Курсовая работа
«Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству»
- 53 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДПИ 7
1.1. Сущность эстетического воспитания в начальном образовании 7
1.2. Возможности внеурочных занятий по «Декоративно-прикладному творчеству» в эстетическом воспитании младших школьников 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗНЯТИЯХ ПО «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ» 20
2.1. Оценка уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 20
2.2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, формирование личностных универсальных учебных действий, таких как:
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств и др.,
через эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
На сегодняшний день нам приходится согласиться с тем, что развитие эстетического вкуса современного ребенка не только лежит в плоскости семейного, школьного и дополнительного образования, но, к сожалению, представляет собой «побочный продукт» массовой культуры.
Актуальность данной темы заключается в том, что большое количество детей все больше отдаляется от мира искусства, это приводит к понижению уровня эстетического развития, как у детей, так у общества в дальнейшем. Развитие творческого начала в человеке очень важно, особенно в ребенке с самого раннего возраста. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у детей воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, посильно проявлять себя в искусстве.
С каждым годом в нашей стране и мире происходит изменение в сфере политики, экономики, рыночных отношений, так же преобразования заметны в системе образования. В связи с таким положением, внимание преподавателей в настоящее время приковано к поиску и реализации путей и способов развития творческих способностей учащихся. Реформа образования отражена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в пункте 4 статьи 48 указано, что преподавательский состав обязан формировать у учащихся творческие потенциалы.
Творческое развитие личности изучали такие ученые и педагоги, как Г.В.Бороздина, Л.С. Выготский, Н.С. Ефимова, В.А. Моляко, В.С. Мухина, К.К.Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие.
Эстетическое воспитание имеет большие возможности в воспитательном процессе младших школьников, так как в этом возрасте идет чувственное и эмоциональное развитие, это то, что вносит вклад в ознакомление с окружающим миром и коммуникацию с людьми. Эстетическое воспитание помогает становлению интеллектуально-эмоциональной стороны личности, освоению навыков поступков в социуме и во взаимодействии ребенка с окружающей средой. Эстетическое воспитание можно учитывать, как признак становления художественной культуры личности, что входит в структуру духовной культуры.
Одним из путей эстетического воспитания является организация внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, дискуссии, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Результаты изучения теории и практики организации работы по эстетическому воспитанию позволяют выделить противоречие: в нормативных документах выделены требования к эстетическому воспитанию, так как младший школьный возраст сенситивен для эстетического развития, но в практике начального образования существует дефицит учебно-методических материалов по художественно эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности.
Разрешение данного противоречия определило цель исследования: теоретически обосновать и в опытной работе проверить условия эстетического воспитания младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество».
Предмет исследования: условия эстетического воспитания младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество».
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
– использовать дифференцированный подход при организации творческой деятельности детей младшего школьного возраста;
– изучать национальную и художественную культуру, построенную на основных устоявшихся образцах народно-декоративного и прикладного искусства как главного вида изобразительного творчества;
– на каждом занятий формировать умение анализировать по критериям (композиция форма цвет размер и т.д.).
Задачи исследования:
1) изучить и обосновать условия эстетического воспитания младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» в научной литературе;
2) выявить уровень эстетической воспитанности младших школьников;
3) организовать опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами дополнительной общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» и выявить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах различных ученых (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, Е.Н.Ильин, М. С. Каган, Н. И. Кияшенко, В. И. Разумный, И. Б. Котова, Т.П.Малькова, В. Я. Нечаев); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологической и понятийно-терминологической литературы по проблеме исследования. Анкетирование участников исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в рамках работы учителя начальных классов, формирование и выполнение педагогических требований и системы формирования художественного воспитания у детей средствами народного творчества, в рамках которых декоративно-прикладное искусство действует как важная сфера знакомства учащихся с национальной художественной культурой.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 г. Алдан. (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан»). В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса в количестве 24 человека.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включенных в них шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДПИ
1.1. Сущность эстетического воспитания в начальном образовании
Нравственное развитие личности, осуществляемое в младшем школьном возрасте, составляет одну из важнейших проблем образования. Данный процесс реализуется в комплексе с применением средств трудового, нравственно-эстетического и других видов воспитания.
Понятие «воспитание» заключает в себя два смысла: в широком смысле оно означает процесс перехода сохраненного опыта старшим поколением к младшему, а в узком понимается как ориентированное влияние на индивида со стороны социальных учреждений с задачей воспитания в нем тех или иных представлений, мировоззрений и убеждений, духовных ценностей.
Эстетическое воспитание – уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям, обычаям, к своему творчеству и других народов [31, с. 38].
С ранних лет, ребенок начинает овладевать эстетическими навыками и качествами. Т.Б. Лихачев высказывал по данному вопросу свое мнение: «период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Для богатого духовного развития взрослого человека, необходимо обратить внимание на эстетическое воспитание уже с раннего возраста и постепенно развивать его.
Именно в детстве идет усиленное формирование взглядов на мир, перерастающих в качества личности. Какие навыки формируются у ребенка в детстве, с теми он и переходит в более взрослую жизнь. В течение всей жизни что-то преображается, дополняется, а то, что закладывалось в дошкольном и младшем школьном возрасте, составляет основание всякой дополнительной педагогической работы.
С наступлением младшего школьного возраста происходит смена основополагающего направления деятельности − обучение. Главным наставником для ребенка становится его учитель: ученики выделяют для себя нормы поведения, видят по-другому окружающую среду. Если же педагог нерационально или некорректно выстраивает данные отношения, то ребенок становится незаинтересованным и равнодушным. Стоит показывать интерес и яркость своей работы, и тогда дети будут легко реагировать и включаться в учебную деятельность, а также строить коммуникативные связи между собой.
Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте так же влияет на познавательные моменты. Так же Т.Б. Лихачев указывает на то, что: «педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [22, с. 45].
С помощью специальной тематической литературы, кинопросмотров, посещения различных театров происходит формирование идеалов личности ребенка. Персонажи обладают всеми гуманными качествами, несут в себе добро и зло, сострадание и жестокость, честность и ложь. Ребенок учится понимать и отличать эти типы, и при правильном действии встает на сторону добра, подражая главным героям.
«Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Необходимо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках» – рассуждает Т.Б.Лихачев [22, с. 69].
В младшем школьном возрасте, появляется осознание самого себя, некоторые дети с интересом начинают читать книги, находят вдохновение и приобщаются к музыке, рисованию, не зная, что это и есть эстетическое понимание. Вскоре для ребенка данные занятия искусством становятся потребностью.
Другие же дети могут относиться к занятию искусством иначе, без особого трепета. Если учитель дал задание прочитать книгу или посмотреть фильм, они могут выполнить поручение, но без особого интереса, без глубокого разбора сути, лишь для выполнения задания.
Переживание живописного мира в окружающем создает у ребенка определенные душевные и эмоциональные положения, порождает мгновенный интерес, углубляет психические процессы.
Работа по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учебном заведении общего образования находит отражение: в эстетической деятельности; организации деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности; взаимоотношениях учителя, родителей и учеников.
Развитие эстетики как области науки было своеобразным и удивительным. Она берет начало в Древней Греции, например, Платон первым сосредоточил внимание на процесс вдохновения, представив его необыкновенность в аспекте нормального человеческого разума.
В современном образовании эстетическое воспитание рассматривается, многими ведущими педагогами. Психолог и педагог П.П.Блонский сформулировал идеи эстетического творчества. Он рассматривал эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от всей активной жизни.
Изучив работы по определению эстетического воспитания различных ученых и педагогов, можно сформулировать следующее определение: Эстетическое воспитание − это строй педагогической деятельности, предусматривающий актуальное и полное раскрытие всех объективно-субъективных особенностей развития детей школьного возраста.
Методы эстетического воспитания можно разделить на виды:
– объяснение;
– полный анализ произведений искусства;
– решение определенных эстетических задач;
– положительный пример.
Можно выделить множество разных форм эстетического воспитания, например:
– различные беседы с учениками, тематические лекции;
– организация вечеров чтения, поэзии, просмотров художественных фильмов;
– организация круглых столов, приглашение различных деятелей искусств.
Педагоги в своей деятельности используют методы и формы эстетического воспитания комплексно через определённые средства, такие как: познание, общение, литература, игра, труд, искусство.
