Дипломная работа

«Дидактические игры на уроках русского языка»

  • 203 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ИГРЫ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 10

1.1. Понятие игры. Роль игры в жизни человека. Виды игр 10

1.2. Специфика дидактической игры, ее функции 18

1.3. Структура (составляющие) дидактической игры 24

1.4. Условия успешности дидактической игры 26

1.5. Классификация дидактических игр 31

1.6. Новые игровые педагогические технологии в ХХI в. 42

1.7. Игровые технологии и мультимедийные средства 51

Выводы по первой главе 55

ГЛАВА II. ИГРА В ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 59

2.1. Концепция преподавания русского языка в современной школе 59

2.2. Деятельностный подход в преподавании русского языка 65

2.3.Роль игры в формировании различных компетенций

на уроках русского языка 79

Выводы по второй главе 85

ГЛАВА III. МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА 87

3.1. Психология и языковая личность пятиклассника и лингвистические игры, подходящие для этого возраста 87

3.1.1. Психологические особенности пятиклассника 87

3.1.2. Оказание педагогической помощи школьникам с низким уровнем психологической и учебной готовности к обучению в среднем звене (адаптационные лингвистические игры) 91

3.1.3. Особенности языковой личности пятиклассника 103

3.2. Дидактические игры в структуре уроков по русскому языку 107

3.3. Программа по русскому языку для 5 класса: календарное планирование и компетентностный аспект 112

3.4. Педагогический эксперимент: определение эффективности обучения русскому языку с помощью игры 130

Выводы по третьей главе 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Введение

Игра ребенка – это жизненная лаборатория.

С.Т. Шацкий

Если наше обучение направлено в основном на формирование сознания, если подражательное поведение связано с подсознанием, то «сверхсознание» тренируется и формируется благодаря игре.

П.В. Симонов

Общеизвестно и общепризнанно огромное значение русского языка как учебного предмета, поскольку язык является средством коммуникации и, следовательно, владение им обеспечивает успешное усвоение всех других учебных предметов школьного курса.

На результативность урока влияет множество факторов. Наибольшее значение среди них имеет развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету. Существенную роль в поддержании активности учащихся играют дидактические игры, которые стимулируют познавательный процесс.

Актуальность исследования очевидна. В связи со сменой парадигмы в современной педагогике и методике происходит системный пересмотр всех форм организации урока и технологий обучения, в том числе и дидактической игры, игра обретает новое место в системе обучения, в том числе и русскому языку. Работа выполнена в рамках деятельностного и компетентностного подхода к обучению, то есть особое внимание уделяется формированию компетенций учащихся в ходе их игровой деятельности. Часто игра – единственная возможность имитировать, моделировать на уроке различные виды деятельности, с которыми дети сталкиваются вне школы и будут сталкиваться во взрослой жизни.

Игровая деятельность – условие полноценного умственного развития. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире …», – писал В.А.Сухомлинский [4, 104].

Мы ограничили свое исследование рамками учебной программы 5-х классов средней школы. Выбор именно этого этапа обучения обусловлен тем, что интерес к предмету у учащихся среднего звена связан, прежде всего, с мотивами учения. На первых порах детей интересует занимательная сторона урока. В дальнейшем на собственном опыте они познают практическую пользу изучаемого предмета.

Все вышеизложенное дает основание утверждать, что в обучении русскому языку огромная роль принадлежит играм как средству воспитания интереса. Это позволило выбрать тему исследования: «Дидактические игры на уроках русского языка как средство реализации деятельностного подхода к обучению (на материале пятых классов)».

Научная новизна нашей работы заключается в том, что дидактические игры рассмотрены нами как одно из эффективных средств реализации деятельностного и компетентностного подхода к изучению русского языка. Нами сделана попытка систематизации разнообразных способов организации дидактических игр на уроках русского языка (от кратких эпизодов, занимающих несколько минут урока, до целого урока в форме игры). Мы подготовили вариант календарно-тематического планирования уроков русского языка с включением дидактических игр для 5 класса (1 и 2 четверть), в котором сделали попытку определить и обосновать оптимальное количество дидактических игр на уроках и оптимальный выбор игр с учетом психологических особенностей пятиклассников, специфики языковой личности ребенка этого возраста и требований к формированию различных компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой) согласно ФГОС и учебной программе по русскому языку для 5 класса.

Целью нашей выпускной квалификационной работы является выявление роли дидактических игр в реализации деятельностного подхода к обучению на уроках русского языка.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрытие понятия «дидактическая игра», классификация дидактических игр, выявление преимуществ дидактической игры перед другими методами обучения;

2) раскрытие понятия «деятельностный подход в преподавании русского языка», ключевых и предметных компетенций, формируемых у школьников при изучении предмета «Русский язык»;

3) подробное рассмотрение нескольких видов дидактических игр, в том числе новых (имитационных деловых игр, делового театра, психо- и социодрамы и т. п., игр с использованием компьютера и интерактивной доски).

4) определение возможностей использования дидактических игр на уроках русского языка в процессе формирования различных компетенций;

5) анализ учебной программы по русскому языку (5 класс, 1 и 2 четверти) и определение места дидактических игр в системе уроков в ней;

6) составление календарно-тематического планирования уроков русского языка с включением дидактических игр для 5 класса;

7) проведение педагогического эксперимента для определения эффективности обучения русскому языку с применением дидактических игр и анализ результатов эксперимента.

Объектом исследования являются дидактические игры на уроках русского языка.

Предметом исследования – роль дидактических игр на уроках русского языка в реализации деятельностного подхода к обучению.

К методам исследования, использованным в работе, следует отнести:

– теоретические (анализ и обобщение литературы по педагогике, психологии, лингвистике и методике, анализ нормативно-правовых документов, регулирующих преподавание русского языка в школе, действующих программ и учебников);

– моделирование педагогической деятельности (выявление оптимальных условий для использования в процессе обучения русскому языку дидактических игр, способствующих реализации деятельностного подхода к обучению);

– эмпирические (изучение и обобщение передового опыта преподавания русского языка, проведение уроков с использованием дидактических игр и анализ их результатов).

Теоретической основой послужили работы В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Кругликова, Л.А. Амировой, И.Н. Горелова, К.Ф. Седова, Р.И. Альбетковой, Л.Г. Саяховой, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневского.

Материалом исследования стали «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Содержание предметных областей в стандарте нового поколения» и другие документы, учебная программа по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, учебник русского языка для 5 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, педагогический опыт преподавателей О.В. Бережновой, О.В. Быковой, И.В. Булгаковой, Г.К. Болаболовой, Т.Ф. Двойнишниковой, Т.А. Ельцовой, М.Е. Козиной, Н.Н. Козыревой, Е.И Коськиной, Н.П. Павловой, Ю.В. Попковой, Т.Г. Рик, Л.В. Рудометовой, Л.Л. Тимофеевой, О.Ю. Чельцовой, уроки русского языка,проводимые нами в 5 а, 5 в классах МБОУ СОШ№8 г. Туймазы, контрольные и творческие работы учеников этих классов.

Теоретическая значимость ВКР определяется тем, что работа вносит вклад в осмысление системы уроков русского языка с использованием дидактических игр, сложившейся к началу ХХI в. в отечественной средней школе; в ВКР делается попытка оценить возможности применения на уроках русского языка дидактических игр в реализации деятельностного подхода к обучению; определяются возможности уроков русского языка с применением дидактических игр в условиях успешного формирования языковой, лингвистической, коммуникативной, лигнгвокультурологической компетенций

Практическая значимость работы заключается в том, что выполненные теоретические разработки и собранные материалы могут быть использованы на вузовских занятиях по методике и технологиям преподавания русского языка, а система дидактических игр по русскому языку может быть использована в 5 классах средней общеобразовательной школы. Наши методические предложения, на наш взгляд, расширяют возможности формирования языковой, коммуникативной, лингвистической, лингвокультурологической компетенций в процессе обучения русскому языку.

Выпускная квалификационная работа включает введение, 3 главы, заключение, список литературы, методическое приложение, содержащее 3 конспекта уроков русского языка для 5 класса по теме: «Лексика», «Сочинение – описание по картине И.Левитана» с использованием дидактических игр и 2 сценария внеклассного мероприятия «Путешествие в Страну Русского языка», «Интеллектуальная игра «Своя игра».

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, устанавливается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются его цели и задачи. В I главе «Феномен игры: психолого-педагогический аспект» нами были рассмотрены виды игр, специфика дидактических игр, её структурные педагогические технологии, игра и мультимедийные средства. Во II главе «Игра в лингвометодическом аспекте» – концепция преподавания русского языка в современной школе, деятельностный подход в преподавании русского языка, роль игры в формировании различных компетенций на уроках русского языка. В III главе «Место языковых игр в курсе русского языка для 5 класса» – возможности уроков русского языка с применением дидактических игр в реализации деятельностного подхода к обучению, место дидактических игр в учебной программе по русскому языку для 5 класса. В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования. Список литературы составлен в алфавитном порядке и составляет 75 наименований. В методическом приложении представлены 3 конспекта уроков русского языка для 5 класс по теме: «Лексика», «Сочинение – описание по картине И. Левитана» с использованием дидактических игр и 2 сценария внеклассного мероприятия «Путешествие в Страну Русского языка», «Интеллектуальная игра «Своя игра».

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ИГРЫ:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Понятие игры. Роль игры в жизни человека. Виды игр

Игра, наряду с примером, является древнейшим средством передачи опыта от поколения к поколению, возникшим задолго до появления первых школ. По утверждению Д.И. Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры» [69].

Я.А. Коменский предлагал использовать игру в своей пансофической школе (т.е. «школе всеобщей премудрости», где к обучению допускаются все и изучаются все предметы, нужные для настоящей и будущей жизни ученика) и призывал в «Великой дидактике» вести школьников к вершинам науки без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя.

Хотя в эпоху Я.А. Коменского, да и в предшествующие ей столетия, в учебных пособиях можно обнаружить игровые моменты (игровые занимательные задачники Леонардо Фибоначчи 1228 г., «Приятные и занимательные задачи» Баше де Мезирака 1612 г.), но в те же времена сильна была тенденция искусственного вытеснения игры из школы – следствие академического требования системного изложения материала, «заботы о благопристойности» и т.п. Последствия такого отделения игры от школы до сих пор полностью не преодолены. В педагогической практике предпринимались и попытки изменить ситуацию. Так, немецкий педагог Ф. Флебель в конце ХIХ в. широко распространил свою идею школы игры, но его идея была дискредитирована тем обстоятельством, что принцип игры совмещался с принципом подавляющего авторитета руководителя (учителя), т.е. наблюдалось превращение игры в копирование действий по образцу педагога.

Современный всплеск интереса к игре по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно реализовались в передовой педагогической практике М. Монтессори, Ш.А. Амонашвили и других ученых [69].

В процессе педагогической организации игровой деятельности учащихся возникает много сложностей. Педагогу необходимо определить такие параметры игры, как правила, роли, логика развития сюжета, временные рамки, материальные средства – эти и другие задачи относятся к области методического сопровождения игровой деятельности ребенка. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия. Но возможно ли свести игру ребенка к четким и однозначным параметрам?

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры как научного феномена. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры.

• С одной стороны, само слово «игра» столь общепризнанно, что употребление его в научных трудах не сопровождается дефиницией. Понятие об игре вообще выражается в полифонии народных представлений о шутке, смехе, радости, веселье, детских забавах.

• С другой стороны, игра человека многолика и многозначна. Ее история – история превращения пустяка, забавы в инструментарий, прежде всего культуры, и, далее, в философскую категорию высокой степени абстракции онтологического и гносеологического значения, подобную таким категориям, как истина, красота, добро, в категорию мировоззрения и мироощущения, в универсалию культуры.

Таким образом, одно и то же явление лежит в основе не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и в основе таких сфер интуитивно-художественной деятельности, как живопись, музыка, литература, кино и театр, и даже более того, политика и война [69].

Как можно обнаружить при анализе дефиниций игры, в их основе обычно лежит некий архетип игры, представление об игре как излюбленной деятельности ребенка, специфичной для детского возраста. Определение понятия игры связано с логическим отделением игры как деятельности от других видов деятельности ребенка (труда, общения, учения и т.д.).

• Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Однако непродуктивность как признак игры нуждается в некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой [69].

• Игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил.

• Игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и оживляет, делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем.

• Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки [27, 57].

• Игра – деятельность человека в условной ситуации, создает эффект «как будто». Однако элемент условности, так или иначе, присутствует во всех видах человеческой деятельности и явлений культуры (Й.Хейзинга). Поэтому выявление условной ситуации как таковой еще не решит проблему противопоставления «игры» и «неигры».

• Игра – привлекательное времяпровождение, совмещающее в себе условность, серьезность, радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной сферой человека.

Таким образом, деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт «на выходе», может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда (игра актеров в театре, деловые игры и т.д.).

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

• в процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;

• в игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры возможно получить и некое представление об учебной игре. Оно необходимо педагогу, если он стремится решить задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации учащегося на непрерывное образование, создания в игре мотивов осознанного учения. При этом от «учения понарошку», оптимального для дошкольников и младших школьников, педагог должен осуществить переход к формам обучения среднего и старшего школьника («игра-учеба-труд»), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.

Учебное задание и учебная (дидактическая) игра – это средства организации учебного процесса. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Под задачей понимается часть цели, данная в определенных условиях деятельности [69].

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Фридриха Шиллера и Герберта Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Зигмунд Фрейд, Гросс Вундт, Якоб Йоханнес Бейтендейк, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Йохан Хёйзинга и др. [24, 63–82]. На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры:

• теории реализации избытка сил в игре (игра – результат чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности – Г. Спенсер),

• теории игры как отдыха (игра способствует восстановлению сил и жизненного равновесия. Дети, а также взрослые могут играть в состоянии усталости, и именно игра становится фактором их отдыха, допингом для ребёнка);

• компенсаторного характера игры (игра – результат стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности, реализация желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности – А. Адлер;

• теории инстинктивности игры, реализации в игре врожденных влечений (Р. Хартли, Л. Франк);

• теории духовного развития в игре (К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже);

• теории взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой (Й. Хейзинга, Г. Гессе);

• теории связи игры и труда (игра приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы – А.С. Макаренко);

• теории рекапитуляции (сокращённого повторения основных этапов развития человечества в детских играх – Г.С. Холл) и антиципации (предвосхищения будущего в детской игре – А. Валлон) и т.д.

Для рассмотрения проблем организации детской игры педагоги обращаются к соответствующим научным подходам:

• процессуальному – «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой.» (А. Валлон, П.Ф. Каптерев и др.);

• деятельностному – «игра как деятельность»: «игра – это вид непродуктивной деятельности человека.» (К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев и др.);

• технологическому – «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров и др.).

Большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

• творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, собственно детские игры всех видов.

Ученые предпринимали попытки создать типологию игр. Выделяют такие их типы по форме и генезису, как:

- игры-празднества, игровые праздники;

- игровой фольклор;

- театральные игровые действа;

- игровые тренинги и упражнения;

- игровые анкеты, вопросники, тесты;

- эстрадные игровые импровизации;

- соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

- свадебные обряды, игровые обычаи;

- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

- карнавалы, маскарады;

- игровые аукционы и т.д. [32].

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие, как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.

Игры также подразделяются по следующим признакам:

По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и в идеологическом аспекте понятия «игры октябрят», «пионерские игры» [32, 94–116].

Игра является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием – темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например, выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица).

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Поэтому выделяют такие типы игры, как:

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально – творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры – автоматы; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность) [24,63–82].

Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технологический способ обучения. В следующем параграфе мы рассмотрим обучающие, дидактические игры как особое явление.

1.2. Специфика дидактической игры, ее функции

В педагогической и методической литературе можно обнаружить множество определений дидактической игры. К сожалению, в большинстве своем эти определения не обладают достаточной четкостью, не позволяют отграничить дидактическую игру от других видов игры или от других видов учебной деятельности. Определения заимствуются из одного методического журнала, пособия, разработки в другие, и трудно установить, кто является их автором. Приведем два наиболее строгих определения. Одно из них принадлежит доктору психологических наук, проф. К.Н. Поливановой, ведущему научному сотруднику ПИ РАО, члену Международной психологической организации ISSBD. «Игра дидактическая (греч. didaktikos – поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения» [29].

Заключение

Изучение приемов организации дидактических игр и рассмотрение их особенностей позволяют утверждать, что дидактическая игра как педагогически направленная творческая деятельность, обучающее воздействие которой обусловлено дидактическим материалом, на уроках русского языка необходима. «Без педагогической игры на уроке, – говорил Ш.А. Амонашвили, – невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» [16, 75].

За последние десятилетия в обществе произошли глубокие перемены, которые не могли не затронуть такую сферу деятельности человека, как образование.

Новое время ставит новые задачи. Реальными заказчиками школы стали ученик, его семья, работодатели, общество и государство, которые повысили требования к «конечному продукту» в сфере образования, причем в «модели выпускника» больше ценится «обучаемость», а не «обученность».

Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три основных условия: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками. Поэтому формирование у ребенка соответствующих качеств (готовности к дальнейшему развитию, самостоятельности, способности к сотрудничеству, к самоорганизации, к созидательной деятельности) становится одним из главных направлений на современном этапе модернизации образования.

Переход к новому, более качественному образованию затрагивает не только вопрос о смене приоритетов в целевой установке образовательного процесса, но и об изменениях в содержании учебных предметов, методик предметного преподавания. Преподавание русского языка не остается в стороне, когда школа переходит к новой парадигме педагогики, связываемой с компетентностным и деятельностным подходами к построению и оценке образовательного процесса. Именно на уроках русского языка происходит формирование базовых компетенций.

Деятельностный подход к обучению предполагает установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, развитие всех сфер личности школьника в процессе активной речевой деятельности.

Опыт практического применения в школе дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией. В частности, дидактические игры способствуют успешной реализации деятельностного подхода к обучению, так как порождают у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики, приобрести речевые и коммуникативные навыки.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что включение игровых моментов в учебную деятельность способствует не только совершенствованию навыков анализа различных фактов языка и расширению языковой, коммуникативной, лингвистической, культурологической компетенций школьников, но и развитию устойчивого интереса к учебному предмету. Это можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения русскому языку.

Завершающий наше исследование педагогический эксперимент доказал, что использование дидактических игр в учебном процессе способствует развитию интереса и формированию умений и навыков учащихся, таким образом, цель нашего исследования достигнута. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития, а значит – всесторонне развитой личности. Учитель должен хорошо понимать, что активную деятельность школьников на всех уроках можно вызвать разнообразными дидактическими играми: шарадами, кроссвордами, загадками, – в которых физические, умственные и эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Только учебная деятельность, построенная с доминированием игровых элементов, форм и правил, с их живостью и непосредственностью позволяет разжечь свойственную человеку жажду познания нового, сформировать внутреннюю потребность в непрерывном пополнении знаний, пробудить желание учиться с радостью и удовольствием. Поэтому каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами и идеями, должен сделать преподавание своего предмета богатым, глубоким, увлекательным, а способы деятельности учеников – разнообразными, интересными и продуктивными.

Список литературы

1. Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 8 классе [Текст] // Русская словесность. 2001. – №3. – С. 48-54.

2. Амирова Л.А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андрогогика [Текст] / Л.А. Амирова: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1987. – С. 224.

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1989. – С. 146.

5. Баев П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]. – М.,1989. – С. 45-48.

6. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.

7. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н.Блехер. – М., Просвещение, 2003. – С. 45-83.

8. Болдырва Е., Кучина Т. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе 5-11кл. [Текст]. – М.:Академия Развития, 2007. – С. 192.

9. Бордочева А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте. [Текст] // Начальная школа. 1988. – №8. – С. 23-26.

10. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка 5-7кл. [Текст]. – М., Изд.: Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 352.

11. Быстрова Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку [Текст]. // Обучение русскому языку. Москва, 2007. – С.49.

12. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. [Текст].- М.: Цитадель, 2001. – С. 100-112.

13. Витгеншшейн Л. Избранные философские работы [Текст] / Л. Витгеншшейн // Собр.соч.:В 4 ч. – М., 1994. – Ч.: Философские исследования. – С. 56-60.

14. Витянова М.Р.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.Р. Витяновой. – СПб.: Питер, 2002. – С. 124.

15. Волина В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. – М., Знание, 2001. – С. 68-92.

16. Вуарен Н. Что такое игра? [Текст] // Культура. 1982. – №4. – C.24-28

17. Газман О.С. Социальные аспекты развития [Текст] //Советская педагогика. 1988.- – №5. – С. 37-56.

18. Гдалевич Л.А. Как сделать урок интересным? [Текст] // Русский язык в школе. 1987. – №5. – С. 43-47.

19. Горелов И.Н., Седов К.Ф.Основы психолингвистики [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М., 2001.

20. Давыдов В.В., Зинченко В.П.Принцип развития в психологии [Текст] // Вопросы философии. 1980. – №2, С. 12, С. 47–60.

21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст]. – Москва, 1994. – 456 с.

22. Давыдов. В.В. О перспективах теории деятельности [Текст].// Вестник МГУ. 1993. – № 2. – С. 69.

23. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности [Текст] / Е.И. Добрынская. – Ленинград, 1983. – С.123-158.

24. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.,1987. – С. 63-82.

25. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы / Серия «Справочники» [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д, 2003. – С. 150-330.

26. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях [Текст]. – Ярославль, 1998. – 638 с.

27. Карпенко Л. А. Психологический словарь [Текст] / А.В.Петровского . – М.,2005. – С. 48.

28. Козина М.Е., Фадеева О.М. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках [Текст]. – Волгоград, «Учитель», 2006г. – С. 45-58.

29. Кругликов В.Н. Методы активного обучения: разработка и проведение занятий [Текст]. – СПб: ВИСИ, 1995. – С. 180.

30. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст]. – СПб.: П-2, 2006. – С.156.

31. Крутецкий В.А. Психология [Текст]. – М., 1986. – С. 63-64.

32. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики [Текст] / Ладенко И.С. – Новосибирск, Наука, 1987. – С. 94-116.

33. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]./ О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 45-36.

34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. – М.: Тривола, 1995. – С. 98.

35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М., 2003.

36. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005.

37. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр [Текст]. / Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990

38. Работа психолога в начальной школе [Текст]. – М.: «Совершенство», 1998. – С. 45-68.

39. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка:5 класс [Текст]. – М., 2011. – С.1-128.

40. Саяхова Л.Г. Социокультурные проблемы школьного лингвистического образования (предметная область «Русский язык» [Текст] // Л.Г. Саяхова // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык и социокультурные проблемы лингвистического образования в полиэтнической среде». – Уфа, 2006.

41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

42. Синицын В.А.Путь к слову [Текст]. – М. 1996. – 67-70, C. 97-99.

43. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно [Текст]. – М., 1981. – С. 5-7.

44. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А. Сухомлинский // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1979. – Т.1. – С.104.

45. Тимофееева Л.Л., Бережнова О.В. Активные методы обучения учителей начальных классов [Текст] // Управление начальной школой. 2011. – № 3. – С. 3-4.

46. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст]. – Ростов н/Д., 2009.

47. Филипченко М.П. Загадки – шарады. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 110.

48. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии [Текст]. // Вопросы психологии. 1998. – № 10. – С. 17.

49. Шанский И.М.О курсе русского языка на продвинутом этапе обучения (X – XI) [Текст] // Русский язык в школе. 1994. – №5. – С. 12-16.

50. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН [Текст] // Русский язык в школе. 1997. – №2. – С. 50-51.

51. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе [Текст]. – М., 2007. – С. 34.

52. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., Педагогика, 1999. – С. 118-124.

Электронные источники

53. Болаболова Г.К. Дидактические игры на уроках русского языка как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Г.К.Болаболова. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://festival.1september.r*/articles/550552/. – 12.12.2011г.

54. Бредихин С.Н. «Языковая игра» как лингвистический феномен [Электронный ресурс]: автореф. канд. пед. наук. наук: 12.01.2003 утв. 9.04.2004 / Щербань Г.Е.- Нальчик,2003 / С.Н. Бредихин. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://31f.r*/ 13.02.2012г.

55. Быкова О.В. Использование технологии мультимедиа как средство повышения познавательной активности на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ О.В.Быкова. - Режим доступа: w*w. URL: - valpu.narod.r*/menu/doc/Bikova.doc. – 12.12.2011г.

56. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: w*w. URL:h**t://ru.wikipedia.org/wiki.-12.02.2012 г.

57. Возрастные особенности пятиклассников. [Электронный ресурс] / Режим доступа: w*w. URL: h**t://rudocs.exdat.com/docs/index-377632.html.-12.02.2012 г.

58. Двойнишникова Т.Ф. Деятельно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе [Электронный ресурс]/ Т. Ф. Двойнишникова. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://festival.1september.r*/articles/314814/. – 12.12.2011 г.

59. Ельцова Т.А. Место и роль дидактической игры на уроках литературы // [Электронный ресурс] / Т.А. Ельцова. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://festival.1september.r*/articles/526738.– 12.12.2011 г.

60. Игровые педагогические технологии [Электронный ресурс] / - Режим доступа: w*w. URL: – h**t://psylist.net/pedagogika/ipt.htm. – 13.02.2012г.

61. Игровые технологии [Электронный ресурс] / - Режим доступа: w*w. URL: -w*w.gcro.r*/ftp/met_cab/history/igrov_tehnol.doc. – 14.02.2012 г.

62. Игровые технологии в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / - Режим доступа: w*w. URL: – w*w.noginsk-bg.edusite.r* / [DOC]. -14.02.2012 г.

63. Козырева Н.Н. Урок-игра «Путешествие по стране «Русский язык» в 5-м классе [Электронный ресурс] / Н.Н. Козырева. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://festival.1september.r*/articles/412525. – 12.12.2011 г.

64. Коськина Е.И. Деятельностный подход как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Е.И.Коськина. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://ural-school.r*/deyatelnostnyj-podxod/. – 14.02.2012 г.

65. Мирошниченко А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://aka-media.r*/inside/139/.

66. Морева Евгения. Королевство «Русский язык» (грамматика в стихах) [Электронный ресурс] / Е.Морева. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://w*w.grafomanov.net/poems/view_poem/28500/. – 14.02.2012 г.

67. Нина Павловна Деятельностный подход на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Павлова Н. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://rusurok.r*/index.php. – 14.02.2012 г.

68. Очирова Т.Н. Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы,мхк (мысли вслух)Урок XXI века: какой он? [Текст] Т.Н. Очирова // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования. Школа ХХI века» 13-21 сентября 2010 года: Сборник материалов «Опыт преподавателей по использованию новых информационных технологий и электронных образовательных ресурсов нового поколения в образовательном процессе». – Режим доступа: w*w. URL: w*w.edu.novgorod.r* – 10.01.2012 г.

69. Петров А.В. Лекция: Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения [Электронный ресурс] / А.В.Петров. – Режим доступа: w*w. URL: w*w.edu.novgorod.r* – 10.01.2012 г.

70. Попкова Ю. В. Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] / Ю. В. Попкова. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://nsportal.r*/. – 10.02.2012 г.

71. Руднев В. Словарь культуры XX века [Электронный ресурс] / Руднев В. – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://rudnevslovar.narod.r*/index.html#i. – 12.12.2011 г.

72. Рудометова Л.В. Компетентностный подход в начальной школе [Электронный ресурс] / Л.В.Рудометрова. – Режим доступа: w*w. URL: h**t://rlv.ucoz.r*/publ/quot_kompetentnostnyj_podkhod_v_nachalnoj_shkole_quot/1-1-0-7. -14.02.2012 г.

73. Содержание предметных областей в Стандарте нового поколения. Русский язык и литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.URL:h**t://w*w.orenipk.r*/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/rus-lit/4-1rus1.html. – 12.02.2012 г.

74. Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь, понимать педагог [Электронный ресурс] / Режим доступа: w*w. URL: h**t://w*w.posobie.sch901.edusite.r*/p9aa1.html. – 14.02.2012 г.

75. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: w*w. URL: – h**t://standart.edu.r*. -14.02.2012 г.

76. Чельцова О.Ю. Деловая игра по русскому языку в 5-м классе «Приходите к нам учиться…» Изучение роли однородных членов предложения в речи [Электронный ресурс] / О.Ю. Чельцова. – Режим доступа: w*w. URL: – festival.1september.r*/articles/579040/. – 13.02.2012 г.

Примечания

Есть еще МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Конспекты уроков по русскому языку №1-4 для учащихся 5 класса

Покупка готовой работы
Тема: «Дидактические игры на уроках русского языка»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 203
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика