Курсовая работа
«Текстоцентрический подход к изучению русского языка»
- 28 страниц
Введение 3
Раздел 1. Принцип текстоцентризма на уроках русского языка 7
1.1. Теоретические основы текстоцентрического принципа 7
1.2. Единство языковой и коммуникативной компетенции через принцип текстоцентризма 9
Раздел 2. Использование текста на уроках руского языка 12
2.1 Текс – единица языка и речи 12
2.2. Формы и методы организации работы с текстом 14
2.3. Воспитательное значение использования текстов на уроках русского языка 21
Заключение 24
Литература 26
На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Поэтому изучению русского языка в школе отводится одно из центральных мест. Столь большое внимание к данному предмету обусловлено, прежде всего, теми функциями, которыми обладает язык. Во-первых, он является средством общения между людьми, во-вторых, он является средством оформления и выражения мыслей человека и, в-третьих, с помощью языка человек может выражать свои эмоции.
Сегодня в нашем обществе речевая культура находится на низком уровне, о чем говорят не только филологи. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не столько в семье, сколько в школе. Огромна роль в этом предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей [12, с.16 ].
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» [1,с.5]. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Конечно, изучение текста уже давно вошло в практику учителей–словесников. Но если при традиционном подходе это предполагало преимущественно овладение языковыми средствами, то при современном - оно означает еще и способность создавать тексты в процессе обучения. Значит, возникает необходимость перехода на современные формы организации учебного процесса.
Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом формирует условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [8,с.9]. Поэтому одним из принципов обучения русскому языку признается в настоящее время принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе – это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы обучения русскому языку.
Цель моей работы – изучение форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий.
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по этому вопросу;
2) проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
3) подобрать текстовый материал, используемый для практической работы.
При работе над рефератом я использовала такую литературу:
М.Т. Баранов. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов. В учебнике изложены вопросы теории обучения школьников русскому языку по всем разделам и темам программы. Студенты получат сведения об особенностях содержания школьного курса русского языка, о методах работы с учетом специфики разделов науки о языке.
В настоящем издании все проблемы теории обучения русскому языку рассматриваются с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых учителей.
И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. Книга посвящена проблемам лингвистики текста. В работе выявлены наи-более характерные особенности структуры текста, его грамматические категории, их взаимодействие и дана классификация различных видов текстовой информации. В основу анализа, проведенного на большом иллюстративном материале, положена речевая единица - текст. Книга предназначена для филологов всех специальностей, студентов и аспирантов филологических факультетов, для всех, кто интересуется проблемами языка и текста.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. В книге на основе вычленения единиц обучения речи выделяются важнейшие разделы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. В каждом разделе рассматриваются задачи, содержание, методы и приемы работы над единицами языка в плане формирования речевых умений и навыков учащихся.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны учебного процесса: повторение теоретических сведений, аналитическую и практическую работу с текстом, совершенствование речемыслительных умений и орфографических и пунктуационных навыков. Книга предполагает индивидуальный, дифференцированный подход к обучению и может быть использована как на занятиях в аудитории, так и при подготовке домашних заданий. Для студентов средних профессиональных учебных заведений и преподавателей-словесников.
Раздел 2. Использование текста на уроках русского языка
2.1 Текс – единица языка и речи.
Общение, как указывает Н.С. Болотнова, представляет собой текстовую деятельность, что позволяет говорить об уроке как результате целенаправленной совместной текстовой деятельности учителя и учащихся. При этом под текстовой деятельностью понимается система действий на основе знаний, умений и навыков, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать и понимать их[13, с.19 ]. Такому подходу к тексту способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, и, следовательно, ставить и решать вышеназванную задачу стало возможным благодаря разносторонним результативным исследованиям текста в лингвистической науке. Современная методика опирается, как указывает Н.А. Ипполитова, на следующие выводы в учении о тексте как единице языка и речи:
1) текст – это основная коммуникативная единица, результат (продукт) речевой деятельности;
2) текст – это единица речи, так как представляет собой конкретное речевое произведение, проявляющееся чаще всего в письменной форме, но также и в устной (текст устного выступления);
3) текст – коммуникативная единица, обладающая такими признаками, как связность, цельность, тематическое единство, членимость, композиционная оформленность [5, с.6 ].
Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, психологии, культурологии, истории и др. Чтобы постичь текст в его целом, ученику порой необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. И долг учителя-словесника – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу над текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно компетентную личность[5, с.7 ].
В процессе изучения родного языка, согласно современным программам, учащиеся получают следующие знания, необходимые для создания коммуникативно правильных текстов:
•
Основные признаки текста: а) тема, основная мысль; б) средства связи предложений и частей текста и способы их выражения.
•
Типы (жанры) текстов и их композиционная форма.
•
Функционально-стилевые типы текстов.
•
Виды речи и формы речи.
Текст как объект изучения позволяет в пределах урока усвоить и расширить знания по орфографии, пунктуации, лексикологии, стилистике и одновременно обеспечивает целостность урока[9, с.21 ].
Данный подход позволяет достичь одну из главных целей современного образования – формирования основных компетентностей учащихся:
а) социальной (в ходе обсуждения новой информации учащиеся включаются в активный диалог, занимая ту или иную позицию);
б) поликультурной (целенаправленный подбор текстов способствует приобщению учащихся к лучшим образцам духовной культуры);
в) информационной (текст может отсылать к другим источникам информации для расширения знаний);
г) коммуникативной (могут быть использованы различные формы работы по развитию речи);
д) продуктивной творческой деятельности (текст всегда дает возможность творческого осмысления, продолжения).
Современная организация учебного процесса предусматривает такое структуирование учебного материала, которая дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть развития интеллектуальных навыков [3, с.17 ]. Относительно преподавания русского языка вряд ли это возможно без текстоцентрического подхода, предполагающего осмысливание текста как речевого произведения. Конечно, без знаний грамматики никакого владения языком не может быть. Таким образом, в основе принципа текстоцентризма – единство языковой, речевой и правописной компетенции.
Общие выводы:
1. Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
• формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
• развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
• воспитывается любовь к родному языку, к родине, происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.
3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.
Таким образом, положительной тенденцией развития современной лингводидактики является осуществление на уроках принципа текстоцентризма как необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей. Именно текст в современной методике составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения.
И, наконец: чтение, понимание интерпретация текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.
Используя текстоцентричный подход в преподавании русского языка, учитель выбирает нелегкий путь, требующий творчества и немалых знаний, много времени. Однако этот путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьника.
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.
2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
3. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филол. образование" и специальности "Рус. яз. и лит." - М. : Дрофа, 2006.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.
5. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.
6. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
7. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. - М., 1991.
8. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева . - М.: Академия, 2013.
9. Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методических
статей / Ред. М.Р. Шумарина — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
10. Ф.М. Литвинко. Текст: содержание обучения в школе // Рус. язык и лит. - 2002. - № 1.
11. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.,1984.
12. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
13. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — Волгоград: Перемена, 2002 .
Тема: | «Текстоцентрический подход к изучению русского языка» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка
Дипломная работа:
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка
Дипломная работа:
Дидактические игры на уроках русского языка
ВКР:
Лексические средства обозначения родственных связей и их изучение в средней общеобразовательной школе (на материале английского и русского языков)
Дипломная работа:
Аспекты развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении русского языка на начальной ступени образования