Реферат

«Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента»

  • 20 страниц
Содержание

Введение….….3

Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента….4

Заключение….19

Список использованных источников…20

Введение

Статья 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Оказание медицинской помощи в объёме, противоречащем религиозным убеждениям человека, нарушает принцип человеческого достоинства, если это не представляет угрозу жизни и здоровью лица, не способного по своему состоянию дать согласие на медицинское вмешательство.

Зачастую в современной медицинской сфере случаются ситуации, когда происходит конфликт между религиозными убеждениями человека и медицинским принципом «не навреди», именно поэтому очевидна актуальность темы взаимодействия права, религии и медицины.

Современная жизнь зачастую представлена существованием различных и порой противоположных и морально-мировоззренческих ориентаций. В таких условиях вопрос о морально-этических представлениях врача приобретают особую остроту.

Новые тенденции современной медицины как науки и как практики –трансплантологии, реаниматологии, медицинской генетики, искусственное оплодотворение выдвигаясь на новые уровни влияния и управления жизнью сталкиваются с традиционными нравственно-мировоззренческими принципами.

Фрагмент работы

Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента

Медицинская деятельность в современном веке регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом.

Отличием правового регулирования человеческих отношений от морального регулирования заключается в том, что правовое - реализуется через законы, правительственные постановления, судебные решения, а моральное регулирование осуществляется на уровне индивидуального нравственного сознания и общественного мнения.

Существует достаточное количество документов, принятых в настоящее время относительно врачебной этики и медицинской деонтологии.

На протяжении весьма длительного времени этические положения не подвергались кодификации и существовали либо в виде отдельных положений и высказываний, либо в виде переведенных и адаптированных трудов древних мыслителей (Гиппократ, Гален и др.).

Сегодня сохраняется принудительный характер права, несмотря на то, что произошли серьезные изменения судебно-правовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия. В рамках этого правосудия права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.

Тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником соответствует курсу на создание в России правового государства, в рамках которого главным принципом в регулировании человеческих отношений провозглашается закон, а не те или иные интересы власти.

Согласно ч.1 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Традиционный институт профессиональной медицинской этики – клятва врача – также закреплена в качества правовой нормы – статьи 71 Закона об охране здоровья. Согласно закрепленному в законе тексту клятвы, врач обещает хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах.

Среди основных принципов охраны здоровья наравне с соблюдением прав граждан закон называет приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется, в том числе, путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Очень часто случается, что врач в силу низкого уровня правовой культуры недостаточно осведомлен о том, что значит с правовой точки зрения "информировать больного", каким должен быть объем этой информации, как, информируя больного о состоянии его здоровья, методах лечения, риске и альтернативных обследованиях, не нанести ему вреда.

К глубокому сожалению, современный пациент еще не обладает должным уровнем медицинской культуры и компетентности, чтобы быть способным принять решение, руководствуясь рациональностью и разумными целями. Пациенту, психика которого надломлена болезнью, очень сложно руководствоваться "здравым смыслом", дать добровольное согласие на лечение, выбрать нужные (с его точки зрения) альтернативные варианты.

Не вызывает сомнения то, что врачебная профессия не может в современных условиях регламентироваться только моралью. Жизнь и здоровье людей, нации, общества - величайшие социальные ценности, их сохранение требует от государства законодательной базы, регулирующей деятельность в сфере медицины и врачебной профессии. Кроме того, необходимость правового регулирования обусловлена тем, что само право выступает в качестве ограничения возможных репрессий со стороны государства в отношении личности врача и пациента.

Право также выступает гарантом равенства и социальной справедливости в получении медицинской помощи. Положения медицинского права коррелируют с основным правовым документом в стране - Конституцией, которая выражает волю всего народа и является фундаментом правовой системы в государстве. И в тоже время, нравственная культура имманентно присуща врачеванию.

Нравственность - это то качество личности врача, которое сопровождает его по всем дорогам жизни. Отказаться от нравственности, ее требований - значит лишить себя возможности быть врачом.

Таким образом, врач в современной культуре оказался в пространстве между правом и моралью. Сложность анализа такой ситуации заключается уже в том, что ни в философской, ни в правовой, ни в медико-этической науке нет однозначного определения понятиям "врачебная мораль и нравственность", "этика и право", "закон и долг". Нет ясности в объяснении соотношения врачебной морали и права.

Заключение

Тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником соответствует курсу на создание в России правового государства, в рамках которого главным принципом в регулировании человеческих отношений провозглашается закон, а не те или иные интересы власти.

Пути взаимодействия права, религии и медицины на благо пациента в РФ регламентированы правовыми нормами, в которых подчёркивается важность информированности как врача, так и пациента о своих правах.

К сожалению, во многих вопросах всё ещё сложно достигнуть удовлетворённости обеих сторон, однако, не приходится сомневаться в том, что на территории РФ уважается право выбора каждого человека и с помощью норм права обеспечивается охрана достоинства личности.

Врач в современной культуре оказался в пространстве между правом и моралью. Мораль или нравственность врача представляет собой усвоенные личностью нормы, ценности, установки, правила, которые сформировались под влиянием определенной социокультурной традиции на основе профессиональной деятельности. В структуре профессионального сознания врача мораль представляет собой ценностный компонент, отражающий особенности отношений личности врача к жизни другого и выражающийся в индивидуально-ответственном поведении.

Ценность морали детерминирована традиционными целями врачевания - спасением и сохранением человеческой жизни. В настоящее время главной целью медицины провозглашена помощь в достижении пациентом благополучия. Неопределенность этой цели, ее вариативность может стать причиной не просто изменений нравственных ценностей, но и их инверсии - процесса, драматично переживаемого отечественными врачами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

2. Основы медицинского права России: учебное пособие / Ю.Д. Сергеев, А.А.Мохов; 3- е изд. Обновлённое и доп. – Москва: Медицинское информационное агенство, 2016. – 414с.

3. Медицинское право: учебное пособие / Г.Б. Дерогин, Д.И. Кича, О.Е. Коновалов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА.˗ 2018. ˗ С. 239.

4. Працко Г.С., Арутюнова А.А. К оценке достаточности правового обеспечения вспомогательных репродуктивных технологий и суррогатного материнства // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 8. - С. 56.

5. Тищенко П.Д. Биоэтика: автономия воли и власть (от Канта до Фуко) / Рабочие тетради по биоэтике. Биоэтика: антропологические проблемы / под ред. Б. Г. Юдина. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2016. С. 14–31.

6. Тищенко П.Д. История и теория этической регуляции биомедицинских исследований / отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2017. С. 16–32

Покупка готовой работы
Тема: «Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента»
Раздел: Право
Тип: Реферат
Страниц: