Дипломная работа

«Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка»

  • 55 страниц
Содержание

Введение….… .3

Глава 1. Теоретические основы развития мотивации младших школьников

1.1. Понятие о мотивах и мотивации….….9

1.2.Типы мотивации учебной деятельности….….17

1.3.Формирование мотивации учения….22

Выводы по главе 1….….31

Глава 2. Система работы по развитию мотивации младших школьников

2.1Диагностика учебной мотивации младших школьников к изучению английского языка….….34

2.2. Анализ результатов… 37

Выводы по главе 2….… ….40

Заключение….…43

Литература….….46

Приложения

Введение

В настоящее время английский язык имеет статус языка глобального общения.

Знание иностранного языка создает благоприятные условия для социальной адаптации учащихся к современной жизни. Человек, который выходит на уровень международного общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Именно личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации, является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования. Повышение общей мотивации учащихся должно существенно помочь в достижении этой цели.

Актуальность исследования определена тем, что в настоящее время интерес многих ученых в области методики преподавания иностранного языка к проблеме развития мотивации на уроках повысился, так как именно мотивация связана с поиском подходящих условий повышения эффективности учебной деятельности. Мотивация подвержена изменениям в зависимости от качества и условий преподавания. Это делает проблему актуальной и требует постоянного ее изучения.

В настоящее время проблема мотивации обучения иностранному языку полностью еще не решена, на что указывают современные психологи и педагоги. Особенно остро стоит проблема обучения иностранному языку младших школьников. Вместе с тем, следует сказать, что в этой области сделано уже немало. В последнее время к этой важной для методики преподавания иностранных языков проблеме обращаются многие ученые.

Проблеме мотивации посвящены работы целого ряда как отечественных, так и зарубежных ученых: И.Л. Бим, Г.В. Рогова, Л.И.Божович, И.А.Зимняя, Р.П.Мильруд.

Вопросы, которые рассматриваются авторами в своих работах, касаются таких проблем, связанных с мотивацией изучения иностранного языка, как: устойчивость учебной мотивации; поддержание и развитие положительных мотивов, развитие познавательного интереса, который повышает уровень мотивации при изучении иностранного языка.

Эти ученые указывают на то, что мотивация напрямую зависит от условий, которые созданы на уроках, от качества преподаваемого материала, от того, на сколько интересен этот предмет для учащихся.

Практическая значимость разработок в области мотивации изучения иностранного языка состоит в поиске более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, а также в выявлении новых источников мотивации и формулировке объективных требований к ним Г.Д. Юрченкова, В.Л.Скалкин, О.И.Яковенко.

Однако, несмотря на широкий круг исследований, не все источники повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку выявлены полностью. Основным ключевым подходом в данном исследовании является поиск путей и новых средств, с помощью которых можно повысить уровень мотивации школьников при обучении иностранному языку.

Все вышеизложенное обусловило актуальность данного исследования, и послужила для выбора темы.

Разработанность данной темы определяется тем, что многие ученые изучали проблемы мотивации младших школьников к изучению иностранному языку. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

В.Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться. Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию[19]. Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).[19]

Противоречие заключается в том, что когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Проблема формирования мотивации учения лежит на основе обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Тема моей дипломной работы «Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка »

Цель исследования – теоретически обосновать и исследовать пути и средства повышения уровня мотивации учащихся при обучении иностранному языку.

Объект исследования - процесс формирования мотивации учения младших школьников.

Предметом исследования стали пути и средства повышения уровня мотивации, мотивации учения младших школьников в процессе изучения иностранного языка в условиях совместной деятельности.

Гипотеза исследования – при использовании специальных средств и методов на уроках иностранного языка, можно повысить уровень мотивации учащихся при его обучении.

Процесс формирования мотивации учения младших школьников будет успешно осуществляться, если:

- обеспечено моделирование педагогического процесса как системы совместной деятельности;

- формируется положительное отношение к учебной деятельности на основе единства мотивационной и эмоциональной сфер в условиях совместной деятельности;

- используются игровые приемы в совместной деятельности для формирования позитивной мотивации учения;

- многократно реализуются приемы создания новых форм поведения на основе преобразования прошлого опыта ребенка и непосредственно воспринимаемого им содержания совместной деятельности.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические предпосылки развития мотивации учения младших школьников;

2) . провести исследование по изучению мотивации учащихся в обучении иностранному языку,

3) разработать и обосновать создание педагогических условий, направленных на формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка.

4) раскрыть сущность, содержание и структуру совместной деятельности и ее влияние на мотивационную сферу детей младшего школьного возраста;

Методы исследования определялись необходимость решения методологических, теоретических, практических проблем. В работе нашли отражение:

-теоретические (комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования),

- эмпирические (мониторинг уровня сформированности мотивации учащихся к изучению иностранного языка, наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа).

Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.

Методологическую основу нашего исследования представляют научные исследования в области личностно-ориентированного подхода в образовании (П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская), теории мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон), методике преподавания иностранного языка (Е.С. Полат, И.Л. Бим, Н.И.Гез, М.В.Ляховицкий, А.А.Миролюбов), теория мотивации в обучению иностранному языку (Н.Д.Гальскова, Г.Д. Юрченкова В.Л.Прокофьева).

Базой исследования стали обучающиеся начальных классов МБОУ СОШ села Ялгыз-Нарат.

Практическая значимость исследования. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие динамику положительной мотивации при изучении иностранного языка. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами иностранных языков при повышении мотивации школьников на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования. Определены педагогические условия развития положительной мотивации младших школьников при изучении английского языка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены и экспериментально проверены возможные пути и условия достижения школьниками более высокого уровня положительной мотивации при изучении иностранного языка,

- выявлены педагогические возможности развития положительной мотивации учения школьников на уроках иностранного языка.

Акробация данной темы была осуществлена мною во время проведения РМО. Я выступила докладом, который называется «Развитие мотивации к обучению англий1скому языку»

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы развития мотивации младших школьников

1.1. Понятие о мотивах и мотивации

В современных условиях постоянно возрастает роль знания английского языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного труда. Такая интеллектуальная деятельность должна быть высоко мотивирована. В связи с этим, вопросы мотивации становятся все более актуальными, их изучают педагоги, методисты, учителя английского языка

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[27,79].

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях[27,89].

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций[27,101].

Попытаемся исследовать некоторые условия формирования мотивации к овладению иностранным языком у учащихся.

Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать иноязычную мотивацию говорения.

Для устранения данных причин требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.

Современные едины во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит прежде всего от побуждений и потребностей ученика, его мотивации.

Мотивация – (от лат moveo - двигаю) – общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. [32]

Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание учениками их дальнейшего саморазвития.

Стимулировать развитие мотивации возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению- действенному, осознанному, ответственному.

Важно строить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели.

Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию, как мотивация. Их задача – дать детям необходимые знания. Но как часто они сталкиваются с негативным отношением к английскому языку. Мотивация, по своей сути, является специфической формой. Ее нельзя, например, наблюдать со стороны или выяснить ее уровень из бесед с учениками. Однако, это один из аспектов, который играет чуть ли не главную роль в процессе обучения. Мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда и как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапозон морального плана: от гражданских мотивов до узкополитических. Например: «Хочу быть переводчиком международником, это престижно»; « Хочу быть учителем иностранного языка, чувствую , что это мое призвание, смогу принести пользу»; « Хочу стать машинисткой- стенографисткой со знанием иностранного языка, это хорошо оплачиваемая работа, смогу поехать зарубеж».

Неформальные беседы с учащимися и специальные социологические опросы показали, что независимо от социального статуса все они осознанно и единодушно формируют свои потребности как коммуникативные, а именно говорить на иностранном языке. Однако, несмотря на столь выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно эту мотивацию труднее всего сохранить. Дело в том, что при изучении иностранного языка в атмосфере родного языка иностранный язык предстает как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком, совершенным и всеобъемлющим средством общения. И так называемые «естесственные ситуации», используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. Дело учителя придать уроку своеобразие, внести живую конкретику, привлекательную для учащегося. На своем личном опыте я убедилась в правильности и целесообразности данного утверждения. Все новшества, с которыми я знакомила учеников, будь то интересный текст, наглядный материал, песня на английском языке, принимались с любопытством и большой заинтересованностью в познании пока еще неизвестного. Подобная высокая мотивация в учении была достигнута путем усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечение познавательного материала. Использование разнообразных методов вызывает наибольший интерес к английскому языку младших школьников.

Пропускание через себя играет главную роль в отношении к предмету учения. Для этого учитель должен хорошо представлять себе, чем живут его учащиеся, чем они интересуются, каковы их хобби, вкусы, ценностные ориентации. Личностная ориентация предполагает интерес не только непосредственно к самому ученику и его «я», но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает.

Личностное содержание включает, наконец, и рассказы учителя иностранного языка о себе, своих делах и интересах. При этом он не должен скрывать своих пристрастий, а наоборот всячески проявлять их, ибо это «согревает» материал.

В учебном процессе по английскому языку также важно сохранить непосредственно интерес к языку как к таковому. Такая мотивация называется лингвопознавательной. Она заключается в положительном отношении учащихся к самому языковому материалу. Чтобы сохранить интерес учащихся к языковому «строительному» материалу, нужно во - первых, свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом таким образом, чтобы учащиеся видели речевую перспективу его применения. Во-вторых, языковой материал, помогающий усвоению на уроке, нужно ориентировать на одну тематическую область. Большую роль в этом отношении играет развитие языковой догадки.

Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок. Атмосфера азарта, соревнования, радость победы активизирует восприятие и запоминание. Для усиления влияния мотивации следует использовать различные источники информации, показывающие значение владение иностранным языком. Очень важно искать с учениками «следы» иностранного языка в своем окружении. Ребята получают задание собрать информацию по следующим вопросам: какие иностранные слова мы употребляем, слышим, встречаем в книгах? Какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору? Какие товары, продукты из страны изучаемого языка можно купить в магазинах нашего города? Какие книги английских авторов есть в школьной и домашней библиотеке? Где в нашем городе можно применить знание иностранного языка и т.д. Для сбора информации учащиеся должны проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Собранную информацию обсуждать совместно на уроке.

В наше время учителя все больше отходят от традиционных форм уроков. Конечно, это требует больших усилий, времени учителя, поиск нужного материала. Но чтобы урок прошел интересно и с пользой для учащихся, цель оправдывает средства. Ученики сами предлагают свою помощь при подготовке урока, отводя учителю роль организатора.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. «Внутреннее условие» (А. Н. Леонтьев), психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, «мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором. Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость». Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении». Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств обучаемого как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус студента в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению. «Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка».

Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для настоящего исследования представляют интерес следующие виды:

- коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

- лингво-познавтельная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языковых явлений;

- страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося.

Поскольку специфика среднего этапа обучения иностранному языку определяется «целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность)», то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Рассмотрим мотивацию в свете обращения к проблеме языка как части иноязычной культуры. Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучающихся с новой для них действительностью. «Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения». При этом основной задачей является «изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования». Базой для этого может стать лингвострановедение, прочно вошедшее в практику преподавания иностранного языка, благодаря исследованиям Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова. Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.

Практика преподавания иностранного языка показывает, что учащиеся с интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т. п. При этом необходимо тщательно отбирать материал, т. к. перед системой образования встает задача подготовки обучающихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Таким образом, согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Заключение

В ходе исследования были выявлены сущность и особенности мотивации учебной деятельности школьников на уроках английского языка. Итак, мотивация учебной деятельности учащегося — это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития. Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника являются высокая успеваемость по всем учебной дисциплине, творческий подход к выполнению учебных заданий, готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний, устойчивое стремление к овладению новыми знаниями.

Особенностями мотивации учебной деятельности учащихся являются: тенденция к доминированию мотивов овладения новыми знаниями; наличие устойчивых убеждений, собственного мнения относительно того или иного явления, не зависящего от окружающих условий; тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.

Было также установлено, что образовательное программное средство информационно-коммуникационных технологий (ОПС ИКТ) — это компьютерная программа (системы программ), предназначенная для использования в образовательном процессе для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.

Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Список литературы

1. Арламов, А.А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании (универсализация и отношение компенсаторности) / А. А. Арламов

// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. - 2009. - №9 (43). - С.14-18.

2. Беляева В.А. Проблема методологии цели воспитания в отечественной педагогической культуре / В. А. Беляева// Вестник Мордовского университета. - 2009. - №2.- С.202-205.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2008.–352 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.

5. Борисова З.С., Смолина Л.П. Некоторые пути повышения мотивации изучения иностранного языка. //ИЯШ №3. 2005. – С.34 – 39

6. Валимцкая А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций : (антропо-философский взгляд) / А. П. Валимцкая// Вестник Герценовского университета. - 2007. - №6.- С.29-33.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984

8. Воробьёва В. А. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам. На сайте w*w. news. 1september. Ru

9. Гагаев А.А. Индивидуальный стиль преподавания: семантический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев// Вестник Мордовского университета. - 2009. - №2.- С.8-13.

10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология- М, 2002.

11. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности- М, 2003.

12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология- М, 2002.

13. Жилин В.И. Концепция предметного содержания образования на основе многопрофильности / В. И. Жилин // Высшее образование сегодня. - 2010. - №2. - С.67-71.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология- М, 1999.

15. Ильин Е.П. ''Мотивация и мотивы'' Изд: Питер, 2000 г., 137 стр.14.

16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии- СПб., 2004.

17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология- М, 2004.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,

1982

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

20. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для

учителя. – М.: Просвещение,1990

21. Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности/Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск 2002.

22. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика, №2, 1979г.

23. Научный журнал: вопросы психологии/Под редакцией Е.В. Щедрина- М, 2001

24. Научно- методический журнал: Начальная школа/ Под редакцией Горецкого В.Г.

25. Научно- методический журнал: Воспитание школьников/ Под редакцией Л.В. Кузнецовой- М, 2002.

26. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

27. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76

28. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС –ПРЕСС,2003.- 400с.

29.Пидкасистый П.И. Педагогика, учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2004

30. Психологическая наука и образование/. Под редакцией В.В. Рубцова- М, 2002.

31. Профессиональный- педагогический журнал: Учитель/ Под редакцией Новокшонова Ю.М. М, 2001

32. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

33. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов- М, 2001.

34. Реан А.А. Педагогика- М, 2002.

35. Российский общественно- педагогический журнал: Народное образование: Методика диагностической направленности учебной мотивации / Под редакцией Т.Д. Дубовицкой- М, 2003.

36. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания- М, 2002.

37. Учебный курс: психология/ Под редакцией Е.И. Рогова, -М., 2004.

38. w*w. Школа и обучение. Ru21. w*w. Учитель и ученик. Ru

39. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

40. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.:

Просвещение,1971.

41. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы- Ростов н/Д, 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика