Курсовая работа

«Изучение приложений производной в школьном курсе математики»

  • 70 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИРАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6

1.1 История возникновения профильного обучения в России и за рубежом 6

1.2 Профильное обучение на современном этапе развития образования 8

1.3 Проблемы профильного обучения 12

1.4 Профильный экзамен по математике в школе 15

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ» В КЛАССАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ 17

2.1 Сравнительный анализ стандартов среднего общего образования по математике базового и профильного уровней 17

2.2 Изучение темы «Приложение производной» в классах физико-математического профиля 20

2.2 Особенности преподавания темы «Приложение производной» в классах гуманитарного профиля 33

2.3 Использование компьютерных технологий при изучении темы «Приложение производной» 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Для жизненной самореализации учащихся и для продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Роль и место математики в науке и жизнедеятельности общества, ценность математического образования, понимание предмета обуславливают цели математического образования.

Для выбора уровня математической подготовки необходимо учитывать способности и потребности учащихся, их самоопределение по будущей профессии. Поэтому учащиеся, готовящиеся к естественно-научным, математическим специальностям должны иметь возможность обучаться по программе углубленного курса математики. Кроме обеспечения прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – основной задачей обучения математике в школе, «углубленное изучение математики в учебном процессе предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой» [18, с.24].

На самоопределение учащихся большое влияние оказывают факультативные занятия, курсы по выбору, классы с различными уклонами – физико-математическим, гуманитарным.

Тема «Производная и ее приложения» является одной из важнейших тем в курсе математики в старших классах, поскольку само явление производной имеет широкое применение в геометрии, алгебре, физике и экономике и позволяет решать многие задачи.

Всё выше изложенное подтверждает актуальность темы данной работы. Цель данного исследования – выявить особенности изучения темы

«Приложения производной функции» в классах разного профиля.

Объектом исследования является процесс обучения математике в классах разного профиля.

Предмет – особенности изучения приложений производной в классах физико-математического и гуманитарного профилей.

Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:

 выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы;

 провести анализ учебной и учебно-методической литературы по теме

«Производная» в учебниках для учащихся классов разного профиля;

 рассмотреть особенности изучения темы «Приложение производной» в классах разного профиля;

 рассмотреть возможности компьютерных технологий при изучении темы «Приложение производной»;

– представить набор задач с решениями для классов разного профиля.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной и методической литературы по теме исследования; анализ школьных учебников; использование информационных технологий для изучения темы «Приложение производной».

В процессе выполнения выпускной работы была определена её структура: введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обоснована актуальность, поставлены цели и задачи выпускной квалификационной работы, а также выделены методы для их решения.

В первой главе рассмотрена история возникновения профильного обучения как в России так и за рубежом. Раскрыты современные тенденции профилизации образования; рассмотрены основные проблемы профильного обучения; отдельно рассматривается профильный экзамен по математике.

Вторая глава посвящена практическому исследованию поставленной проблемы на примере производной и ее приложения. Для этого проанализированы стандарты образования и тематическое содержание школьных учебников, рассмотрены информационные технологии как одно из средств эффективного обучения данной теме.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Также работа содержит приложения, в которых приведены примеры задач практического содержания.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 История возникновения профильного обучения в России и за рубежом

Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель  подготовка в университет) и реальная (цель  подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения). Специализация учащихся начиналась очень рано  в первом классе, что было со временем признано ошибочным.

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки реформы образования в 1915-1916 гг., осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.

В 1918 г. советским правительством было принято Положение о единой трудовой школе, среди прочего предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. Были выделены три направления:

гуманитарное, естественно-математическое и техническое. К сожалению, многие задачи, поставленные создателями новой школы, оказались нереализованными. После долгих педагогических экспериментов, не оправдавших возлагаемых на них надежд, было решено вернуться к общеобразовательной школе и классно-урочной системе занятий.

В 1958 г. на заседании Академии педагогических наук с докладом о введении фуркации в старших классах средней школы, выступил профессор Н.К. Гончаров. Он отметил недостатки сложившейся системы обучения и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников.

Предполагалось создание следующих четырех отделений: физико-технического, химико-технического, естественно-агрономического и гуманитарного. Однако проект осуществлен не был.

В 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов.

Факультативные занятия на какое-то время прижились в школе, хотя их введение сопровождалось определенными трудностями.

В конце 1980-х  начале 1990-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивали специализированные (в известной мере,

профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Таким образом, отечественная школа имеет некоторый опыт массового дифференцированного обучения, а также весьма богатые традиции элитарного профильного обучения  ориентированного на небольшую по численности группу способных учащихся. Этот опыт требует критического осмысления в условиях современного реформирования образования России [14, с. 75].

В европейской системе образования всем учащимся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе дается примерно одинаковая подготовка, а к седьмому году обучения учащийся должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Здесь предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля:

академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка.

В данной работе проведен анализ 7 учебников для различных профилей в старшей школе по алгебре и началу анализа. 4 комплекта предназначены для классов с физико-математическим профилем, а 3 – для гуманитарного профиля.

Рассмотрены различия в реализации темы «Приложение производной» в зависимости от профиля класса.

В настоящее время профилизация классов находит все больший отклик в школах. К старшему звену школы учащиеся уже осознанно делают выбор и решают, что им более интересно. Поэтому, безусловно, алгебра и начала анализа в профильных физико-математических классах преподаются глубже, чем в обычных, затрагивая начала теории вероятности и статистики.

Цель работы достигнута: были рассмотрены особенности содержания и методики преподавания темы «Приложение производной» в классах различных профилей – гуманитарного, физико-математического.

В результате были решены следующие задачи.

Изучены и проанализированы учебники по математике для старших классов гуманитарного и физико-математического профиля.

Выделены методические рекомендации по проведению занятий в гуманитарных классах и физико-математических классах.

Показано применение изучаемого понятия в области предмета, являющегося профильным.

Использование практико-ориентированных задач, содержание которых отражает факты предмета, являющегося профильным (см. Приложение). Задачи в приложении нацелены на классы разных профилей: применение производной в физике, электротехнике, химии и биологии нацелено на учащихся физико-математического профиля, а решение задач с производной из разделов экономики, географии – для гуманитарного профиля.

Для разных профилей используются и разные методы преподавания данной темы. Так, для гуманитариев больше применялось объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, выполнение индивидуальных заданий. Для физико-математического профиля - решение проблемных, исследовательских задач.

Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные, математики чаще действуют совершенно индивидуально.

Кроме того, в работе рассмотрена возможность реализации компьютерных технологий, позволяющих сделать процесс обучения этой теме более наглядным и запоминающимся. Принцип наглядности вообще является одним из главных при изучении этой темы, особенно стоит отметить его значимость в классах с гуманитарным профилем.

Тема «Приложение производной» является одной из важнейших тем в курсе алгебры для старшеклассников, поскольку смысл производной в экономике, математике, физике и геометрии. Именно поэтому данная тема должна быть понятна ученикам не только классам физико-математического профиля, но и гуманитариям.

1. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; Под ред.А.Г. Мордковича. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2014. - 432 с.

2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. -

М.: Просвещение, 2014. - 464 с.

3. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.

4. Бакиева Ф.Г. Интегрированный урок по математике с информатикой по теме: «Правила дифференцирования. Применение производной» [Текст]: Ф. Г. Бакиева // 1 сентября: Математика. – 2003. - №4. – С. 23-31.

5. Башмаков, И. М. Математика 10-11 [Текст]: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля / М. И. Башмаков – М.: Просвещение. -2004 г. – 336 с.

6. Башмаков М. Профили и уровни обучения математике. \\ Математика. - 2006. - №14 - с.18-21.

7. Бутузов В.Ф. Математика 10 [Текст]: учебное пособие для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф.Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. – М.: Просвещение. - 1995 г. – 236 с.

8. Бутузов В.Ф. Математика 11 [Текст]: учебное пособие для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф.Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. – М.: Просвещение. - 1995 г. – 254 с.

9. Вергелес Г.И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. [Текст]:Г. И. Вергелес / межвузовский сборник научных трудов. – Л: Ленинградский пед. Университет имени А. И. Герцена. – 1987. – С. 51-58.

10. Виленкин Н. Я. Алгебра – 10: для классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Часть 2 [Текст] / Н. Я. Виленкин. – Абакан.: Редакционно-издательский отдел АГПИ имени Н.Ф.Катанова, 1993. – 165с.

+ еще 51 источник

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение приложений производной в школьном курсе математики»
Раздел: Математика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 70
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика