Курсовая работа
«Мировые круизы»
- 44 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации круизного туризма 5
1.1 Круизный туризм: сущность и основные понятия 5
1.2 Место морского круизного туризма на мировом туристском рынке 11
1.3 Правовые основы и технология организации морских круизов 15
2 Современное состояние мирового круизного рынка 21
2.1 Анализ состояния круизного рынка 21
2.2 Ведущие мировые круизные компании 29
2.3 География морских круизов 33
3 Проблемы и перспективы развития морского круизного туризма в России 35
3.1 Проблемы ограниченности отечественных круизных туров 35
3.2 Возможности расширения рынка круизных предложений в России 37
Заключение 41
Список литературы 43
Актуальность изучения морского круизного туризма демонстрируют те факты, что он является одним из самых перспективных, быстрорастущих и инвестиционно-привлекательных видов туризма. Также, события с распространением вируса COVID-19 показали, что, несмотря на значительные потери, эта отрасль туризма будет устойчиво развиваться, несмотря на денежные убытки.
Объектом исследования данной курсовой работы является морской круизный туризм и его развитие в мире, а предметом исследования – развитие морского круизного туризма в России.
Цель работы – проанализировать и выявить закономерности, сдерживающие факторы и перспективы развития морского круизного туризма в РФ.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- 1 Изучить теоретический материал по заданной теме,
- 2 Изучить нормативно–правовую базу круизного туризма в России,
- 3 Проанализировать прогрессивные иностранные рынки морского круизного туризма: развитие, турпоток, технические инновации,
- 4 Сопоставить благоприятные и негативные факторы развития морского круизного туризма в России, для анализа тенденций его роста и выявления сдерживающих факторов.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области круизного дела и туризма, таких как: Н.Д. Алексеева, А.Н. Глушко, Г.Т. Басюков, М.Б. Биржаков, А.В. Бабкин.
Информационная база исследования – данные сайта ЮНВТО, круизного информационного агентства «Cruiseinform» и информационного портала «Корабел.ру».
Методы исследования: анализ теоретического материала, нормативно– правовых актов, сопоставление статистических данных.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 27 наименований.
1 Теоретические аспекты организации круизного туризма
1.1 Круизный туризм: сущность и основные понятия
Для того, чтобы предметнее изучить область рассматриваемого вида туризма, обратимся к теории.
Круиз (англ. «CRUISE» – курсировать, совершать рейс, водное путешествие, плавание) на внутреннем водном транспорте выделился в самостоятельный вид перевозок отдыхающих пассажиров на туристских и экскурсионно-прогулочных линиях по специальному маршруту, как правило, с оборотом – «туда и обратно» в 60-е годы, когда в эксплуатацию были введены специализированные комфортабельные суда.
Понятие «круиз», как таковое, имеет немало определений. А.В. Бабкин трактует данное понятие так: «Это путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров» [1]. А.С. Кусков под круизом понимает морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание: проезд на судне, проживание в каюте, питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна [19]. В свою очередь, Д.С. Ушаков отмечает, что главной особенностью круизов, как вида путешествия, является совмещение транспортного средства, средства размещения, питания и досуга на борту лайнера, что позволяет организаторам разрешить основную проблему отечественного туризма – отсутствие средств размещения, предлагающих соответствующие мировым стандартам качества услуги, и неразвитость туристской инфраструктуры [23].
В Распоряжении Правительства РФ «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035г.» приводится такое определение: «круизный туризм» – путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно- познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях [25].
На данный момент круизы разделяются на морские и речные. Речной круиз – это тур на специально оборудованном судне, приспособленном для прохождения по неглубоководным путям, который имеет маршрут, следующий по рекам, озерам и прочим водным артериям, а также может быть в одном направлении или следовать по кольцу. Изначально, в понятие «круиз» вкладывали значение морского путешествия на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в представляющих интерес портах и иногда с радиальными кратковременными экскурсиями во внутренние районы [10]. Чуть позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.
Согласно классификации А.В. Бабкина [2], морские круизы классифицируются по нескольким параметрам. В зависимости от продолжительности маршрута, выделяют:
- краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток),
- среднесрочные (от 5 до 13 суток),
- долгосрочные (до 2 месяцев)
Биржаков М.Б. по особенностям организации различает:
- кольцевые маршруты в определенном бассейне, например, Средиземного моря, с заходом в 8-12 портов различных приморских стран и популярных морских курортов,
- маршруты open jaw, например, вокруг Европы, Скандинавии и другие, когда туристы следуют только в один конец маршрута,
- кратковременные выходы в море на 2‑3 дня. Нередко такие рейсы используются для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса. Так, в Израиле игорный бизнес запрещен, но на судах, покидающих территориальные воды страны, такое азартное развлечение допустимо,
- прибрежные морские экскурсии и прогулочные рейсы,
- длительные маршруты и кругосветные путешествия продолжительностью до года.
Переходя непосредственно к круизным компаниям и их классификации, нужно упомянуть, что всего в мире около 90 компаний из 26 стран, занимающихся морскими круизами. Но разделение круизных операторов по категориям и классам довольно относительно в силу того, что даже корабли одной компании могут разительно отличаться. Круизы можно разделить на массовые (Mainstream), люксовые (Luxury) и экспедиционные (Specialty, Expedition, Niche). Экспедиционные круизы функционируют преимущественно в Арктике, Антарктике и у берегов Аляски. Это круизы высокой стоимости, но на довольно небольших судах и скромными условиями размещения, так как они рассчитаны на путешественников, ищущих впечатления без особой комфортабельности.
Касаясь уровня комфортабельности и сервиса, круизные компании разделяются на три основных класса (Рис.1):
Рисунок 1 – Основные классы круизных компаний [1]
Грань между классами Стандарт и Премиум часто условна. И также нельзя упускать из вида промежуточный класс Upper Premium, к которому относят компании «Oceania», «Azamara» и «Viking Ocean Cruise».
Важно отметить, что у круизных лайнеров нет официальной классификации по звездам, как у отелей. Но есть достаточно авторитетный классификатор круизных лайнеров – это ежегодный справочник «Berlitz Complete Guide to Cruising and Cruise Ships», авторы которого присваивают лайнерам звезды по совокупности оценок. Именно опираясь на эти оценки, классифицируются и круизные линии и лайнеры [19]. Присуждение определенной звездной категории лайнеру происходит на основе анализа совокупности факторов: уровня комфортности судна (площадь кают, расположение, техническое и санитарно-гигиеническое оснащение, меблировка и интерьер, размеры и количество предприятий общественного питания, качество приготовляемой пищи и объем меню, система питания и обслуживания в ресторане, количество предприятий организации досуга и перечень предоставляемых в них услуг, уровень подготовки, обслуживающего персонала – внешний вид, возраст, профессионализм, поведение, знание иностранных языков, – качество и разнообразие предлагаемых развлекательных, увеселительных и познавательных программ во время путешествия).
Морской круизный туризм во всем мир является одним из самых перспективных и прибыльных видов туризма. Его теоретическая база еще дорабатывается и совершенствуется, приводятся к однообразию основные понятия, классификации и законодательства.
Мировой спрос на морской круизный туризм очень высок. Ежегодно по всему миру отправляется в круизы порядка 30 млн чел., при том, что около 70% круизов приходится на Карибский бассейн. Стабильно большую часть отдыхающих данным способом составляют европейцы и жители США, но в последние годы россияне также начинают отдавать все большее предпочтение морскому круизному туризму. Развиваются новые направления, а сам морской круизный туризм не стоит на месте и откликается на рыночные и демографические изменения.
Есть несколько основных международных законов, регулирующих сферу морского круизного туризма: Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа; Международная конвенция об охране человеческой жизни на море; Международную конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем; Международная конвенция о поиске и спасении на море; и действующий в России Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Данная сфера также дорабатывается из года в год с целью обезопасить каждую сторону круиза: отдыхающих, организаторов и перевозчиков.
На рынке морского круизного туризма представлено изрядное количество круизных компаний, при этом самые крупные из них – «Carnival Corp» и «Royal Caribbean», главные офисы которых расположены в США, охватывают большее количество круизов. Данные фирмы располагают большим количеством разного типа лайнеров, при сохранении их максимальной комфортабельности и внедрению новейших технологий. Но активно развиваются также компании класса «Стандарт».
Помимо повышения качества технической оснащенности и комфортности круизные компании все больше предлагают специальных предложений, акций и бонусных программ, кроме того круизные компании активно совершенствуются в создании лайнеров.
Карибский бассейн уже несколько лет занимает лидирующую позицию как самая посещаемая дестинация при совершении морских круизов. Но также пользуются большой популярностью Средиземное и Балтийское моря, а также плавание вдоль Скандинавии и Европы. В последнее время все больший интерес проявляется к круизам в Арктику и Антарктику, а также к берегам Аляски. Но лидирующими портовыми центрами, все же, являются города намного более «теплых» дестинаций: г. Майами (США), г. Акапулько (Мексика), г. Генуя (Италия).
Беря во внимание большое количество потенциальных ресурсов для развития морского круизного туризма в Российской Федерации, данный вид туризма, все же, достаточно сильно отстает от уровня развития круизов США и Европы. Этому есть ряд логически обусловленных факторов: большой возраст судов и их устаревание, низкая покупательская способность населения Российской Федерации, высокий показатель энергопотребления судов и неудовлетворенность уровнем обслуживания на суднах.
Российская Федерация располагает большим потенциалом для развития и совершенствования в сфере морского круизного туризма, имеет множество вариантов для продвижения на рынке и внедрения нетипичных экскурсионных предложений для морского круизного туризма. Для осуществления расширения круизного туризма необходимо решить ряд перечисленных ранее проблем и способствовать развитию в таких областях, как: сфере законодательства, сфере услуг; сформировать конкурентноспособный пассажирский флот, который будет соответствовать международному уровню качества и безопасности, а также создать нормативно-правовую базу, которая обезопасила бы пассажиров, организаторов круизов и перевозчиков
1. Алексушин Г.В., Шатунова М.С. Российская Арктика: перспективы развития водного туризма // Молодые учёные России. — 2020. — №9. — С. 90-92.
2. Баженова Е.К. Туристско-рекреационный потенциал арктических регионов Российской Федерации. Арктические круизы в России // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России. — 2021. — №5. — С. 15-29.
3. Василенко Е.В. Перспективы развития морского круизного туризма в России / Е.В. Василенко // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития. – 2019. – С. 242-245.
4. Веткин В.А. Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности , 2018. – 241 с.
5. Войт М.Н. Особенности и проблемы развития сферы круизного туризма в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российского нового университета. — 2021. — № 1. — С. 116-122.
+ еще 22 источника
Тема: | «Мировые круизы» | |
Раздел: | Туризм | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Советский Союз во Второй мировой войне.
Курсовая работа:
Мировое хозяйство
Шпаргалка:
Мировая экономика
Реферат:
Современное состояние мирового хозяйства
Курсовая работа:
Мировой рынок и международные финансы