создают новые возможности для контроля н манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства, а соответственно — и новые угрозы национальной безопасности.
В основополагающих отечественных документах по национальной безопасности, как правило. имеются специальные разделы, в которых определяются основные направления политики национальной безопасности, которые, в свою очередь задают концептуальные рамки определения приоритетов внутренней и внешней политики государства. Это подчеркивает еще один из важнейших методологических принципов - принцип неразрывного единства внутренней и внешней политики государства. Поэтому необходимо сформировать адекватные подходы и действенные методы обеспечения национальной безопасности России.
Степень разработанности темы. В конце XX - начале XXI веков исследования проблем безопасности характеризуются, с одной стороны всесторонней разработкой концепции, основ теории и политики национальной безопасности в работах С. Васильева, М.Ю. Зеленкова, С В. Кортунова, М.М. Кучерявого, Э. А Позднякова. В К. Сенчагова и других исследователей. С другой - исследованием методологических и концептуальных проблем безопасности личности. общества и государства в публикациях А.Д. Султанова, Ш.3. Султанова, П.П. Тимохина, Т.И. Шершнева, Р.Г. Яновского и др.
Важные аспекты обеспечения безопасности в работах Д.Г. Евстафьева, Е.М. Кожокина, В. М. Попова, А.Д. Урсула, И.П. Фоминского, К.В. Фролова и др.
Для исследования безопасности государства и влияющих на нее политических факторов важнее значение имеют работы А.Н. Соловьева, К.С. Гаджиева, С.В. Рогачева, Г.С. Котанджяна, М.Г. Алехина и др.
В названных трудах затрагиваются многие вопросы и аспекты проблем, связанных с данной темой. Однако все ещё требует уточнения и обоснования категориальный аппарат, необходимый для четкого и ясного понимания существа исследуемых вопросов. Отсутствует цельное видение проблемы. содержание и направленность необходимых мер противодействия со стороны государства и общества.
Объект исследования - национальная безопасность государства в современном мире в контексте неконтролируемого пользования сетью Интернет.
Предметом исследования является неконтролируемый интернет как угроза национальной безопасности в современном мире.
Целью исследования является определить основные Интернет-угрозы национальной безопасности России и определить способы их преодоления.
Исходя из поставленной цели, в ходе проведенного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие национальной безопасности;
2. Рассмотреть грозы национальной безопасности в сети «Интернет»;
3. Проанализировать проблему управления Интернетом как фактор национальной безопасности;
4. Выявить проблемы и перспективы правового регулирования сети «Интернет».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы комплексности, всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблем, методы сравнительно-исторического и социологического анализа Исследование опирается на работы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам, связанным с влиянием и особенностями различных факторов в контексте проблем обеспечения национальной безопасности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав. заключения, списка источников и литературы.
1 Теоретические аспекты проблемы угрозы национальной безопасности 1.1 Понятие национальной безопасности
Содержание понятия -«национальная безопасность» очень сложное. объемнее, многообразное и разнохарактерное Его трудно раскрыть Так. первоначально в новой России в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» оно трактовалось как - «состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1]. Однако этот закон не называл жизненно важных интересов, не закреплял способов их выражения и критериев их вычленения, не определял ответственных исполнителей за выявление, фиксацию и контроль реализации этих интересов.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерация от 10 января 2000 года №24, содержалось два противоречивых положения, раскрывающих это понятие. Так, в первом абзаце преамбулы этой концепции национальная безопасность Российской Федерации трактовалась как «обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». А во втором абзаце той же преамбулы под ней понималась безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации Более того, сам термин «национальная безопасность Российской Федерации» вызвал вопрос о субъекте, безгласность которого необходимо обеспечивать.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537, под национальной безопасностью стало пониматься «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Но и здесь нет ясности: почему в формулировке понятия «национальная безопасность» употребляется слово «защищенность», ведь существуют такие вилы безопасности, которые не сводятся лишь к пассивной защите от угрозы, а предполагают атакующие действия. Не установлены критерии, по которым можно было бы оценить само «состояние защищенности».
В статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №39О-Ф3 «О безопасности» было закреплено, что данный закон «.определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации Такая формулировка расширила прежнее понимание национальной безопасности за счет включения таких видов безопасности, как экологическая и общественная Однако неясно, каким критерием следует руководствоваться для выделения иных видов безопасности, ведь при обеспечении разных видов безопасности меняются и субъекты обеспечения безопасности, и объекты обеспечения безопасности, и содержание деятельности по обеспечению безопасности А возможны и такие ситуации, при которых то, что делается для безопасности одного субъекта или объекта, будет весьма опасным для другого субъекта или объекта.
Итак, приведенные формулировки статей российского законодательства показывают, что содержание понятия «национальная безопасность» в новой России постоянно расширялось, уточнялось и усложнялось, однако многие вопросы остались нерешенными
Необходимо отметить, что в Основах конституционного строя Российской Федерации не содержится указании на обеспечение государственной, национальной безопасности как целостного феномена., раскрываются лишь ее отдельные аспекты: запрет присвоения властных полномочий (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ), суверенитет, обеспечение целостности и неприкосновенности территории (ч 1, 3 ст. 4 Конституции РФ) и такое узкоспециальное направление, как запрет общественных объединений, создающих угрозу безопасности (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ) . Очевидно, что отсутствие определения национальной безопасности на конституционно-правовом уровне не соответствует международным стандартам, поэтому для полноценной характеристики такого комплексного правового явления. как: национальная безопасность государства, выделения отдельных направлений ее существования недостаточно, особенно с учетом современных международных тенденций [7].
Исходя из того факта, что безопасность в целом находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции РФ), обеспечение общественной и экологической безопасности — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п «6», «д» я. 1 ст. 72 Конституции РФ), определение данного термина должно быть отражено на федеральном уровне Ключевое значение имеют положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. в соответствии с которыми национальная безопасность является одним из оснований ограничений прав и свобод человека и гражданина на основании федерального закона на основе принципа соразмерности. В Конституции РФ говорится также об исключении m принципа необходимости поиска данного баланса и соблюдения его принципов в условиях чрезвычайной ситуации-
Существуют разные подходы к пониманию национальной безопасности. С Н Бабурин определяет национальную безопасность как «состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемо к функционирование» [5]
М.Ю. Зеленков рассматривает национальную безопасность как «достаточную по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз» [12]. Сходное по сути определение дает АВ Возжеников: «.состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом - S международных правоотношении» [17].
А.А. Прохожева определяет национальную безопасность как «совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами», т е по сути отождествляет ее с безопасностью государства [20].
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной. международной, информационной. военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. В этой связи обеспечение безопасности государства состоит в обеспечении незыблемости конституционного строя. суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, единства правового пространства разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов. терроризма [6]. Объектом обеспечения безопасности в данном случае являются государство я его интересы.
Объект национальной безопасности более широк. В качестве него (объекта) выступают непосредственно государство и его институты. политическая и экономическая система, общество в целом, нации и народности, проживающие на территории Российской Федерации, отдельные граждане, их обычаи, традиции, жизненный уклад, язык, культура, вероисповедание.
В ходе изучения предмета исследования научной работы была определено решающие влияние ИКТ на жизнедеятельность всего общества в XXI веке, вызванное, в первую очередь, невероятной динамикой развития информационно-телекоммуникационных сетей, в особенности сети Интернет. С ростом влияния на все сферы жизни общества ИКТ, неизбежно встаёт вопрос об необходимости администрировании глобальных информационных сетей, защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере, сохранности информационных ресурсов государства.
Поэтому неотъемлемым компонентом обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры любой страны, в том числе России, становится комплексная система регулирования, контроля и подержания общественных отношений (деятельность физических, юридических лиц и государственных образований) в сфере и по поводу сети Интернет.
Для выявления особенностей действующей в нашей стране системы правового регулирования сети Интернет, выявления политических и юридических особенностей этого регулирования (его принципов и методов), а также существующих проблем в функционировании, как неотъемлемого компонента общей структуры информационный безопасности России, было определено предметное поле информационной безопасности в рамках политической науки. Придерживаясь использования метода теоретического политологического анализа, как максимально объективного языка для описания политической реальности было дано определение национальной безопасности как многогранного явления, представляющего собой в самом общем виде состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Существующие на сегодняшний день механизмы правового регулирования сети Интернет в России можно в наиболее общем виде свести к трем: лицензирование, судебная блокировки, а также досудебная блокировка запрещённой к распространению информации.
Ставится вопрос о пределах необходимых вмешательств государства в область Интернет-сетей для обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности с одной стороны, и обеспечения ее национальной безопасности в условиях нового мирового порядка с другой. В ходе поиска этого предела было установлено, что ограничение права на доступ в сети Интернет может быть установлено федеральным законом и в той степени, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов общества, государства и личности.
В последние годы наблюдается ужесточение законодательства в данной сфере, законодательно расширяется дискреция административных органов по принятию решения об ограничении доступа. Между тем, судебный порядок ограничения доступа к информации остаётся приоритетным.
Подводя итоги, следует отметить, что оно вносит определенный вклад в разработку вопроса, касающегося функционально-концептуального описания данной темы, но, все же, остается достаточно большое количество вопросов по обозначенной теме, требующих научного обоснования.
Относительно формулирования понятийного аппарата темы исследования, в работе предпринята попытка толкования ключевых понятий непосредственно относящихся к вопросу выработки концептуальных основ информационной безопасности РФ, в частности, считаем существенным определение и обоснование понятия информационная безопасность РФ, но большинство из понятий осталось неосвещенными, и предполагают проведение дальнейших исследований, ориентированных на переосмысление концептуальных основ информационной безопасности РФ с позиций подхода «включения» угроз информационного характера в общее понимание «традиционных» угроз национальной безопасности РФ.
Тем не менее, были определены и подробно рассмотрены основы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере регулирования сети Интернет, его цели, задачи и принципы, проведя подробный анализ нормативно-правовых актов, как федерального, так и международного уровня, выявив механизмы его правового регулирования, а именно нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие и контролирующие деятельность физических, юридических лиц и государственных образований в сфере и по поводу сети Интернет, как неотъемлемый компонент обеспечения безопасности функционирования информационной инфраструктуры России.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» .
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
4. О связи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 03.08.2018). – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018). – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
+ еще 49 источников
Тема: | «Неконтролируемый интернет - угроза национальной безопасности» | |
Раздел: | Информационные технологии | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 49 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблемы экономической безопасности России
Дипломная работа:
Работа студенческих общественных организаций по профилактике наркомании и наркопреступности
Дипломная работа:
Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении
Курсовая работа:
Национальная экономическая безопасность
Реферат:
Информационная безопасность России