Процесс познания играет значительную роль в формировании эстетического мировоззрения младших школьников. Ученик, встречаясь с содержанием вопросов, действий, воспринимает те художественные свойства, которые им присущи. К.Д.Ушинский рассуждает о том, что: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [34, с. 89].
Следовательно, познавательный процесс оказывает действие эстетического воспитания, также можно утверждать про влияние труда на данный процесс.
Подводя итоги в процессе изучения цели и задач данной работы, можно сказать о том, что младший школьный возраст содержит промежуток жизни от 6–7 до 10–11 лет. Доминируют действия волнения, и это обуславливает такие особенности, характерные для младших школьников, как: увеличенная чувственная возбудимость и беспокойность, становление более сложных умственных функции: речи, счета, учению письменности, усовершенствование познавательных процессов.
Дети в этом возрасте лучше начинают запоминать информацию, все новое и яркое, соответственно начинает привлекать внимание. С приходом в школу для ребенка кардинально меняется режим его дня, теперь ребенок имеет обязанности.
Большое влияние начинает оказывать учитель, так как он является наставником в передаваемых знаниях и поведении. Авторитет в лице учителя – очень важная особенность обучения в начальной школе, а далее в последующей школьной жизни.
Говоря об эстетическом воспитании в данном возрасте можно утверждать о том, что оно служит активному изучению искусства, приобщению к душевной красоте, развитию в себе прекрасных чувств к окружающему миру.
Цели художественно-эстетического воспитания: образование на основе полученных навыков и развитие способности к художественно-эстетическому пониманию; образование художественно-эстетических изобретательных возможностей у каждого ученика. Сущность их в том, что в результате художественно-эстетического просвещения у ребенка складывается эстетическое сознание.
Художественно-эстетическое воспитание младших учеников в начальной школе возможно в соответствии с различными формами и классификацией: по основанию управления работой (под полным и частичным контролем учителя), по численности детей (фронтальное, подгрупповое, индивидуальное), по направлениям работы (занятия, театрализованные игры, экскурсии, праздники).
Диагностика по уровню эстетического понимания в декоративно-прикладном искусстве была осуществлена на базе 1 «В» класса МБОУ СОШ №1 г. Алдан, где учится 24 ученика.
К традиционным видам и жанрам, реализуемым в общеобразовательном учреждении, направленным на художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста, относятся: музыкальное искусство, театральное искусство, хореографическое искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, цирковое искусство, кинематография, техническое творчество.
Для определения уровня художественно-эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности были проведены анкетирование и тестирование, показавшие средний уровень у младших школьников, что является хорошим результатом, но также первоначально были и результаты, где дети показали незнание в данной области искусства.
По итогам диагностики был предложен комплекс мер для повышения уровня в эстетическом понимании декоративно-прикладного искусства: работа в группах, самостоятельная работа, конструирование нового изделия, выполнение поделок из соленого теста, сухоцветов и другого природного материала. Занятия включали самые разнообразные виды деятельности, развивающие прогулки, экскурсии, индивидуальные, игровые и групповые занятия, что помогло держать уровень заинтересованности на высоком уровне, а так как детям было интересно каждое занятие, то и уровень усвоения материала был высоким.
Эти мероприятия повышают уровень художественно-эстетического воспитания детей младшего возраста. На всех занятиях отмечался высокий уровень активности, это связано с тем, что каждое занятие имело оригинальную форму проведения, проводилась регулярная смена деятельности, после каждого занятия у детей оставался продукт их творческой деятельности, на занятиях царила творческая обстановка, присутствовали игровые ситуации, работа в группах способствовала сплочению коллектива.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель выполнена достигнута, что демонстрируют результаты повторного тестирования. Гипотеза нашла свое подтверждение в том, что при соблюдении необходимых условий, способность у младших школьников к эстетическому воспитанию развивается, повышается восприятие прекрасного, появляется интерес к созиданию.
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИПРАН, 2021. 569 с.
2. Алпарова Н. Н., Николаев В. А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2020. 196 c.
3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.:Знание, 2020. 382 с.
4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань: Знание, 2020. 499 с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, кн.1. Казань: Знание, 2019. 565 с.
+ еще 45 источников
Тема: | «Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)
Дипломная работа:
Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников
Дипломная работа:
Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки