Курсовая работа

«Роль семьи в воспитании личности ребенка»

  • 41 страниц(ы)
  • 408 просмотров
фото автора

Автор: отличник

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ…5

1.1.Семья как важнейший институт социализации….5

1.2. Влияние семьи на развитие личности и социализация личности….10

1.3. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка…15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I….23

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…. .24

2.1 Организация и методы исследования….24

2.2 Результаты исследования и их анализ.…27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Целью работы является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.

Объектом работы является процесс развития личности ребенка

Предметом - процесс воспитания личности ребенка в семье.

Гипотеза: предполагается, что стили родительских отношений, негативные поведенческие реакции, влияют на формирование определенных черт личности ребенка, способствуют дисгармоничному развитию личности в целом.

Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи.

1. Охарактеризовать сущность семьи как важнейший институт социализации;

2. Выявить роль семьи на формирование личности ребенка;

3. Изучить типы семейных отношений и их влияние на формирование личности ребенка

4. Провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка;

5. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.

Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Т.В. Андреева, М. Буянов, Н.В. Бондаренко, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.

В работе использованы следующие методы:

-теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

-метод опроса;

-тест «Рисунок семьи»;

-тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Как основная ячейка общества семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого. Отец и мать выполняют разные воспитательные функции, которые обусловлены рядом причин, обусловленных социальными нормами поведения, историческими и культурными особенностями. Функции семьи означают руководство семейной командой или ее отдельными членами и выражают социальную роль и характер семьи.

С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты» [4, с.227].

По мнению Л.Б. Шнейдер, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация [33, с.56].

На функции се мьи влияют т акие фактор ы, как соц иальные требо вания, мор альные нор мы и семей ное право, а т акже реаль ная государст венная под держка сем ьи. Поэтому н а протяжен ии всей истор ии человечест ва функции се мьи не ост авались не изменными: со вре менем появ ляются нов ые, те, котор ые возникл и раньше, у мирают или н аполняются дру гим содерж анием. В н астоящее вре мя нет обще принятой к лассификац ии семейны х функций.

Ряд авторо в, опираяс ь на конце пцию систе много подхо да (И.С. Ко н, Л.В. По пова, Э.Г. Э йдмиллер, А. А. Кроник, В. В. Столин, Э. Фро мм, В. Сат ир и др.), в ыделяют фу нкционально-ро левую стру ктуру семь и, жизненн ый цикл се мьи, супру жеские отно шения. Одн ако исследо ватели еди нодушны в о пределении т аких функц ий семьи, к ак продолже ние рода (ре продуктивн ая), хозяйст венная, восст ановительн ая (рекреат ивная), вос питательна я.

По словам Т. М. Андреево й «Семья соз даёт у чело века понят ие дома не к ак помещен ия, где он ж ивёт, а ка к чувства, о щущение мест а, где его ж дут, любят, це нят, поним ают и защи щают. Семье пр инадлежит ос новная рол ь в формиро вании нравст венных нач ал, жизнен ных принци пов ребенк а. Семья соз дает личност ь или разру шает ее, во в ласти семь и укрепить и ли подорват ь психичес кое здоров ье ее члено в. Семья поо щряет одни л ичностные в лечения, о дновременно пре пятствуя дру гим, удовлет воряет или пресе кает личные потреб ности. Сем ья структур ирует возмо жности дост ижения безо пасности, у довольстви я и саморе ализации. О на указывает гр аницы идент ификации, с пособствует по явлению у л ичности обр аза своего « Я» [25, с.116].

Итак, анал изируя рол ь семьи в вос питании ребе нка, можно с казать, что се мья являетс я тем соци альным инст итутом, то й ячейкой об щества, в которо й происход ит становле ние личност и во всех на правлениях: ф изическом, тру довом, духо вном, нравст венном, эстет ическом. Семья является тем первым до мом, в которо м человек в ырастает и по лучает пер вые жизнен ные уроки, в которо м он получ ает поддер жку и помо щь, в которо м учится л юбви к миру и к л юдям и о которо м у него со храняются н а всю жизн ь самые добр ые и светл ые воспоми нания, согре вающие его сер дце и укре пляющие свет лую волю в с амые трудн ые моменты ж изни.

Семья - это ве дущий фактор р азвития лич ности ребе нка, от которо го во много м зависит д альнейшая су дьба челове ка. Первое, что х арактеризует се мью как фа ктор воспит ания, - это ее вос питательна я среда, в которо й естестве нно организуетс я жизнь и де ятельность ребе нка.

Результаты исс ледования ро ли семьи в вос питании лич ности показ али: больш инство дете й (у 70% дете й) в иссле дуемых сем ьях, наряду с б лагоприятно й ситуацие й, проявля ют тревожност ь, чувство не полноценност и в семейно й ситуации с вязанную с вз аимоотноше ниями в се мье, конфл иктность. В ысокий уро вень детско-ро дительских от ношений – в ыявлен у 10% се мей (состо яние в сем ье благопр иятное). Н изкий урове нь детско-ро дительских от ношений у 20% - это се мьи, в котор ых резко в ыражена тре вожность дете й, а также дет и испытыва ют чувство не полноценност и и враждеб ность.

По результ атам метод ики А.Я. В арга и В.В. Сто лин сделан в ывод о том, что о птимальные ро дительские от ношения наб людаются в 30% се мьях; к не йтральному уро вню отнесе ны - 50% се мей; родите льские отно шения, котор ые носят отр ицательный х арактер, про являются в 20% се мьях.

Преобладающими т ипами восп итания явл яется «коо перация», с амый благо приятный т ип воспита ния в семье и «с имбиоз» - котор ый являетс я

1. Бахтиярова, Н. Н. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 279-281. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/144/6577/ (дата обращения: 24.06.2020).

2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н.Бардиан— М., 1972. — 236с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с. 4.

4. Борисова, Л. В. Семья как основа становления личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL: https://mo**ch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения: 22.06.2020).

5. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2014.- 365 с.

7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 507 с.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2017. — 238 с.:

9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2018. - 176 с.

10. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.

+ еще 24 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Роль семьи в воспитании личности ребенка»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика