Курсовая работа
«Роль семьи в воспитании личности ребенка»
- 41 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ…5
1.1.Семья как важнейший институт социализации….5
1.2. Влияние семьи на развитие личности и социализация личности….10
1.3. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка…15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I….23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…. .24
2.1 Организация и методы исследования….24
2.2 Результаты исследования и их анализ.…27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….40
ПРИЛОЖЕНИЯ…
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Целью работы является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.
Объектом работы является процесс развития личности ребенка
Предметом - процесс воспитания личности ребенка в семье.
Гипотеза: предполагается, что стили родительских отношений, негативные поведенческие реакции, влияют на формирование определенных черт личности ребенка, способствуют дисгармоничному развитию личности в целом.
Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи.
1. Охарактеризовать сущность семьи как важнейший институт социализации;
2. Выявить роль семьи на формирование личности ребенка;
3. Изучить типы семейных отношений и их влияние на формирование личности ребенка
4. Провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка;
5. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.
Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Т.В. Андреева, М. Буянов, Н.В. Бондаренко, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.
В работе использованы следующие методы:
-теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;
-метод опроса;
-тест «Рисунок семьи»;
-тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Как основная ячейка общества семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого. Отец и мать выполняют разные воспитательные функции, которые обусловлены рядом причин, обусловленных социальными нормами поведения, историческими и культурными особенностями. Функции семьи означают руководство семейной командой или ее отдельными членами и выражают социальную роль и характер семьи.
С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты» [4, с.227].
По мнению Л.Б. Шнейдер, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация [33, с.56].
На функции се мьи влияют т акие фактор ы, как соц иальные требо вания, мор альные нор мы и семей ное право, а т акже реаль ная государст венная под держка сем ьи. Поэтому н а протяжен ии всей истор ии человечест ва функции се мьи не ост авались не изменными: со вре менем появ ляются нов ые, те, котор ые возникл и раньше, у мирают или н аполняются дру гим содерж анием. В н астоящее вре мя нет обще принятой к лассификац ии семейны х функций.
Ряд авторо в, опираяс ь на конце пцию систе много подхо да (И.С. Ко н, Л.В. По пова, Э.Г. Э йдмиллер, А. А. Кроник, В. В. Столин, Э. Фро мм, В. Сат ир и др.), в ыделяют фу нкционально-ро левую стру ктуру семь и, жизненн ый цикл се мьи, супру жеские отно шения. Одн ако исследо ватели еди нодушны в о пределении т аких функц ий семьи, к ак продолже ние рода (ре продуктивн ая), хозяйст венная, восст ановительн ая (рекреат ивная), вос питательна я.
По словам Т. М. Андреево й «Семья соз даёт у чело века понят ие дома не к ак помещен ия, где он ж ивёт, а ка к чувства, о щущение мест а, где его ж дут, любят, це нят, поним ают и защи щают. Семье пр инадлежит ос новная рол ь в формиро вании нравст венных нач ал, жизнен ных принци пов ребенк а. Семья соз дает личност ь или разру шает ее, во в ласти семь и укрепить и ли подорват ь психичес кое здоров ье ее члено в. Семья поо щряет одни л ичностные в лечения, о дновременно пре пятствуя дру гим, удовлет воряет или пресе кает личные потреб ности. Сем ья структур ирует возмо жности дост ижения безо пасности, у довольстви я и саморе ализации. О на указывает гр аницы идент ификации, с пособствует по явлению у л ичности обр аза своего « Я» [25, с.116].
Итак, анал изируя рол ь семьи в вос питании ребе нка, можно с казать, что се мья являетс я тем соци альным инст итутом, то й ячейкой об щества, в которо й происход ит становле ние личност и во всех на правлениях: ф изическом, тру довом, духо вном, нравст венном, эстет ическом. Семья является тем первым до мом, в которо м человек в ырастает и по лучает пер вые жизнен ные уроки, в которо м он получ ает поддер жку и помо щь, в которо м учится л юбви к миру и к л юдям и о которо м у него со храняются н а всю жизн ь самые добр ые и светл ые воспоми нания, согре вающие его сер дце и укре пляющие свет лую волю в с амые трудн ые моменты ж изни.
Семья - это ве дущий фактор р азвития лич ности ребе нка, от которо го во много м зависит д альнейшая су дьба челове ка. Первое, что х арактеризует се мью как фа ктор воспит ания, - это ее вос питательна я среда, в которо й естестве нно организуетс я жизнь и де ятельность ребе нка.
Результаты исс ледования ро ли семьи в вос питании лич ности показ али: больш инство дете й (у 70% дете й) в иссле дуемых сем ьях, наряду с б лагоприятно й ситуацие й, проявля ют тревожност ь, чувство не полноценност и в семейно й ситуации с вязанную с вз аимоотноше ниями в се мье, конфл иктность. В ысокий уро вень детско-ро дительских от ношений – в ыявлен у 10% се мей (состо яние в сем ье благопр иятное). Н изкий урове нь детско-ро дительских от ношений у 20% - это се мьи, в котор ых резко в ыражена тре вожность дете й, а также дет и испытыва ют чувство не полноценност и и враждеб ность.
По результ атам метод ики А.Я. В арга и В.В. Сто лин сделан в ывод о том, что о птимальные ро дительские от ношения наб людаются в 30% се мьях; к не йтральному уро вню отнесе ны - 50% се мей; родите льские отно шения, котор ые носят отр ицательный х арактер, про являются в 20% се мьях.
Преобладающими т ипами восп итания явл яется «коо перация», с амый благо приятный т ип воспита ния в семье и «с имбиоз» - котор ый являетс я
1. Бахтиярова, Н. Н. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 279-281. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/144/6577/ (дата обращения: 24.06.2020).
2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н.Бардиан— М., 1972. — 236с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с. 4.
4. Борисова, Л. В. Семья как основа становления личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения: 22.06.2020).
5. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2014.- 365 с.
7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 507 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2017. — 238 с.:
9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2018. - 176 с.
10. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.
+ еще 24 источника
Тема: | «Роль семьи в воспитании личности ребенка» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Семья и ее роль в воспитании личности
Курсовая работа:
Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
Курсовая работа:
Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
Курсовая работа:
Семейные традиции в воспитании детей дошкольного возраста