Курсовая работа
«Проблемы экономической безопасности России»
- 56 страниц
Введение… 3
1. Методологические предпосылки исследования экономической безопасности России….6
2. Анализ состояния экономической безопасности России….11
3. Проблемы экономической безопасности России.….20
3.1. Бедность населения России как угроза экономической
безопасности страны….20
3.2. Модернизация системы высшего образования в обеспечении
экономической безопасности России….27
3.3. Вступление Росси в ВТО и экономическая безопасность…32
3.4. Международная сертификация как фактор экономической
безопасности России…39
4. Пути обеспечения экономической безопасности России….46
Заключение….54
Список используемой литературы….56
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
военной,
технологической,
продовольственной,
экологической безопасности и др.
Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.
России и народам, проживающим на её территории испокон веков, приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям.
Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Именно из-за неразвитости экономики и, особенно, промышленности Россия проиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения толкнули Сталина в конце 20-х - начале 30-х годов провести сверхиндустриализацию промышленности. Позже, во времена “холодной” войны, экономика СССР развивалась однобоко - только те её части, которые обеспечивали обороноспособность страны.
Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.
В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.
Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Понятно, что необходимость дальнейшей разработки проблем экономической безопасности необходима. Я в своей работе постараюсь проанализировать причины и факторы снижения уровня экономической безопасности страны, а также предложить свой вариант решения этих проблем, которые сейчас, в условиях перехода к рынку, имеют особую остроту.
Вступление России в ВТО может существенно повлиять на экономическую безопасность России. Экономическая безопасность означает состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и внешним воздействиям. Экономическая безопасность гарантирует стабильность функционирования экономической системы, ее прогрессивное экономическое научно-техническое и социальное развитие.
Вступление России в ВТО - один из наиболее «горячих вопросов», обсуждаемых в последнее время, так как мы не можем остаться на «обочине» мировой торговли. Это важный этап в развитии российской экономики. В переговорах между Россией и членами ВТО было снято уже в общей сложности порядка двух тысяч спорных позиций. По правилам вступления в ВТО переговоры ведутся с каждым из ее членов, каких ныне насчитывается 147. Таким образом, для Российской Федерации как страны, которая хочет найти свою роль в этом новом многополярном мире, очень важно понимать, как в рамках существующих геополитических групп мы сможем наиболее эффективно реализовывать свои интересы. Членство в ВТО не ограничивает страну-члена ВТО в применении мер, необходимых для защиты ее национальной безопасности. Прежде всего, возможность защиты интересов стран-членов ВТО предусмотрена в самих основополагающих Соглашениях ВТО ГАТТ-94 и ГАТС, в которых зафиксировано право каждой страны-члена ВТО применять все необходимые меры для:
защиты общественной морали или поддержания общественного порядка;
защиты жизни или здоровья людей, животных и растений;
безопасности, в том числе относящихся к поставке услуг, осуществляемых прямо или косвенно с целью снабжения военного учреждения или принимаемых во время войны, или иных чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях;
для обеспечения безопасности и конфиденциальности сообщений при оказании услуг в сфере телекоммуникаций;
обеспечения целостности и стабильности финансовой системы;
обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса;
для защиты инвесторов, вкладчиков и держателей полисов;
целостности границ страны-члена ВТО;
обеспечения справедливого и эффективного налогообложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг других членов ВТО;
регулирования въезда физических лиц на свою территорию или их временного пребывания и т.д.
Ничто не может заставить страну - члена ВТО представлять информацию, предоставление которой противоречит интересам ее безопасности или информацию, носящую конфиденциальный характер, в том числе информацию, раскрытие которой противоречит общественным интересам или коммерческим интересам определенных предприятий (как государственных, так и частных).
Кроме того, необходимо отметить, что на ряд сфер, например, таких как услуги, поставляемые во исполнение правительственных полномочий или услуг, поставляемых в рамках правительственных закупок или меры, касающиеся гражданства, постоянного места жительства или найма на постоянной основе, нормы и положения ВТО вообще не распространяются, а значит и страна-член ВТО свободна в установлении каких-либо мер, регулирующих данные сферы.
Установление требований к квалификации, техническим стандартам, лицензионным требованиям является предметом внутреннего регулирования. Положениями ВТО оговорено, что каждая страна-член ВТО самостоятельно устанавливает необходимые требования исходя из своих экономических интересов, при условии, что такие требования будут являться транспарантными, и не создадут дополнительных барьеров в торговле.
В случае необходимости, обусловленной интересами национальной безопасности, страна-член ВТО может отменить или изменить свои обязательства, правда, при условии проведения переговоров со всеми заинтересованными странами-членами ВТО, по итогам которых возможно потребуется предоставления уступок в каких-то других секторах.
Для защиты своих экономических интересов, в том числе и интересов национальной безопасности, страны-члены ВТО определяют условия доступа иностранных поставщиков услуг на свой рынок.
Так, Россия предусматривает в своих обязательствах право на введение ограничений для иностранных поставщиков на куплю-продажу земли; на возможность ограничения участия в приватизации. Предусмотрены ограничения доступа иностранных поставщиков услуг, обеспечивающие экономические интересы Российской Федерации, в таких стратегически важных секторах, как банковский, транспортный и страховой.
Кроме того, необходимо отметить, что нормами ВТО предусмотрено право изъятия из основополагающего принципа ВТО - Режима национального благоприятствования (РНБ).
В соответствии с данным правом страна-член ВТО может в отношении поставщиков или услуг отдельных стран предоставлять режим более благоприятный, чем предоставляется всем остальным странам-членам ВТО. Однако данное право можно реализовать при условии, что будет сделан исчерпывающий список стран, в отношении поставщиков услуг или услуг которых будет предоставляться лучший режим, и этот список будет согласован с заинтересованными странами совершено очевидно, что принципиальное политическое решение о присоединении России к ВТО принято, и менять его ни кто не собирается.
Зачем нужно вступать в ВТО? В стратегическом плане целесообразность вступления РФ в ВТО не вызывает сомнений. Это явилось бы для нее крупным шагом на пути дальнейшего интегрирования в мирохозяйственную систему и международную торговлю. Очевидно, что наша страна не может игнорировать происходящие в мире процессы и развивать торгово-экономические связи с зарубежными странами по правилам, отличным от общепринятых. Это крайне сложно и зачастую неэффективно.
Вступая в ВТО, Россия рассчитывает:
добиться лучших и недискриминационных условий реализации на внешних рынках российских товаров и услуг, в частности, изделий обрабатывающей промышленности, что должно способствовать совершенствованию структуры российского экспорта;
обеспечить необходимую защиту отечественных производителей в условиях открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
получить доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;
привести российское законодательство и практику внешнеэкономической деятельности в соответствие с международными методами регулирования торговли;
принять непосредственное участие в дальнейшей разработке норм, регулирующих международную торговлю.
Вместе с тем важнейшее значение для России имеет выработка приемлемых условий присоединения к ВТО. Переговоры по данному вопросу ведутся с 1994 г. Пока Россия участвует в ВТО в качестве наблюдателя.
С вступлением России в ВТО должны быть во многом изменены применяемые ею «правила игры» в торговле товарами и услугами, а также внесены существенные коррективы в торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность. Причем это затронет не только правила нашего участия в международной торговле, но и внесет значительные изменения в характер работы предпринимательских структур на внутреннем рынке.
Во-первых, Россия должна будет предоставить странам-членам ВТО, равно как и они ей, безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Принцип РНБ предусматривает право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим странам по согласованному кругу отношений. В торговле РНБ применяется на основе взаимности и предусматривает, что договаривающиеся стороны предоставляют его друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно. РНБ действует в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров, и при переводе платежей по экспорту и импорту; всех правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; законов, правил и требований, касающихся продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках. Исключения из РНБ допускаются только в отношении преимуществ, которые предоставляются соседним странам для облегчения приграничной торговли либо создания зоны свободной торговли или таможенного союза. Россией это положение применяется в отношении стран СНГ в рамках соглашений о свободной торговле.
Во-вторых, присоединившись к ВТО, Россия должна будет предоставлять национальный режим в отношении товаров, услуг, продуктов интеллектуальной собственности, поступающих из стран-членов ВТО, то есть взимать с них такие же налоги и сборы и применять те же законы и правила, что и к соответствующим национальным продуктам. России предстоит принять на себя обязательства по снижению и «связыванию» (то есть не повышению) импортных тарифов на товары в целом и по применению согласованной комбинации тарифов и квот на отдельные сельскохозяйственные товары. В части торговли услугами ее обязательства будут состоять в установлении согласованных пределов доступа на национальные рынки иностранных производителей услуг.
Соглашения ВТО содержат требование к правительствам стран-членов обеспечить открытость торговой политики путем нотификации в ВТО сведений о действующем законодательстве в сфере торговли, а также регулярно представлять в секретариат ВТО доклады о торговой политике. Кроме того, Россия должна будет придерживаться установленной в ВТО процедуры разрешения торговых споров.
В связи с присоединением к ВТО России неизбежно придется пойти на снижение ставок таможенного тарифа и, тем самым, на дальнейшее открытие внутреннего товарного рынка. В этой ситуации акценты в защите отечественных производителей придется смещать на использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономических связей, принятых в мировой практике, в том числе так называемых технических барьеров и различных видов пошлин (специальных, компенсационных и антидемпинговых).
Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей в принципе позволяет рассчитывать на то, что, став полноправным участником этой организации, Россия получит определенные выгоды. В частности, появится возможность расширять доступ отечественной продукции на внешние рынки, улучшатся условия реализации товаров на этих рынках. Россия включится в общепринятые процедуры разрешения торговых споров, а также примет непосредственное участие в разработке новых норм, регулирующих международный обмен ресурсами. Защита российского рынка и отечественных производителей будет осуществляться цивилизованными мерами, принятыми в международном сообществе.
Вместе с тем многие российские и зарубежные специалисты обоснованно обращают внимание на то, что при нынешнем кризисном состоянии народного хозяйства, низкой конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг, сырьевом характере российского экспорта воспользоваться преимуществами, которые дает членство в ВТО, страна в ближайшей перспективе не сможет. Они исходят из того, что подавляющая часть товаров российского экспорта (сырье и полупродукты) не наталкивается в настоящее время на непреодолимые торгово-политические барьеры за рубежом, и поэтому вряд ли можно ожидать в результате присоединения к ВТО существенного расширения присутствия России на мировых рынках. При этом экспансия зарубежных товаров и услуг (в частности, страхование, банковское дело, туризм) может, если не принять соответствующих смягчающих мер, ухудшить положение ряда отраслей и предприятий, вызвать рост безработицы и обострение социальных проблем. Вступление в ВТО не позволит России сразу избавиться от дискриминации на внешних рынках.
Таким образом, чтобы вступление России в ВТО не повлияло на ухудшение экономической безопасности России, необходима серьезная экономическая и организационная перестройка во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности с целью повышения качества и конкурентоспособности производимых продукции и услуг и их соответствия международным стандартам. Это является «вызовом» и настоятельным требованием для сохранения экономической безопасности России.
Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми «наследственными» болезнями еще советской экономики, либо болезнями «гайдаровской» экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или по крайней мере к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.
С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.
В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Все вышесказанные взгляды на разрабатываемую проблему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации далеко не в полной мере раскрывают все ее аспекты. В проекте Основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности РФ находят отражение и вопросы, связанные с инвестиционной политикой, мерами в финансовой и кредитно-денежной сфере, региональной политикой, внешнеэкономической деятельностью, а также с решением проблемы нарастания экономической преступности.
Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
1. Приложение 1., 2. См. С.Глазьев Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №1, с.4-5
2. Статистическое обозрение (Госкомстат РФ), 1997, №2
3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, 1994, №12
4. Алексашенко С. и др. Пути российских реформ. ЭКО, 1996, №5
5. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 1994, №12
6. Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и новых индустриальных стран. МЭиМО, 1997, №1
7. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, №12
8. Бушневич М. Это знакомое слово - безопасность. Деловой мир, 1996, 6 августа, с.5
9. Величенков А. Три года “на качелях”, что дальше? РЭЖ, 1995, №4
10. Глазьев С. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономика: упущенные возможности и потенциал улучшения). РЭЖ, 1996, №5-7
11. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №1-2
12. Глазьев С. Российская реформа и новый экономический порядок. РЭЖ, 1997, №7
13. Городецкий Р. Вопросы безопасности экономики России. Экономист, 1995, №10
14. Гуров И., Иванов Н. Экономический рост: теории и мировая практика. Экономист, 1996, №6
15. Дзарасов С., Пилиев С. Продовольственная безопасность России. Экономист, 1996, №8
16. Зверев А. Экономическая безопасность России. Экономика и жизнь, 1995, февраль (№8),с.16
17. Кудров В. Пора возвращаться к радикальной реформе. РЭЖ, 1995, №3
18. Мотина Ю. Японская стратегия разработки и рыночной экспансии новой продукции. РЭЖ, 1996, №9
19. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы экономической безопасности. Вопросы экономики, 1995, №1
20. Нижегородцев Р. “Технологическое будущее России: что впереди? МЭиМО, 1995, №1
21. Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения. Вопросы экономики, 1995, №1
22. Пороховский А. Россия и современный мир. Вопросы экономики, 1995, №1
23. Резников Л. Ещё раз к итогам реформационного пятилетия. РЭЖ, 1997, №3
24. Рыбак О. Основные тенденции социально-экономического развития (январь-март). Экономист, 1997, №8
25. Селезнев А. Банковская система - ядро инфраструктуры финансового рынка. Экономист, 1997, №7
26. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики, 1995, №1
27. Симановский С. “Утечка умов” и технологическая безопасность России. РЭЖ, 1996, №3
28. Синицина И., Чудакова Н. Социально-экономическая трансформация Польши. Общественные науки и современность, 1996, №2
29. Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики. Вопросы экономики, 1997, №1
30.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. №3.
31. Щербаченко М. Хозяин. как много в этом слове. // Земельная реформа на Дону. 1996. №7.
32. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5.
Тема: | «Проблемы экономической безопасности России» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Национальная экономическая безопасность
Дипломная работа:
Экономическая безопасность в системе национальной экономике
Курсовая работа:
Экономическая безопасность
Курсовая работа:
Эффективность правового регулирования безопасности национальной экономики
Дипломная работа:
Экономическая безoпаснoсть гoсударства